ГЛАВА 2. Преступления в сфере экономической деятельности по законодательству государств – участников содружества независимых государств
В настоящее время практически все государства - участники СНГ, возникшие после распада Советского Союза из бывших союзных республик СССР, проводят реформу своего уголовного законодательства. Социально-экономические преобразования в государствах - членах Содружества основаны на признании равноправия всех форм собственности, ограничении государственного вмешательства в экономику, провозглашении свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, поддержке конкуренции. Эти обстоятельства, а также общность правовых традиций и правового менталитета определяют во многом сходные подходы в государствах, входящих в Содружество, к реформированию законодательства, определяющего круг уголовно наказуемых деяний в сфере экономики, и соответствующие уголовно правовые решения, что особенно важно в условиях сохранившихся экономических связей и межнационального характера многих экономических преступлений.
Однако, встав на путь проведения экономических реформ в направлении создания рыночной экономики, государства - участники СНГ находятся на разных этапах этих реформ. Следствием данного обстоятельства является наличие некоторых достаточно принципиальных особенностей, характерных для законодательства ряда из этих государств.
Первым в ранге суверенного государства новый Уголовный кодекс приняла Республика Узбекистан. Он вступил в действие с 1 апреля 1995 г.*.
* См.: Уголовный кодекс Республики Узбекистан. Официальное издание. Ташкент, 1995.
Преступления в сфере экономической деятельности узбекский законодатель поместил в двух главах «Преступления против основ экономики» (гл. ХII) и «Преступления в сфере хозяйственной деятельности» (гл. ХIII). К числу преступлений против основ экономики относятся: заключение сделки вопреки интересам Республики Узбекистан (ст. 175); изготовление, сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст.176); незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей (ст.177); сокрытие иностранной валюты (ст. 178); лжепредпринимательство (ст. 179); лжебанкротство (ст. 180); сокрытие банкротства (ст.181); нарушение таможенного законодательства (ст.182); нарушение антимонопольного законодательства (ст. 183); уклонение от уплаты налогов или других платежей (ст. 184); нарушение правил сдачи драгоценных металлов или камней (ст. 185). Соответственно, преступлениями в сфере хозяйственной деятельности являются: выпуск или реализация недоброкачественной продукции (ст. 186); обман покупателей или заказчиков (ст. 187); незаконная торговая или посредническая деятельность (ст. 188); нарушение правил торговли или оказания услуг (ст. 189); занятие деятельностью без лицензии (ст. 190); незаконное собирание, разглашение или использование информации (ст. 191); дискредитация конкурента (ст. 192).
Характерной особенностью Уголовного кодекса Республики Узбекистан является то, что в нем содержится легальное разъяснение понятий «значительный», «крупный» и «особо крупный» размер (ущерб), чего не смог сделать российский законодатель. В кодексе сохранены конструкции составов с административной преюдицией.
Из числа преступлений, не известных Уголовному кодексу РФ, можно выделить заключение сделки вопреки интересам Республики Узбекистан и дискредитацию конкурента.
Первое из названных преступлений определяется как заключение заведомо невыгодной сделки должностным лицом государственного органа, предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, общественного объединения, причинившей крупный ущерб интересам республики.
Дискредитация конкурента - это типичное проявление недобросовестной конкуренции. Уголовный кодекс Узбекистана описывает данное преступление как распространение заведомо ложных, неточных или искаженных сведений в печатном или иным способом размноженном тексте либо в средствах массовой информации с целью нанесения вреда деловой репутации хозяйствующего субъекта. Никаких последствий этой деятельности для возникновения уголовной ответственности не требуется.
Будучи первым в ряду уголовных кодексов новых суверенных государств, узбекский Уголовный кодекс упустил, на мой взгляд, необходимость криминализации таких общественно опасных деяний в сфере экономической деятельности, как отмывание денежных средств или иного имущества, полученных незаконным (преступным) путем, незаконное получение кредита, незаконное использование чужого товарного знака, заведомо ложная реклама, злоупотребление при выпуске ценных бумаг и др.
