Сделай Сам Свою Работу на 5

государственный мониторинг земель (ГМЗ)





Нормативно-правовая база, регулирующая

 

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001г. №136-ФЗ (статья 67);

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. №331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002г. №846 «Об утверждении положения об осуществлении государственного мониторинг земель»;

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012г. № 297-р об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы.

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления из­менений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения по­следствий негативных процессов.

Объектом мониторинга земель Российской Федерации являют­ся земельный фонд страны независимо от форм собственности на земельные участки.

Основными задачами мониторинга земель являются: своевре­менное выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов; информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального природопользования и землеустройства, мониторингов и кадастров других природных сред; контроль за использованием и охраной земель.



Мониторинг земель ведется в обязательном порядке на всех ка­тегориях земель независимо от их правового режима и характера использования и является составной частью единой государствен­ной информационной системы состояния окружающей среды и природных ресурсов страны, а также глобального мониторинга природной среды и климата.

Данные мониторинга земель характеризуют состояние земель­ного фонда следующих административных и территориальных об­разований:

• республик, автономных областей и автономных округов в составе Российской Федерации;

• краев, областей, районов, населенных пунктов, землевладе­ний, землепользовании;



• ландшафтно-экологических комплексов, урочищ, фаций (террасы, балки, бассейны рек и озер, орографические образования, биоклиматические зоны и др.);

• ареалов воздействия негативных процессов и явлений.

Содержание мониторинга земель составляют наблюдения, изы­скания, обследования, съемки, характеризующие следующие про­цессы:

- изменение границ и площадей административно-территориальных образований;

- изменение землевладений и землепользований;

- изменение угодий, полей, участков;

- изменение состояния почв;

- развитие процессов водной и ветровой эрозии;

- опустынивание;

- деградацию почв на пастбищах (сбитость, закочкаренность);

- подтопление;

- заболачивание, переувлажнение;

- засоление;

- зарастание, закустаривание пашни;

- разрушение почвенных агрегатов, образование дефляционно опасной бесструктурной пылеватой поверхности, такыровидной слитой поверхности почв;

- изменение запасов гумуса;

- изменение рН почвы (кислотность, щелочность);

- изменение содержания микроэлементов в почве;

- загрязнение почв пестицидами, тяжелыми металлами, рас­сеянными химическими элементами, радиоактивными элементами и другими токсикатами;

- изменение состояния мелиорированных земель (ирригаци­онная эрозия, вторичное засоление, заболачивание, избыточное осушение);

- изменение состояния геологической среды, рельефа, гидро­графической сети;

- изменение форм рельефа местности, вызванное подвижны­ми песками, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, ру­словыми процессами и т.д.;

- изменение водного баланса, режима и химического, гидро­биологического состава подземных вод;



- изменение береговых линий морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов и др.;

- затопление, осушение примыкающих к акваториям земель;

- изменения, вызванные криогенными процессами и явле­ниями;

- изменения, вызванные нарушенными землями, в том числе действующими и отработанными карьерами, отвалами, террикона­ми, разрабатываемыми торфяниками, проседанием земной: поверх­ности под воздействием водоотборов и отработки недр;

- изменение состояния растительности (посевов, пастбищ­ной, лесов, многолетних насаждений и т.д.) по следующим показа­телям:

- фенологическим характеристикам (фазы, стадии развития, сроки их наступления);

- фитопатологическим очагам;

- биомассе;

- распространению наркосодержащей растительности (есте­ственной и нелегальной посевов);

- состоянию лесных и древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в Гослесфонд (полезащитные, водоохранные и другие насаждения);

состоянию лесных площадей, входящих в Гослесфонд (осо­бенно не обследованных), покрытых лесом (фитопатологические данные, гари, вырубки) и не покрытых лесом (резервы сельскохо­зяйственных угодий);

- изменению состояния земель, подверженных негативному воздействию производственных объектов, например, очистных со­оружений промышленных и сельскохозяйственных предприятий; мелиоративных систем; транспорта; навозохранилищ, площадок для компостирования удобрений, свалок, складов ГСМ, складов сыпучих удобрений, жидких удобрений, стоянок автотранспорта, скотомогильников, мест захоронения радиоактивных, физиологи­чески активных химических отходов производства.

