Сделай Сам Свою Работу на 5

Участие следователей и прокуроров в предупредительно-профилактической работе





В работе по предупреждению правонарушений участвуют многие государственные органы, общественные организации, а также граждане.

Деятельность каждого органа либо организации, занимающихся предупреждением правонарушений, отличается в зависимости от возложенных на них задач. Например, для правоохранительных органов одной из основных является профилактическая функция.

Вся многогранная деятельность российских прокуроров и следователей носит ярко выраженный предупредительный характер. Выявляя и устраняя нарушения законов, принимая меры к привлечению к ответственности виновных лиц и совершая иные, предусмотренные законом действия, прокуроры и следователи способствуют тем самым предупреждению правонарушений. Уровень предупредительной работы зависит от того, насколько профессионально прокуроры и следователи выполняют свои обязанности.

В связи со сложной криминогенной обстановкой в стране предупредительно-профилактическая работа следователей и прокуроров в первую очередь должна быть направлена на предупреждение преступлений. Предупреждение преступности – одна из программных задач государства.



Предупреждение преступлений заключается в воздействии, во-первых, на причины и условия, определяющие преступность в целом в стране, во-вторых, на причины и условия, способствующие совершению отдельных видов преступлений.

В криминологической литературе по уровню предупреждения преступности различаются общесоциальные и специально-криминологические меры.

К общесоциальным мерам предупреждения относится комплекс экономических, социальных и культурно-воспитательных преобразований.

К специально-криминологическим – меры, специально направленные на выявление, устранение или нейтрализацию негативных обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений. Предупредительная деятельность следователя – одно из важных направлений специально-криминологического предупреждения преступности. Задачи предупредительной деятельности следователя определены уголовно-процессуальным законодательством, которое, в частности, устанавливает право и обязанность органов следствия выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления, и устранять их.



Профилактическое направление в деятельности прокурора и следователя включает: предотвращение и пресечение преступной деятельности; выявление причин и условий, способствующих совершению преступления; принятие мер к их устранению.

Обстоятельства, способствующие совершению преступления, входят в предмет доказывания по каждому уголовному делу. В законе нет перечня обстоятельств, .которые необходимо установить для выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления. Они конкретны для каждого уголовного дела.

В криминологии причины конкретного преступления принято рассматривать как совокупность или комплекс взаимодействующих обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Под условиями, способствующими совершению преступлений, понимаются обстоятельства, которые облегчили возникновение преступного намерения, совершение преступного действия и достижение преступного результата.

По каждому уголовному делу следователем должны быть установлены (в числе других) обстоятельства, характеризующие причины преступления и условия, способствующие его совершению. К обстоятельствам, обусловившим совершение преступления и подлежащих установлению следователем, относятся:

• обстоятельства, которые характеризуют антиобщественные взгляды, привычки в сознании лица, совершившего преступление;

• внешние обстоятельства, сформировавшие эти антиобщественные взгляды, привычки в сознании лица;

• обстоятельства, характеризующие жизненные ситуации, которые во взаимодействии с позицией личности вызвали преступные действия;



• обстоятельства, облегчившие возникновение преступного действия и достижение преступного результата.

Поскольку обстоятельства, способствующие совершению преступления, входят в предмет доказывания, меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления, следует принимать тогда, когда обстоятельства, по поводу которых эти меры будут осуществлены, установлены достоверно. После установления всей совокупности этих обстоятельств следователь решает вопрос о внесении представления.

Решение следователя об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, является по своему характеру властным и означает, что соответствующие лица обязаны выполнить предписание следователя об их устранении.

Как и любой процессуальный акт, представление об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, должно быть четко оформлено, содержать необходимые реквизиты и отвечать требованиям, предъявляемым к его форме.

Следователь должен адресовать свое представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления, тем учреждениям и должностным лицам, которые могут принять реальные меры для устранения указанных обстоятельств. .

Следователь обязан не только реагировать на причины и условия, способствовавшие совершению преступления, путем внесения представления, но и осуществлять контроль за их реализацией.

Следователи проводят профилактическую работу и за пределами уголовного процесса. Сюда относятся выступления по материалам конкретных уголовных дел, а также по результатам обобщений по уголовным делам в печати, по радио, телевидению и в коллективах; чтение лекций по правовой тематике. Правильное сочетание процессуальных и непроцессуальных мер позитивно влияет на уровень преступности.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством прокурор обязан проверять, все ли обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, были выявлены следователем и достаточны ли меры, принятые им к устранению этих обстоятельств.

Задачи предупреждения преступления и повышения уровня профилактической работы прокурор решает при осуществлении своей деятельности и по другим направлениям.

Первоочередные задачи прокурора в борьбе с преступностью и ее предупреждением определены приказом Генерального прокурора РФ от 26 июня 1997 г. № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью». Пресечение и предупреждение организованной преступности являются основными направлениями деятельности органов прокуратуры в борьбе с преступностью. Особое внимание прокурорам предписано обращать на безусловное выполнение законов, направленных на предупреждение преступности среди несовершеннолетних и прежде всего ее организованных форм.