16 июля 1997 г. был принят, а с 1 января 1998 г. начал действовать новый Уголовный кодекс Республики Казахстан. Глава «Преступления в сфере экономической деятельности» включает в себя 39 статей и содержит довольно много преступлений, не известных действующему российскому уголовному закону: злостное нарушение установленного порядка проведения публичных торгов и аукционов (ст. 197); внесение в реестр держателей ценных бумаг заведомо ложных сведений (ст.203); представление заведомо ложных сведений об операциях с ценными бумагами (ст.204); нарушение правил проведения операций с ценными бумагами (ст.205), подделка и использование марок акцизного сбора (ст. 208); нарушение правил бухгалтерского учета (ст.218); представление заведомо ложных сведений о банковских операциях (ст.219); незаконное использование денежных средств банка (ст.220); получение незаконного вознаграждения (ст.224).
Наибольший интерес вызывает состав незаконного использования денежных средств банка, который охватывает три вида деяний: 1) использование работниками банка собственных средств банка и (или) привлеченных средств банка для выдачи заведомо безвозмездных кредитов или совершения заведомо невыгодных для банка сделок; 2) предоставление необоснованных гарантий банка или необоснованных льготных условий клиентам банка либо другим лицам; 3) заведомо неправильное или заведомо несвоевременное перечисление работниками банка денежных сумм, в том числе валютных средств по банковским счетам клиентов. Во всех этих случаях обязательным условием уголовной ответственности является причинение крупного ущерба гражданину, организации или государству.
Следует подчеркнуть характерную особенность УК Казахстана, что понятия крупного (особо крупного) размера, ущерба, дохода получили во всех случаях легальное толкование непосредственно в статьях кодекса.
Восприняв рекомендации Модельного Уголовного кодекса для государств - участников СНГ, казахский законодатель с учетом специфики объекта посягательства различает два вида контрабанды: контрабанда изъятых из обращения предметов, а также предметов, обращение которых ограничено, отнесена к преступлениям против общественной безопасности и общественного порядка (ст. 250); Контрабанда всех других товаров и предметов называется экономической контрабандой (ст.209) и относится к преступлениям в сфере экономической деятельности.
В эту же главу включена единственная статья, где говорится о компьютерных преступлениях (ст.227). Криминализированы данной статьей следующие деяния: неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, создание, использование или распространение вредоносных программ для ЭВМ или машинных носителей с такими программами.
Несколько позднее, 1 октября 1997г., был принят Уголовный кодекс Кыргызской Республики. Этот кодекс воспринял в основном систему экономических преступлений, изложенную в УК России. Вместе с тем, предусмотрев практически все составы преступлений в сфере экономической деятельности, содержащиеся в российском УК, кыргызский законодатель включил в соответствующую главу дополнительно составы: нарушение правил бухгалтерского учета (ст. 187); злостное нарушение порядка проведения публичных торгов или аукционов (ст. 189); нарушение метрологических правил (ст. 196); изготовление, хранение, сбыт и использование поддельных акцизных марок (ст. 199); производство, хранение, импорт и реализация продукции, подлежащей обязательному акцизному обложению без акцизных марок (ст. 200); производство, сбыт спирта и спиртосодержащих напитков без лицензии (ст.201); производство, хранение, сбыт недоброкачественного спирта и спиртосодержащих напитков (ст.203); невозвращение из-за границы материальных ценностей (ст.205); неисполнение законных требований налоговых служб и противодействие им (ст.214); незаконное представление или получение финансовых льгот (ст.215).
УК Республики Кыргызстан, наряду с ответственностью гражданина (ст.211) и должностных лиц хозяйствующих субъектов (ст. 213) от уплаты налогов, особо предусматривает ответственность за такое же деяние частного предпринимателя (ст.212).
Следует отметить также примечание к ст. 194 УК, согласно которому уголовное преследование за незаконное разглашение или использование коммерческой или банковской тайны осуществляется лишь по заявлению коммерческой организации либо индивидуального предпринимателя, потерпевших ущерб. Активную законотворческую деятельность вели законодатели Республики Беларусь. Не дожидаясь разработки проекта нового уголовного кодекса, с началом экономической реформы в Уголовный кодекс 1960 г. было внесено множество изменений и дополнений*.
* См.: Уголовный кодекс Республики Беларусь (с изм. и доп. по сост. на 10 января 1998 г.) Минск, 1998.
Глава «Иные государственные преступления»дополнена статьями об ответственности за незаконный выпуск (эмиссию) ценных бумаг (ст. 841), подлог проспекта эмиссии ценных бумаг (ст.842), нарушение установленного порядка проведения валютных операций (ст.851), незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь (ст.852).
