Земельный налог как источник формирования местных бюджетов в РФ
Уровень жизни населения, проживающего в пределах территории муниципального образования, во многом зависит от эффективности получения органами местного самоуправления собственных доходов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести без ущерба для себя на удовлетворение нужд своих жителей.
В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является одним из двух видов налогов, 100% поступлений от которого направляются в местный бюджет (вторым подобным налогом является налог на имущество физических лиц).
Учитывая многообразие и разнородность регионов России в зависимости от природных, демографических, экономических и т.п. факторов, возможности местных органов ряда регионов по получению собственных доходов значительно отличаются. Сбалансированность пополнения местных бюджетов может быть достигнута соответственно либо путем их «выравнивания» за счет средств, выделяемых из государственного бюджета, либо путем нахождения такого рода источника их пополнения, доходы от которого в меньшей мере колебались бы в зависимости от индивидуальных особенностей региона.
Критериям подобного рода стабильного источника местных доходов в большей степени отвечает земля. Помимо того, что в соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, земля в экономическом аспекте понимания также является основным объектом недвижимости.
По справедливому утверждению ряда ученых, эксплуатация природных ресурсов приносит экономическую ренту - высокий доход, обусловленный объективными факторами, а не усилиями хозяйствующих субъектов, наиболее простая и понятная система, не требующая большого исполнительского аппарата, основана на налоге на землю и должна принадлежать обществу и таким образом стать надежным и устойчивым источником местного и республиканского бюджетов.
Говоря о земле как объекте налогообложения с точки зрения интересов муниципального образования, нельзя не учесть тот факт, что структура земельного фонда каждого из подобных образований неоднородна. Структура земельного фонда влияет на оценку налогового потенциала, так как земельный налог, единый сельскохозяйственный налог, арендная плата за землю и порядок их распределения различны в зависимости от принадлежности земель организациям различных форм собственности и физических лиц. Со вступлением в силу положений Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в соответствии с которыми количество муниципальных образований в РФ увеличится во много раз, проблема разнородности структуры земельного фонда обострится приблизительно во столько же раз. Связано это в первую очередь с тем, что в различных поселениях, округах, районах и т.п. муниципальных единицах преобладают земли, находящиеся либо в государственной, либо в частной собственности, земли, исключенные из объектов налогообложения земельным налогом, либо в отношении которых устанавливаются различные льготы (например, земли, изъятые из оборота, или участки земель, на которых находятся сооружения, предназначенные для общего пользования, такие, как автодороги). В то же время функции по содержанию подобных объектов с муниципальных образований никто не снимал. Возникает очевидный вопрос: где взять средства для содержания земельных участков, не приносящих доход муниципалитету? Очевидно, что, если территория муниципального образования состоит из подобного рода земель, собственных доходов оно будет лишено, следовательно, средствами на их содержание могут быть только дотации.
Принятым 29 ноября 2004 г. Федеральным законом № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» Налоговый кодекс РФ был дополнен гл. 31 «Земельный налог». С 1 января 2006 г. утрачивает силу Закон РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю», представительные органы местного самоуправления в срок до 30 ноября 2005 г. должны принять свои нормативные правовые акты, вводящие земельный налог на территории соответствующих муниципальных образований. Установление и введение в действие на территории того или иного муниципального земельного налога зависит от местных законодательных органов конкретного образования, соответственно им предоставлено право решать, использовать или нет возможность указанных налоговых поступлений в качестве дохода муниципальной казны.
Другие коренные изменения, заложенные в основу указанной главы Налогового кодекса РФ, касающиеся определения налоговой базы земельного налога, вызвали ряд проблем при их практической реализации. В соответствии с НК РФ налоговая база при исчислении земельного налога определяется теперь как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 НК РФ). Соответственно все регионы, на территории которых устанавливается земельный налог, обязаны произвести кадастровую оценку своих земель. Однако на практике собственники земель - физические лица отказываются проводить ее за свой счет. В целях необходимости проведения подобной оценки муниципальные образования вынуждены проводить ее за счет местных бюджетов с последующей компенсацией этих расходов или за счет дополнительных финансовых ресурсов из федерального бюджета, что несомненно представляет определенные трудности. В то же время, по данным на декабрь 2005 г., в подавляющем большинстве регионов, предполагающих ввести на своей территории земельный налог, в частности в Ростовской области, кадастровая оценка земель осуществлена в полном объеме.
Следующая проблема, возникающая из нововведений закона, связана со ставкой налога, определение которой предоставлено непосредственно органам местного самоуправления, на федеральном уровне устанавливается верхний предел ставки. Анализ проекта бюджета некоторых регионов (в частности, Ростовской области) показал, что в доходную часть бюджета закладываются предполагаемые доходы от налога на землю, исходя из верхнего предела ставки, установленной федеральным законодателем, вместе с тем муниципальные органы предполагают исчислять налог, исходя из более низких ставок. Подобная несогласованность решений указанных органов, безусловно, не способствует совершенствованию межбюджетного процесса в рамках региона.
