Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификаторы: понятие назначение, структура.





Дисциплина «Теоретические основы товароведения и экспертизы»

1. Классификация товаров: понятие, правила, методы и системы классификации товаров. Классификаторы: понятие, виды и категории, их использование в коммерческой деятельности.

 

Составной частью товароведения как научной дисциплины является классификация товаров; она во многом определяет теоретическое и практическое значение товароведения.

Классификация — разделение множества объектов на под­множества по сходству или различию в соответствии с приня­тыми методами.

Классификация товаров — это деление товаров на группы (подгруппы, виды) по определенным признакам.

Значение классификации в товароведении очень велико, поскольку классификация товаров позволяет:

- наиболее методически правильно изучать в обобщенном виде огромное количество разнообразных товаров;

- рационально организовывать торговлю ими (выкладка в торговом зале, хранение);

- рационально организовывать учет товаров.

Существуют общие признаки, правила, методы и системы классификации.

Признак классификации — свойство или характеристика товара, положенные в основу классификации.



Признаки бывают:

- основные или общие (назначение, сырье, способ производства),

- дополнительные или частные (фасон, цвет, размер, модель…).

Правила классификации:

1. Выбор структуры и системы классификации определяются её целью,

2. Деление объектов на каждой стадии необходимо производить только по одному признаку, нельзя путать признаки,

3. Начинать классификацию с общих и заканчивать частными признаками,

4. Создание классификации необходимо производить с учетом возможности ее цифрового кодирования (использование десятичной системы),

5. Классификация должна охватывать весь перечень товаров и иметь резерв для новых товаров.

Методы классификации.

Разделение множества объектов (товаров) на подмножества осуществляют в соответствии с принятым методом. Различают иерархический и фасетный методы классификации.

Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением товаров на подчиненные подмножества, при этом каждая последующая ступень должна конкретизировать признак вышестоящей ступени.



Ступень - этап разделения множества по одному из признаков. Ступенями классификации являются раздел, класс, группа, вид. Могут быть использованы вспомогательные термины: подраздел, подкласс, подгруппа, подвид. Число ступеней соответствует количеству используемых признаков.

В зависимости от числа ступеней классификация характеризуется глубиной. Большая глубина классификации затрудняет ее использование и чаще всего не превышает 10 (глубина, используемая во многих классификаторах).

Иерархический метод характеризуется следующими преимуществами и недостатками.

Преимущества: возможность группировки объектов по большинству признаков, характеризующих то или иное подмножество, высокая информационная насыщенность.

Недостатки: многоступенчатость, большое число взаимосвязанных подразделений, сложность использования, а при небольшой глубине — информационная недостаточность и неполный охват объектов и признаков.

Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов на отдельные, независимые классификационные группировки (фасеты) по одному признаку в каждой из них.

Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Термин этот произошел от французского слова facette — грань отшлифованного камня. Действительно, как каждая грань камня существует независимо от других граней, так и разные классификационные группиров­ки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу.

 



Отдельные фасеты не зависят друг от друга и не подчиняются друг другу; каждая фасета, относясь к одному и тому же множеству, характеризует одну из сторон, особенностей этого множества, например сырьевой состав тканей: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые.

Фасетный метод, так же как иерархический, имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества: гибкость и удобство использования; возможность применения ограниченного количества фасет, представляющих интерес в конкретном случае.

Недостатки: невозможность выделения общих и различных признаков между объектами в разных классификационных группировках.

Примером фасетного метода может служить классификация вин: по срокам выдержки — молодые, ординарные, марочные, коллекционные; по цвету — белые, розовые, красные; по тех­нологии — тихие, игристые. Количество признаков может быть увеличено многократно: по упаковке, по изготовителям и т. п.

Системы классификации товаров.

В зависимости от цели различают следующиеСистемы классификации:

- общегосударственная – характеризуется совокупностью общероссийских классификаторов (ОКП – общероссийский классификатор продукции, ОКДП - общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг),

- торговая - предназначена для товаров широкого потребления и применяется для облегчения и ускорения торгово-оперативных процессов.