Эти изменения могут отражаться через систему абсолютных или относительных показателей, приведенных к определенному сроку или к периоду.

Структура мониторинга земель определяется административно-территориальным делением Российской Федерации, использовани­ем земель по их целевому назначению и имеет следующие уровни:

- мониторинг земель Российской Федерации;

- мониторинг земель республик в составе федерации, авто­номных округов, краев и областей;

- мониторинг земель районов и городов.

В свою очередь, уровень административно-территориального деления структуры мониторинга земель имеет следующие подсис­темы, соответствующие категориям земель:

мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

мониторинг земель населенных пунктов;

мониторинг земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

мониторинг земель лесного фонда;

мониторинг земель водного фонда;

мониторинг земель запаса.

В зависимости от территориального охвата различают глобаль­ный, региональный и локальный мониторинга земель.

Глобальный мониторинг земель проводится в соответствии с международной геосферно-биосферной программой (МГВН) «Гло­бальные изменения».

Региональный мониторинг земель проводится на пространст­вах, ограниченных физико-географическими, экономико-географическими, административными или иными рубежами, и охватывает крупные территории (Крайний Север европейской час­ти Российской Федерации; Северо-Западные районы России; бас­сейн реки Волги; Южный Урал; Западно-Сибирскую низменность; зоны аридного земледелия юга европейской части России; зону Чернобыльской аварии и т.п.).

Локальный мониторинг земель ведется на территориальном уровне ниже регионального.

В зависимости от характера изменений состояния земель разли­чают фоновый и импактный мониторинги. Фоновый мониторинг предполагает наблюдения за состоянием земель без наложения на них результатов человеческой деятельности и проводится в био­сферных заповедниках, импактный мониторинг предполагает на­блюдения за состоянием земель в местах непосредственного воз­действия антропогенных факторов.

В зависимости от происхождения изменений различают сле­дующие процессы: эволюционные (связанные с историческими процессами развития); цикличные (связанные с суточными, сезон­ными, годовыми и иными периодами изменений природного харак­тера); антропогенные (связанные с человеческой деятельностью); чрезвычайные ситуации (связанные с промышленными авариями, стихийными и экологическими бедствиями, водохозяйственными катастрофами и др.).

В зависимости от сроков и периодичности проведен: т разли­чают четыре группы наблюдений за состоянием земель:

• базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов на­блюдений на момент начала ведения мониторинга земель);

• периодические (через один год и более);

• оперативные;

• ретроспективные (исторический анализ предшествующих наблюдений).

Первичные данные, полученные при непосредственном наблю­дении за состоянием земельных угодий, полей, участков, элементов инфраструктуры, обобщаются по районам, городам, областям, кра­ям, республикам, автономным области и округам в Российской Фе­дерации в целом, а также по ландшафтно-экологическим комплек­сам, экологическим ареалам различных видов.

Правовая основа мониторинга земель установлена Земельным кодексом РФ, а порядок ведения мониторинга земель России опре­деляется Правительством Российской Федерации,

Ведение мониторинга земель выполняется с соблюдением принципа взаимной совместимости данных, основанной на приме­нении единой государственной системы координат, высот, карто­графических проекций, единых классификаторов, кодов, системы единиц, входных и выходных форматов;.

Технической основой сбора, хранения, обработки и выдачи (представления) информации мониторинга земель являются геоин­формационные системы (ГИСы), основанные на современной ком­пьютерной технике, функционирование которой обеспечивается унифицированными программными средствами.

Мониторинг земель обеспечивается проведением различных съемок, изысканий, обследований (топографо-геодезических, почвенных, геоботанических, агрохимических, мелиоративных, лесо­устроительных, градостроительных и др.).

