Регулирование рынка услуг.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..2
§1. Состав и структура мирового рынка услуг…………………………………3
§2. Специфика международной торговли услугами…………………………...5
§3. Регулирование рынка услуг…………………………………………………6
§4. Виды международных услуг и сферы их реализации……………………..8
§5. Торговое посредничество в сфере услуг…………………………………...14
§6. Российские субъекты в сфере услуг………………………………………..15
Заключение ………………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………………...18
Введение.
Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций.
Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля- продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.
Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг. Предоставление услуг
– самая динамичная статья мировой торговли. В 90-е годы ХХ века доля всех видов услуг в ВВП развитых стран Запада была близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%. Одновременно наблюдалось увеличение занятых в сфере услуг: в США – около 80%, в России – около 45%.
Состав и структура мирового рынка услуг.
Как отмечалось выше, мировой рынок услуг состоит из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги обычно включают транспорт, связь, торговлю, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, бытовые жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, а также инженерно- консультационные услуги, информационные и вычислительные, рекламу, юридические, биржевые и посреднические услуги, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по изучению рынков и контролю за качеством: предпродажный и послепродажный сервис, техническое обслуживание, деятельность государственных учреждений, организаций и ведомств. В ряде стран к услугам причисляют и строительство. Следует иметь в виду, что в
России строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, розничная торговля, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовка, производственные виды бытового обслуживания включаются статистикой в сферу материального производства.
Мировая статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. По данным Международного валютного фонда все виды услуг оценивались в 1994 году в 11000 млрд. долларов. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось бы всего лишь семь – восемь лет по сравнению с
15 годами, которые были необходимы бы для аналогичного увеличения объема экспорта.
Доля экономически развитых стран на мировом рынке услуг составляет около 80%. Удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров всей мировой системы в начале 90-х годов ХХ века приблизился к 30%.
Среди причин, стимулирующих быстрое возрастание мирового рынка услуг, выделяются следующие:
. зрелая экономика и высокий уровень жизни повышают спрос на услуги;
. развитие всех видов транспорта стимулирует международную мобильность как предпринимателей, так и населения;
. новые формы связи, в том числе спутники, иногда позволяют заменить личные контакты продавцов и покупателей;
. ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, что ведет к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более
50% импорта. При этом на 4 страны – США, Великобританию, Германию и Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и импортируют 20% всех услуг). Это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика – на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром.
Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.
Рассматривая Россию, другие страны СНГ и Балтии, необходимо отметить, что хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база так же, как и недостатки хозяйственного механизма. Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.
Специфика международной торговли услугами.
Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.
Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.
Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).
В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.
В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).
Регулирование рынка услуг.
Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм.
Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.
Рост международной торговли услугами, особенно современными, превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.
К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций.
Существенную роль играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском союзе, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.
Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации (Организация международной гражданской авиации – ИКАО, Международная морская организация – ИМО, Всемирная туристическая организация – ВТО и др.), а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ОЭСР).
Основная идея США – крупнейшего поставщика услуг на мировой рынок заключалась в том, чтобы в регулировании услуг использовались те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.
На пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что поскольку потребление услуг и их производство осуществляются одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования. В области инвестирования ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле) использует национальный режим по отношению к иностранным фирмам, т.е. предоставляет им те же права, что и национальным производителям.
На практике это означает, что США, проводя дерегулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как правило, государственных) фирм.
Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся сохранить за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и прежде всего филиалов
ТНК, т.е. ориентируются на режим наибольшего благоприятствования.
Результатом переговоров Уругвайского раунда (с сентября 1986 по 15 декабря 1993 года) было достижение соглашения о либерализации торговли услугами. Расследованию подвергались услуги в области телекоммуникаций, филиалов и транспорта.
С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой составляющей части в пакет документов о создании
Всемирной торговой организации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|