- стандартная – классификация, данная в стандартах,

- прейскурантная используется в промышленности (артикул),

- таможенная – ТН ВЭД РФ – классификатор для создания таможенного тарифа и представления сведений по международной статистике внешней торговли,

- учебная классификация – её цель – наиболее методически правильное изучение потребительских свойств товаров и выявление общих принципов формирования этих свойств (товары группируют по происхождению или основному сырью, сходству химического состава и использованию).

Товароведная классификация товаров

Товары как объекты коммерческой деятельности могут под­разделяться по множеству признаков, среди которых основ­ной — назначение.

По назначению все товары подразделяют на следующие роды:

потребительские товары — товары, предназначенные для индивидуальных потребителей для личного использования;

товары промышленногоназначения — товары, предназначенные для производства других товаров и создающие сырьевое и технологическое обеспечение.

оргтехнические товары (товары для офиса) — товары, предназначенные для улучшения организации адми­нистративно-управленческой деятельности.

Каждый род товаров подразделяется на подроды и классы.

Род потребительских товаров делится на три подрода: про­довольственные, непродовольственные и медицинские товары. В основе деления на подроды лежат также назначение и удов­летворяемые товарами потребности. Так, продовольственные товары предназначены в основном для удовлетворения физио­логических потребностей организма человека в энергии, пла­стических веществах и органолептических ощущениях (психи­ческих потребностей).

Подрод непродовольственных товаров, которые называли ранее промышленными, удовлетворяет разнообразные потреб­ности: физиологические (защита от неблагоприятных внешних воздействий окружающей среды), социальные и др.

Подрод медицинских товаров предназначен для удовлетворе­ния социальных потребностей в обеспечении здоровья челове­ка, а также физиологических потребностей во внутренней безо­пасности.

Класс товаров — множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.

В зависимости от используемого сырья и назначения классы делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидно­сти. Последние две группировки могут иметь наименования: номинальные и марочные

Например подрод продовольственные товары делится на два класса: пищевые продукты и табач­ные изделия.

Классификаторы: понятие назначение, структура.

Методы классификации используются при построении классификаторов.

Классификатор — официальный документ, представ­ляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и/или объектов классификации.

Структура классификатора предусматривает его позицию и емкость. Напри­мер, код 81 означает классификационную группировку продук­ции текстильной промышленности (без пряжи, тканей, нетка­ных материалов и трикотажных изделий).

Позиция классификатора— наименование и код объекта классификации.

Емкость классификатора— наибольшее число пози­ций, которое может содержать классификатор.

Так, при десятиразряд­ном построении, наиболее часто применяемом для классифи­каторов, все классифицируемые объекты подразделяются на де­сять классов, подклассов, групп, подгрупп, видов и подвидов. В результате емкость такого классификатора составит миллион позиций. Возможно, что не все позиции будут заполнены и в этом случае образуется резервная емкость классификатора, обо­значающая количество свободных позиций в нем.

Классификаторы подразделяют на категории. Различают классификаторы международные, общероссийские, от­раслевые и предприятий.

Международные – ТН ВЭД.

Общероссийский классификатор — государственный классификатор, утвержденный Госстандартом России.

Отраслевой классификатор — классификатор, введен­ный в установленном порядке для применения в от­расли.

Классификатор предприятия — классификатор, вве­денный в установленном порядке для применения в предприятии.

 

Наиболее широко распространены общероссийские классификаторы. В настоящее время в нашей стране в социально-экономической области раз­работан 31 общероссийский классификатор.

При осуществлении товароведной деятельности могут ис­пользоваться 10 общероссийских классификаторов и один меж­дународный (ТН ВЭД — Товарная но­менклатура внешнеэкономической деятельности), он применяется при проведении таможенных операций.

В сертификатах соответствия на импортную продукцию ука­зываются коды ТН ВЭД и ОКП (ОК сельскохозяйственной и промышленной продукции), а на отечественную — только ОКП.

