Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные положения теории систем





ЛЕКЦИЯ 1

 

План лекции:
1. Предмет и задачи общей теории систем
2. Основные понятия общей теории систем.
3. Системный анализ как форма системного подхода.
4. Классификация систем. Системы с управлением.

Вопрос 1.Предмет изадачи общей теории систем.


Потребность в использовании понятия "система" (уже использовали на предыдущих занятиях) возникла для объектов различной физической природы с древних времен: еще Аристотель обратил внимание на то, что целое (т.е. система) несводимо к сумме частей, его образующих (если упрощенно, то 2+2 = 4).
В частности, термин "система" и связанные с ним понятия комплексного, системного подхода исследуются и подвергаются осмыслению философами, биологами, психологами, кибернетиками, физиками, математиками, экономистами, инженерами различных специальностей. Потребность в использовании этого термина возникает в тех случаях, когда невозможно что-то продемонстрировать, изобразить, представить математическим выражением и нужно подчеркнуть, что это будет большим, сложным, не полностью сразу понятным и – целым, единым.
Например:
Солнечная система;
Система управления станком;
Система организационного управления предприятием;
Экономическая система;
Система кровообращения и т.д.
В математике:
Система уравнений;
Система счисления;
Система мер и т.п.
Казалось бы можно воспользоваться терминами "множество", "совокупность".
Однако понятие системы подчеркивает упорядоченность, целостность, наличие определенных закономерностей.
Интерес к системным представлениям проявляется не только как к удобному обобщающему понятию, но и как к средству постановки задач с большой неопределенностью.
По мере усложнения производственных процессов, развития науки, проникновения в тайны функционирования и развития живых организмов появились задачи, которые не решались с помощью традиционных математических методов и в которых все большее место стал занимать собственно процесс постановки задачи, возросла роль эвристических методов, усложнился эксперимент, доказывающий адекватность формальной математической модели.
1.1. Предпосылки возникновения общей теории систем (ОТС).
1.18 – 19 вв.: дифференциация научных и прикладных направлений.
Возникло много специальных дисциплин, причем они используют сходные методы, но применительно к разным объектам. Иногда специалисты переставали понимать друг друга.
2. В 19 в. стало резко увеличиваться число комплексных проектов и проблем, когда надо было централизованно или управлять. Потребовались специалисты "широкого профиля". Понятие системы из житейского превратилось в научную категорию.
Роль интеграции наук, организации взаимосвязей и взаимодействий между различными научными направлениями во все времена выполняла философия – наука наук, которая одновременно являлась и источником возникновения ряда научных направлений (например, многие науки, в том числе физика, вышли из так называемой натурфилософии).
Так и в 30-е годы 20 в. философия явилась источником возникновения обобщающего направления, названного теорией систем или общей теорией систем.
Л. фон Берталанфи считается основоположником этого направления (амер.Биолог по основной профессии), сделал доклад о своей новой концепции на философском семинаре.
Важный вклад в становление системных представлений внес в нач. 20 в.(еще до Берталанфи) наш соотечественник А.А. Богданов (предложил всеобщую организационную науку тектологию (1913-17 гг.), но в силу исторических причин не нашла распространения и практического применения).
Примечание: А.А. Богданов – врач, с 1926 г. – директор института по переливанию крови; умер, проводя исследования на себе. Его принцип организованности – чем больше целое разнится от суммы своих частей, тем больше оно организованно.
В нашей стране также ОТС вначале активно развивали философы (термины, сложные системы и т.п.). А затем появились исследование операций, системотехника, т.е. перенос в технические, экономические, гуманитарные науки.
Итак, каковы же предпосылки возникновения ОТС:
1. Развитие научно-технического прогресса.
2. Потребности практики и науки.
3. Усложнение объектов практической и научной деятельности и технологии производства промышленной продукции.
4. Расширение номенклатуры, объемов и увеличение частоты сменяемости промышленной продукции.
5. Взаимодействие с окружающей средой, экологические проблемы.
6. Необходимость управления самим научно-техническим прогрессом.
7. Появление комплексных проектов и проблем.
8. Потребность в общих методах исследования и выполнения работ, универсальных принципах.
9. Тенденция и ,в связи с этим, проблема роста управленческого персонала.
Для решения таких задач стали разрабатываться новые разделы математики, оформилась в качестве самостоятельной прикладная математика; возникло понятие, а затем и направление принятия решений, которое постановку задачи считает равноценным этапом ее решения.
Исследование процессов постановки задач, процесса разработки сложных проектов позволили обратить внимание на особую роль человека: человек является носителем целостного восприятия, сохранения целостности при расчленении проблемы, при распределении работ, носителем системы ценностей, критериев принятия решения (появился термин "лицо, принимающее решение"). Однако человек не всегда справлялся с этой ролью.
Для того, чтобы организовать процесс проектирования начали создаваться системы организации проектирования, системы управления разработками и т.п.
Иными словами, понятие "система" широко использовалось в различных областях знаний, заинтересовало инженеров, и на определенной стадии развития научного знания теория систем или общая теория систем (ОТС) оформилась в самостоятельную науку.
Системные представления стали включаться в той или иной форме в учебный процесс вузов, и в настоящее время междисциплинарные курсы "Теория систем", "Системный анализ", "Системология" и т.п. входят в учебные планы различных специальностей – технических, экономических, гуманитарных.
^ 1.2. Предмет и задачи ОТС.
Предметом ОТС являются закономерности создания, функционирования и развития системных образований любой природы.
К основным задачам ОТС относятся:
1) разработка средств представления исследуемых объектов как систем;
2) построение обобщенных концептуальных и формальных моделей систем и классов систем;
3) разработка общих принципов организации и логико-математического аппарата для системных исследований;
4) создание различных частных теорий систем;
5) развитие системных концепций общего характера.