Вместо главы «Хозяйственные преступления»в кодексе появилась глава Преступления в сфере предпринимательства и иной хозяйственной деятельности», которая в настоящее время содержит статьи: передача или отправка потребителю недоброкачественной, некомплектной или нестандартной продукции (ст. 149); реализация продукции загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней (ст.1492); лжепредпринимательство (ст. 1501); выманивание кредита или дотаций (ст. 1502); ложное банкротство (ст. 1503); злостное банкротство (ст.1504); срыв возмещения убытков кредитору (ст.1505); спекуляция (ст. 1506); нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности (ст. 151); нарушение антимонопольного законодательства (ст. 1513); установление и поддержание монопольных цен (ст. 1514); недобросовестная конкуренция (ст. 1511); незаконное пользование товарными знаками (ст. 152); незаконное использование деловой репутации конкурента (ст. 1521); дискредитация деловой репутации конкурента (ст.1522); распространение ложной информации о продукции (товарах, работах, услугах) - ст. 1523; срыв публичных торгов (ст. 1524); коммерческий подкуп (ст. 1525); обман покупателей и заказчиков (ст. 153); выпуск в продажу недоброкачестенных, нестандартных и некомплектных товаров (ст. 154); изготовление, хранение с целью продажи или продажа крепких спиртных напитков домашней выработки (ст. 155); нарушение правил торговли спиртными напитками (ст. 156); получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения (ст. 1561); нарушение правил торговли (ст. 1562); подделка знаков почтовой оплаты и проездных билетов (ст. 157); занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности (ст. 160); сокрытие, занижение прибыли и доходов (ст. 1601) и ряд других статей о преступлениях эконогической направленности.
Республика Беларусь первой из числа государств, входящих в СНГ, законодательно сформулировала состав коммерческого подкупа (13 июня 1993 г.), определив его как получение работником субъекта хозяйствования, не являющимся должностным лицом, материальных ценностей или услуг имущественного характера за действия (бездеятельность) в интересах дающего, связанное с исполняемой этим лицом работой и заведомо способное причинить вред интересам собственника предприятия или его клиентам. При этом нужно иметь в виду, что белорусский кодекс считает должностными лицами работников, занимающих должности, связанные с исполнением организационно-распорядц. тельных либо административно-хозяйственных обязанностей в учреждениях организациях либо на предприятиях независимо от формы собственности (при! меч. к ст. 166 УК).
Из числа других новелл в Уголовном кодексе Республики Беларусь нужно выделить состав «срыв публичных торгов» («совершение с корыстной целью действий, приведших к срыву публичных торгов во вред собственнику имуще-ства или иному субъекту хозяйствования, в пользу которого торги проводятся»), аналога которому нет в российском УК.
17 мая 1997 г. Президент Республики Беларусь подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь». Уголовный кодекс был дополнен ст. 1516 («Принуждение к заключению договора или выполнению обязательств») и ст. 1526 («Легализация преступных доходов»).*
* См.: Судеты весник. 1997. №3. С.8.
Первая из названных статей устанавливает уголовную ответственность за понуждение к заключению договора или выполнению договорных обязательств либо принуждение к уплате долга, возмещению причиненного ущерба, а равно за принуждение к уплате штрафа, неустойки или пени, совершенные под угрозой насилия над потерпевшим или его близкими, либо повреждения или уничтожения их личного имущества, или имущества, находящегося в их ведении или под охраной. Квалифицированными видами преступления являются совершение его повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или под угрозой убийства либо нанесения тяжких телесных повреждений, или с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, или с повреждением либо уничтожением имущества (ч. 2), а особо квалифицированными - совершение организованной группой, или особо опасным рецидивистом, или же с применением насилия, опасного для жизни и здоровья (ч.3). Состав преступления несколько напоминает норму российского УК об ответственности за принуждение к сделке или к отказу от ее совершения, хотя круг уголовно наказуемых деяний по ст. 1516 УК Республики Беларусь значительно шире. У правоприменителя будут проблемы с разграничением этого преступления от вымогательства и самоуправства.
В ст. 1526 УК Республики Беларусь необходимо обратить внимание, что речь идет о легализации имущества, приобретенного именно заведомо преступным путем (а не незаконным, как сказано в ст. 174 УК РФ). Закон предусмотрел и важное стимулирующее положение, что лицо, участвующее в легализации преступных доходов, освобождается от уголовной ответственности за эти действия, если оно добровольно заявило об этом или выдало преступные доходы.
