Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика профессионально-педагогического образования в России в период второй половины XIX –1917 гг.





Глава 2. Практическая часть

2.1 Анализ динамики и особенностей развития профессионального образования в России в период второй половины XIX – начало XXI вв. …………………………………………......11

Заключение……………………………………………………………………………………...17

Список литературы………………………………………………………………………..…....18

Введение

Период истории России первой половине XIX - начало XXI в. характеризуется яркими событиями и глубокими переменами, переломной, противоречивой эпохой. Актуальность темы исследования, определяется важностью научного поиска новых путей решения проблемы, проникновения в её сущность, систематизацией идей, выявлением закономерностей развития. Исторические уроки прошлого и результаты научного исследования помогут восполнить пробелы современных научных достижений в подготовке высококвалифицированных кадров, решаемых профессиональной педагогикой как наукой и профессиональным образованием как её системным объектом. Это даёт основание сделать вывод о проблематике реферата, как научно значимой, актуальной, требующей дальнейшей научной разработки. Тем более что в историографии отечественного образования отсутствуют работы, которые рассматривали бы формирование и развитие целостной системы профессионального образования, его взаимосвязь с явлениями общественной жизни, с организацией и структурой в социально-экономических и управленческих механизмах, с другими системами и подсистемами образования.



Объектом исследования является профессиональное образование.

Предмет исследования: история развития профессионально-педагогического образования в России.

Целью реферативной работы является изучение опыта формирования и развития российской системы профессионального образования педагогической сферы деятельности в первую половину XIX — по начала XXI века.

В реферате необходимо изучить историю профессионально-педагогического образования в России для того, чтобы выявить плюсы и минусы в образовании и воспитании, изучить методы учебно-воспитательных работ, учебные планы.

Гипотеза исследования заключается в том, что если мы будем получать новые данные на основе изучения накопленного опыта, характерного для России, то мы сможем прогнозировать современные этапы развития профессиональной педагогики.



В соответствии с поставленной целью и гипотезой в реферативной работе решались следующие задачи:

1. Изучить литературу и выявить исторические особенности российской системы профессионального образования (в первую половине XIX - начале XXI вв).

2. Установить и охарактеризовать изменения организации профессионально-педагогического образования в России

Методологическая основа:

- идеи гуманизации и демократизации общества и образования, непрерывности образования (В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф.Каптерев, Г.Б.Корнетов, М.В.Богуславский, В.И. Ленин, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская и др.);

- теория системного подхода и теория социального управления (В.Н. Садовский, Ч. Дарвин, теорию Д. Менделеев, Н. Лобачевский, А. Эйнштейн, Аристотель, А Гегель и др.);

Методами исследования являются сравнительно-исторический, теоретический анализ, профессионально-педагогического образования в России, характеризующих подходы к постановке и решению проблемы профессионально-педагогического образования в отечественной педагогике.

Глава 1. История становления профессионально-педагогического образования в России

Общая характеристика профессионально-педагогического образования в России в период второй половины XIX –1917 гг.

 

Педагогическое образование есть важнейшая составная часть всей российской системы образования, ее одно из ключевых звеньев, которое во многом, если не решающей степени, определяет качество и перспективы ее развития. Как относительно самостоятельная подсистема, педагогическое образование трактуется в двух смыслах – узком и широком.



Чаще всего педагогическое образование рассматривается как система подготовки, главным образом, специалистов общего (дошкольного, начального, основного и полного общего) образования (педагогическое образование в узком смысле). Вширокомсмысле к педагогическому образованию относят также педагогическую подготовку всех лиц, причастных к образованию и воспитанию подрастающих поколений (например, педагогическое образование родителей). Образовании лиц, ведущих подготовку в учреждениях профессионального (начального, среднего и высшего) образования, а также в учреждениях дополнительного образования, включая систему переподготовки и повышения квалификации.

Профессионально-педагогическое образование является относительно самостоятельным видом педагогического образования.

