Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды технических регламентов





Дисциплина «Стандартизация, метрология и сертификация»

 

1. Стандартизация: понятие, цели, объекты, субъекты, методы, правовая база.

 

Standard – норма, мерило, образец; типовой вид

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация осуществляется в целях:

- повышения уровня безопасности жизни, здоровья граждан, животных и растений, имущества, экологической безопасности и содействия соблюдению требований технических регламентов;

- повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечения научно-технического прогресса;

- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

- рационального использования ресурсов;

- технической и информационной совместимости;

- сопоставимости результатов исследований и измерений, технических и экономико-статистических данных;



- взаимозаменяемости продукции.

- содействие соблюдению требований технических регламентов;

- создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции, систем обеспечения качества продукции,… содействие проведению работ по унификации.

Объектами стандартизации являются продукция, работы, процессы, услуги.

Субъекты – органы и службы по стандартизации.

 

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

1.добровольного применения стандартов;

2.максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

3.применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта;

4.недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения указанных целей;

5.недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;



6.обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Функциистандартизации:

- упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов;

- социальная – обеспечение безопасности и экологичности;

- ресурсосберегающая – установление ограничений на расходование ресурсов;

- коммуникативная – преодоление барьеров в торговле, содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству;

- цивилизующая – повышение качества продукции, качества жизни;

- информационная – обеспечение НТД как носителями ценной технической и управленческой информацией;

- нормотворчества – задание норм и требований к объекту;

- доказательная – стандарты составляют доказательную базу к техническому закону.

Основная функция органов состоит в руководстве работами по стандартизации. Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии. К территориальным органам относятся центры стандартизации и метрологии.

Службы создаются для проведения работ по стандартизации на оп­ределенных уровнях управления – государственном, отраслевом, пред­приятий.

Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты (НИИ стандартизации, ВНИИ сертификации и другие) и технические комитеты, создающиеся для разработки стандартов.

Непосредственным результатом стандартизации является нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.



К нормативным документам относятся:

1. Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

2. Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

3. Классификатор – официальный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов объектов классификации.

4. Правило – положение нормативного документа, описывающее действие, которое должно быть выполнено.

5. Рекомендации – положение нормативного документа, содержащее совет.

6. Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

7. Кодекс установившейся практики – документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации оборудования, конструкций или изделий.

Методы стандартизации:

1. Упорядочение объектов стандартизации – универсальный метод, связанный с управлением разнообразием. Включает:

- систематизация – классификация и ранжирование объектов;

- селекция – отбор наиболее целесообразных объектов;

- симплификация – отбор нецелесообразных объектов;

- типизация – создание типовых объектов, в отличие от селекции объекты подвергаются техническим преобразованиям;

- оптимизация – нахождение оптимальных главных параметров;

2. Параметрическая стандартизация – выбор и обоснование целесообразной номенклатуры и численного значения параметров. Существуют ряды предпочтительных чисел – наборы последовательных чисел, изменяющихся в геометрической прогрессии: R5 ( ) – 1,00; 1,60; 2,50; 4,00 и т.д. Они позволяют увязать по параметрам продукцию разных типов - детали, изделия, транспортные средства;

3. Унификация продукции – рациональное сокращение числа агрегатов одинакового функционального назначения;

4. Агрегатирование – создание машин из отдельных унифицированных деталей (из 15 размеров щитов и 3 размеров ящиков можно получить 52 вида мебели);

5. Комплексная стандартизация – создание взаимоувязанных требований к объекту и его основным элементам;

6. Опережающая стандартизация – установление повышенного уровня норм и требований, которые будут оптимальны согласно прогнозам в последующее время.

 

 

2. Оценка соответствия: понятие, формы. Подтверждение соответствия: понятие, формы (сертификация и декларирование, их краткая характеристика).

Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

1. удостоверения соответствия продукции, процессов ЖЦП, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

2. предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

3. приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Принципамиподтверждения соответствия являются:

1. доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

2. установление в соответствующем техническим регламенте перечня форм и схем обязательного соответствия по отношению к объектам;

3. ориентация на уменьшение срока проведения процедуры обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

4. недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия;

5. недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией;

6. защита имущественных интересов заявителей, сохранение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении подтверждения соответствия;

7. недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

8. презумпция соответствия продукции, маркированной знаком соответствия.

База подтверждения соответствия:

- законодательная,

- организационно-методическая,

- научно-техническая.

Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный и обязательный характер применения.

Добровольное подтверждение соответствияосуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствияосуществляется в двух формах:

принятие декларации о соответствии и

обязательная сертификация.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

 

Субъектами сертификации являются:

- первая сторона – изготовители продукции или услуг, продавцы, реализующие продукцию;

- вторая сторона – покупатели и потребители продукции и услуг;

- третья сторона – независимые организации, осуществляющие подтверждение соответствия – органы по сертификации, испытательные лаборатории, федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.

Объекты сертификации: продукция, работы, услуги.

Сертификат соответствия (СС) – документ, удостоверяющий соответствие товара требованиям ТР, положениям стандартов или условиям договоров.

Орган по сертификации (ОС) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованный в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Срок действия сертификата соответствия(и по добровольной и по обязательной формам) на продукцию (товары) серийного выпуска устанавливает ОС, но не более чем на три года.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории России.

Отличительные признаки двух форм подтверждения соответствия

Форма подтверждения соответствия Сертификация соответствия Декларирование соответствия
Субъект, осуществляющий процедуру Третья сторона – орган по сертификации Первая сторона – заявитель (изготовитель)
Объекты, в отношении которых предусмотрена процедура Продукция и услуги, имеющие повышенную опасность для потребителя и окружающей среды Продукция и услуги, не представляющие существенной опасности для потребителя и окружающей среды
Документ, выдаваемый в результате подтверждения соответствия Сертификат соответствия Декларация о соответствии
Срок действия документа Устанавливается органом по сертификации или техническим регламентом Устанавливается техническим регламентом или заявителем
Маркирование объекта Знак соответствия содержит код органа по сертификации Знак соответствия не содержит код органа по сертификации
Контроль Инспекционный контроль органа по сертификации Государственный контроль и надзор соответствующими федеральными органами исполнительной власти

 

Подтверждение соответствия может носить добровольный и обязательный характер применения. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

 

Отличительные признаки добровольной и обязательной сертификации

Характер сертификации Обязательная Добровольная
Цели проведения Обеспечение безопасности товаров Обеспечение конкурентоспособности продукции и предприятия, реклама
Основание для проведения Законодательные акты РФ По инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации
Объекты Перечни товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ Любые
Сущность оценки соответствия Оценка соответствия обязательным требованиям, предусмотренным соответствующим законом, вводящим обязательную сертификацию Оценка соответствия требованиям заявителя по согласованию с органом по сертификации
Нормативная база Технические регламенты, государственные стандарты, санитарные нормы и правила и др. документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров Национальные стандарты, стандарты организаций, системы добровольной сертификации, условия договоров

 

 

Правила, схемы, порядок проведения подтверждения

соответствия

 

Правила проведения подтверждения соответствия:

- В качестве органа по сертификации или испытательной лаборатории допускаются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями и потребителями сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке.

- Аккредитацию органа по сертификации или испытательной лаборатории организует и осуществляет Госстандарт России, федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции на основе результатов их аттестации, как правило, комиссиями. Результаты аккредитации оформляют аттестатом аккредитации.

- Если в системе аккредитации несколько органов по сертификации одной и той же продукции, то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них.

- Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.

- Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в Государственном реестре.

- Официальным языком является русский.

- При возникновении спорных вопросов в деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подавать апелляцию в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.

- Сертификация проводится по схемам, установленным системами сертификации однородной продукции или группы услуг.

Схемы сертификации — определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям.

В качестве способов доказательства используют: испытание, проверку производства, инспекционный контроль, рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами).

Один или совокупность нескольких способов доказательства определяют содержание схемы определенного номера.

В настоящее время для сертификации продукции предусмотрено 10 основных схем и 6 дополнительных, обозначаемых литерой «а» (1а, 2а, 3а, 4а, 9а, 10а). В дополнительных схемах, в отличие от основных, предусмотрен анализ состояния производства.

При сертификации работ и услуг используется 5 схем. В общем виде они включают оценку выполнения работ и оказания услуг, проверку результатов работ и услуг, инспекционный контроль.

Критериями выбора схемы сертификации являются специфика продукции (работ, услуг), серийность, объем производства, требования к качеству, страна изготовления и другие.