Кибернетика – изучает системы с управлением (ОТС – любые системы).
Системный анализ – в настоящее время наиболее конструктивное из направлений системных исследований. Впервые появился в работах американской корпорации RAND в связи с задачами военного управления в 1948 г., а в отечественной литературе получил распространение после перевода книги С. Оптнера "Системный анализ деловых и промышленных проблем" (Советское радио, ж/л, 1968 г.).
Системный анализ разрабатывает общие принципы проведения исследований, направленных, в первую очередь, на решение проблем.
Исследование операций – количественное обоснование решения в операциях. Это направление возникло в связи с задачами военного характера и распространилось широко в других прикладных областях благодаря развитому математическому аппарату, базирующемуся на методах оптимизации, математического программирования и математической статистики.
Системотехника – методы проектирования технических систем.
Примечание: название предложено в 1962 г. д.т.н. Ф.Е. Темниковым – Московский энергетический институт. Перевел книгу "SystemIngenering" как буквально "системная инженерия", но это название не понравилось редактору и потому ввел "системотехника".
Современное состояние системных исследований характеризуется тем, что:

· продолжается процесс уточнения и обоснования исходных понятий;

· выявляются новые функции и трактовки существа общесистемных концепций;

· создаются новые теоретико-системные концепции с необходимым понятийным, логическим и математическим аппаратом;

· совершенствуются шаги по практическим приложениям.

К настоящему времени уже сложился определенный понятийный и методологический аппарат. Переходим ко второму учебному вопросу.


Вопрос 2. Основные понятия общей теории систем.


