Особенности развития представлений о величинах у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.
Тема № 4 (2 ч-лек., 2 ч-практ., 2 ч- лаборат, 2 ч – с.раб)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ВЕЛИЧИНАХ И ИХ ИЗМЕРЕНИИ
ПЛАН
1. Содержание понятий «величина» и «измерение».
2. Значение развития у дошкольников представлений о величинах.
3. Физиологические и психологические механизмы восприятия размеров предметов.
4. Особенности развития представлений о величинах у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.
Содержание понятий «величина» и «измерение».
Дошкольники знакомятся с различными величинами: длина, ширина, высота, толщина, глубина, площадь, объем, масса, время, температура.
Первоначальное представление о величине связано с созданием чувственной основы, формированием представлений о размерах предметов: показать и назвать длину, ширину, высоту.
ОСНОВНЫЕ свойства величины:
- сравнимость
- относительность
- измеряемость
- изменчивость
Определение величины возможно только на основе сравнения (непосредственно или сопоставляя с неким образом). Характеристика величины относительна и зависит от выбранных для сравнения объектов (А < В, но А > С).
Измерение дает возможность характеризовать величину числом и перейти от сравнения непосредственно величин к сравнению чисел, что удобнее, так как делается в уме. Измерение — это сравнение величины с величиной того же рода, принятой за единицу. Цель измерения — дать численную характеристику величине. Изменчивость величин характеризуется тем, что их можно складывать, вычитать, умножать на число.
Все эти свойства могут быть осмыслены дошкольниками в процессе их действий с предметами, выделении и сопоставлении величин, измерительной деятельности.
Понятие числа возникает в процессе счета и измерения. Измерительная деятельность расширяет и углубляет детские представления о числе, уже сложившиеся в процессе счетной деятельности.
В 60—70-е годы XX в. (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов) возникла идея об измерительной практике как основе формирования понятия числа у ребенка. Сейчас существуют две концепции:
• формирование измерительной деятельности на базе знании числа и счета;
• формирование понятия числа на базе измерительной деятельности.
Счет и измерение не должны противопоставляться друг другу, они взаимно дополняют друг друга в процессе освоения числа как абстрактного математического понятия.
В детском саду сначала учим детей выделять и называть разные параметры размеров (длину, ширину, высоту) на основе сравнения на глаз резко контрастных по величине предметов. Затем формируем умение сравнивать способом приложения и наложения незначительно различающиеся и равные по величине предметы с ярко выраженной одной величиной, потом по нескольким параметрам одновременно. Работа по выкладыванию сериационных рядов и специальные упражнения для развития глазомера закрепляют представления о величинах. Знакомство с условной меркой, равной одному из сравниваемых предметов по величине, готовит детей к измерительной деятельности.
Деятельность измерения довольно сложна. Она требует определенных знаний, специфических умений, знания общепринятой системы мер, применения измерительных приборов. Измерительная деятельность может формироваться у дошкольников при условии целенаправленного руководства взрослых и большой практической работы.
Схема измерения
Математические понятия
| Ключевые вопросы
| Понятия дошкольников
| Величина
| — Что?
| Объект
Величина
| Эталон, единица величины
| — В чем?
| Мерка
| Инструмент
| — Чем?
|
| Правила
| — Как?
| Правила
| Численная характеристика величины
| — Сколько?
| Число
| Прежде чем знакомить с общепринятыми эталонами (сантиметром, метром, литром, килограммом и др.), целесообразно сначала научить детей пользоваться условными мерками при измерении:
протяженности (длина, ширина, высота) с помощью полосок, палок, веревок, шагов;
объема жидких и сыпучих веществ (количество крупы, песка, воды и др.) с помощью стаканов, ложек, банок;
площади (фигуры, листа бумаги и др.) клетками или квадратами;
массы предметов (например: яблоко — желудями).
Использование условных мерок делает измерение доступным для дошкольников, упрощает деятельность, но не меняет ее сущности. Сущность измерения во всех случаях одна и та же (хотя объекты и средства разные). Обычно обучение начинают с измерения длины, что больше знакомо детям и пригодится в школе в первую очередь.
После этой работы можно познакомить дошкольников с эталонами и некоторыми измерительными приборами (линейкой, весами).
В процессе формирования измерительной деятельности дошкольники способны понять, что:
o измерение дает точную количественную характеристику величине;
o для измерения необходимо выбирать адекватную мерку;
o число мерок зависит от измеряемой величины (чем больше величина, тем больше ее численное значение и наоборот);
o результат измерения зависит от выбранной мерки (чем больше мерка, тем меньше численное значение и наоборот);
o для сравнения величин необходимо их измерять одинаковыми мерками.
Измерение дает возможность сравнивать величины не только на сенсорной основе, но и на основе умственной деятельности, формирует представление о величине как математическом понятии.
Маленькие дети могут различать предметы по массе и отражать свое восприятие в речи («тяжело», «легко»). Различие воспринимается при участии мышечных групп, вначале в процессе действий с предметами резко контрастными по массе, а при специальном обучении и при небольших различиях. По мере развития барического чувства («чувства тяжести») дети убеждаются, масса предметов зависит не только от их размеров, но и от веществ, из которых они сделаны.
