Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ


Глава 10. ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ



 


Что касается функций правового государства, то необходимо иметь в виду, что они не остаются неизменными, а трансформиру­ются и наполняются новым содержанием по мере развития самого правового государства. Важным этапом в этом направлении явля­ется формирование правового социального государства.

В этой связи следует указать, что на ранних этапах буржуазного развития понятие правового государства, в соответствии с идеями ли­берализма означало прежде всего ограничение его вмешательства в экономику и обеспечение личной свободы индивида в распоряжении собственностью, в рыночной стихии. На данном этапе речь шла в ос­новном о защите личностных (гражданских) и политических прав. Это было первое поколение прав человека, реализующих так называе­мую негативную свободу и обязывающих государство воздержи­ваться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами.

Однако реализация идей либерализма, провозглашавшего фор­мальное равенство всех людей, на практике привела к резкому рас­слоению общества, обогащению немногих и обнищанию широких масс трудящихся. В этих условиях формируется второе поколение прав человека (так называемые позитивные права), связанных с борь­бой граждан за улучшение своего экономического положения, за со­циальные права и повышение культурного статуса. Для реализации позитивных прав требуется не отстранение государства, а напро­тив, — его организующая, координирующая и иная деятельность, не­обходимо определенное вмешательство в экономику ит.д. Но в таком случае государство должно быть социальным. Понятно, что функции этого государства {экономические, социальные, культурные, правоо­хранительные) значительно видоизменяются. Например, в экономике от позиции невмешательства социальное правовое государство пере­ходит к определенному регулированию с целью смягчить отрица­тельные последствия для общества рыночной стихии.

Идея социального государства была выдвинута немецким уче­ным Лоренцем фон Штайном во второй половине XIX в. Он писал, что социальное государство «обязано способствовать экономичес­кому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конеч­ном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». В 1930 г. немецкий ученый Герман Геллер ввел понятие «социальное правовое государство».




В разных определениях социального государства, даваемых в за­падной и отечественной литературе, подчеркивается, что это государ­ство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных ус­ловий существования, социальной защищенности, соучастия в управ­лении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.

Историческая практика формирования правового социального государства в развитых западных странах (США, Германии, Анг­лии, скандинавских странах и др.) позволяет сделать некоторые вы­воды об условиях, необходимых для формирования социального го­сударства .

Во-первых, социальное государство зарождается и формируется не спонтанно, а на основе целенаправленной политики.

Во-вторых, необходимыми предпосылками становления соци­ального государства в любой стране выступают правовое, преиму­щественно конституционное, закрепление частной собственности, принципов смешанной экономики рыночного типа, социальной и политической свободы ^демократии в форме правового государст­ва, наличие развитой системы гражданского, трудового, экономи­ческого и другого законодательства.

В-третьих, так как сущность правового государства выражается в обеспечении всеобщего блага и блага отдельного человека, то это обусловливает общие принципы устройства и деятельности такого государства, а именно: открытость государственной власти, ее де­мократизм и либерализм, приверженность гражданскому миру и со­циальному согласию, социальной справедливости и солидаризму, предоставление всем равных возможностей, широкая социальная защита населения.

В западной политологии выделяют три основных типа социаль­ного государства: консервативный, либеральный, социал-демокра­тический. Разграничение этих типов осуществляется на основе сле­дующих индикаторов:

1. Масштабность защиты от стихийных рыночных сил и недоста­
точного (низкого) уровня доходов населения.

2. Масштабность социальных прав и социальной поддержки
наиболее уязвимых и бедных социальных групп населения.

3. Удельный вес частных (негосударствнных) ассигнований (рас­
ходов), направленных на страхование, пенсионное обеспечение.



Раздел N. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ


ГлаваЮ. ГОСУДЛРСТВО Ш ИНСТИТУТПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ



 


медицинскую страховку и иные социальные нужды населения и со­отношение этой доли с официальными выплатами из бюджета.

4. Масштабы индивидуального или коллективного финансирования социальных программ и нужд, включая индивидуальные и кол­
лективные вклады людей в социальном государстве.

5. Масштабы, в которых система социального обеспечения дифференцирована и организована по различным профессиональным
группам и группам социального риска, включая социальные риски,
связанные с безработицей, старостью, болезнями и др.

6. Емкость фондов перераспределения социальной политики,
складывающихся из налоговых поступлений и поступлений в фонды
социального страхования от предпринимателей и предприятий.

7. Масштабы гарантий и обеспечения полной занятости населения.

