Сделай Сам Свою Работу на 5

Нашествие тюрок и монголов и создание государства Ильханов в XIII в.

СРЕДНЯЯ АЗИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.

Нашествие монголов и создание государства Ильханов в XIII в.

Государство Сефевидов. Реформы Аббаса I.

Империя Надир-шаха и приход к власти Каджаров.

Нашествие тюрок и монголов и создание государства Ильханов в XIII в.

Существование в рамках халифата достаточно благотворно сказалось на экономическом развитии Ирана (особенно при Аббасидах и Буидах) – он был включен в развитую торговую сеть в рамках всего халифата, что вело к быстрому развитию всех отраслей хозяйства – земледелие (усовершенствование оросительной системы, новые с/х культуры – рис, сахарный тростник, цитрусовые), ремесло (текстильное, металлургия) и торговля (наблюдается постепенное сближение крупного купечества с феодальной знатью, так как купцы вкладывают деньги в землю).

В Х-XI вв. – Иран переживал экономический подъем, сопровождаемый длительным периодом мира.

При этом поземельные отношения оставались в целом неизменными: сохранялись и военно-ленные отношения в форме икта, и частное землевладение (мульк).

Религиозная ситуация оставалась долгое время неопределенной – ислам был в основном воспринят высшими сословиями и купечеством, крестьянство и горожане менее охотно меняли веру. Оппозицией исламу стал хуррамизм, основанный на зороастрийско-манихейском дуализме, в котором Абассидский халифат выступал в качестве злого начала. Провозглашались эгалитаристские лозунги. Вожди считались воплощенными божествами.

Другим видом религиозно-политической оппозиции стал шиизм, преследуемый на остальной территории халифата.

998-1030Махмуд Газневи – Буиды были вынуждены признать его власть. Походы в С. Индию – создание Газневидской державы.

Военной опорой Газневидов была гулямская гвардия, войны объявлялись «священными против неверных», поэтому к походам привлекалось большое число газиев («борцов за веру») – добровольцев из беднейших слоев города и деревни.

Махмуд стремился к ограничению власти феодалов и духовенства, пытаясь отобрать у них землю, что привело к ограниченности его социально-политической опоры. Как оппозиция официальной доктрины Газневидов расширяется движение суфиев, выступавших и против государства.



В 1-й пол. XI в. завоевательные походы прекращаются, что обострило внутренние противоречия и ослабило центральную власть, особенно после смерти Махмуда Газневи.

1038, воспользовавшись этим племена тюрок-огузов, живших в Хорасане на правах федератов. Их предводитель Тогрул-бек Сельджукид провозгласил свою независимость от Газневидов.

1040 – битва при Данденакане – разгром газневидских войск и полное подчинение Хорасана тюркам. Газневидам остались Афганистан и Пенджаб.

1040-1050Сельджукиды завоевывают Иран.

1050 – они берут Багдад и низвергают Буидов. Халиф пожаловал Тогрул-беку титул султана.

В конечном счете было создано громадное государство на территории Средней и Малой Азии, на Аравийском полуострове, в Месопотамии и Закавказье. Оно держалось только силой оружия – поэтому распространяется военно-ленная система в форме икта. Вместе с тем степень централизации сельджукского государства была намного меньше, чем в Абассидском халифате из-за пережитков родоплеменных отношений, ведущих к обычаю владения землей всеми членами рода Сельджукидов.

Конец XI в.распад государства «великих Сельджукидов» на самостоятельные ленные владения и отдельные государства. Многие владельцы ленов превращали их в свои наследственные владения, пользуясь слабостью центральной власти.

1097 г. – независимость Хорезма – удобное положение на перекрестке караванных путей.

1186 – войска хорезмшаха, использовав распад государства Сельджукидов захватили Мервский оазис, Хорасан. К 1194 г. хорезмашах Текеш захватил почти весь З. Иран.

Вместе с тем – это период относительной социальной стабильности: сельджуки не стремились прикрепить крестьян к земле (тем более этому противились нормы шариата), что соответствовало эволюции икта в сторону мулька. Сельджуки воспринимают персидскую культуру, опыт управления, бюрократическую систему.

1079 – реформа календаря Омара Хайяма.

Деятельность шиитов-исмаилитов, в рамках которых выделяются низариты (ассасины) под руководством Хасана ас-Саббаха. Антисельджукская направленность.

1090-1256 – теократическое государство исмаилитов в Иране (крепость Аламут) и Сирии. Во главе его стоял шейх аль-джебель («старец гор»), ему подчинялись федаи (жертвующие собой во имя веры).

1219 – нашествие монголов на Ср. Азию (вызванное, прежде всего, грабительскими целями) – падение Хорезма.

