Сделай Сам Свою Работу на 5

Зависимое и свободное население Киевской Руси





Содержание

 

 

1. Введение;

2. Социальный строй;

3. Зависимое и свободное население Руси;

4. Феодальная вотчина;

5. Городские поселения;

6. Хозяйство;

7. Торговля;

8. Разделение Руси на удельные княжества;

9. Заключение;

10. Список используемой литературы;

 

Введение.

 

История зарождения русского государства необычна – она во многом отличается от соответствующих этапов в развитии других стран мира. Возможно, это обусловлено особым географическим положением русских земель между Востоком и Западом, Азией и Европой. Но не менее очевидно и другое предположение: определенную роль сыграли неординарность мышления и необъяснимая для иностранцев сила духа восточных славян. «Древнее былинное время Руси стало эпохой не только суровой борьбы за существование, упорного труда, жестких войн и тяжелых потерь. Именно в это время развивалась древнерусская культура, которая стремительно достигла, а затем и превзошла византийский уровень».[1]

В период с 10 по 12 века в Киевской Руси произошел ряд событий, которые в дальнейшем очень повлияли на развитие государства. Например, Крещение Руси. Это событие я считаю одним из важнейших в данный период. Во-первых, на Руси появилась единая государственная религия, которая объединяла столь разноплеменное государство. Нужна была единая вера для единой власти. Во-вторых, с крещением Руси качественно изменилось ее международное положение. Русь языческую сменила Русь христианская, которая со временем на равных вошла в систему европейских христианских государств. И, в-третьих, христианство дало мощный толчок в развитии культуры. Вместе с единой религией в русские земли пришла письменность, стала складываться традиция летописания. Состоявшееся в 10 веке крещение Руси способствовало ускорению политического, социального, культурного и духовного развития восточных славян. «Принятие христианства Русью было, безусловно, исторически значимым событием, определившим, судьбу страны и ее народа на много столетий вперед».[2]



Также в это период был создан первый свод законов, который назывался Русская Правда. Его автором является Ярослав Мудрый, хотя свое дополнение внесли сыновья Ярослава и Владимир Мономах. Русская Правда регулирует многие стороны в жизни общества – делает священной частную месть, определяет откуп за различные преступления, допускает судебный поединок, устанавливает кроме княжеских судей суд из 12 граждан.



Некоторые историки считают, что этот период был самый смутный в истории Русской земли период. Стремление князей владеть уделами продолжало преобладать над идеей политического единства, территория Руси подверглась разделам. Все это привело к ослаблению Киева. С падением Киевского княжества русская земля лишилась своего исторического центра, поэтому общественно-политическая активность сосредоточилась в княжествах, которые прежде считались окраинами

 

Социальный строй

 

Древнерусское государство можно отнести к раннефеодальным монархиям. Во главе стоял великий князь. Он постепенно возвысился над подчиненными местными племенными князьями и над своим окружением («всяким княжьем»). Они стали вассалами великого князя, обязанными ему службой и наделенными правами, привилегиями и землями. Княжеская власть была центральным элементом в структуре государственной власти. Великий князь – глава государства, был высшим судьей и законодателем, управителем и защитником земли. В его ведении была внутренняя и внешняя политика, вопросы войны и мира. «На князя возлагалась защита интересов общества в целом, поддержание своеобразного социального равновесия, позволяющего избежать губительных потрясений, оборона земли».[3] Киевский князь правил, рассаживая своих сыновей и родственников по землям – волостям. Наместники великого князя, управлявшие небольшими городами, назывались тысяцкими и посадниками. Внутри своей волости такой князь обладал большими правами: он правил, судил, собирал дань – княжил. Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществляли специальные дружинники, называвшиеся мечниками, вирниками. Но власть местных князей была ограничена в пользу киевского князя. Однако и власть самого великого князя не была абсолютной. Он должен считаться с волеизъявлением свободного сельского и городского населения земли – волости, которое собиралось на народное собрание – вече.



Вече, не обращая внимания на порядок наследования, могло призывать на княжение угодного ему князя; могло отказать князю и заставить его покинуть престол; могло не поддержать то или иное начинание князя и построить с ним взаимоотношения на договорных началах, заключив с ним договор –ряд. Никакой закон не определял компетенцию вече: оно действовало исходя из традиций, которые предполагали участие вече в решении наиболее важных для волости проблем, к которым относились, прежде всего, вопросы взаимоотношения с князем и войны и мира. Князья вынуждены были считаться с волей вече, за которым стоял вооруженный народ – народное ополчение. Разумеется, оно уступало в вооружении и выучке профессиональным воинам – дружинникам. Но ополчения были сильны своей многочисленностью, готовностью сражаться до конца, отстаивая интересы земли. Но по мере развития общества и укрепления власти князя значение вече в отдельных землях постепенно падает.