Мониторинг земель осуществляется с использованием следую­щих методов получения информации: дистанционного зондирования (космические съемки и на­блюдения, съемки и наблюдения с высотных самолетов, съемки и наблюдения с помощью средств малой авиации и др.); наземные съемки и наблюдения; использование фондовых данных.

Главное назначение космических съемок и наблюдений с вы­сотных самолетов - получение характеристик состояния земель на глобальном, региональном уровнях.

Съемки и наблюдения с помощью малой авиации проводятся для локального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической информации.

Наземные наблюдения проводятся на полигонах, эталонных участках, автоматизированных стационарных пунктах сбора опор­ной информации в целях обработки аэрокосмической информации и для получения данных о состоянии земельного фонда в случаях, когда методами дистанционного зондирования эти данные полу­чить невозможно.

Дистанционное зондирование земельного фонда осуществляют и использованием двух основных групп приборов и оборудования: приборы, дающие видео- и фотоинформацию (аэрофотоап­паратура, многозональные сканирующие устройства, радиолокато­ры, ТВ -камеры и др.) ; приборы трассовой группы ( спектрометры, СВЧ- и ИК -радиометры и др.).

Комплекс технических средств, обеспечивающих наземные на­блюдения, включает наземные передвижные станции, смонтиро­ванные на шасси автомобилей высокой проходимости, и оборудо­вание приборами для измерения влажности почв, химического ана­лиза, а также микроЭВМ и устройства приема-передачи телемет­рии.

В административных районах, городах формируются первич­ные данные локального мониторинга, характеризующие состояние всего земельного фонда, землевладений и землепользовании, отдельных полей, участков, контуров угодий, элементов инфра структуры.

В республиках в составе Российской Федерации, автономных округах, краях и областях формируются сводные данные по вхо­дящим в их состав административным районам, городам, а также по отдельным ландшафтно-экологическим объектам регионального характера.

На уровне Российской Федерации формируются: сводные дан­ные по республикам в составе Российской Федерации, автономным области и округам, областям, краям, а также по ландшафтно-экологическим объектам регионального характера.

Данные мониторинга земель могут использовать:

- органы государственного и муниципального управления; Росземкадастр, Минимущество Российской Федерации, а также их органы на местах;

предприятия, организации и учреждения других ведомств, деятельность которых связана с использованием земель;

- отдельные граждане;

- международные и зарубежные органы: и организации в области охраны окружающей среды, организации рационального природопользования и землепользования.

 

Государственный земельный кадастр – элемент государственного управления использования и охраны земель. Ведение земельного кадастра тесно связано с осуществлением мониторинга земель и землеустройства.

Государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, о субъектах прав на земельные участки. Государственный земельный кадастр ведется по единой для РФ системе.

Объектами государственного кадастрового учетаявляются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.

Порядок, цели и принципы ведения государственного земельного кадастра устанавливаются в ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Целью создания и ведения государственного земельного кадастра является информационное обеспечение:

– государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

– государственного контроля за использованием и охраной земель;

– мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

– государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– землеустройства;

– экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

– установления обоснованной платы за землю;

– иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Принципы ведения государственного земельного кадастра:

1) единство системы и технологии ведения земельного кадастра на всей территории РФ;

2) непрерывность внесения в земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;

3) сопоставимость и совместимость сведений земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других кадастрах, реестрах, информационных ресурсах;

4) учет земельных участков независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Государственный кадастровый учет земель – действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Земельный кадастр ведется органами исполнительной власти и осуществляется в процессе инвентаризации и мониторинга земель, госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, инспекционного контроля, землеустройства.

Документы о кадастровом учете земель подразделяются на основные, вспомогательные и производные. Основные документы: Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы). Вспомогательные документы: книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. Производные документы: доклады о состоянии и использовании земельных ресурсов, отчеты, обзоры, иные справочные документы.

При проведении кадастрового учета проверяются представленные документы, составляются описания земельных участков, присваиваются кадастровые номера участкам, изготавливаются кадастровые карты (планы) и формируются кадастровые дела.