Сертификация продукции проходит по следующим основным этапам:

1) подача заявки на сертификацию;

2) рассмотрение и принятие решения по заявке;

3) отбор, идентификация образцов и их испытания;

4) проверка производства (если предусмотрена схемой сертификации);

5) анализ полученных результатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата;

6) выдача сертификата и лицензии (разрешения) на применение знака соответствия;

7) инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в соответствии со схемой сертификации.

При сертификации по отдельным схемам некоторые этапы могут не предусматриваться.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств,

- принятие декларации о соответствии на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны.

Принятие декларации на основании собственных доказательств, при этом в качестве доказательств используется:

• Техническая документация,

• Результаты собственных исследований, испытаний и измерений,

• Другие документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям ТР (когда их примут), а в н.в. – требованиям безопасности и безвредности национальных стандартов и СанПиН.

Состав доказательных материалов будет определяться соответствующим ТР.

Принятие декларации на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны(органа по сертификации и аккредитованной испытательной лаборатории или центра (АИЛ или АИЦ).

Заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам включает в доказательные материалы:

• Протоколы испытаний и измерений, проведенных в АИЛ или АИЦ,

• Сертификат системы качества.

 

ЗНАКИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ:

Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям национального стандарта.

Знак обращения на рынке– проставляется на продукции, соответствующей требованиям ТР.

3. Средства стандартизации – нормативные документы: понятие, виды, их характеристика, категории, виды и разновидности стандартов.

Непосредственным результатом стандартизации является нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

К нормативным документам относятся:

8. Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

9. Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

Технический регламент – документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, процессам, услугам).

(Может быть принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном РФ, или межправительственным соглашением, или ФЗ, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ)

 

Отличительные признаки технического регламента и стандарта на продукцию:

Документ Статус Объект регулирования Характер использования Содержание применительно Социальная роль
к документу в целом к продукции
Технический регламент Федеральный закон Продукция, процессы ЖЦП Обязательное 1. Перечень продукции и процессов ЖЦП, 2. правила идентификации, 3. требования, 4. правила и формы оценки соответствия Требования к характеристикам безопасности продукции и процессов, требования к маркировке, упаковке, сопроводительной документации. Обеспечение безопасности
Стандарт Документ в области стандартизации Продукция, процессы ЖЦП, работы, услуги Добровольное Технические требования Требования ко всем техническим характеристикам. Обеспечение конкурентоспособности

10. Классификатор – официальный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов объектов классификации.

11. Правило – положение нормативного документа, описывающее действие, которое должно быть выполнено.

12. Рекомендации – положение нормативного документа, содержащее совет.

13. Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

14. Кодекс установившейся практики – документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации оборудования, конструкций или изделий.

Категории стандартов

Категории стандартов в зависимости от сферы их действия:

- Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) - национальный стандарт, действующий на территории России.

- Межгосударственный стандарт (ГОСТ) действует на территории стран бывшего СССР, присоединившихся к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации.

- Стандарты отраслей (ОСТ) принимались министерствами и ведомствами применительно к объектам отраслевого значения, будут трансформированы в национальные стандарты.

- Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО) разрабатывались для распространения результатов фундаментальных и прикладных исследований, будут трансформированы в национальные стандарты.

- Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются для обеспечения применения на предприятии ГОСТов, а также на используемую продукцию, процессы, услуги. Обязательны только для работников предприятия. Утверждаются руководителем.

Виды стандартов:

1. основополагающие – содержат общие положения для определенной области деятельности;

2. на продукцию и услуги – устанавливают требования к группам однородной продукции;

3. на работы (процессы) – устанавливают требования к выполнению различного рода работ;

4. на методы контроля – определяют порядок проведения испытаний.

Технические условия выполняют роль НТД только в том случае, если на них делаются ссылки в договорах.

 

4. Роль технического регулирования в повышении конкурентоспособности товаров. Технические регламенты: цели принятия, структура, виды, порядок разработки.

 

Одним из основных принципов вступления России в ВТО (Всемирная торговая организация) является соблюдение принципов технического регулирования, установленных в Соглашении по техническим барьерам в торговле, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, а также в кодексе о добровольной практике.

В связи с этим в России был принят ФЗ «О техническом регулировании» №184 от 27.12.2002 который является основным источником технического права в России.

Техническое законодательство – это совокупность правовых норм, регламентирующих требования к техническим объектам: продукции, процессам ее жизненного цикла, работам (услугам) и контроль (надзор) за соблюдением установленных требований.