Одновременно вокруг князя складываются дружины – группы боевых постоянных соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Дружина представляла собой военный класс общества. Каждый из князей опирался на свою дружину. Князь славен и силен своей дружиной. Он пирует вместе с ней, прислушивается к ее мнению. «Тесная связь великого князя с боярами и дружинниками побуждала его искать поддержки, прежде всего именно у этой части общества. Княжеская власть, таким образом, наделяется еще одной функцией – оберегать интересы слоев имущих и правящих».[4] Князь решал проблему их содержания, награждал за службу. Само многочисленной и сильной была дружина великого князя, великокняжеская дружина.

Дружина делилась на старшую (высшую) и младшую (низшую) дружину. Старшая дружина состояла преимущественно из бояр и мужей, которые были ближайшими советниками и помощниками князя: с ними он держал совет, думу, им он давал разнообразные ответственные поручения, отправлял по городам посадникам. Совет из князей и старших дружинников составлял боярскую думу при великом князе, который собирал ее для принятия важных решений: выступление в поход, заключение мира и т.п. Появление дружины не означало на первых порах ликвидации всеобщего вооружения народа, ополчения. Но создавало предпосылки для этого процесса.

Младшая дружина состояла из людей менее знатных или еще не успевших возвыситься своими заслугами и попасть в думу, т.е. отроки, детские. Они выполняли поручения, нередко схожие с боярскими, но всегда менее значительные. Младшие дружинники – это, прежде всего воины, хорошо вооруженные и наученные воинскому ремеслу. Выделение дружины – существенный этап в создании классового общества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

Основной общественной ячейкой землевладельческого населения продолжала оставаться вервь – соседская община. Она могла состоять из одного большого или нескольких небольших поселений. Каждая община владела своей территорией, на которой жили несколько семей, иногда они исчислялись десятками. Дома были небольшие, типа полуземлянок: пол на метр – полтора ниже уровня земли. Площадь такой полуземлянки была обычно невелика, примерно 10 – 12 м2. Все владения общины делились на общественные и личные. Личной собственностью каждого человека являлись дом, инвентарь, приусадебная земля, скот. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками. Важнейшие вопросы в жизни родовой общины решались на народных собраниях – вечевых сходах. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвавший связи с общиной, и не пользовавшийся ее покровительством и не имевший права на пользование общинной землей назывался изгоем.

В связи с тем, что обработка земли стала возможна силами одной семьи, существование прочных родовых коллективов стало излишним. Выходцы из родовой общины больше не были обречены на гибель, так как могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов. Распаду первобытно - общинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники военных походов получали большую часть военной добычи. Из-за выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель, также возникал класс феодалов. А также расширению феодального землевладения способствовали прямые захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати.

 

 

Зависимое и свободное население Киевской Руси

С развитием феодального землевладения, экономического и политического роста появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населения от землевладельца. В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное рабство, не игравшее значительной роли в экономике страны. В рабство попадали, прежде всего, пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга.

Рабы назывались холопами или челядью. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством. Зависимый крестьянин должен был обрабатывать не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала. Он являлся также собственником жилища, орудий труда и т.д. Холопы по своему положению близкие к рабам. Источники холопства были достаточно разнообразны: плен, рождение в холопстве, продажа в холопство и т.д. Холопами становились вольные люди, утратившие по каким-то причинам свой прежний статус. Многие холопы были доверенными слугами своих господ и занимали привилегированное положение. Военные холопы сопровождали своих господ в военных погодах. Их положение было достаточно высоким. Но основная масса холопов составляла низы общества, была неполноправна и подвергалась эксплуатации. Однако холопство в Киевской Руси отличалось от античного рабства. Оно было смягчено христианством. Например, за убийство холопа осуждалось церковью.

