Факторы повышения рентабельности
ЛЕКЦИЯ 14. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
Понятие и виды рентабельности.
Факторы повышения рентабельности.
Безубыточный уровень производства.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рентабельность; рентабельность отдельных видов продукции; рентабельность продукции; рентабельность производства: общая, расчетная; рентабельность производственных ресурсов; уровень (точка) безубыточности; маржинальный доход, или маржа; коэффициент маржинальной прибыли.
Понятие и виды рентабельности.
Основная цель предпринимательской деятельности – обеспечение прибыльности, которая характеризуется абсолютными и относительными показателями:
• Абсолютныйпоказатель прибыльности – сумма прибыли;
• Относительный показатель прибыльности – уровень рентабельности.
Рентабельность отражает эффективность деятельности предприятия.
Рентабельность– качественный показатель, характеризующий уровень отдачи затрат или использования экономических ресурсов предприятия в процессе производства и реализации товаров, работ, услуг.
В общем виде рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к затратам или стоимости ресурсов, использование которых обеспечило формирование данной прибыли.
В экономике предприятия при определении уровня рентабельности используют стоимостные показатели выпуска продукции, суммарную стоимость производственного потенциала и стоимостные эквиваленты экономических ресурсов, применяемых в производстве.
Различают:
• рентабельность продукции;
• рентабельность производства;
• рентабельность производственных ресурсов.
Рентабельность продукциипоказывает эффективность производственных затрат, связанных с выпуском продукции:
• Рентабельность отдельных видов продукции ( ):
де – цена i-го вида продукции, грн./ед.;
– полная себестоимость і -го вида продукции, грн./ед.
• Рентабельность продукции ( ) характеризует эффективность затрат на ее производство и сбыт:
де – прибыль от реализации, грн.;
– полная себестоимость реализованной продукции, грн.
• Рентабельность производства продукции, определяемая в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности:
где – прибыль, определяемая как «Финансовые результаты» по отдельным видам продукции;
– производственная себестоимость продукции;
– признанные (распределенные) административные затраты и признанные затраты на сбыт.
Рентабельность производстваотображает эффективность использования производственных фондов предприятия:
• Общая
где – общая прибыль.
• Расчетная
где – чистая прибыль;
– среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
– среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.
Рентабельность производственных ресурсовотражает эффективность использования отдельных видов производственных ресурсов.
где – стоимость отдельных видов производственных ресурсов, которая определяется:
среднегодовой стоимостью основных фондов;
среднегодовой стоимостью нормируемых оборотных средств;
годовым фондом заработной платы;
объемом материальных затрат.
Факторы повышения рентабельности
Пределы рентабельности в настоящее время не устанавливаются, но при оценке уровня рентабельности используются средние показатели по аналогичным видам экономической деятельности.
Основные факторы повышения рентабельности:
- рост прибыли;
- снижение себестоимости;
- снижение затрат на производство продукции;
- уменьшение стоимости основных производственных фондов;
- снижение остатков нормируемых оборотных средств.
Факторы, влияющие на рентабельность, могут классифицироваться по следующим признакам.
Различают внешние и внутренниефакторы:
внешние– не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать существенное влияние на производство;
внутренние – непосредственно зависят от деятельности предприятия и характеризуют его особенности.
Внутренние факторы разделяются на производственные и внепроизводственные:
- производственные– отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса: средства труда, предметы труда и собственно труд;
- внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претенциозной и другими аналогичными видами деятельности предприятия.
При проведении углубленного анализа по каждому из указанных элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов:
• экстенсивные отображают:
- объем производственных ресурсов (например, изменения численности работающих, стоимости основных фондов, запасов товарно-материальных ценностей);
- их использование во времени (изменения длительности рабочего дня, коэффициента сменности работы оборудования и др.), непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери в отходах и т.п.).
• интенсивныеотображают:
- эффективность использования ресурсов;
- повышение квалификации работающих;
- производительность оборудования;
- ускорение оборота основных и оборотных средств;
- внедрение прогрессивной технологии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|