Перечисленные индикаторы позволяют классифицировать разные типы социального государства, а также увидеть вполне осязае­мые и эмпирически измеряемые отличия либерального, консерва­тивного и социал-демократического типов социального государства друг от друга. В табл. 17 приводятся различия типов по всем семи индикаторам.

Таблица 17

СРАВНЕНИЕ ЛИБЕРАЛЬНОГО, КОНСЕРВАТИВНОГО И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА*

 

Инди­каторы Либеральное Консервативное Социал-демократическое
Слабая Средняя Сильная
Действует социальная поддержка бедных Действует социальное право Действует социальное право
Высокий Средний Низкий
Средние Большие Средние
Нет Да Нет
Умеренная Умеренная Большая
Нет Только в стадии процветания Да

данные индикаторы дают возможность более полно описать феномен социального государства и его основные типы.

Становление социального государства — длительный процесс, очень сложный и противоречивый. Удерживать его в определенных правовых границах, не ущемляя свободы одних и не снимая ответ­ственности за спою судьбу других, помогают уже сформировавшие­ся в западных государствах и вошедшие в реальную практику прин­ципы правового государства. Именно на их основе возможна даль­нейшая гуманизация государства и общества.

Важно подчеркнуть, что при необеспеченности социальной сто­роны жизнедеятельности людей, достойного уровня их жизни де­формируется вся структура прав и свобод человека: снижается по­литическая активность, возрастает политическая апатия и неверие в государство, индивиду становятся далеко не всегда доступными юридические гарантии прав и свобод(например, право на защиту). Вот почему как бы ни сложна была роль социального государства в современном обществе, однако без нее вообще невозможно осу­ществление не только экономических, социальных и культурных прав, но и прав «первого поколения» — политических и граждан­ских. Иначе говоря, социальное государствооказывает самое непо­средственное воздействие на осуществление всего единого ком­плекса прав и свобод человека.

Из сказанного выше становится особенно понятно, какой огром­ной сложности задача стоит перед реформируемым российским об­ществом по созданию правового государства.

Как было показано, вопрос о социальных функциях государства возник на Западе уже в ситуации прочно утвердившейся правовой государственности. Задача создания социальной государственности выдвигается в России, когда правового государства еще нет, оно только начинает формироваться. Для выполнения этой цели необ­ходимо прежде всего преодолеть тяжелое наследие тоталитарной системы. В условиях тоталитаризма государство стремится к гло­бальному господству над всеми сферами общественной жизни. Из


Гла.а 10. ГОСУДОТПВО ЦК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ



 



социально-политической жизни устраняется плюрализм. Насиль­ственно демонтируются социально-классовые барьеры. Власть претендует на то, чтобы представлять некий «всеобщий сверхинте­рес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и регио­нальные интересы. Тоталитаризм принудительно снимает пробле­мы: гражданское общество — государство, народ — политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазви­тия. Коллективная идентичность, упраздняющая индивидуаль­ность, — один из принципов тоталитаризма. Государство деформи­ровало гражданское общество, сковывало процесс функционирова­ния его элементов, сводило к минимуму автономию и самостоятель- _ ность индивидов и социальных групп.

Таким образом, если формирование социальной правовой госу­дарственности в западных странах осуществлялось в развитом гражданском обществе, которое создает условия с целью решения задач, необходимых для гармонизации общественных отношений, предотвращений катаклизмов и резкого противоборства, то в Рос­сии складывается обратная картина. Гражданское общество лишь начинает формироваться, отсутствует необходимая для социально­го государства степень солидарности и единства разных классов и социальных групп. Моральная деградация людей, неизбежная в по­сттоталитарном обществе, порождает глухоту по отношению к обездоленным и не способствует решению острых социальных про­блем.

Вопрос о социальной государственности возник на Западе тогда,

когда был создан мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя су­щественно свободы и автономии собственников. В России такие ус­ловия еще только формируются.

К тому же разрушение тоталитарного общества и переход к ры­ночным отношениям привели не только к разрушению старых эко­номических структур, но и потере привычных (хотя и иллюзорных) духовных ориентиров — справедливости, равенства, нравствен­ности. Потеря ориентиров общественного сознания дезорганизует общество, ведет к поляризации общественного сознания, создает противостояние различных социальных слоев.