2. Значение развития у дошкольников представлений о величинах.
Вопрос о роли измерений в формировании математических представлений издавна ставился в работах выдающихся педагогов (Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталлоци, К. Д. Ушинского). Прогрессивные представители русской методики арифметики (Д. И. Галанин, А. И. Гольденберг, В. А. Латышев) также значительное внимание уделяли этой проблеме. Советские методисты (Е. И. Тихеева, Л. В. Глаголева, Ф. Н. Блехер и др.) указывали на необходимость обучения дошкольников измерению. М. Мантессори, Ф. Н. Блехер, Л. В. Глаголева, Е. И. Тихеева, Ю. И. Фаусек уделяли большое внимание развитию барического чувства. Современные исследования (Р. Л. Березина, Г. В. Корнеева, Т. Г. Белоус и др.) подтверждают огромное влияние формирования представлений о величинах на общее и математическое развитие детей:
Знакомство с различными величинами расширяет представления о предметах и явлениях окружающей действительности.
Оценка размера как одного из пространственных признаков предмета необходима для полной и правильной его характеристики.
Умение выделить величину как свойство предмета, дать ее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания связей и отношений между ними.
Отражение размера как пространственного признака предмета связано с развитием сенсорного восприятия, так как в этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, осязательный, двигательный и др.
Формирование представлений о величинах положительно влияет на умственное развитие, так как основывается на развитии способности отождествлять, распознавать, сравнивать, обобщать и др.
Отражая в речи способы сравнения величин, результаты их измерения, связи и отношения, дети учатся изъясняться развернуто, аргументированно, логично.
В процессе сравнения и измерения размеров предметов развивается глазомер ребенка.
Выделение различных параметров размеров предметов учит дифференцировать пространственные признаки предметов (длину, ширину, высоту, объем), способствует пониманию трехмерности пространства.
При измерении объема жидких и сыпучих веществ (переливание, пересыпание) дети познают качественные признаки вещей.
Развитие барического чувства углубляет познавательную деятельность.
При формировании представлений о различных величинах у ребенка тесно взаимодействуют и развиваются сенсорные, мыслительные и речевые процессы.
Измерительная деятельность способствует формированию предпосылок учебной деятельности (постановка цели, выполнение правил, планирование последовательности действий, анализ результатов, привычка к точности и аккуратности и пр.).
В процессе сравнения и измерения размеров уточняются геометрические представления (например: «У квадрата все стороны равны по длине»).
Работа с величинами углубляет понимание многих математических тем: отношение «часть и целое», равенство и неравенство, свойство транзитивности отношений «больше — меньше», «длиннее — короче» и др. (А< В и В< С=> А< С), взаимно обратные отношения (А < В <=> B >A), арифметические действия.
Работа с величинами, их сравнение и измерение подводят к пониманию величины как математического понятия, готовят к школьному обучению.
Формирование умений выделять, сравнивать и измерять различные величины закладывает основы навыков, необходимых в жизни.
3. Физиологические и психологические механизмы восприятия размеров предметов.
Ознакомление с величинами — одна из задач сенсорного и умственного развития детей. Восприятие величины (размера) как одного из пространственных признаков предмета направлено на опознание, обследование объекта и его особенностей при участии зрительных и осязательно-двигательных анализаторов, происходит путем установления сложных систем внутри анализаторных и межанализаторных связей.
И. М. Сеченов: «Зрительное различение размера предмета возможно лишь с помощью установления корковой связи между частями зрительного анализатора (сетчаткой и мышцами глаза), которые приспосабливают глаз к восприятию предмета на том или ином расстоянии».
Благодаря мышечному чувству глаз подобно руке «ощупывает» предмет. В процессе упражнений между ощущениями, возникающими при осязании предмета рукой и зрительно, возникает связь, которая в дальнейшем позволяет сравнивать предметы по размеру только зрительно, без осязательной проверки. Закреплению этих связей способствует слово, обобщающее восприятие размера предмета.
Познание величины осуществляется на сенсорной основе, опосредуется мышлением и речью. Восприятие размеров зависит от:
опыта практического оперирования с предметами;
развития глазомера;
развития речи;
развития мыслительных процессов (сравнения, обобщения, анализа, синтеза и др.).
Ранний возраст
Начинает складываться чувственный опыт восприятия и оценки величины в результате установления связей между зрительными, осязательными и зрительно-тактильными ощущениями от игрушек и предметов разных размеров, с которыми оперирует малыш.
Сетчатка глаза новорожденного имеет одинаковое строение с сетчаткой взрослого, поэтому предметы дают правильное изображение. Но ребенок еще не научился управлять двигательной частью зрительного анализатора (это развивается с опытом), поэтому часто делает ложные заключения о размерах предметов.
Многократно воспринимая предметы разного размера на разном расстоянии, связывая восприятие с называнием предметов и их размеров, ребенок учится сравнивать, называть, анализировать, уточнять путем осязательных ощущений.