Коды ОКП и ОКПО (Общероссийского классификатора предприятий и организаций) используют на маркировках ряда товаров (например, консервов), а также в статистической от­четности.

Поиск необходимых стандартов может производиться с помощью ОКС (Общероссийского классификатора стандар­тов).

Коды услуг торговли и общественного питания регламен­тируются ОКУН (Общероссийский классификатор услуг насе­ления).

Код должности товароведа (27150) установлен ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должно­стей служащих и тарифных разрядов).

Кроме того, в товароведной и торговой деятельности могут использоваться:

ОКЕИОбщероссийский классификатор еди­ниц измерений,

ОКДПОбщероссийский классификатор ви­дов экономической деятельности, продукции и услуг;

ОКВЭДОбщероссийский классификатор видов экономической деятель­ности,

ОКВГУМОбщероссийский классификатор видов гру­зов, упаковки и упаковочных материалов;

ОКЗОбщероссий­ский классификатор занятий.

Разработка общероссийских классификаторов обеспечива­ется федеральными органами исполнительной власти и осуще­ствляется по согласованию с Федеральной службой по техниче­скому регулированию и метрологии, Минэкономразвития России и Госкомстатом России. (в соответствии с Положением о разработке, принятии, вве­дении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной ин­формации в социально-экономической области утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической облас­ти»)

Разработка ОК включает создание и экспертизу проектов классификаторов и вносимых в них изменений, а также мето­дическое обеспечение ведения и применения классификаторов. ОК разрабатываются по основным видам технико-экономиче­ской и социальной информации, используемым при создании государственных информационных систем и ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией. ОК используют­ся в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

Применение ОК обеспечивается путем прямого использова­ния их без изменения принятых в них кодов и наименований позиций, а также включения дополнительных объектов класси­фикации и классификационных признаков в резервные пози­ции без нарушения действующих кодов и наименований. ОК носят обязательный характер. При разработке следует дать обоснование необходимости определенного вида ОК, а также обеспечивать гармонизацию с международными и региональ­ными классификациями и стандартами по классификации.

Определение по ОК кода объекта классификации осуществ­ляется хозяйствующими субъектами самостоятельно.

 

2. Кодирование товаров. Виды и методы кодирования. Преимущества и недостатки методов кодирования. Штриховое кодирование.

Кодирование – это образование условного обозначения и присвоение его объектам классификации.

Правила кодирования:

- код должен иметь определенную структуру построения;

- код должен быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;

- код должен способствовать упорядочению объектов.

Кодовые обозначения объектов образуются из цифровых, буквенных знаков или штрихов в соответствии с принятым методом кодирования.

 

Различают порядковый, серийно-порядковый, последовательный и параллельный методы кодирования товаров.

Порядковый метод кодирования основан на присвоение кода из чисел натурального ряда. Примером порядкового мето­да кодирования может служить присвоение чисел (кодов) в журнале группы, темам в программе и т. п. Это самый простой и распространенный метод кодирования, не требующий особых знаний. Недостатком метода является отсутствие дополнительной информации об объектах.

Серийно-порядковый метод предполагает присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками. Упорядочение объектов по сериям позволяет получить дополнительную информацию о них. Примером может служить присвоение порядковых номеров определенной группе товаров. Так, консервы рыбные получают индекс Р (рыбная промыш­ленность), а затем определенный порядковый номер, например, 85 — лосось дальневосточный натуральный — горбуша.

При последовательном методе кодирования используются коды последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации. Главными достоинствами его являются высокая степень упорядочения и возможность выявления общих и частных признаков. Код имеет большую информационную емкость. Недостатки: жесткость кода из-за строгого фиксирования признаков, сложность изменения кодов с целью введения новых признаков.