Таким образом, белорусский Уголовный кодекс сейчас выглядит несколько эклектичным. Он содержит множество новых норм о преступлениях, характерных для общества с рыночной экономикой. В то же время особенности экономического развития Республики Беларусь заставляют законодателя сохранить несколько старых норм (хотя и с известной модификацией) о преступлениях, характерных для общества с планово-распределительной экономикой. Это нормы об ответственности за передачу или отправку потребителю недоброкачественной, некомплектной или нестандартной продукции и о выпуске такой продукции в продажу, за спекуляцию, нарушение правил торговли и некоторые другие.
Спекуляция трактуется в ст. 1506 УК как скупка на предприятиях (в организациях) государственной торговли и потребительской кооперации Республики Беларусь товаров, предназначенных для розничной продажи населению, и перепродажа таких товаров с целью наживы, а нарушение правил торговли (ст. 1562) - это продажа товаров или медикаментов со складов, баз, из подсобных помещений государственных предприятий (организаций) бытового обслуживания, торговли (общественного питания), здравоохранения или при доставке их к месту хранения (реализации), а равно сокрытие товаров или медикаментов от покупателей. Сохранен в кодексе и метод построения составов экономических преступлений с административной преюдицией.
Белорусские исследователи (А.И. Лукашов, В.Е. Захаренко) полагают, что преступления, о которых говорится в главе «Преступления в сфере предпринимательства», непосредственно посягают на интересы хозяйствования Республики Беларусь, на правильное функционирование и развитие ее отдельных отраслей. Их подразделяют на две группы: 1) преступления, посягающие на общие условия хозяйствования, и 2) преступления в отдельных сферах хозяйственной деятельности.
В зависимости от того, в какой сфере народного хозяйства, совершаются преступления, названные группы делятся на подгруппы.
Так, среди преступлений, посягающих на общие условия хозяйствования, выделяются подгруппы: 1) посягательства на установленный порядок, препятствующий монополистической деятельности; 2) посягательства на установленный порядок осуществления добросовестной конкуренции; 3) посягательства на иные общие условия хозяйствования.
В свою очередь преступления, совершенные в отдельных сферах хозяйственной деятельности, делятся на шесть подгрупп: 1) посягательства на интересы потребителя; 2) посягательства на нормальную деятельность финансово-бюджетной, денежно-кредитной и валютной систем; 3) посягательства на установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности; 4) посягательства на установленный порядок уплаты налогов; 5) посягательства на установленный порядок использования природных ресурсов; 6) посягательства на интересы агропромышленного комплекса*.
* См.: Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть. Учебное и практическое пособие / Под общ. ред. А.И.Лукашова. Минск. 1997. С.197.; Захаренко В.Е. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть (Научно-практический комментарий). Учебное пособие. Минск, 1997. С.127-129.
Уголовное законодательство Украины находится примерно в том же состоянии, что и Республики Беларусь. Проект нового Уголовного кодекса разработан, но пока еще не принят. Продолжает действовать Уголовный кодекс Украинской ССР 1960 г. с многочисленными изменениями и дополнениями, коснувшимися в первую очередь регламентации ответственности за экономические преступления*.
* См.: Уголовный кодекс Украины (с изм. и доп. по сост. на 1 июля 1996 г.). Харьков, 1996.
К числу «иных преступлений против государства» кодекс относит контрабанду (ст. 70), контрабанду наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров (ст.701), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст.79), нарушение правил о валютных операциях (ст. 80), сокрытие валютной выручки (ст. 801).
Среди «хозяйственных преступлений» можно выделить большую группу составов преступлений, связанных с нарушением установленного порядка ведения экономической деятельности: выпуск или реализации недоброкачественных товаров (ст. 147); преступно-небрежное использование или хранение сельскохозяйственной техники (ст. 1472); преступно-небрежное хранение зерна и семян масличных культур (ст. 1473); занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности (ст. 148); уклонение от уплаты налогов (ст. 1482); нарушение порядка занятия предпринимательской деятельностью (ст. 1483); фиктивное предпринимательство (ст. 1484); мошенничество с финансовыми ресурсами (ст. 1485); незаконное собирание с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую тайну (ст. 1486); разглашение коммерческой тайны (ст. 1488); изготовление спиртных напитков и торговля ими (ст. 149); подделка знаков почтовой оплаты и проездных билетов (ст. 153); спекуляция (ст. 154); обман покупателей (ст. 155); обман заказчиков (ст. 1551); получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения (ст. 1552); нарушение правил торговли (ст. 1553); искусственное повышение и поддержание высоких цен на товары народного потребления и услуги населению (ст.1555); незаконная торговая деятельность (ст. 1556), сговор о фиксировании цен (ст. 1557), сокрытие банкротства (ст. 1562), фиктивное банкротство (ст. 1563).