В конце первого года жизни в процессе предметных действий у ребенка начинает формироваться константность восприятия (способность воспринимать размеры предмета на разном расстоянии в разном положении). У детей второго года жизни могут быть выработаны реакции сравнения величин, которые носят абсолютный, а не относительный характер («У меня есть большая собака»). У детей третьего года жизни константность восприятия предметов, многократно встречающихся в опыте, постепенно становится устойчивой, но носит локальный характер (признак размера закрепляется за конкретным предметом). Довольно часто в своих играх дети игнорируют признак величины (например, пытаются большую игрушку уложить в маленькую коробку).
Четвертый год жизни
Дети различают размеры многих знакомых предметов. В пассивной речи имеются слова, характеризующие размеры. Например, правильно выполняют задание: «Принеси большой мяч».
Величина предметов воспринимается недифференцированно, дети ориентируются лишь на объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. В словарном запасе обычно присутствуют слова «большой — маленький». Часто отсутствуют термины, характеризующие различные параметры величины: «длинный — короткий», «широкий — узкий», «высокий — низкий» и др. Обычно и слово «размер» не используется детьми.
Пятый год жизни
Дети более дифференцированно подходят к выбору предметов по разным параметрам величины, если эти признаки ярко выражены. Наиболее успешно выделяют нужную величину при сравнении двух предметов. Длина и ширина воспринимаются легче, чем высота. При выделении того или иного измерения большое значение для ребенка имеет движение рукой, проведение пальчиком вдоль протяженности. Слова: «величина» и «размер» непонятны многим детям, так как они их редко слышат.
Шестой год жизни
Дети могут дифференцировать разные параметры величины предметов, понимают трехмерность пространства. Развивается глазомер в процессе сравнения размеров предметов:
на глаз;
способами приложения и наложения;
при помощи мерки, равной одному из сравниваемых предметов;
измерения.
Седьмой год жизни
Практическая и игровая деятельность детей, хозяйственная деятельность взрослых являются основой для ознакомления дошкольников с простейшими способами измерения. Складываются благоприятные условия для обучения измерению:
развитие сенсорики;
развитие мелкой моторики;
координация движений;
согласование движений и слов;
владение понятием величины и необходимыми терминами;
владение счетом;
понимание отношения «часть — целое».
Особенности развития представлений о величинах у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.
Особенности развития представлений о величинах у детей
| Методические рекомендации по формированию представлений о величинах в ДОУ
| Трудно воспринимают сущность величины
| Сначала рассматриваем предметы резко контрастные по величине (в 3—4 раза) и одинаковые по всем другим признакам (цвет, форма,...). Одну величину изучаем на большом разнообразии наглядного материала. Даем упражнения на классификацию предметов по размерам
| Легче воспринимают размеры предмета, находящегося близко, чем на расстоянии
| Сначала сравниваем предметы, находящиеся непосредственно перед ребенком или у него в руках, потом на расстоянии, затем по памяти и воображению
| Легче воспринимают сравнение контрастных величин
| Чем младше дети, тем более контрастные по величине предметы даем на сравнение: сначала — неравные, затем — равные по величине
| Дети младшего возраста испытывают интерес к крупным предметам, а старшего — к мелким
| С младшими дошкольниками рассматриваем крупные предметы, затем постепенно уменьшаем размеры раздаточного материала
| Детям свойственно закрепление признака величины за конкретным предметом: «маленький мяч», «большой
мишка»
| Показываем одинаковые предметы разной величины: «Мишки бывают большие, средние, маленькие...». Раскрываем относительный характер величины: «Мишка больше зайца, но меньше слона»
| Дети не соотносят размеры предметов с размерами своего тела, игнорируют этот признак
| Обсуждаем проблему, показывая способы сравнения размеров приложением (прикладыванием) и наложением (примериванием)
| «Феномен Пиаже» — восприятию величины мешают другие признаки (цвет, форма)
| Проводим большую работу по сравнению предметов по величине, количеству, форме. Практически знакомим со способами сравнения размеров (приложением и наложением). Даем специальные упражнения на развитие глазомера
| Легче дается сравнение размеров плоских предметов, чем объемных
| Только когда усвоится плоскостное сравнение, переходим к объемным предметам
| Трудно выделяют в одном предмете разные параметры величины
| Сначала рассматриваем предметы с ярко выраженным одним параметром, а затем объясняем, что предмет можно характеризовать по нескольким параметрам: «Ленты одинаковые подлине, но разные по ширине». Сравниваем предметы сначала по одному параметру, потом — по двум, затем — по трем: «Дом большой, так как он длинный, широкий, высокий»
| Не соблюдают пропорции в рисунках
| Тренируем в изображении предметов разной величины и обговариваем соответствие их размеров
|
Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, педагогическая работа строится в определенной последовательности:
o Знакомство с величиной как пространственным признаком предмета. Знакомство с различными параметрами величины предметов. Сравнение двух предметов по одному признаку на глаз, приложением и наложением.
o Сравнение предметов по величине с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов. Сравнение предметов по нескольким параметрам величины. Построение сериационных рядов по величине. Развитие глазомера.
o Измерительная деятельность.
Задание для самостоятельной работы студентов
Придумать сказку для дошкольников, в которой бы использовались представления детей о различных величинах
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|