Сделай Сам Свою Работу на 5

Налоговый статус юридических лиц.





Основы налогообложения

Налог – это обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Принципы взимания налога

1. Принцип обязательности.

2. Принцип индивидуальной безвозмездности.

3. Налог обеспечивается механизмом государственного принуждения.

 

Система налогов в РФ предусматривает 3 группы налогов:

1) Федеральные налоги, которые устанавливаются налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ (НДФЛ, НДС, налог на прибыль, ЕСН и др.)

2) Региональные налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов РФ и которые обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Законами субъектов РФ устанавливаются следующие элементы: налоговые ставки, налоговые льготы, порядок, сроки и формы уплаты (налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество организаций и др.).



3) Местные налоги, устанавливаются Налоговым кодексом и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, в которых определяются следующие элементы: налоговая ставка, налоговые льготы, порядок, сроки и формы уплаты (земельный налог и налог на имущество физических лиц).

Участники налоговых отношений

Участники налоговых отношений - это лица, обладающие правосубъектностью, т.е. у которых имеются субъективные права и обязанности в системе налоговых отношений.

Ø Государственные органы, имеющие определенные полномочия в сфере налогообложения (Федеральная налоговая служба, таможенные органы, Федеральное казначейство, банки и др.)

Ø Налогоплательщики – это лица, на которых законом возложена обязанность платить налог; выделяют следующие категории налогоплательщиков:

- организации

- индивидуальные предприниматели

- физические лица

В статье 20 налоговый кодекс вводит особую категорию налогоплательщиков – взаимозависимые лица - это лица, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или результаты деятельности налогоплательщиков.



Взаимозависимыми признаются лица:

o если одна организация участвует в имуществе другой организации и доля такого участия превышает 20%

o если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению

o если физические лица находятся в состоянии родства или брачных отношений

o суд признать лиц взаимозависимыми по иным основаниям, если они оказывают влияние на результаты сделок по реализации товара

Ø Налоговые агенты – это лица, на которых, в соответствие с законом, возложена обязанность исчислить, удержать налог у налогоплательщика и перечислить его в бюджет (работодатель).

Ø Сборщики налогов– это лица, которые принимают средства в уплату налогов и перечисляют их в бюджет.

Прежде чем взимать налог, государство в лице законодательных органов власти в нормативных документах устанавливает элементы налога.

Элементы налога:

СУЩЕСТВЕННЫЕ

ü Субъект налога – это налогоплательщик.

Отношения между государством и налогоплательщиками строятся по принципу резиденства.

Резиденты несут полную налоговую обязанность, и у них налогами облагаются доходы, полученные, как на территории данного государства, так и за рубежом.

Нерезиденты несут ограниченную налоговую обязанность и у них налогами облагаются доходы, полученные только на территории данного государства.

В РФ резиденство определяется ежегодно.

Налоговый статус физических лиц определяется в соответствие с тестом физического присутствия, в соответствие с которым лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, т.е. проживающие на ее территории не менее 183 дней в календарном году, являются резидентами.



Нерезиденты– это лица, не имеющие постоянного места жительства в РФ.

В тех случаях, когда временного критерия не достаточно для определения резиденства, например, возникает двойное резиденство, то используют следующие дополнительные признаки:

~ месторасположение привычного жилища

~ центр жизненных интересов

~ гражданство

Если в результате последовательного применения этих критериев не возможно определить резиденство, то вопрос решается в процессе переговоров налоговых и финансовых органов, заинтересованных государств.

Налоговый статус юридических лиц.

Резиденство у юридических лиц определяется на основе теста инкорпорации, в соответствие с которым все организации, зарегистрированные, как юридические лица в РФ, являются резидентами.

Для международных организаций последовательно применяют следующие тесты:

§ тест «место осуществления центрального управления и контроля»

§ тест «место осуществления текущего управления предприятием»

§ тест «деловой цели»

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях, как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя.

Личное участие налогоплательщика не лишает его права иметь представителя, так и участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в отношениях.

Законными представителями налогоплательщиков организаций являются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов (внешний представитель).

Законными представителями налогоплательщиков физических лицпризнаются лица, выступающие в качестве представителей в соответствие с гражданским законодательством РФ (сам человек, родители для несовершеннолетних, опекуны и т.д.).

Уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с участниками налоговых отношений на основании доверенности.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченное представительство может быть как возмездным, так и безвозмездным.

Доверенность может быть генеральной, специальной или разовой.

ü Объект налога – это те юридические факты, т.е. действия, события, состояния, которые обуславливают обязанность налогоплательщика платить налог.