Познавательные возможности общей теории систем реализуются путем отражения объектов и явлений в ее основных понятиях. Многие из них применялись и раньше, но входя в понятийные аппараты отдельных наук и соответственно не обладая высоким уровнем общности. Системные понятия призваны заполнить промежуток между всеобщими категориями диалектики и единичными понятиями конкретных наук. Понятийный аппарат общей теории систем соответствующим образом субординирован. Центральным понятием является понятие системы. В настоящее время существует целый ряд определений этого понятия, которые не противоречат друг другу и различаются только степенью полноты. Примерно такая же картина и с другими понятиями. Поэтому будем ориентироваться на наиболее широко используемые определения. Большинство определений системы опирается на понятия целостности, элемента и связи.
Целостность (целое)—объект, обладающий интегративными (эмерджентными) свойствами. Интегративные свойства —это свойства, которые принципиально не сводятся к сумме свойств относящихся к объекту элементов и не выводятся из них. Примером целостного объекта может служить радиостанция. Свойство радиостанции излучать и принимать электромагнитные колебания не присуще ни одному из ее элементов.
Элемент - часть объекта, обладающая определенной самостоятельностью по отношению ко всему объекту. При данном рассмотрении деление элемента на части не производится —он выступает как целое. В качестве элементов, например, можно рассматривать людей, устройства ЭВМ, операторы и блоки программ для ЭВМ.
Элементы объекта могут быть однородными, разнородными и смешанными. Однородные элементы идентичны по строению и назначению (однотипные радиостанции, имеющиеся в отделении милиции). Разнородным элементам присущи отличия и в строении и в назначении (средства связи и специальная техника отделения милиции). У смешанных элементов может быть либо одно и то же назначение при различном строении (разнотипные радиостанции отделения милиции), либо одно и то же строение при различном назначении (радиорелейные станции УВД, применяемые для дистанционного управления передатчиками и для передачи оперативной информации).
Связь - то, что соединяет элементы в объекте (способ воздействия, взаимодействия или отношение элементов объекта между собой). Различают функционально необходимые, дополнительные и избыточные связи. Виды связей в конкретных объектах весьма разнообразны: механические, энергетические, генетические, временные, пространственные, информационные, управления и др. Элементы объекта могут иметь одновременно связи нескольких видов.
Используя введенные понятия, дадим определение системы.
Система - целостная совокупность связанных элементов. В определении подчеркивается, что систему образует не один, а несколько элементов, которые связаны друг с другом. Элементы, не имеющие связи с другими элементами, не могут принадлежать системе. Далее, система является не простой совокупностью элементов, а выступающей как целостность. Признак целостности - самый существенный признак всякой системы.
Если исходить из того, что в мире все взаимосвязано, на первый взгляд такое определение может показаться даже абсурдным. Действительно, любому объекту присуще бесконечное множество связей как между элементами объекта, так и между объектом и другими объектами, учесть которые не представляется возможным. Тем не менее определение правомерно. Нужно иметь ввиду, что объект рассматривается исследователем, имеющим определенную цель исследования по отношению к данному объекту.
Исходя из поставленной цели исследователь будет руководствоваться определенными признаками выделения элементов (связей).
Известен ряд формальных определений системы (с позиций теории множеств). Однако все они не совершенны и распространяются лишь на отдельные, достаточно простые классы систем.
Понятие системы близко к понятию множества, но по своей методологической природе эти понятия существенно различаются. При формирования множества исходным материалом являются элементы. Для системы первичным выступает целостный объект. Элементы не даны заранее, они вычленяются в процессе ее формирования.
При выделении системы некоторая область реального мира разбивается на две части: одна из которых выступает как система, а другая - как внешняя среда.
Среда - множество объектов вне системы, которые оказывают влияние на систему, либо сами находятся под ее воздействием. Объекты первого вида принято называть объектами возмущения, объекты второго вида —объектами воздействия. Например, для подразделения ОВД, участвующего в оперативном мероприятии, среду образует правонарушитель, соседние подразделения ОВД, задействованные в мероприятии, вышестоящее командование, местность, погода.
Выбор элементов как системы, так и среды всегда диктуется интересами исследователя. Имея одну и ту же цель, разные исследователи могут представить один и тот же объект в виде различных систем и их сред Системное представление объекта будет меняться и в случае изменения интересов исследователя. Число способов системного представления объекта безгранично, как безграничен и сам процесс познания. Таким образом, хотя конкретные системы и среды объективны по характеру, они в то же время субъективны. Терминами “система” и “среда” определяются не только сущность, но и отношение исследователя к ней.
В процессе исследования граница между системой и средой может существенно деформироваться. Всякое уточнение и конкретизация системы обычно приводит к соответствующему уточнению среды. При исследованиях некоторых систем среда исключается из рассмотрения (система рассматривается как полностью изолированная).
Любая система имеет двойственный характер: с одной стороны - она является подсистемой в системе более высокого уровня иерархии (суперсистеме), а с другой - она сама суперсистема по отношению к составляющим ее подсистемам и элементам.
Подсистема - часть системы, выделенная по определенному признаку и допускающая разложение на элементы в рамках данного рассмотрения. Для выделения подсистем могут использоваться самые различные признаки: функциональные, структурные и т.д. Так, в подразделении ОВД можно выделить подсистему автомобильной техники, подсистему специальной техники и другие подсистемы.
Структура - совокупность составляющих систему элементов и связей между ними,. Формально структуру можно представить в виде графа, вершины которого соответствуют элементам, а дуги —связям. Иногда под структурой понимается только типовая совокупность (сеть) связей между элементами. Структура как бы отождествляется с конфигурацией системы безотносительно к ее элементам. Такое сужение понятия удобно при структурном подходе к изучению систем.
В мире существует громадное количество систем, однако число структур сравнительно невелико. Наиболее типичными структурами являются :
последовательная (линейная), в которой каждый элемент, кроме крайних, связан с двумя соседними. Разрыв какой-то одной связи приводит к разрушению структуры;
параллельная, в которой между элементами имеется одна общая связь;
полная (многосвязная), в которой у каждого элемента существует отдельная связь с каждым из других элементов;
кольцевая, образуемая при замыкании линейной структуры;
матричная (решетчатая), в которой каждый элемент, кроме крайних, связан с четырьмя соседними;
централизованная, в которой один или несколько элементов замыкают на себя связи от всех других элементов;
иерархическая, образуемая при представлении элементов централизованной структуры централизованными структурами;
кольцевая централизованная, образуемая на основе кольцевой и централизованной структур;
кольцевая иерархическая, образуемая на основе кольцевой и иерархической структур.
Структура является внутренней основой, на которой строится функционирование системы. Связь структуры с функциями носит сложный характер. Готовая структура предопределяет набор возможных функций системы. При фиксированной структуре функциональные изменения допустимы лишь в определенных границах. С другой стороны, структура всегда создается под функции.