Последовательный метод кодирования может быть проил­люстрирован на примере группы товаров «Материалы лакокра­сочные», которая подразделяется на подгруппы и виды по взаи­мосвязанным признакам (ниже приводится часть группы из ОКП):

Код К4  
23 1000 Материалы лакокрасочные
23 1100 Лаки на конденсационных смолах
23 1110 Лаки на природных смолах /
23 1111 — канифольные
23 1112 — янтарные
23 1113 — битумные
23 1114 — масляные
23 1120 Лаки на алкидных смолах /
23 1121 — глифталевые
23 1122 — пентафталевые
23 1123 — этринольные
23 1124 — алкидно-стирольные

 

Параллельный метод кодирования предполагает использование кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации. Метод хорошо приспособлен для машинной обработки, гибкость кода облегчает введение необходимых изменений в фасету. Но связь между отдельными группировками недостаточна. Примером параллельного метода кодирования может служить деление продукции на под­виды в ассортиментной части ОКП.

В 1932 году был разработан линейный код, ставший основой штриховой идентификации. В настоящее время штриховой код наносится на 99% выпускаемой продукции.

Штриховой код— знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие штрихового кода отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции.

Система кодирования и обработки информации о товаре с помощью штриховых кодов становится экономически оправданной только тогда, когда охватывает не менее 85% товаров.

Штриховой код в отличие от многих информационных знаков выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций:

- автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;

- автоматизированные учет и контроль товарных запасов;

- оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров;

- повышение скорости и культуры обслуживания покупателей;

- информационное обеспечение маркетинговых исследований.

Применение штрихового кодирования совместно с ЭВМ обеспечивает оптимизацию следующих процессов:

1. изготовителям — учет количества произведенной продукции, ее сортировку и раздельное складирование разных видов, наименований, сортов, учет товарных запасов, формирование заказов путем подборки необходимых товаров в нужном количестве и отправку в торговлю;

2. оптовым посредникам — приемку товаров по количеству и ассортименту, учет и контроль товарных запасов на складе, отгрузку в розничную торговлю;

3. транспортным организациям — приемку-сдачу товаров;

4. розничным продавцам — приемку товаров по количеству и ассортименту, размещение на складе, учет и контроль товарных запасов в магазине: на складе и в торговых залах, контроль за сохранностью товаров, обеспечение ритмичного пополнения запаса товаров по мере их реализации.

Штриховое кодирование — одно из наиболее распространенных средств автоматической идентификации. К другим средствам автоматической идентификации относятся цифровая, магнитная, радиочастотная, звуковая и визуальная идентификации (магнитная карточка, радиочастотная бирка и т. п.). Широкое распространение штрихового кодирования объясняется их преимуществами:

- оперативная передача информации о товаре по системе электронной связи;

- однозначность информации, что обусловливает высокую защищенность алгоритмов кодирования от ошибок;

- сравнительно невысокая стоимость.

Классификация штриховых кодов. Штриховые коды делятся на два вида:

европейский — EAN и

Американский — UPC.

Среди нескольких десятков схем кодирования (или символов), принятых к употреблению международными организациями и имеющих собственное наименование, коды EAN/UPC наиболее распространенные. Кроме них довольно часто встречаются коды Interleaved 2 of 5, Code 39, Codabar.

EAN/UCC – глобальная международная система штрихового кодирования. Код состоит из 13 или 8 цифр и содержит информацию о стране изготовления, предприятии-изготовителе, продукции. Существуют линейные и двухмерные штриховые коды. Последние, в свою очередь, подразделяются на два вида: многорядные и матричные.

В многорядных кодах данные кодируются в виде нескольких строчек обычных одномерных штриховых кодов. Они находятся одна над другой и составляют форму прямоугольника, но при этом содержат единое информационное сообщение. Это – как единый текст, написанный в несколько строчек.

Матричный код основан на расположении черных элементов внутри матрицы. Каждый черный элемент имеет одинаковый размер, данные кодируются позицией элемента. Они обеспечивают максимальную плотность информации. По форме бывают квадратными, шестиугольными и круглыми. Считываются с помощью только специализированных сканеров.

Наряду со штриховым кодированием все большее распространение получает радиочастотная идентификация (RFID). Система RFID состоит из радиочастотной метки, считывателя информации и компьютера. Метки с источниками питания называют активными. Дальность считывания активных меток не зависит от энергии считывателя. Пассивные метки не имеют собственного источника питания, необходимую для работы энергию получают из поступающего от считывателя электромагнитного сигнала.