Таким образом, можно сказать, что многочисленные законодательные нововведения, касающиеся местных бюджетов и местного налогообложения, поставили перед практиками и теоретиками значительное количество вопросов, требующих скорейшего разрешения в целях обеспечения благополучия муниципальных образований.
2. Экономическая сущность земельного налога, взимаемого с юридических лиц и его роль в стимулировании налогового законодательства
2.1 Понятие и сущность земельного налога, налоговые льготы
Земельный налог - местный налог, взимаемый с 1 января 2005 г. на основании гл.31 НК РФ. Глава 31 НК РФ введена Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ. До указанной даты земельный налог взимался на основании Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю».
Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительный органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливает НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территории указанных субъектов РФ.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органные государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл.31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовым актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Решение № 166 "Об установлении земельного налога"
Решение "Об установлении земельного налога"
В соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации Совет городского округа город Сибай Республики Башкортостан решил:
1. Ввести на территории городского округа город Сибай Республики Башкортостан земельный налог, порядок и сроки уплаты налога на земли, находящиеся в пределах границ городского округа город Сибай Республики Башкортостан.
2. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения в пределах границ городского округа город Сибай Республики Башкортостан.
3. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах территории городского округа город Сибай Республики Башкортостан.
4. Установить, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации и определяется в отношении каждого земельного участка как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
5. Территориальный отдел № 38 Роснедвижимости представляет в налоговый орган сведения, необходимые для определения налоговой базы для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом.
6. Установить налоговые ставки земельного налога в размере:
6.1. 0,3 процента (статья 394 пункт 1 подпункт 1 Кодекса) в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно – коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
6.2. 0,9 процента в отношении земельных участков, занятых индивидуальными предпринимателями под автостоянки и кооперативными гаражами.
6.3. 1,5 процента (статья 394 пункт 1 подпункт 2 Кодекса) в отношении прочих земельных участков.
7. Установить, что для организаций и физических лиц, имеющих в собственности земельные участки, являющиеся объектом налогообложения на территории городского округа город Сибай Республики Башкортостан, льготы, установленные в соответствии со статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации, действуют в полном объеме.
Освободить от уплаты земельного налога категории налогоплательщиков:
1) учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, молодежной политики, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, финансируемые из бюджета городского округа город Сибай Республики Башкортостан - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения функций;
2) учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные учреждения социального обслуживания, финансируемые из бюджета Республики Башкортостан - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения функций;
3) детские оздоровительные учреждения, независимо от источников финансирования – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения функций;
4) учреждения противопожарной безопасности – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения функций, независимо от источников финансирования;
5) органы местного самоуправления - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения функций;
6) городские общественные организации, финансируемые из бюджета городского округа город Сибай Республики Башкортостан - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения функций;
7) организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный период составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты не менее 25 процентов – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров;
8) органы государственной власти и управления Республики Башкортостан – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения функций.
Налоговые льготы, установленные настоящим пунктом не распространяются на земельные участки (части, доли земельных участков), сдаваемых в аренду.
8. Установить, что налоговая база, уменьшенная в соответствии с главой 31 Кодекса на необлагаемую налогом сумму на одного налогоплательщика на территории городского округа город Сибай Республики Башкортостан, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении отдельных категорий налогоплательщиков, дополнительно уменьшается на 30000 рублей для следующих категорий:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют 1 и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а так же ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытании ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц, получивших и перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
8) ветеранов труда, при достижении пенсионного возраста
9) граждан которым присвоено звание «Почетный гражданин города Сибай»
9. Отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, установить первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
10. Установить следующий порядок, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу:
1) организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, исчисленные, как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
2) физические лица, уплачивающие налог на основании налогового уведомления, в течении налогового периода уплачивают один авансовый платеж по налогу – не позднее 15 сентября года, являющегося налоговым периодом, исчисленный как произведение соответствующей налоговой базы и одной второй налоговой ставки.
3) По итогам налогового периода уплачивается до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сумма налога, определяемая как разница между суммой налога, исчисленная по ставкам, предусмотренным пунктом 6 и суммами авансовых платежей по налогу.
11. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы и уменьшение налогооблагаемой базы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы в срок до 1 февраля текущего года либо в течение 3О (тридцати) дней с момента возникновения права на льготу либо уменьшение налогооблагаемой базы.
12. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков путем опубликования в составе информационных
ресурсов городского округа город Сибай Республики Башкортостан не позднее 1 марта указанного года.
13. Решение опубликовать в средствах массовой информации.
14. Настоящее решение вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|