ü Предмет налога представляет собой признаки фактического характера, которые обуславливают обязанность плательщика платить налог.

ü Налоговая база – это стоимостное или иное выражение объекта или предмета налога.

ü Единица налога – это определенный параметр, в котором выражается налоговая база (рубли, л.с., литры, т, шт. и т.д.)

ü Налоговая ставка – это размер налога на единицу налога. По виду налоговые ставки различают, как процентные, твердые (т.е. в рублях) и комбинированные.

По экономическому содержанию налоговые ставки делятся:

o маргинальные, которые непосредственно указаны в налоговых законах

o фактические, которые определяются, как отношение уплаченного налога к налоговой базе

o экономические, которые определяются как отношение уплаченного налога к полученному доходу

ü Налоговый период – это срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства.

ü Отчетный период – это период, за который представляется налоговая отчетность (это налоговая декларация).

ü Метод налогообложения – это порядок изменения налоговой ставки в зависимости от изменения налоговой базы.

Различают несколько методов налогообложения:

- равное налогообложение, при котором для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога

- прогрессивное налогообложение, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога (транспортный налог, в зависимости от мощности двигателя)

- регрессивное налогообложение, при котором с ростом налоговой базы снижается ставка налога (ЕСН)

- пропорциональное налогообложение, при котором устанавливается единая ставка налога, а сумма налога изменяется пропорционально налоговой базе.

ü Порядок уплаты налога включает в себя 3 составляющих:

- средства уплаты (налоги уплачиваются только в рублях)

- направление уплаты

- сроки уплаты

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ü Налоговые льготы – это предоставляемая налогоплательщику определенное преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать в меньшем размере.

В зависимости от того, на изменение какого элемента направлена льгота выделяют следующие налоговые льготы:

-Изъятие – это налоговая льгота, направленная на выведение из под налогообложения отдельных объектов или предметов налога (например, стипендия)

-Скидки – это налоговые вычеты, направленные на уменьшение налоговой базы

-Сокращение налогового оклада (сумма налога), которая выражается в полном или частичном освобождении налогоплательщика от уплаты налога (например, пенсионеры не платят НДФЛ)

-Изменение срока уплаты налогов – перенос установленного срока на более поздний срок, не превышающий один год. Изменение срока уплаты налога может осуществляться в форме отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита. Изменение срока уплаты налога производится, как правило, под залог имущества или при наличии поручительства.

Отличие отсрочки, рассрочки от инвестиционного налогового кредита является то, что первые две предоставляются, в связи с неблагополучным положением налогоплательщика, а инвестиционный налоговый кредит (ИНК) в связи с осуществлением определенных затрат.

Рассрочка или отсрочка уплаты налога может быть предоставлена по следующим основаниям:

o причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия

o задержка налогоплательщику бюджетного финансирования

o угроза банкротства налогоплательщика в случае единовременной уплаты им налога

o если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога

o если производство и реализация продукции носит сезонный характер

Если отсрочка или рассрочка уплаты налога предоставляется по 3-ему, 5-ому и 5-ому основаниям, то на сумму задолженности начисляются проценты, исходя из ставки, равной ½ ставки рефинансирования ЦБ.

Если отсрочка или рассрочка предоставляются по первому и второму основаниям, то на сумму задолженности проценты не начисляются.

Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:

~ возбуждено уголовное дело, в связи с налоговыми правонарушениями

~ производится производство по делу о налоговом правонарушении

~ имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или имущества, либо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от 1-ого года до 5-ти лет.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, в праве уменьшать свои платежи по налогу, по которому предоставлен кредит до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией (накопленная сумма кредита) не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором.

В каждом отчетном или налоговом периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50-ти % рассчитанной суммы налога без учета кредита.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по следующим основаниям:

§ проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, либо технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на защиту окружающей среды или создание рабочих мест для инвалидов

§ осуществление внедренческой или инновационной деятельности

§ выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

a.по основания, указанным в пункте 1 – на сумму кредита, составляющую 30% стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей

b.по основаниям, указанным пунктами 2 ; 3 – на сумму кредиты, определяемую по соглашению между налогоплательщиком и уполномоченными органами.

На сумму инвестиционного налогового кредита устанавливаются %-ты.

Не допускается устанавливать %-ты на сумму кредита менее ½ и более ¾ ставки рефинансирования банка России.

Законами субъектов РФ разрешается устанавливать другие условия предоставления инвестиционного налогового кредита.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.