Преимуществом активных меток является значительно большая дальность считывания информации и высокая допустимая скорость движения активной метки относительно считывателя. Преимуществом пассивных меток является практически неограниченный срок их службы.

Недостатками радиочастотных меток являются:

- относительно высокая стоимость,

- невозможность размещения под металлическими и электропроводными поверхностями,

- взаимные влияния,

- подверженность помехам в виде электромагнитных полей.

3. Ассортимент товаров: понятие, виды, показатели, факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров.

Ассортимент товаров — это набор товаров, объединенных по определенным признакам.

Ассортиментный перечень – это список наименований продукции, представленных в продаже. Утверждается органами местного самоуправления.

Ассортиментный минимум – это минимальный перечень товаров, который должен присутствовать в продаже.

Виды ассортимента

По местонахождению товаров различают промышленный ассортимент и торговый.

По широте охвата товаров различают простой, сложный, групповой (видовой, марочный), развернутый, сопутствующий, смешанный ассортимент.

Товары простого ассортимента подразделяют по ограниченному количеству признаков, и, как правило, в пределах одного вида они не различаются (чернила, карандаши, тетради и т. п.).

Товары сложного ассортимента подразделяют по многим признакам и в пределах одного вида различают по назначению, исходным материалам, способу производства, конструкции (одежда, обувь, посуда, галантерея).

Групповой ассортимент – набор однородных товаров, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий.

Видовой ассортимент – набор товаров различных видов и наименований. Является составной частью группового ассортимента.

Марочный ассортимент – набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных (вина, духи, автомобили).

Развернутый ассортимент – набор товаров одной группы, включающий значительное количество подгрупп, видов и разновидностей товаров.

Сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.

Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов и наименований.

Выделяют узкий ассортимент, представленный в специализированных магазинах (одна товарная группа или подгруппа), и широкий ассортимент, представленный в универсальных магазинах (несколько товарных групп).

По степени удовлетворения потребностей различают рациональный (наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности) и оптимальный ассортимент (удовлетворяет реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя и минимальными затратами для производителя).

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть:

¾ реальный - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации;

¾ прогнозируемый - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности;

¾ учебный – перечень товаров, созданный для достижения обучающих целей.

Показатели ассортимента.

Основные показатели ассортимента: структура, широта, полнота, устойчивость, степень обновления.

Структура ассортимента — это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей в товарообороте, выраженное в процентах от всего ассортимента. Структура ассортимента считается рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей; в противном случае образуются запасы одних товаров и создается искусственный дефицит на другие. Выделяют фактическую и предпочтительную. Предпочтительная определяется по результатам опроса потребителей.

Широта ассортимента — количество видов и разновидностей товаров однородных и разнородных групп. Характеризуется фактической и базовой широтой (количеством видов у конкурентов, на региональном и мировом рынках). Коэффициент широты (Кшфб) характеризует насыщенность рынка.

Действительная широта (Шд) — фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имею­щихся в наличии (д).

Базовая широта (Шб) — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято ко­личество видов, разновидностей и наименований товаров, рег­ламентированное нормативными или техническими документа­ми (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.),

Общая широта — совокупность всех ассортиментных еди­ниц, видов и разновидностей товаров однородных и разнород­ных групп.

Так, общая широта в гипермаркете «Ашан» составляет еди­новременно 45 тыс. ассортиментных единиц, относящихся к 40 группам, а в течение года — до 80 тыс. ассортиментных еди­ниц. В супермаркетах общая широта в течение года колеблется в пределах 30—50 тыс. ассортиментных единиц.

Ассортиментная единица — это условно принятые за единицу наименование, торговая марка или товарный артикул и исполь­зуемые для измерения показателей ассортимента путем подсче­та. Товар определенного вида может иметь разные наименова­ния (например, мороженое сливочное, сливочное в стаканчике с изюмом и т. п.).