Любое общество может успешно развиваться, опираясь на четко обозначенные реальные цели, на научно выверенную модель жизнеустройства. В нынешних условиях у нас отсутствует представление о контурах общества, которое мы хотим создать. В частности, нет ясности относительно позиции государства по отношению к гражданину в условиях перехода к рынку. А это одна из важнейших проблем, связанных как с формированием правового государст­ва, так и с созданием социального государства, т.е. с принципами взаимоотношений государства и человека в посттоталитарном обществе.

Серьезные ошибки, допущенные в процессе реформирования российского общества, привели к снижению экономического по­тенциала страны, к крайней поляризации общества, ухудшению жизненных условий большинства населения. В такой обстановке еще более осложняется задача формирования правового социаль­ного государства. И хотя Конституция Российской Федерации за­крепляет положение о том, что Россия — это демократическое правовое и социальное государство (ст. 1 и 7), пока это только про­граммная установка, для осуществления которой потребуется дли­тельная и напряженная работа. Однако развитие правовой и соци­альной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

4. Органы государственной власти в Российской Федерации

Высшим органом представительной и законодательной власти Российской Федерации является парламент — Федеральное Со­брание, состоящее из двух палат: нижней палаты — Государствен­ной Думы, верхней — Совета Федерации. Они осуществляют зако­нодательные функции, рассматривают и решают важнейшие госу­дарственные вопросы, формируют другие высшие государственные органы (правительство, судебные органы и т.п.) и имеют право кон­троля за деятельностью всего государственного аппарата (схема 19).



Раздел N. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ


Глава 10 ГОСУДАРСТВО Ш ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ



 


Схема 19. Форма правления в Российской Федерации

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной основе с четырехлетним сроком полномочий. Она избирается прямым всеобщим голосованием по смешанной


системе. По Конституции Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя правительства и решает вопрос о доверии правительству. Однако парламентские полномо1' чия нижней палаты по вопросу формирования исполнительной власти и контроля за еедеятельностью фактически оказываются ог­раниченными. Это выражается в том, что при определенной поли­тической ситуации в стране Президент может распустить Государ­ственную Думу, если последняя три раза подряд отклонила канди­датуру на должность Председателя правительства. По вопросу о до­верии правительству тоже существуют свои «пределы». Так, при повторном выражении недоверия правительству в течение трех ме­сяцев Президент может принять решение либо об отставке прави­тельства, либо о роспуске нижней палаты.

Совет Федерации формируется путем делегирования по два представителя от каждого субьекта Федерации: по одному от пред­ставительного и исполнительного органов власти (по количеству это составляет 178 делегатов). К ведению верхней палаты относят­ся вопросы, связанные с изменением границ между субъектами Фе­дерации, назначением на должность судей Конституционного Суда (19 судей), Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Гене­рального Прокурора, утверждением указов Президента о введении чрезвычайного положения, решением вопросов об использовании вооруженных сил за пределами страны и другие. Для осуществле­ния контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания образуют Счетную палату.

Главой государства является Президент. Он избирается всена­родным прямым голосованием на 4 года и не более двух сроков под­ряд.

Полномочия Президента России подразделяются на полномочия в области государстве иного управления; в сфере законодательной деятельности; в судебной области; внешнеполитические полномо­чия; представительские; чрезвычайные.

Президент наделен правом участия в формировании правитель­ства: он назначает Председатели правительства с согласия Государ­ственной Думы, а также назначает и освобождает от должности за­местителей Председателя правительства, федеральных министров, руководителей комитетов и ведомств. Президент руководит дея­тельностью правительства, может председательствовать на его за-



Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕИНСТИТУТЫ


 



 


селениях, он принимает решения об отставке правительства с со­гласия нижней палаты.

Президент активно участвует в законодательном процессе. За­коны, принятые Федеральным Собранием, передаются президенту, который подписывает их или возвращает в двухнедельный срок в парламент со своими возражениями для повторного обсуждения и голосования. В случае отклонения закона президентом и при по­вторном одобрении 2/3 голосов от общего числа членов Совета Фе­дерации и Государственной Думы закон подлежит подписанию пре­зидентом (в течение 7 дней). Глава государства обладает правом за­конодательной инициативы. Более того, следует отметить, что по­мимо президента этим правом обладает значительное количество субъектов политической системы — это Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, правительст­во, представительные органы власти субъектов федерации. Консти­туционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Но глава государства в особых случаях может использовать свое право обращения непосредственно к пароду, а также объявить о референ­думе но отдельным вопросам законодательной деятельности и таким образом решить вопросы, минуя парламент. Президент и сам издает большое количество нормативных актов (указов, реоргани­зационных актов, распоряжений и др.).