Украинский законодатель тоже пока сохраняет административную преюдицию как условие уголовной ответственности за ряд деяний, и ответственность за выпуск и реализацию недоброкачественных товаров, спекуляцию и нарушение правил торговли, понимаемые примерно так же, как и в УК Республики Беларуси.
Суть преступления, названного в УК мошенничеством с финансовыми ресурсами, близка с российскому преступлению - незаконное получение кредита. Оно определено как представление гражданином-предпринимателем или учредителем либо собственником субъекта предпринимательской деятельности, а также должностными лицами субъекта предпринимательской деятельности заведомо ложной информации государственным органам, банкам или другим кредиторам с целью получения субсидий, субвенций, дотаций, кредитов либо льгот по налогам при отсутствии признаков хищения.
Предусмотрена ответственность и за изготовление с целью сбыта, сбыт или использование иным путем поддельных негосударственных ценных бумаг (ч.3 п.4 ст.1483), однако они не приравнены к государственным бумагам, как это сделано в России.
Изменения в регламентацию ответственности за хозяйственные преступления вносились в уголовные кодексы и других государств - участников СНГ. Они касались составов контрабанды, валютных и налоговых преступлений, ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность и некоторых других видов преступной деятельности. Не имея возможности дать подробный и исчерпывающий обзор этих изменений, остановимся на некоторых новеллах.
Законом Республики Таджикистан от 1 февраля 1996 г. была установлена уголовная ответственность за нарушение порядка занятия предпринимательской деятельностью. Преступление выражается в занятии предпринимательской деятельностью без специального разрешения (лицензии) или занятии запрещенными видами предпринимательской деятельности, совершенном повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения. Занятие предпринимательской деятельностью без регистрации закон отнес к административным правонарушениям. Административными проступками объявлялись также нарушение банковскими учреждениями порядка открытия счетов юридическим лицам, непредставление или несвоевременное представление сведений по банковским счетам в налоговые органы, неисполнение или задержка исполнения поручений по перечислению в бюджет налоговых платежей, использование неперечисленных сумм налоговых платежей в качестве кредитных ресурсов.
Уголовный кодекс Республики Таджикистан этот же закон дополнил статьей о лжепредпринимательстве (ст. 1754), понимаемом как создание предприятий и других предпринимательских организаций без намерения осуществлять уставную деятельность с целью получения ссуд, кредитов, освобождения прибыли от налогов.
По закону от 4 апреля 1995 г. в УК Азербайджанской республики внесена новая статья о наказании за нарушение правил валютного регулирования, за покупку, продажу, обмен валюты в общественных местах (ст. 1574).
Законом Республики Грузия от 7 марта 1995 г. внесены изменения в ст. 163 Уголовного кодекса о нарушении правил применения купонов в обращении на территории республики, в ст. 1631 - о нарушении правил валютных операций, в ст.79 - о контрабанде, в ст. 163 - о нарушении правил использования национальной валюты, в ст. 1697 - об ответственности за незаконное предпринимательство.
Законом Республики Туркменистан от 18 июня 1996 г. из Уголовного кодекса исключены ст. 87 - о нарушении правил осуществления валютных операций и ст. 171 - о спекуляции. Новую редакцию получили ст. 173 - об обмане покупателей и заказчиков и ст. 1761, предусматривающая ответственность за нарушение правил торговли. 17 февраля 1996 г. на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств был принят Модельный Уголовный кодекс - рекомендательный акт для Содружества Независимых Государств*. Этот Кодекс должен был послужить основой для формирования уголовного законодательства, относительно единого для всех стран Содружества. Предпосылками для сближения национальных законодательств посредством разработки Модельного УК являются следующие основные обстоятельства:
* См.: Приложение к «Информационному бюллетеню» МПА государств - участников СНГ. 1996. № 10; Модельный Уголовный кодекс для государств - участников СНГ // Правоведение. 1996. № 1. С.92-150.