Групповая широта — количество однородных групп товаров, выпускаемых и реализуемых организацией. Так, групповая ши­рота гипермаркета «Ашан» составляет примерно 40 групп, для супермаркетов «Седьмой континент» — 25—40 групп. Каждая группа может насчитывать от нескольких десятков до сотен ви­дов и разновидностей товаров и до нескольких тысяч торговых марок, наименований и торговых артикулов.

При групповой широте ассортимента в качестве обобщен­ной единицы измерения выступает группа однородных товаров. Согласно правилам сертификации пищевой продукции группа однородной продукции — это совокупность продукции, объеди­ненной по общности свойств и назначения.

Группы однородных товаров представляют собой совокуп­ность ассортиментных единиц, свойств ассортимента или то­варных артикулов, которые и служат единицей измерения.

Общая широта может служить косвенным показателем на­сыщенности рынка товарами: чем она больше, тем выше насы­щенность.

 

Полнота ассортимента — способность набора товаров одной группы удовлетворять одинаковые потребности. Она характеризуется фактической и базовой полнотой (регламентируемое или планируемое количество товаров) Коэффициент полноты (Кпфб) характеризует полноту выполнения договорных обязательств и т.п.

Например, в ассортименте магазина имеются сыры Швей­царский, Голландский, Российский, Эдамский, Сулугуни, Рок­фор. Первые четыре наименования относятся к группе твердых сычужных сыров. Поэтому действительный показатель полноты для группы твердых сычужных сыров будет равен 4. В россий­ских стандартах предусмотрено 20 наименований таких сыров, еще пять наименований поступает по импорту. Следовательно, базовый показатель полноты составляет 25 наименований, а коэффициент полноты в нашем примере — 16%.

Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассорти­мента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.

Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнооб­разных потребностей, обусловленных разными вкусами, при­вычками и иными факторами.

Вместе с тем увеличение полноты ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потреби­тельских свойств товаров разных видов, разновидностей и на­именований, чтобы информировать о них потребителей. Дове­дение такой информации до продавца является обязанностью изготовителя и/или поставщика.

Однако следует учитывать, что чрезмерное увеличение пол­ноты ассортимента может затруднить выбор потребителя, по­этому полнота должна быть рациональной.

Глубина — количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов.

Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при нали­чии модификаций — одна из них. Например, глубина торгового ассортимента плодовых соков определяется количеством торго­вых марок («Чемпион», «Я», «Тонус», «Моя семья» и т. д.), а также их модификаций («Тонус»: яблочно-апельсиновый, пер- сико-апельсиновый и т. п.) и товарных артикулов, различаю­щихся упаковкой, ее вместимостью (0,2; 1; 1,5; 2 л) Действительная глубина (Глд) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.

Базовая глубина (Глб) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рын­ке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.

Коэффициент глубины (Кгл) — отношение действительной глубины к базовой. Чем больше этот показатель, тем более пол­но представлен видовой ассортимент конкретного товара.

Устойчивость ассортимента —

1. это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары, Ку= отношению количества наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом (Шу) к общему количеству наименований товаров (Шф);

Так, в рассмотренном выше примере устойчивым спросом пользуются три наименования сыра из пяти. Следовательно, коэффициент устойчивости равен 60%.

 

2. это колебания его широты и полноты в течение определенного времени, т.е. срока, в течение которого товары находятся в реализации.

Степень обновления(коэффициент новизны) - доля новых изделий в общем объеме товаров, поступивших в продажу.

Коэффициент рациональности (Кр) — средневзвешенное зна­чение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весо­мости. Расчетная формула коэффициента рациональности:

 

Кр= ФС/ПС или Кр= ПС/ФС.

При определении коэффициента рациональности ассорти­мента должны учитываться все вышеперечисленные показатели с учетом степени значимости или коэффициента весомости (в) для каждого показателя. Коэффициенты весомости определяют экспертным путем и характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров. Сложность их расчета заключается в том, что не существует общих для всех или хотя бы для группы товаров коэффициентов весомости. Они индивидуальны для каждого товара.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.