Таким образом, структура системы определяет состав элементов в ней, определяет связи между элементами, указывает ориентировочно на основные функции и режимы функционирования.
Качество — совокупность свойств, указывающих на то, что представляет собой объект, и выделяющих его из всех других объектов. Это объективная определенность объекта, в силу которой объект является данным, а не другим.
Свойство — сторона объекта, обуславливающая его различие или сходство с другими объектами и проявляющаяся во взаимодействии с ними. Любой объект обладает практически неограниченным числом свойств, единство которых и выражает его качество. Так, свойствами ЭВМ являются производительность, надежность, габариты, цвет и т.д. Свойства, разложение которых невозможно по состоянию знаний или нецелесообразно по условиям задачи исследования объекта, считаются простыми, свойства, подвергающиеся разложению —сложными. Например, свойство надежности ЭВМ может быть разложено на такие свойства как безотказность, ремонтопригодность, долговечность, сохраняемость и приспособленность к техническому обслуживанию.
Применяя разложение, для данного объекта можно построить дерево его свойств. Основанием дерева служит качество. От него отходят свойства первого уровня. Каждое из них может представляться несколькими свойствами, относящимися ко второму уровню и т.д. Самый нижний уровень образуют простые свойства.
Свойства системы определяются свойствами ее элементов, но не прямо, а опосредованно и не полностью. На формирование свойств системы влияют состав элементов (типы элементов и количество элементов каждого типа), а также характеристики связей между элементами (вид, мощность, направленность, время действия и т.д.).
В рамках каждого исследования рассматривается не все множество свойств объекта, а только та часть, которая имеет существенное значение. Исходя из этого говорят о существенных и несущественных свойствах. Существенность свойств может меняться с изменением цели исследования.
Характеристика - то, что отражает некоторое свойство объекта. Характеристики могут быть качественными (уровень морального духа личного состава подразделения ОВД, степень обученности личного состава, форма представления чисел в ЭВМ) и количественными ( численность личного состава, количество выделяемой техники, емкость оперативной памяти ЭВМ). Из деления свойств на существенные и несущественные следует соответствующее деление их характеристик. Дереву свойств можно поставить в соответствие дерево характеристик.
При системных исследованиях выделяют следующие группы характеристик: характеристики системы в целом; характеристики элементов системы; характеристики внешней среды.
Количественные характеристики принято называть параметрами. Параметры делят на измеримые и вычислимые. Первые находятся посредством измерений и относятся, преимущественно к простым свойствам, вторые - посредством вычислений и относятся к сложным свойствам.
Состояние - множество значений существенных характеристик объекта в данный момент времени. Геометрической интерпретацией состояния является точка в многомерном пространстве. Число измерений пространства состояний равно числу независимых характеристик, определяющих состояние объекта. В реальных объектах существенные характеристики могут принимать значение лишь из некоторой ограниченной области (вне ее объекты разрушаются или радикально меняют свои свойства). Соответственно у каждого объекта будет своя область допустимых состояний, имеющая непрерывный или дискретный характер.
Ситуация - совокупность состояний системы и среды в один и тот же момент времени.
Поведение - последовательность состояний, принимаемых объектом во времени. Переход объекта из одного состояния в другое определяется как внутренними свойствами, так и внешними воздействиями. В пространстве состояний поведению соответствует линия (траектория). Поведение может быть активным и пассивным. Последнее делится на две разновидности: нецеленаправленное (случайное) и целенаправленное (направленное на достижение некоторой цели).
В поведении отражаются два основных, обычно протекающих одновременно процесса: функционирование и развитие.
Развитие—процесс перехода объекта от старого к новому качественному состоянию. Этот переход осуществляется в значительной степени за счет изменений состава элементов и связей между ними. Согласно диалектике движущей силой развития выступает единство и борьба противоположностей. Развитие системы является следствием ее взаимодействия со средой.
Функционирование - проявление действий системы, осуществление в ней различных процессов (физических, химических, механических, психических, информационных). Функционируя, система приспосабливается к среде и сама влияет на нее. Содержанием функционирования системы является выполнение поставленных перед ней задач. Функционирование происходит без существенных изменений в структуре. Если цели развития часто оказываются не полностью определенными, то цели функционирования допускают большую степень формализации.
Назначение - то, для чего создан, существует и функционирует объект. Например, назначением системы связи является передача сообщений, назначением ЦВМ - обработка информации. Назначение объекта нельзя полностью определить на основе лишь его собственных свойств —он должен рассматриваться как бы извне, со стороны объектов более высокого уровня. Объекты могут иметь несколько назначений, одно из которых является основным, а остальные - вспомогательными. При количественной конкретизации желаемого результата назначение трансформируется в цель.
Цель - ситуация или область ситуаций, которая должна быть достигнута при функционировании системы (результат, подлежащий достижению). Цели формулируются в рамках взаимодействия систем с внешней средой. Целью может быть либо состояние системы, которое необходимо поддерживать при различных состояниях среды, либо состояние среды, в которое ее надо перевести из какого-то другого состояния, либо то и другое вместе. Геометрически цель трактуется как область в пространстве состояний, в которую должна войти линия поведения системы со средой в конечный момент ее функционирования. Цель может определяться и требованиями ко всей линии поведения с помощью ограничений на вид траектории в пространстве состояний. Во многих случаях задание цели производится указанием направления линии поведения объекта. Правильно сформулировать цель значительно труднее, чем следовать поставленной цели. Очевидно, цель должна формулироваться исходя из назначения системы.
Цель считается достигнутой, если траектория удовлетворяет заданным ограничениям. Достижение цели, сформулированной в виде требований ко всей линии поведения, вообще говоря, сложнее достижения цели в виде области (точки) в пространство состояний.
Между точками в пространстве состояний, отображающими текущее состояние системы и среды и заданную цель, обычно существует множество возможных линий (траекторий). Формирование той или иной траектории обуславливает необходимость управления.
Управление - процесс формирования целенаправленного поведения системы, осуществляемый посредством информационных воздействий. К понятию управления близко понятие руководства. Его используют применительно к системам, основным элементом которых являются люди, расширяя функциями развития, такими как: обучение, воспитание, правовое регулирование и т.д.
Рассмотренные понятия имеют высокий уровень общности и могут использоваться при проведении исследований объектов самой различной природы. Хотя использование системных понятий и позволяет уточнить в определенной степени логику исследования, само по себе все же не делает его еще системным.