Причины реформирования технического законодательства в России:

1. устранение нетарифных барьеров в торговле между странами (Технические барьеры – это различия в требованиях национальных и международных стандартов, приводящие к дополнительным затратам средств и/или времени для продвижения товаров на соответствующий рынок).

Только при указанной гармонизации наш бизнес может вписаться в современное экономическое пространство.

Так, в начале 2003 г. в Нью-Йорке была отозвана из торговых точек
партия российского молока «Можайское» и «Милая Мила», так как на
продуктах был обнаружен сульфонамид — вещество, способное вызвать
у человека аллергическую реакцию. Причина — в различии требовании|
национальных стандартов. Хотя российские ГОСТы на пищевые продукты в целом жестче, но тест на сульфонамид ими не был предусмотрен (в связи с этим инцидентом ведутся переговоры о закупке соответствующего испытательного оборудования).

Приведенный пример иллюстрирует естественный «технический барьер. Но в практике очень много искусственно создаваемых техни­ческих барьеров для России, не являющейся членом ВТО. Очень част они возникают из-за отсутствия соглашений о взаимном признании результатов оценки соответствия. Например, к нашей бытовой техник (автомобилям, холодильникам), поступающей на европейский рынке| часто предъявляют по отдельным характеристикам более жесткие требования, чем к продукции других европейских стран, несмотря на наличие сертификатов соответствия, выданных международно признанны их ними органами по сертификации и признаваемых в странах ЕС.

В связи с вышеизложенным Россия, как и все другие страны, должна разрабатывать программы по преодолению барьеров в торговле, тем более что реализация данных программ дает огромный экономический эффект

По данным Экономического комитета Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), разработанные программы по нетарифным барь­ерам в торговле (стандартизации, оценке соответствия) дают странам АТЭС О,26% прибыли от фактического валового внутреннего продук­та (около 45 млрд. дол.), тогда как программа тарифного регулирова­ния — всего лишь 0,14% (почти вдвое меньше).

В основе программ по преодолению технических барьеров лежит деятельность государств в области технического регулирования. Под регулированием понимаются действия государства, организующие по­ведение на рынке хозяйствующих субъектов.

 

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В этом определении просматриваются главные элементы технического регулирования:

- установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и процессам жизненного цикла продукции;

- установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам жизненного цикла продукции, выполнению работ или оказанию услуг;

- правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Объектами технического регулирования являются продукция, процессы жизненного цикла продукции, работы и услуги.

Субъектами технического регулирования являются:

- органы власти;

- органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического законодательства;

- органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории;

- субъекты хозяйственной деятельности;

- разработчики технических законов и стандартов.

Технический регламент - документ, который является носителем обязательных требований.

Технические регламенты принимаются в целях:

1. защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

2. охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

3. предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Классификация обязательных требований:

Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, прежде всего по показателям безопасности.

Различают требования к:

· безопасности излучений;

· биологической безопасности;

· взрыва безопасности;

· механической безопасности;

· пожарной безопасности;

· промышленной безопасности;

· термической безопасности;

· химической безопасности;

· электрической безопасности;

· ядерной и радиационной безопасности;

электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

Помимо этого общие требования ТР могут обеспечивать единство измерений, а также требования касающиеся информирования потребителей о возможном вреде жизни и здоровья человека и продукции, при длительном ее использовании и факторах, от которых он зависит.

Кроме того ТР-ты могут устанавливать минимально необходимые ветеренарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении некоторых видов продукции, ввозимых из отдельных стран (exp. ограничение ввоза, использования, хранения и т.д.), обеспечивающие биологическую безопасность).

 

Виды технических регламентов

Виды технических регламентов:

Федеральным законом «О техническом регулировании» предусмотрено два вида ТР: общие технические регламенты (далее — «ОТР»); специальные технические регламен­та далее— «СТР»).

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов ЖЦП.

ОТР принимаются по вопросам:

  • безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безо­пасного использования прилегающих к ним территорий;
  • пожарной безопасности;
  • биологической безопасности;
  • электромагнитной безопасности;
  • экологической безопасности;
  • ядерной и радиационной безопасности.

 

Требованиями специального технического регламента учитываются особенности отдельных видов продукции, степень риска причинения вреда которыми выше установленной общим техническим регламентом.

Требования СТР учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и особенности ЖЦП — процессов произ­водства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

СТР устанавливают требования только к тем отдельным видам про­дукции и процессам ЖЦП, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной ОТР.

Технический регламент принимается федеральным законом.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.