|
К теме семинара № 7 »Европейски-христианский тип культуры»
К теме семинара № 1»Понятие культуры, её смыслы и функции»
1.К какому этимологическому значению термина «культура» вы отнесетесь предпочтительнее и почему?
a. культура – от лат. culture, что означает «возделывание; обработка земли; воспитание человека»;
b. культура – oт слова «культ» – религиозный ритуал, обряд или действие.
2. Можно ли определить объект и предмет культурологии на основании суждения: «Культурология – это совокупность всех наук, изучающих культуру»? Сравните приведенное суждение с другим: «Культурология – наука, изучающая культуру, способы и формы ее проявления». Какое из двух определений более точно отражает предмет культурологии как самостоятельной науки?
3. Достаточным ли является следующее определение:
«Культура – это вторая природа»? Что в нем требует уточнения?
4.Сравните два определения:
«Общество – это обособившаяся часть природы, характеризующая жизнь людей производством, распределением и потреблением материальных и духовных благ, ценностей, функционированием социальных отношений и институтов, нормами и принципами».
«Культура – это способ и содержание жизни людей, которые отличают их от жизни растений и животных производством, распределением и потреблением материальных и духовных благ (ценностей), системой общественных отношений и институтов, нормами и принципами».
Как соотносятся понятия «общество» и «культура»?
5.Прокомментируйте следующее положение:
«В обычном употреблении слово «цивилизация» означает то же, что и немецкое «Kultur», а именно достижение высокого уровня развития и высоких моральных принципов» (Швейцер А. Об этических основаниях цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. – М., 1999. С. 86).
Что означает понятие «высокие моральные принципы»?
6.Назовите авторов перечисленных концепций культуры:
1. Концепция идеальных типов культуры
| 1. В. Шубарт
| | 2. Концепция замкнутых (локальных) культур
| А. Тойнби
| | 3. Психоаналитическая концепция культуры
| М. Вебер
| | 4. Концепция локальных цивилизаций
| З. Фрейд
| | 5.Концепция культурно-исторической динамики О.Шпенглер
К теме семинара № 2 «Языки культуры»
1.Прокомментируйте следующий текст:
"Заканчивается эпоха письменной культуры, книги В массовой культуре эмоциональное начало довлеет над рациональным, ситуативное знание - над логическим, навыки поведения - над интеллектуально-осмысленной поведением. Если это так, то школьное образование с ее рациональной и логичной самодисциплиной, ориентацией на знание, обогащение памяти уже оказывается недостаточным, перестает быть основной формой культурной преемственности. Здесь, очевидно, следует ожидать определенных, достаточно серьезных качественных изменений. Компьютер стал словно неорганической частью человеческого тела, ему просто не нужны многие из старых технических навыков умственной деятельности. Такого человека можно назвать плоским, примитивным. Но это - не больше, чем оценка, субъективный, и, к тому же, внешне субъективный взгляд на вещи. Ведь дикарь-язычник, у которого много разных богов, мог (и не безосновательно) считать плоским, примитивным человека - единобожника. Или, скажем, жрецу дописьменной (фольклорной) культуры, который свои сложные ритуальные действия, детализированные мифы, заклинания, длинные поэтические тексты хранил в своей памяти и органике своего тела, мог показаться примитивным, плоскостным священник, читающий молитвы по книге, или ученый, сохраняет свою ученость в рукописях "(А. А. Гусейнов. Выражение кризиса и симптомы обновления / / Вопросы философии-№3-1999. С.10-11).
К теме семинара № 4 «Типология культуры. Дальневосточно-конфуцианская культура»
1.Основными исследовательскими подходами к объяснению культуры являются:
· антропологический,
· философский,
· аксиологический (ценностный).
(См. Петрова М.М. Теория культуры. Конспект лекций. СПб., 2000. С. 6). Поясните, связаны ли данные подходы с типологией культуры?
2.Какой из подходов – глобалистский, миросистемный или цивилизационный – позволяет больше акцентировать внимание на типах культур или они равноценны? Для обоснования ответа используйте суждение:
«Глобалистское видение современного человечества, понимание его как взаимосвязанной общности формируется через взаимодействие различных хозяйственных и политических структур, отделяет миросистемный подход от цивилизационного, в котором внимание исследователей чаще всего акцентируется на разделенности, самобытности масштабных культурных систем человечества» (Ерасов Б. (Цивилизации и мировые системы. Основные принципы миросистемного подхода // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. С. 521).
3. Относятся ли характеризуемые ниже культуры к типам культур? Обоснуйте ответ.
«Культуры керамики импрессо» – общее название культур прибрежных районов Западного Средиземноморья, начиная от первых земледельцев неолита с VI тысячелетия до н.э. Для этих культур были характерны керамические сосуды с круглым дном и штампованным орнаментом, выполненным с помощью зазубренных раковин» (см.: Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. С. 178).
4. Строгим ли в теоретико-методологическом плане является деление мировой культуры в следующем суждении? Обоснуйте ответ.
«... Я обычно мыслю в категориях больших культурных миров: христианский мир, мир ислама, индуистско-буддийский мир Южной Азии и дальневосточный мир, который характеризуется присутствием конфуцианства и буддизма». (Померанц Г. Диалог культурных миров // Лики культуры. Альманах. Т. 1. М., 1995. С. 445).
5. Известный немецкий философ К. Ясперс обосновал два структурных элемента человеческой истории: всеобщее и индивидуальное, в достижении их единства усматривая смысл и цель истории. Можно ли всеобщее и индивидуальное положить в основу типологии культуры?
К теме семинара № 5 «Индо-буддийская культура»
1.Исследователи Д. Баррет и Т. Джонсон подсчитали, что сегодня христианами себя считают 1,99 млрд. человек, сторонниками ислама 1,19 млрд., индуистами – 777 млн., верующими, но не принадлежащими к какой-либо конкретной вере, – 768 млн., буддистами – 359 млн.
- Почему буддизм, который занимает по числу верующих только пятое место, и сегодня считается одной из мировых религий?
- Почему индуизм не относится к мировым религиям?
- Зависит ли вклад каждой церкви в культуру от количества ее верующих? |
К теме семинара № 7 »Европейски-христианский тип культуры»
1. Укажите с помощью стрелок – кому из античных авторов принадлежат следующие литературные произведения:
| |
Натурализм
|
| Символизм
|
| Реализм
|
| Романтизм
|
| Барокко
|
| 10. Укажите основные признаки следующих архитектурных стилей:
Романский стиль
|
| Готика
|
| Барокко
|
| Рококо
|
| Классицизм
|
| Модерн
|
| 11. Заполните таблицу, указав, к какому направлению авангарда принадлежал тот или иной художник. Если творчество художника можно отнести к нескольким направлениям, то отметьте это в правой графе.
В. Кандинский
|
| С. Дали
|
| П. Мондриан
|
| П. Пикассо
|
| Ж. Брак
|
| Э. Мунк
|
| А. Матисс
|
| К. Малевич
|
|
12.Вычеркните «лишнее слово» из логической цепочки:
С. Дали, П. Пикассо, Вольтер, И. Глазунов.
2. Вычеркните «лишнее слово» из логической цепочки:
И. Гердер, Ш. Монтескье, И. Кант, П. Гольбах.
13.Составьте логические цепочки:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|