- практически все государства - участники СНГ признали новую систему приоритетов, провозгласив курс на создание в своих странах демократического гражданского общества, где человек, его права и свободы являются высшими ценностями;
- экономические системы государств - участников СНГ основываются на признании равноправия всех форм собственности, свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, поддержке конкуренции;
- общность основных характеристик и тенденций развития преступности в государствах Содружества и транснациональный характер многих преступных проявлений;
- сохранившееся принципиальное сходство уголовно-правовых систем государств Содружества, общность правовых традиций, сформировавшихся за несколько десятилетий существования в одном государстве*.
* См.: Волженкин Б.В. Предпосылки и концептуальные проблемы разработки Модельного Уголовного кодекса для государств - участников СНГ // Вестн. МПА. 1995. № 4 (11).
Интересующие нас составы преступлений изложены в гл. 29 Модельного УК, названной «Преступления против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности». Как представляется, такое название более точно отражает особенности объекта посягательства преступлений, включенных в данную главу, чем принятое в Уголовном кодексе РФ - «Преступления в сфере экономической деятельности».
Глава насчитывает 30 статей, предусматривающих ответственность за следующие преступления: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности; незаконное предпринимательство; незаконная банковская деятельность; лжепредпринимательство; легализация доходов; полученных противозаконным путем; незаконное получение кредита; уклонение от погашения кредиторской задолженности; неправомерные действия при банкротстве; злостное банкротство; фиктивное банкротство; злостное нарушение правил бухгалтерского учета; монополистические действия и ограничение конкуренции; злостное нарушение правил проведения публичных торгов и аукционов; незаконное использование товарного знака; заведомо ложная реклама; незаконное получение информации; составляющей коммерческую или банковскую тайну; разглашение коммерческой или банковской тайны; коммерческий подкуп; подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов; изготовление, хранение или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; изготовление или сбыт поддельных кредитных карт и иных платежных документов; злоупотребление при выпуске (эмиссии) ценных бумаг; незаконная сделка с валютными ценностями; нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней; экономическая контрабанда; уклонение от уплаты таможенных платежей; уклонение от уплаты налогов с организаций; уклонение гражданина от уплаты налога; обман потребителей; злоупотребление полномочиями служащими коммерческих или иных организаций; злоупотребление правомочиями аудиторами, третейскими судьями, нотариусом или адвокатом; превышение правомочий служащими частных охранных или детективных служб.
Следует обратить внимание на составы преступлений, отсутствующие в УК России (злостное нарушение правил бухгалтерского учета; злостное нарушение порядка проведения публичных торгов и аукционов), новое решение вопроса об ответственности за контрабанду, помещение в данную главу составов преступлений, отнесенных в УК РФ к числу преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, более четкое и полное, на мой взгляд, описание признаков таких преступлений, как легализация доходов, полученных незаконным путем, незаконное получение кредита и ряда других.
Так, Модельный кодекс выделяет контрабанду как преступление против общественной безопасности, когда предметом незаконного перемещения через государственную или таможенную границу являются наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые и другие опасные вещества, вооружение, военная техника, оружие массового поражения и другие опасные вещества, средства или предметы, и экономическую контрабанду, предметом которой будут вещи и ценности, запрещенные или ограниченные к перемещению через таможенную границу за исключением предметов, указанных в статье о контрабанде. Во всех иных случаях можно говорить не о контрабанде, а об уклонении от уплаты таможенных платежей.
Интересно сформулирована статья о незаконном получении кредита. Обман кредитора при этом может быть связан с представлением ему ложных сведений относительно любых обстоятельств, имеющих существенное значение для получения кредита, дотаций, льготных условий кредитования, а равно с несообщением информации о возникновении обстоятельств, могущих повлечь прекращение кредитования, дотирования, отмену льгот либо ограничение размеров выделенного кредита или дотации.
Легализация доходов, полученных противозаконным путем, определена в Модельном УК в понятиях, близких к международно принятым: сокрытие или искажение незаконных источников и природы происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности денежных средств или иного имущества либо прав на имущество, заведомо полученных незаконным путем, а равно использование таких денежных средств или иного имущества для занятия предпринимательской или иной экономической деятельностью.
Более широко представлены уголовные правонарушения при выпуске (эмиссии) ценных бумаг. Предлагается криминализировать не только внесение в проспект эмиссии заведомо недостоверной информации, утверждение проспекта эмиссии, содержащего такую информацию или утверждение заведомо недостоверных результатов эмиссии, но также выпуск ценных бумаг и их публичное размещение без регистрации в установленном порядке либо использование заведомо подложных документов для регистрации ценных бумаг.