Функции ведения земельного кадастра реализует Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Государственный земельный кадастр

В международной практике земельный кадастр понимается в широком и узком смысле. В узком смысле земельный кадастр представляет собой систематически поддерживаемый публичный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. В настоящее время в зарубежной практике сформировалось и более широкое определение земельного кадастра, утверждённое ООН совместно с Международной федерацией геодизистов в Богорской (1996 г.), а затем и в Бафертской (1999 г.) декларациях.

Согласно данному определению, земельный кадастр – это основанная обычно на земельных участках современная земельная информационная система, содержащая записи о правах на недвижимость (например, о правах, ограничениях и обязательствах). Он включает геометрическое описание земельного участка, связанное с другими записями, описывающими сущность прав, собственность или управление в отношении данных прав, часто стоимость земельного участка и его улучшений. Кадастр может быть предназначен для фискальных целей (налогообложения), правовых целей (регистрации прав на недвижимость), помощи в управлении и использовании земли и создаёт возможность для устойчивого развития и охраны окружающей среды.

Таким образом, современное понятие земельного кадастра во многих странах мира постепенно сближается с понятием земельной информационной системы, включающей в себя: земельный кадастр (в узком смысле), систему регистрации прав, систему управления землепользованием. Под ведение земельного кадастра в зарубежной практике, понимается последовательные действия по сбору, накоплению, обработке, учёту и хранению сведений о земельных участках, а также предоставление сведений о земельных участках пользователям земельного кадастра[28].

Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.

Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.

Ведение государственного земельного и других видов кадастра тесно связано с осуществлением мониторинга земель, иных природных ресурсов и землеустройства (см., например, Постановление Правительства РФ от 23.08.2000 № 622 «Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды»[29]).

Многие нормативные правовые акты регулируют одновременно земельные отношения, связанные с государственным мониторингом земель, землеустройством и государственным земельным кадастром.

Порядок, цели и принципы ведения государственного земельного кадастра устанавливаются в ФЗ о государственном земельном кадастре. В соответствии с ним целями создания и ведения государственного земельного кадастра выступает информационное обеспечение:

1) государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

2) государственного контроля за использованием и охраной земель;

3) мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

4) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) землеустройства;

6) экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

7) установления обоснованной платы за землю;

8) иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Принципами ведения государственного земельного кадастра выступают: единство системы и технологии его ведения на всей территории России; непрерывность внесения в кадастр изменяющихся характеристик земельных участков; сопоставимость и совместимость его сведений со сведениями, содержащимися в других кадастрах, реестрах, информационных ресурсах; учет земельных участков независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков[30].

В ст. 13 ФЗ о государственном земельном кадастре документы подразделяются на основные, вспомогательные и производные. К основным относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).

Вспомогательные документы - это книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. Производные документы государственного земельного кадастра включают доклады о состоянии и использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, иные справочные документы.

Порядок ведения и хранения этих документов устанавливается письмами Росземкадастра от 02.08.2001 № ВК/433 «О разъяснении порядка оформления документов государственного земельного кадастра»[31] и № ВК/435 «О порядке оформления документов государственного земельного кадастра»[32].

Большое внимание уделяется государственному земельному кадастру в Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы», согласно которой кадастр ведется (наряду с указанными выше целями) для планирования рационального использования земельных ресурсов, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, для поддержки гражданского оборота земли и недвижимости[33].

На первом этапе реализации этой Программы предполагалось:

1) проведение кадастрового зонирования территории России в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров;

2) обеспечение единого порядка ведения кадастра во всех субъектах РФ и муниципальных образованиях; формирование информационной базы о федеральных землях, землях субъектов РФ и муниципальных образований;

3) обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление принципов оплаты за ее получение;

4) организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур.

Государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Кадастр ведется органами исполнительной власти и осуществляется в процессе инвентаризации и мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, инспекционного контроля, землеустройства.