^ Основные системные определения (краткий вариант для диктовки)
1. Целое - объект, обладающий интегративными свойствами.
2. Элемент - часть объекта, обладающая определенной самостоятельностью по отношению ко всему объекту.
3. Связь - то, что соединяет элементы в объекте.
4. Система - целостная совокупность связанных элементов.
5. Среда - множество объектов вне системы, которые оказывают влияние на систему, либо сами находятся под ее воздействием.
6. Подсистема - часть системы, выделенная по определенному признаку и допускающая разложение на элементы в рамках данного рассмотрения.
7. Структура - совокупность составляющих систему элементов и связей между ними.
8. Качество - совокупность свойств, указывающих на то, что представляет объект, и выделяющих его из всех других объектов.
9. Свойство - сторона объекта, обуславливающая его различие или сходство с другими объектами и проявляющаяся во взаимодействии с ними.
10. Характеристика - то, что отражает некоторое свойство объекта.
11. Состояние - множество значений существенных характеристик объекта в данный момент времени.
12. Ситуация - совокупность состояний системы и среды в один и тот же момент времени.

13. Поведение - последовательность состояний, принимаемых объектом во времени.
14. Развитие - процесс перехода объекта от старого к новому качественному состоянию.
15. Функционирование - проявление действия системы, осуществление в ней различных процессов.
16. Назначение (предназначение) - то, для чего создан, существует и функционирует объект.
17. Цель - ситуация или область ситуаций, которая должна быть достигнута при функционировании системы (результат, подлежащий достижению).
18. Управление - процесс формирования целенаправленного поведения системы, осуществляемый посредством информационных воздействий.
19. Объект - явление, предмет, на который направлена деятельность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.