Разработчики Модельного кодекса сочли более правильным не выделять составы коммерческого подкупа, злоупотребления полномочиями служащими коммерческих и иных организаций, злоупотребления правомочиями аудиторами, третейскими судьями, нотариусами или адвокатами и превышения правомочий служащими частных охранных или детективных служб в самостоятельную главу «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», как это было позднее сделано в УК РФ. Самостоятельное существование этой главы сомнительно ввиду отсутствия особого правоохраняемого объекта.
В Модельном УК субъектами коммерческого подкупа предлагается признать не только служащих коммерческих и иных организаций, но и третейских судей, нотариусов, аудиторов, адвокатов в случае получения ими материальных ценностей или пользования услугой имущественного характера за совершение в интересах дающего незаконного действия (бездействия) в связи с занимаемым этими лицами положением, а равно совершенного путем вымогательства за совершение законных действий, входящих в их полномочия.
Можно надеяться, что Модельный УК явится серьезным подспорьем для разработчиков проектов уголовных кодексов и законодателей государств - участников СНГ в создании современного законодательства, направленного на борьбу с экономической преступностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, работа завершена.
Читатель имел возможность проследить за стопятидесятилетней историей развития российского законодательства, регламентирующего ответственность за различные правонарушения в сфере экономики, поразмышлять над новеллами Уголовного кодекса РФ 1996 г., касающимися преступлений в сфере экономической деятельности, подумать над некоторыми вопросами их квалификации.
Можно с уверенностью предсказывать, что борьба с экономической преступностью и прежде всего с ее организованными формами будет одной из актуальнейших задач государства как в ближайшей, так и в более отдаленной перспективе. В Прогнозе развития экономической преступности и коррупции на 1997-2000 гг., подготовленном Министерством внутренних дел России, утверждается, что реальных позитивных изменений криминогенной ситуации в экономике к 2000 г. не произойдет. Устойчивый рост экономических преступлений будет сопровождаться повышением их общественной опасности за счет более квалифицированных форм совершения, расширения масштабов коррумпированности и дальнейшего сращивания с общеуголовной преступностью.
Авторы этого документа прогнозируют ежегодный прирост в пределах 100-200 процентов 15-17 видов экономических преступлений, впервые криминализированных в Уголовном кодексе РФ 1996 г. (лжепредпринимательство, получение кредита путем обмана, налоговые преступления, ограничение конкуренции, злоупотребление при выпуске ценных бумаг, преднамеренное банкротство и др.)*.
* См.: РГ, 1997. 6 февр.
Жизнь покажет, насколько верным был данный прогноз. Практика проверит и обоснованность новых законодательных решений вопросов борьбы с экономическими правонарушениями, возможно, выявит незаметные сейчас изъяны и пробелы закона, поставит перед правоприменителями подчас неожиданные квалификационные проблемы. Но об этом уже в следующей работе.
Ноябрь 1998 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астапкина С.М., Максимов С.В. Криминальные расчеты: уголовно-правовая охрана инвестиций. М., 1995.
2. Афанасьев Н.Н. Преступления в сфере экономической деятельности // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Колл. авт. М., 1997.
3. Афанасьев Н.Н. Преступления в сфере экономической деятельности // Уголовное право. Особенная часть. Учебник / Под. ред. Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова. М., 1998.
4. Банковский бизнес в России: Криминологические и уголовно-правовые проблемы/Руков. авт. колл. Г.А. Тосунян, М., 1994.
5. Беляев В.Г. Преступления в сфере экономической деятельности // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Бойко. Ростов-на-Дону, 1996.
6. Верин В. Экономические преступления в нормах нового Уголовного кодекса РФ//Закон. 1997. N7-10.
7. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко. М., 1996.
8. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Уголовно-правовая охрана финансовой сферы: новые виды преступлений и их квалификация. М., 1995.
9. Гаухман Л. Д., Максимов С.В. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики. М., 1996.
10. Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 1998.
11. «Грязные» деньги и закон. Правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов. Сборник материалов/Сост. В.С. Овчинский. М., 1994.
12. Дементьева Е.Е. Экономическая преступность и борьба с ней в странах с развитой рыночной экономикой (на материалах США и Германии). М., 1992.
13. Жалинский А.Э. Преступления в сфере экономической деятельности // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 1996.
14. Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег. Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике. М., 1996.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|