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 918[34] утверждены Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра. В едином кадастровом документе земельного участка отражаются:

1) кадастровый номер участка; местоположение (адрес) и площадь участка;

2) категория земель и разрешенное использование участка; описание границ участка и его частей;

3) зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Для государственной регистрации права на земельный участок заявителю выдается кадастровый план земельного участка[35].

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 № 660[36] утверждены Правила кадастрового деления территории Российской Федерации и Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам. Росземкадастр издал 14.05.2001 соответствующий Приказ № П/89[37].

Требования к оформлению заявок на государственный кадастровый учет земельных участков установлены Приказом Росземкадастра от 13.06.2001 № П/115[38]. Правообладатели участков подают в организации Росземкадастра заявки, правоустанавливающие документы на участки, документы об их межевании.

Получение заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков подтверждается соответствующими записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов (Росземкадастром установлены 10.04.2001 Требования к оформлению расписок о получении документов, представленных для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков[39]).

Проведение государственного кадастрового учета включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. Учет должен проводиться в течение 1 месяца со дня подачи заявки.

В случае если в представленных в органы Росземкадастра документах отсутствуют необходимые сведения или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается не более чем на один месяц и заявители немедленно извещаются в письменной форме с обоснованием этого решения (см. Требования к оформлению извещений о приостановлении проведения государственного кадастрового учета земельных участков и решений об отказе в проведении такого учета, утвержденные Приказом Росземкадастра 10.04.2001).

В проведении государственного кадастрового учета может быть отказано, если:

1) с заявкой обратилось ненадлежащее лицо;

2) представленные документы по форме или по содержанию не соответствуют требованиям законодательства РФ;

3) при межевании земельных участков нарушены права смежных землепользователей;

4) площадь земельного участка меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъекта РФ и органа местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

В ст. 170 УК РФ предусматривается уголовная ответственность должностных лиц за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности с использованием служебного положения, искажение учетных данных государственного земельного кадастра.

В настоящее время в соответствии с административной реформой функции ведения земельного кадастра возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

2.

В зависимости от классификационных признаков различают несколько видов управления. По направлениям деятельности оно включает социально-экономическое, политическое, экологическое управление. Последнее, в свою очередь, включает управление в области охраны и использования окружающей среды и отдельных ее компонентов, основным из которых является земля.

Управление также можно рассматривать в виде государственного, муниципального, общественного управления, управления в хозяйствующих субъектах (производственное управление). При этом, во-первых, государственное и муниципальное управление можно объединить понятием публичного управления, и во-вторых, органам местного самоуправления передан ряд функций государственного управления, что само по себе не позволяет противопоставлять эти два вида управления.

Под методами управления понимаются способы управленческого воздействия или средства практической реализации стоящих перед соответствующими органами задач, функций исполнительной и распорядительной деятельности для достижения управленческого результата. Они подразделяются на методы убеждения и принуждения либо на экономические и внеэкономические методы. К последним можно отнести метод контроля и надзора. К экономическим методам относится оценка земель.

В основе управления охраной и использования земель лежат общеправовые принципы, присущие системе государственного управления социально-экономическим развитием, специфические принципы, вытекающие из объективных законов развития общества и природы и учитываемые при организации процесса управления, отраслевые земельно-правовые принципы.

Функции государственного земельного управления – виды деятельности государственных органов исполнительной власти, необходимые для организации исполнения земельного законодательства.

а – Нормативно-правовое регулирование;

б – предоставление и прекращение прав на земельные участки; в – землеустройство;

г – территориальное планирование и зонирование; д – учет земель и ведение земельного кадастра; е – регистрация прав на земельные участки; ж – контроль за использованием и охраной земель, включая мониторинг.