Место прокурора в системе субъектов предупреждения преступности определяется возложенной на него законом о прокуратуре функцией надзора за исполнением действующих на территории РФ законов и иными установленными федеральными законами функциями.

Успех профилактической деятельности во многом зависит от того, насколько она опирается на знание фактического состояния преступности, причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Для организации профилактической работы следует располагать полными сведениями: о состоянии и динамике преступности; о территориях и объектах, где совершается наибольшее количество правонарушений и наиболее опасных видов преступлений; о факторах (экономических, социальных и других), влияющих на состояние преступности.

Для изучения преступности прокурорами используются различные методы исследования, выработанные наукой криминологией, в частности:

• анализ статистических данных о преступности (статистический анализ преступности);

• обобщение данных о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, содержащихся в материалах уголовных, гражданских и арбитражных дел, материалах прокурорского надзора и других документах;

• опрос общественного мнения и наблюдение. Генеральный прокурор РФ обязывает прокуроров проводить анализ состояния преступности, условий и причин, способствующих ей, не реже двух раз в год.

Осуществляя надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и должностными лицами, прокурор выявляет уже совершенные, иногда скрытые от учета преступления; выявляет правонарушения, которые могли перерасти в преступления; устанавливает обстоятельства, способствующие совершению этих нарушений.

Осуществляя надзор на этом направлении, прокурор обращает также внимание на следующие обстоятельства: соответствует ли профилактическая деятельность органа требованиям закона;

как должностные лица органа реализуют предоставленные им законом полномочия.

В указанном приказе Генерального прокурора РФ прокурорам предписывается, осуществляя надзор за исполнением законов, направленных на борьбу с преступностью, федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов:

–> особое внимание обращать на предупреждение пьянства, наркомании, бродяжничества, рецидивной преступности, нарушений порядка приобретения и использования оружия, безнадзорности несовершеннолетних и своевременную передачу в правоохранительные органы материалов о преступлениях;

–> вносить предложения по укреплению правопорядка в представительные (законодательные), исполнительные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации. При необходимости приглашать их руководителей на заседания коллегий и оперативных совещаний, посвященных обсуждению проблем борьбы с преступностью;

–> участвовать, как правило, в рассмотрении коллегиальными органами представлений, протестов и информации. В случае неисполнения требований прокурора привлекать виновных к установленной законом ответственности, в том числе к административной, а при наличии оснований и к уголовной.

При осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, проведении проверок соблюдения финансового, банковского, валютного, налогового, таможенного и трудового законодательства прокурорам необходимо обращать внимание на выявление и предупреждение уголовно наказуемых правонарушений. Установив признаки состава преступления в противоправном деянии, прокурор обязан возбудить уголовное дело и организовать его расследование, а в случаях направления материалов для проверки осуществлять надзор за законностью принимаемых по ним решений.

Важное предупредительное значение имеет участие прокурора в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор участвует в исследовании доказательств, принимает меры к выявлению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, в необходимых случаях ходатайствует перед судом о вынесении частного определения в целях их устранения. Принимая участие в прениях сторон,, прокурор дает общественную оценку содеянного, анализирует причины преступления и условия, способствовавшие его совершению, что играет значительную роль в повышении воспитательно-профилактического воздействия судебного процесса.

Используемые прокурором формы и методы надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу имеют предупредительное значение в борьбе с рецидивной преступностью. Значимость профилактической работы на данном направлении определяется её конечным результатом: чтобы лицо после освобождения стало полноправным членом общества.

При решении задач предупреждения преступности средствами прокурорского надзора должно обеспечиваться взаимодействие всех направлений надзорной деятельности, а меры прокурорского реагирования применяться комплексно и целенаправленно.

Повышению эффективности профилактической работы будут способствовать такие меры прокурорского реагирования, которые прежде всего направлены на устранение нарушений закона и обстоятельств, способствующих их совершению. К таким формам прокурорского реагирования относятся те, которые обеспечивают:

• привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших общественно опасные деяния;

• разрешение вопроса об обязательной дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях закона;

. возмещение материального ущерба, причиненного работниками при исполнении своих служебных обязанностей; отмену незаконных правовых актов или приведениеактоввсоответствие с требованиями закона.

Для достижения этих целей прокурор, исходя из каждого конкретного случая, выносит постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении; приносит протест на противоречащий закону правовой акт либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ; вносит представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения закона; направляет информацию в органы законодательной или исполнительной власти и принимает иные меры с учетом характера нарушения закона.

Важным средством в повышении эффективности профилактической работы является использование материалов прокурорских -проверок при внесении прокурорами предложений в комплексные планы по борьбе с преступностью и укреплению законности, планирование совместных мероприятий правоохранительных органов, доведение результатов проверок с использованием средств массовой информации до общественности, сообщение о результатах проверок на сессиях (заседаниях) представительных (законодательных) органов власти и т.д.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.