Сделай Сам Свою Работу на 5

Факторы повышения рентабельности





ЛЕКЦИЯ 14. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Понятие и виды рентабельности.

Факторы повышения рентабельности.

Безубыточный уровень производства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рентабельность; рентабельность отдельных видов продукции; рентабельность продукции; рентабельность производства: общая, расчетная; рентабельность производственных ресурсов; уровень (точка) безубыточности; маржинальный доход, или маржа; коэффициент маржинальной прибыли.

 

Понятие и виды рентабельности.

Основная цель предпринимательской деятельности – обеспечение прибыльности, которая характеризуется абсолютными и относительными показателями:

Абсолютныйпоказатель прибыльности – сумма прибыли;

Относительный показатель прибыльности – уровень рентабельности.

 

Рентабельность отражает эффективность деятельности предприятия.

Рентабельность– качественный показатель, характеризующий уровень отдачи затрат или использования экономических ресурсов предприятия в процессе производства и реализации товаров, работ, услуг.

В общем виде рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к затратам или стоимости ресурсов, использование которых обеспечило формирование данной прибыли.



В экономике предприятия при определении уровня рентабельности используют стоимостные показатели выпуска продукции, суммарную стоимость производственного потенциала и стоимостные эквиваленты экономических ресурсов, применяемых в производстве.

 

Различают:

рентабельность продукции;

рентабельность производства;

рентабельность производственных ресурсов.

Рентабельность продукциипоказывает эффективность производственных затрат, связанных с выпуском продукции:

Рентабельность отдельных видов продукции ( ):

де – цена i-го вида продукции, грн./ед.;

– полная себестоимость і -го вида продукции, грн./ед.

Рентабельность продукции ( ) характеризует эффективность затрат на ее производство и сбыт:

де – прибыль от реализации, грн.;

– полная себестоимость реализованной продукции, грн.

Рентабельность производства продукции, определяемая в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности:



где – прибыль, определяемая как «Финансовые результаты» по отдельным видам продукции;

– производственная себестоимость продукции;

– признанные (распределенные) административные затраты и признанные затраты на сбыт.

 

Рентабельность производстваотображает эффективность использования производственных фондов предприятия:

Общая

где – общая прибыль.

 

Расчетная

где – чистая прибыль;

– среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

– среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.

Рентабельность производственных ресурсовотражает эффективность использования отдельных видов производственных ресурсов.

где – стоимость отдельных видов производственных ресурсов, которая определяется:

среднегодовой стоимостью основных фондов;

среднегодовой стоимостью нормируемых оборотных средств;

годовым фондом заработной платы;

объемом материальных затрат.

Факторы повышения рентабельности

Пределы рентабельности в настоящее время не устанавливаются, но при оценке уровня рентабельности используются средние показатели по аналогичным видам экономической деятельности.

Основные факторы повышения рентабельности:

- рост прибыли;

- снижение себестоимости;

- снижение затрат на производство продукции;

- уменьшение стоимости основных производственных фондов;

- снижение остатков нормируемых оборотных средств.

Факторы, влияющие на рентабельность, могут классифицироваться по следующим признакам.



Различают внешние и внутренниефакторы:

ž внешние– не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать существенное влияние на производство;

ž внутренние – непосредственно зависят от деятельности предприятия и характеризуют его особенности.

 

Внутренние факторы разделяются на производственные и внепроизводственные:

- производственные– отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса: средства труда, предметы труда и собственно труд;

- внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претенциозной и другими аналогичными видами деятельности предприятия.

 

При проведении углубленного анализа по каждому из указанных элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов:

экстенсивные отображают:

- объем производственных ресурсов (например, изменения численности работающих, стоимости основных фондов, запасов товарно-материальных ценностей);

- их использование во времени (изменения длительности рабочего дня, коэффициента сменности работы оборудования и др.), непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери в отходах и т.п.).

интенсивныеотображают:

- эффективность использования ресурсов;

- повышение квалификации работающих;

- производительность оборудования;

- ускорение оборота основных и оборотных средств;

- внедрение прогрессивной технологии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.