1220Чингисхан вторгается в Иран (кроме государств исмаилитов), а также не смогли взять Ю. Иран. Из С. Ирана они вторглись в Закавказье, откуда двинулись на Русь (Калка, 1223), откуда вновь вернулись в Ср. Азию.

1224Чингисхан с основными силами откочевывает назад в Монголию.

1253-1256окончательное покорение Ирана монголами в результате похода Хулагу-хана, внука Чингисхана. Во время этого похода монголы наконец взяли Аламут, разгромив государство исмаилитов (1256).

1258падение Багдада – конец халифата Абассидов.

1261Хулагу-хан принял титул ильхана («хан племени»), главы государства Хулагуидов, одного из монгольских улусов (Конийский султанат, Ирак, Армения, Азербайджан, Грузия, Иран и Афганистан).

Экономический упадок: упадок ирригационных систем, многие земледельческие районы превращаются в пастбища, угон ремесленников в рабство, что вело к деградации ремесленного производства, упадок городов. В конце XIII в. в Иране обрабатывалось не более 10% ранее возделываемых земель. Нефиксированное налогообложение. Откупная система.

Правовые отношения на основе монгольского права – «Великая Яса» Чингисхана: крепостная зависимость и кочевника и крестьянина от его наследственного господина.

Среди монгольской знати имелась особая привилегированная прослойка феодалов – тарханов, которые пользовались большими личными льготами: освобождались от суда и наказаний, не были обязаны делиться военной добычей с военачальниками и имели право налогового иммунитета в своих владениях.

Виды феодального землевладения:

1) дивани – государственные земли;

2) инджу – земли ханской фамилии;

3) мульк;

4) икта.

Началась борьба между иранской мусульманской знатью и кочевой монголо-тюркской. Вместе с тем, продолжались народные выступления, вызванные экономическим кризисом. Возникла необходимость реформ.

1295-1304 – 7-й ильхан Газан-хан, с помощью везиря Рашид ад-Динареформы. Цель – создание сильного централизованного государства с упорядоченной системой взимания налогов.

- принятие Газан-ханом ислама и превращение его в государственную религию. Нетерпимость.

- 1303 – указ о раздаче икта монгольскому войску, принятый по требованию этого войска вопреки централистским устремлениям Газан-хана – раздача наследственных владений (икта) всем воинам-монголам, с предоставлением налоговых иммунитетов и обязанностью нести военную службу. Крестьяне на землях икта закрепощались.

- 1304 – указ о введении фиксированных податей. Отмена откупной системы и выдача бератов – документов на право получения жалования и пенсий с указанных в берате областей или селений.

- учреждение почтовой службы и почтовых станций («яма»).

- указ о разрешении обрабатывать заброшенные земли с предоставлением налоговых льгот.

- отмена рабского труда в ремесленных мастерских. Восстановление и строительство оросительных каналов.

- денежная реформа – единая серебряная монета-дирхем, единая система мер и весов.

Результат реформ противоречивый: в экономической сфере – подъем, в политической – усиление центробежных тенденций.

30-е гг. XIV в. – начались междоусобные войны, завершившиеся распадом государства ильханов. После распада державы Хулагуидов на территории Ирана образовалось 12 самостоятельных или полусамостоятельных государств. Некоторые из них контролировались тюркско-монгольской знатью и, следовательно, были непосредственным продуктом распада улуса Хулагуидов (Джелаириды (1340-1411) – столица в Багдаде; Чобаниды (1344-1356) – столица в Тебризе), другие представляли собой местные княжества (Мозаффариды (1333-1393) – Ю. Иран), ранее зависимые от монголов, а теперь сумевшие стать самостоятельными:

Ключевым событием распада этого государства был захват войсками другого улуса – Золотой Орды – в 1357Тебриза, столицы ильханов.

1337-1381 – народное антимонгольское восстание в Хорасане под руководством шиитских дервишей – сарбедары («головы для виселицы»). Ханские эмиры были изгнаны и образовано собственное государство на эгалитаристских основаниях.

1370 – начало военных походов эмира Мавераннахра (Самарканд) Тимура. Начинал он предводителем обычной шайки разбойников и именно в этом качестве получил ранение в ногу, сделавшее его на всю жизнь хромым (отсюда Тимурланг – европ. Тамерлан, букв. "Хромой Тимур"). Затем он в течение нескольких лет служил разным местным феодалам. Тимур с самого начала выдвинул программу не только восстановления Монгольской империи, но и более широких завоеваний. Не случайно ему приписывалась фраза о том, что "все пространство населенной части мира не заслуживает того, чтобы иметь больше одного царя".