Профессиональное образование как часть общественной жизни возникает на определенном историческом этапе и развивается в единстве теоретического и практического компонентов. В связи с этим в нашем исследовании исторический процесс развития профессионального образования представлен, с одной стороны, его институализацией (возникновением, развитием, упорядочением общественных институтов - учебных, методических, управленческих, обеспечивающих начальное профессиональное образование), а с другой стороны, генезисом теоретико-педагогических и методических основ начального профессионального образования (А.М. Новиков, Л.Я. Гришина и др.).

Периодизация профессионального образования произведена на основе цивилизационно-парадигмального подхода к анализу исторического процесса (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Н.В. Назаров, О.Б. Широких). Выделение этапов позволяет более обстоятельно и точно характеризовать динамику развития профессионально-педагогического образования.

Период со второй половины XIX в. – 1917 г. рассматривается как время становления системы отечественного профессионального образования. На первом этапе (1860 – конец 1880 гг.) этого периода под влиянием социально-экономических, политических и социокультурных факторов происходит бурный количественный рост учреждений профессионального образования в торговой, финансовой, технической, транспортной, художественной, сельскохозяйственной сферах. Слабость государственной политики в области профессионального образования на этом этапе приводила к преимущественному распространению частной и общественной инициативы в этой области, «разнобою» в содержании учебных планов, программ, методик, стихийно возникающих на местах подготовки кадров. Вместе с тем 1860 – конец 1880 гг. стали временем повышенного внимания к профессиональному образованию со стороны видных ученых, педагогов и общественных деятелей (Е.Н. Андреев, В.К. Делла-Вос, А.Г. Неболсин, А.Д. Путята, К.Д. Ушинский, А.И. Чупров, И.И. Янжул и др.). В их трудах и выступлениях появляются идеи повышения эффективности профессионального образования через усиление общеобразовательной подготовки, обучения специалистов нескольким смежным профессиям, единства теории и практики профессионально-педагогического образования, использование труда как средства умственного и нравственного воспитания, разработки специальных методических приемов. Однако практическая реализация этих идей была осуществлена позже. Противоречия между потребностями общественного производства и недостаточностью государственного их разрешения приводят к отставанию практики профессионального образования от теоретических разработок рассматриваемого этапа.

Второй этап (конец 1880-х гг. – начало XX в.) характеризуется упорядочением разрозненных учебных заведений и формированием системы начального профессионального образования. Главными достижениями этого этапа стало принятие ряда государственных документов – Законов, Уставов, Положений, направленных на установление соответствия системы учебных заведений требованиям экономики и педагогической науки, типизацию, установление для них единого плана, срока подготовки, определение соотношения общеобразовательного и специального компонентов начального профессионально-педагогического образования исходного общеобразовательного уровня учащихся и т.п. В это время начато разделение низшей и средней подготовки в учреждениях профессионального образования. Появляются учебные заведения для женщин. Начинается реализация на практике перспективных педагогических идей предшествующего этапа, улучшается общеобразовательная и общетехническая подготовка учащихся. Разрабатывается первая концептуальная основа развития начального профессионального образования – «Проект Общего нормального плана промышленного образования в России» (1884 г.), в русле которой шло развитие профессионального образования вплоть до Октября 1917 г. Формируется ряд новых теоретических идей: специальная подготовка преподавательских кадров для профессионального образования, методическая подготовка мастеров; преемственность учебных заведений различных уровней. Обогащаются методики профессионального образования (И.А. Анопов, С.А. Владимирский, И.А. Стебут, И.А. Вышнеградский и др). Вместе с тем сохраняются тенденции к малочисленности государственных учреждений профессиональной подготовки, отставанию государственной политики от образовательной практики, минимизации расходов на начальную профессиональную подготовку, существованию архаичных форм профессионально-педагогиского образования.

Третий этап (1910 – 1917 гг.) стал временем качественного перелома исследуемой области, связанного с усилением роли педагогических идей в развитии профессионального образования, осуществлением реформ перспективного, а не «догоняющего» характера. В это время создается инновационный тип учебного заведения (политехнические, технические курсы – техникумы), появляются идеи преобразования начального профессионального образования на основе педологии, психотехники, инженерной психологии (А.К. Гастев, Н.А. Бернштейн, П.П. Блонский, М.Я. Басов, С.Г. Геллерштейн и др.), возможность реализации которых открылась на следующем этапе.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.