В практике деятельности высших государственных органов при­меняется ежегодное представление президентом докладов о поло­жении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Президент может обратиться с посланием к гражданам страны.

Президент возглавляет Совет Безопасности России. Глава госу­дарства утверждает военную доктрину, обладает правом объявле­ния чрезвычайного положения и использования вооруженных сил за пределами территории страны по решению Совета Федерации.

Внешнеполитические полномочия главы государства весьма об­ширны. Президент является высшим представителем страны и сфере внешних отношений и осуществляет руководство внешней политикой. Выезжая с официальными визитами за границу, он пользуется правом на особо торжественный прием, ему предостав­ляется целый ряд привилегий. Он считается представителем своей страны по праву и не нуждается для этого в специальных полномо-


чиях. Президенту предоставляется право ведения международных переговоров и заключения международных договоров и соглашений (они вступают в силу после ратификации парламентом). Он также назначает и отзывает дипломатических представителей государств, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Высшими органами судебной власти в России выступают Кон­ституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд,

Система федеральных органов исполнительной власти включает Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, а также отраслевые и межотраслевые органы: министерства, государственные комитеты, федеральнв!е службы, межведомственные комиссии, советы и др. Правительство РФ разрабатывает и обеспечивает исполнение фе­дерального бюджета, осуществляет управление федеральной соб­ственностью, обеспечивает реализацию социально-экономических программ, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и др.

По Конституции РФ система органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области, автономных округов устанавливаются субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного права.

Разделение властей по вертикали предполагает существование представительных и законодательных органов субъектов Федера­ции, обладающих правом законодательной инициативы, и предста­вительных органов местного самоуправления. По своему характеру это органы парламентского типа. Это означает, что, помимо про­фессионального состава (работы депутатов на постоянной основе) и постоянного характера работы, собрание представителей (дума, муниципальный комитет, городское собрание и др.) должны быть свободны от воздействия на них вышестоящих органов власти.

Представительные органы в пределах своей компетенции об­суждают и принимают решения по вопросам развития данного тер­риториального сообщества, осуществляют контроль за работой местных органов исполнительной власти и судов соответствующей ступени.



Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ


Глава 10. ГОСУДАРСТБОЩ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ



 


       
 
 
   


Органы местной исполнительной власти определяются населе­нием самостоятельно для решения вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собствен­ностью. Главы местной администрации (мэр, губернатор) должны избираться населением на основе всеобщего, равного, прямого из­бирательного нрава.

Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения. Кроме собственной ком­петенции, органы местного самоуправления могут выполнять неко­торые государственные функции, под исполнение которых должны передаваться необходимые материальные и финансовые ресурсы. Передача функций должна носить договорной характер между орга­нами государственной власти и органами местного самоуправления.

Таким образом, в Российской Федерации существует довольно разветвленная многоуровневая система органов представительной, законодательной и исполнительной власти. Дальнейшее развитие демократии, усиление местного самоуправления, расширение прав и возможностей граждан включает последующую децентрализацию государственного управления и последующее смещение управлен­ческих функций с федерального на региональный и местный уровни.

Основные понятия: государство, форма государственного устройства, форма правления, конфедерация, федерация, унитарное государство, правовое государство, социальное государство.

Выводы

1. Отправной пункт политологического анализа государства — определение его в качестве основного элемента, сердцевины поли­тической системы. Государство — особая форма организации по­литической власти в обществе, обладающая суверенитетом, моно­полией па применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппа­рата).


 

2. Форма государственного устройства — это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения цент­
ральных, региональных органов. Под формой правления понимает­
ся способ организации верховной государственной власти, принци­
пы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их
формировании.

3. Правовое и социальное государство является величайшим до­
стижением мировой цивилизации. Однако задача формирования
правового социального государства в России представляется исключительно сложной вследствие необходимости одновременного
создания и правовой, и социальной государственности в условиях
посттоталитарного общества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Почему государство является наиболее важным политическим институтом?

2. Сопоставьте основные концепции происхождения государства.

3. Что отражает понятие «форма государственного устройства»?

4. Чем федерация отличается от унитарного государства?

5. Каковы принципы взаимоотношений законодательной и исполни­
тельной ветвей власти в президентских, парламентских и президентско-
парламентских республиках?

6. Назовите черты сходства и различия между парламентской республикой и парламентской монархией.

7. Охарактеризуйте форму правления в Российской Федерации.

8. Раскройте сущность и основные принципы правового государства.

9. Какие условия необходимы для формирования социального государства?

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.