Понятие управления в сфере использования и охраны земель. Управление в сфере использования и охраны земель представляет собой подзаконную исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленную на обеспечение эффективного и рационального использования земель, повышение почвенного плодородия и их охрану. Правовой основой управления в рассматриваемой сфере является право территориального верховенства государства. Характер деятельности исполнительных органов государственной власти по организации рационального использования и охраны земель обусловлен принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции РФ. Суть этого принципа заключается в разграничении сфер деятельности и полномочий государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власти.
Содержание управления в сфере использования и охраны земель. Содержание управления в сфере использования и охраны земель состоит в выполнении соответствующими органами управленческих функций. Функции управления — особые виды деятельности по специальным направлениям и характеру, необходимые для организации эффективного использования и охраны земель.
Характер функций управления определяется социальными, экономическими, экологическими и научно-техническими требованиями, предъявляемыми к организации рационального использования и охраны земель.
К числу функций управления относятся:
1) государственный земельный кадастр;
2) территориальное планирование использования и охраны земель;
3) предоставление и изъятие земель;
4) землеустройство;
5) мониторинг земель;
6) государственный контроль за использованием и охраной земель.
В качестве функции управления до последнего времени считалась деятельность по разрешению земельных споров, которые рассматривались главным образом в административном порядке. Порядок разрешения земельных споров изменялся. До начала 30-х гг. существовал судебный порядок разрешения земельных споров. После коллективизации сельского хозяйства и установления «социалистических форм землепользования» земельные споры приобрели иной характер. В содержании таких споров, как считалось в то время, перестал превалировать имущественный элемент. В связи с ликвидацией кулачества как класса были упразднены земельные суды, главной задачей которых было обеспечение защиты прав землепользования трудящихся крестьян от притязаний кулаков. Земельные споры в основном возникали между колхозами и другими землепользователями по поводу неудобств и установления границ. Такие споры стали разрешаться землеустроительными органами, а впоследствии Советами народных депутатов.
В настоящее время согласно Указу Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (ст. 4) все земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Рассматривать разрешение земельных споров как одну из функций управления означало бы нарушение принципа разделения властей.
Виды управления в сфере использования и охраны земель. Различаются несколько видов управления использованием и охраной земель: общее; специальное и ведомственное.
Общее управление использованием и охраной земель носит территориальный характер. Оно касается всех собственников, владельцев, пользователей и арендаторов в пределах территории всей страны, субъекта РФ или территории местного самоуправления. Такое управление осуществляют соответственно Правительство РФ, органы исполнительной власти субъекта РФ или местная администрация в пределах установленной для них компетенции.


Специальное управление использованием и охраной земель осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы исполнительной власти, для которых выполнение соответствующих функций управления является главной задачей. К ним относились Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкомзем), Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России) и др. Эти федеральные органы осуществляли практически все функции управления использованием и охраной земель.
Ведомственное управление осуществляют ряд федеральных органов исполнительной власти в отношении земель, которые находятся, как правило, в федеральной государственной собственности. Этот вид управления распространяется на подведомственные данным органам организации. Такое управление осуществляют Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз)*, Федеральная пограничная служба РФ, Министерство путей сообщения РФ, Министерство обороны РФ и некоторые другие.

* Здесь и далее следует иметь в виду, что Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 2000. № 21., Ст. 2168). Государственный комитет РФ по делам Севера, Государственный комитет РФ по земельной политике, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России были упразднены.
Образованы Министерство экономического развития и торговли РФ, которому переданы часть функций упраздненного Государственного комитета РФ по делам Севера, и Федеральная служба земельного кадастра России, которой переданы часть функций упраздненного Государственного комитета РФ по земельной политике.
Министерству природных ресурсов РФ (Минприроды России) переданы функции упраздненных Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства России. Министерству имущественных отношений РФ передана часть функций Государственного комитета РФ п.о земельной политике, Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политике РФ — часть функций Государственного комитета по делам Севера.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ преобразовано в Министерство сельского хозяйства РФ и Министерство топлива и энергетики РФ — в Министерство энергетики РФ.

Государственное управление использованием и охраной земель - это организующая деятельность государственных органов исполнительной власти, направленная на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами, имеющими права на земельные участки, в различных сферах социально-экономической жизни общества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.