Тимур, с величайшим почтением относившийся к памяти Чингис-хана, не принял титул хана, а именовался эмиром, держа при себе марионеточных ханов, как правило людей слабых и безвольных. Тимура активно поддержала не только кочевая знать Мавераннахра, но и большая часть оседлой знати, напуганной сербедарами. К тому же начатая Тимуром внешняя экспансия оказалась заманчивой как для местных феодалов, так и для городских верхов, которые справедливо видели в ней немалые выгоды для себя. В последующие годы Тимур приводил в Мавераннахр огромное число пленных, прежде всего ремесленников и строителей, стараниями которых и были воздвигнуты знаменитые постройки его столицы Самарканда.

1380-1393 – вся территория Ирана покорена Тамерланом (2000 сарбедаров живьем замуровал в стены, башни из 70 тыс. отрубленных голов в Исфахане). Иран становится провинцией державы Тамерлана. Страна была подвергнута страшному разорению, десятки тысяч опытнейших ремесленников уведены в Мавераннахр. Был нанесен немалый ущерб и сельской экономике наиболее развитых областей Ирана (Хорасана, Азербайджана, Исфахана). Вся страна была разделена на два наместничества, во главе которых Тимур поставил своих сыновейШахруха (В. Иран) и Миран-шаха (З. Иран).

В целях упрочения своей власти он поселил в разных областях страны, прежде всего в Азербайджане, кочевые племена, в основном из тюрок кыпчакской языковой группы, тогда как до этого в Иране селились преимущественно туркменские племена. Это дало новый импульс к дальнейшей тюркизации населения Азербайджана.

Тимур затем совершил поход в Индию, Сирию. Он умер во время начатого им похода в Китай (1405).

Государство Сефевидов.

1405-1409междоусобная борьба после смерти Тимура. В 1408 в З. Иранепогиб Миран-шах, потерпевший поражение в борьбе с новым политическим объединением Кара-Коюнлу (чернобаранные - туркмены). Другой сын Тимура, Шахрух более успешно сдерживал натиск кочевников Золотой Орды с севера и сохранил власть над В. Ираном.

1410-1468борьба государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу (белобаранные) – побеждают Ак-Коюнлу. Все это сопровождается экономическим упадком.

Появляется особый вид земельного пожалования – союргаль, владельцы которого (светские и духовные) обладали правами тарханов. Союргаль жаловался в наследственное владение под условием военной службы в пользу сюзерена. По размеру – от деревни до области, в последнем случае владелец провинции мог сам раздавать земли в виде союргаля.

Мощное сектантское движение на территории Ирана. 1441 – большое восстание на ю.-з. Ирана под руководством Мухаммеда Муша’ши, предтечи Махди. Он основал федаинское государство (до 1508).

Большая роль суннитского суфийского ордена Сефевийя (Азербайджан), во главе с потомками Сефи ад-Дина, Сефевидами, принявшими шиизм из политических соображений. Племена, поддерживающие власть Сефевидов – кызылбаши (красноголовые – чалма с 12 красными полосами, по числу имамов).

1499кызылбаши, недовольные централистской политикой Османской Турции и не желавшие признавать власть Ак-Коюнлу, объявили юного Исмаила Сефевида шахом и вторглись в Ширван (С. Азербайджан), а затем двинулись на юг, против Ак-Коюнлу.

1502Исмаил занял Тебриз и был провозглашен шахиншахом Ирана, а имамитский шиизм – государственной религией. Создание государства Сефевидов (1502-1736). Исмаил сделал шиизм официальной религией, а персидский язык (фарси) – государственным.

Кызылбаши оказались во главе нового государства, из их числа назначались военачальники, провинциальные наместники, придворные сановники. Вся земля считалась государственной (кроме родовых земель кочевников) и делилась на ряд категорий:

- дивани (казенные)

- хассе (домен шаха)

- вакфы

- мульки (очень мало)

- союргали

- тиули – ненаследственные условные пожалования типа икта с правом пользования четко определенной суммой взимавшихся с крестьян налогов.

Размер хараджа был снижен при Исмаиле до 1/6 урожая, были уменьшены налоги с городского населения. Однако власть держалась на авторитет самого Исмаила и после его смерти стала слабеть – рост произвола на местах – 70-е гг. XVI в. это вызвало ряд народных восстаний.

1576смерть шаха Тахмаспа – начало междоусобиц и чехарды на престоле. 80-е гг. – завоевание у ослабевшего Ирана турками Ширвана и Азербайджана, одновременно Бухарское ханство захватило Хорасан и Герат.

Начался экономический кризис, вызванный прекращением торговли из-за междоусобиц и войн. В этих условиях к власти приходит Аббас I.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.