Также распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от землевладельца купу – помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян или орудий труда и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Другой термин, относящийся к зависимым людям – рядович, т.е. человек, заключивший с феодалом определенный договор – ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду. Нарушение или невыполнение обязательств этими категориями людей грозило им полным холопством. Известно, что во владениях феодалов трудилисьсмерды. Долгое время считалось, что именно они составляют массу сельского населения. Однако это не так. Свободный смерд – общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления он нес личную имущественную ответственность. Основной фигурой Киевской Руси были свободные общинники, люди, жизнь была защищена в «Русской правде» штрафом в 40 гривен, тогда как жизнь холопа оценивалась в 5 гривен. Жизнь смерда ценилась наравне с жизнью холопа. Все это говорит о том, что смерд – человек несвободный, несший повинность в пользу князя.

Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимого населения. Об этом свидетельствует и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег – превращение в полного холопа. Но все же в Киевской Руси оставалось довольно значительное количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства.

 

Феодальная вотчина

В 10 – 12 веках в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение, Формой земельной собственности становится вотчина (т.е. отцовское владение), не только отчуждаемая с правом купли – продажи, но и передаваемая по наследству.

Княжеское хозяйство – это целый хозяйственный комплекс, куда входят поля, луга с сенокосами, луга, огороды, сады, бортные и охотничьи угодья. В центре хозяйства находится княжеский двор с жилыми и хозяйственными постройками, с многочисленной челядью. Но господский двор это не только место проживания владельца, но и центр управления зависимым населением, которое проживает в селах и деревнях. Различными отраслями хозяйства занимаются специальные управляющие – тиуны и ключники. Во главе всей вотчинной администрации стоит огнищанин. Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники, обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Какая-то часть крестьян отрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк. Однако значительное число жителей составляли независимые от бояр крестьяне – общинники, платившие дань в пользу государства великому князю. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг.

Весь это комплекс, в основе которого лежит натуральное хозяйство, называется феодальная вотчина. Именно в вотчине выразились черты, характерные для феодального способа производства. Непременный элемент феодального способа производства – феодальная поземельная собственность. Однако само владение землей не обеспечивает существование феодалов, необходимо заставить трудиться на земле земледельца. Землевладельцы, опираясь на дарованные властью права и привилегии, все чаще прибегают к принуждению, заставляя трудиться на себя население вотчин. Феодальная зависимость – еще один необходимый элемент феодального способа производства. Феодализм характеризуемся полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения.

Киевская Русь – раннефеодальное общество. Было бы ошибочно преувеличивать степень развития феодализма. «Подобно христианству, проступавшему редкими островками в языческом океане, феодальные вотчины долгое время существовали в окружении свободных общин»[5]. Тем не менее, важно качество, а не количество: феодальные отношения определили направление развития древнерусского общества и государства.

Незрелость феодальных отношений, сочетание и переплетение в общественном строе элементов старого и нового дали основание историкам характеризовать древнерусское общество как раннефеодальное.

В 11 веке все большее значение для господствующих слоев приобретает земельная собственность. Наряду с княжеским возникает боярское и церковное землевладение. Земля чаще всего присваивалась князем силой, забиралась у общинников. С упрочнением представления, что князь является собственником земли, получает распространение практика земельных пожалований.

Городские поселения

 

Древняя Русь была страной сельской, как и большинство европейских стран в эпоху феодализма. Тем не менее, город занимал важное место на Руси. Например, к началу 11 века их насчитывалось около 20 – 25, при этом численность населения городов была небольшая – примерно 1 – 1,5 тысячи человек. Выделялись лишь крупные центры, которые со временем превратились в самостоятельные княжения. Наиболее известные из них: Киев, Новгород, Рязань, Суздаль. Скромная для нашего времени численность населения, например в Киеве к середине 13 века более 40 тысяч человек, была впечатляющей для средневековья. Киев уступал Парижу, но превосходил Лондон и многие другие столицы.

Лучшим местом для возведения города считался высокий берег у слияния двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту от нападения кочевых племен и являлось удобным с точки зрения торговли. Крутые склоны берегов не застраивались и включались в городской пейзаж в своем естественном виде. «Сбегающие с возвышенных мест ручьи и овраги делили город на несколько холмов, на которых чаще всего возвышались храмы. Отсюда необычайное разнообразие городского пейзажа, индивидуальность облика каждого Русского города»[6].

К моменту расцвета Киевской Руси ведущее положение заняли города, которым удалось совместить ряд функций. Во-первых, возникнув в удобной географической точке, они стали торговыми и ремесленными центрами. Крупнейшие города возникали часто на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь «из варяг в греки». Во-вторых, это были города, ставшие административными, а если они были столицами княжений, то и политическими центрами. Здесь находился княжеский двор, откуда он управлял землей, и куда стекались налоги. Сюда же сходились военные отряды.

Археологические раскопки показали, что в русском городе преобладали усадебно - дворовые застройки. При этом дома городского населения были просторнее крестьянских изб. Богаче и разнообразнее была и утварь. Высоким был также уровень грамотности. Что свидетельствует о культурном развитии города. Но также как крестьянам, горожанам приходилось много трудиться (в ремесленных мастерских, на торгу). Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники и рабочие), наряду со свободными были и зависимые смерды. Доходом надо было делиться: дань – князю и его людям, десятину – церкви. Трудно сказать, сколько из заработанного доставалось семье, но обращение к ростовщику и кабала были явлениями распространенными. Городское население тоже попадало в зависимость от княжеской администрации или верхушки. Укрепленная центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, нередко придавала городам военно-стратегическое значение. Эта часть города называлась кремлем. Как правило, кремль со всех сторон был окружен водой. К нему примыкалислободы – поселения ремесленников. Историки спорят о существовании цехов в городах. Ученые считают, что профессиональная и территориальная общность располагала к совместным действиям. Такие поселения вблизи городов часто организовывали крупные феодалы. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы: например временное освобождение от налогов и т.д. Поэтому такие поселения называли также свободами. Эта часть города называлась посадом.

Средневековый город не был отгорожен, как в более поздние времена, от сельской округи. «Связанный с селом тысячью нитями, город выступал как глашатай, выразитель воли всей земли – волости, с которой вынуждены были считаться местные князья и даже киевский князь».[7]

В крупных городах сосредотачивалась жизнь. Но не только потому, что они служили княжеской резиденцией. В городе существовало народное собрание – вече. А также города – это центры культурной и церковной жизни. В Киеве, например, находился двор митрополита, в других крупных городах – кафедры епископов.

Соединение всех этих элементов отражалось даже на внешнем облике города. Здесь были дворы феодалов и купечества, духовенства и княжеской администрации. Больше всего дворов было за посадско – ремесленным населением.

Несомненно, что многие ремесленники уже работали на рынок. Это первые признаки мелкотоварного производства вовсе не противоречат факту господства в раннем средневековье натурального хозяйства. При натуральном хозяйстве все производится не для рынка, а для внутреннего употребления.

Конечно, древнерусские города отличались от западноевропейских, но различия эти еще не были настолько существенными, чтобы говорить о принципиально ином пути развития городов Киевской Руси. По интенсивности хозяйственной жизни они мало в чем уступали европейским городам. Город выступал носителем нового. Это связано с особенностями городской жизни, ее укладом, скоплением здесь материальных и духовных ценностей, с более напряженным и быстрым ритмом. Горожане имели возможность вмешиваться и влиять на события через народное собрание.

 

Хозяйство

Средневековая Русь – это сельская Русь. Основной тип поселений – небольшие неукрепленные деревни и села, в которых проживало абсолютное большинство население. Жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.

Основу хозяйства составляло пашенное сельское земледелие. На юге пахали в основном плугом или ралом с двойной упряжкой волов. Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различием в природно-климатических условиях, плодородием почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели более давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья. На севере – сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми.

Важная роль скотоводства видна из того, что в древнем русском языке слово «скот» означало также деньги. У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Они разводили коз, коров, лошадей, овец, свиней, домашнюю птицу. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе – лошадей.

Важное место в хозяйстве восточных славян занимали охота, рыболовство и бортничество. Бортничество - это не просто сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами («бортями») и даже их создание. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Развитию рыболовства способствовало то обстоятельство, что славянские племена обычно селились по берегам рек.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками. При которых были обнаружены семена злаков: ячмень, просо, рожь, и огородных культур: репа, капуста, морковь, свекла, редька. Выращивались также и технические культуры: лен, конопля.

Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла – обработка льна, конопли, дерева и железа. Собственное ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.

 

Торговля

Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников, оружейников, кузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. С развитием торговли увеличился спрос на пушнину. Большую роль в экономике восточных славян, как во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного слоя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками. Что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей. Внутренняя торговля состояла в том, что ремесленные изделия менялись на сельскохозяйственные.

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь «из варяг в греки». Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно это путь сложился к 9 веку. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.