Сделай Сам Свою Работу на 5

Экономист Владимир Назаров — о том, что делать с досрочными пенсиями





Шумиловой Екатерины

Группа 497(9)

Пенсионная реформа в России

Действовавшая прежде пенсионная система основывалась на собирательно-распределительном принципе, то есть взносы, перечисляемые в Пенсионный фонд, направлялись на выплату текущих пенсий. Для обеспечения минимальных выплат одному пенсионеру требовались взносы не менее чем двух работающих. Однако демографическая ситуация в России такова, что сегодня на пенсионные выплаты одному пенсионеру приходятся отчисления с заработных плат менее чем двух граждан трудоспособного возраста, а к 2020 году, по оценкам экспертов, на одного работающего будет приходиться один пенсионер. Соответственно, по мере старения населения России существовавшая ранее пенсионная система не смогла бы обеспечить даже минимального уровня пенсионных выплат. Кроме того, в прежней пенсионной системе размер пенсии зависел только от стажа работы и от размера заработка за два последних года трудовой деятельности, соответственно, вклад каждого человека в доходы пенсионной системы учитывался не полностью.

В соответствии с мировой практикой существует два пути обеспечения минимальных пенсионных выплат в условиях старения населения.



Первый — увеличение налогов. Однако такой путь может привести к сокращению экономической активности населения и негативно повлиять на экономический рост страны.

Второй — переход к накопительной пенсионной системе, в которой пенсионные взносы граждан накапливаются на индивидуальных счетах и инвестируются на финансовых рынках для получения дохода. Доход от инвестирования также ежегодно зачисляется на индивидуальный счет гражданина. По достижении пенсионного возраста из общей суммы средств, накопленной на индивидуальном счете, осуществляются пенсионные выплаты. Такой путь позволяет увеличить выплаты пропорционально полученным доходам от инвестирования, а также обеспечить соответствие между совокупным заработком, полученным гражданином за все годы трудовой деятельности, и размером пенсионных выплат.

Деление страховых взносов

С учетом экономической и демографической ситуации с 2002 года в Российской Федерации осуществлен переход к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. В основу новой пенсионной системы положен принцип обязательного пенсионного страхования. Все граждане, принятые на работу, становятся застрахованными лицами. На финансирование пенсионных страховых взносов работодатель обязан уплачивать до 20% от фонда заработной платы предприятия. Эти взносы распределяются между тремя составляющими трудовой пенсии – базовой, страховой и накопительной.



Начиная с 2005 года действует следующая схема распределения взносов:

  • для граждан 1967 года рождения и моложе
Базовая часть Страховая часть Накопительная часть
до 2008 года 6% 10% 4%
с 2008 года 6% 8% 6%
  • для граждан 1966 года рождения и старше
Базовая часть Страховая часть
6% 14%

Базовая часть

Предназначена для выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Базовая часть имеет фиксированный законодательно определяемый размер, одинаковый для всех пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Эта часть трудовой пенсии подлежит индексации в зависимости от инфляции в стране.

Страховая часть

Страховая часть пенсии непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного лица, т.е. чем выше заработная плата, тем выше страховые платежи, следовательно, выше размер будущей пенсии. Взносы на ее финансирование поступают и суммируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных граждан и представляют собой пенсионные обязательства государства перед застрахованными лицами, при этом поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Накопленный объем полученных прав регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и базовая часть трудовой пенсии. Информация о размере страховой части индивидуального лицевого счета доводится до сведения застрахованных граждан ежегодно.



Накопительная часть

Выделяется только для граждан, родившихся в 1967 году и позже. Взносы на финансирование данной части трудовой пенсии не расходуются на выплату текущих пенсий, а предназначены для инвестирования и получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера. Средства, поступающие от работодателя, и доход, полученный от их инвестирования, учитываются Пенсионным фондом в специальной части индивидуального лицевого счета отдельно от пенсионных взносов, перечисленных на страховую часть трудовой пенсии.

Начиная с 2003 года граждане, имеющие в составе лицевого пенсионного счета специальную накопительную часть, ежегодно информируются Пенсионным фондом о размере пенсионных накоплений и могут выбирать кому доверить управление своими пенсионными накоплениями.

Законодательно застрахованным лицам предоставлено право выбора:

  • формировать накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде РФ и при этом выбрать управляющую компанию из числа компаний, с которыми ПФР заключил договоры доверительного управления по итогам конкурса;
  • формировать накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде РФ и отказаться от выбора управляющей компании. В этом случае инвестирование пенсионных накоплений гражданина будет осуществляться государственной управляющей компанией (ГУК);
  • отказаться от услуг ПФР и формировать накопительную часть трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде (НПФ);
  • отказаться от услуг НПФ и перевести формирование накопительной части трудовой пенсии обратно в ПФР;

Право выбора управляющей компании, а с 2004 года и негосударственного пенсионного фонда, застрахованное лицо может реализовывать ежегодно.

Организации, участвующие в реализации пенсионной реформы

В настоящее время сформирована следующая структура управления средствами пенсионных накоплений:

  • Пенсионный фонд РФ — формирует накопительную часть трудовой пенсии, организует процесс инвестирования путем заключения договоров доверительного управления с управляющими компаниями и с государственной управляющей компанией;
  • негосударственные пенсионные фонды — формируют накопительную часть трудовой пенсии, организуют процесс инвестирования путем заключения договоров доверительного управления с управляющими компаниями;
  • государственная управляющая компания (ГУК) — осуществляет инвестирование средств пенсионных накоплений граждан, не воспользовавшихся правом выбора управляющей компании, а также выбравших государственную управляющую компанию в качестве управляющей компании;
  • управляющие компании (УК) — инвестируют средства пенсионных накоплений;
  • специализированный депозитарий — осуществляет контроль за соответствием деятельности управляющих компаний по управлению средствами пенсионных накоплений требованиям законодательства, нормативным документам и инвестиционной декларации; уведомляет соответствующие контролирующие органы о возможных проблемах и некорректных действиях; ведёт учет ценных бумаг и учет перехода прав на ценные бумаги, приобретенные в результате инвестирования средств пенсионных накоплений; осуществляет контроль за стоимостью чистых активов, находящихся в управлении УК, за перечислением в ПФР средств на выплаты гражданам за счет средств пенсионных накоплений;
  • брокеры — предоставляют брокерские услуги управляющим компаниям по приобретению разрешенных активов.

Пенсионная реформа — спорное и очевидное

Экономист Владимир Назаров — о том, что делать с досрочными пенсиями

Проект «Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года», разработанный Минтруда России, подвергся самой разносторонней критике как за те положения, которые в нем есть, так и за то, что многие важнейшие вопросы практически не затронуты. Например, большинству экспертов очевидно, что до 2030-го года пенсионный возраст будет поднят даже вне зависимости от политической воли или предвыборных обещаний: просто жизнь заставит. В проекте стратегии об этом ни слова — только намек на то, что всё как-нибудь обойдется. Зато там есть революционное предложение о трансформации обязательной накопительной системы в систему добровольного пенсионного страхования.

Насколько обоснована критика проекта стратегии — отдельный вопрос. Гораздо важнее другое. В пылу дискуссии есть риск вместе со спорными моментами отказаться и от того хорошего, что есть в проекте. Помимо сильно политизированных и неразрешимых в рамках нынешней политической ситуации вопросов есть и другие проблемы, которые необходимо решать прямо сейчас, понятно, как это делать, и у правительства есть политическая воля для проведения этих преобразований.

Речь идет о плане реформирования досрочных пенсий. По этому вопросу уже достигнут широкий консенсус между различными ведомствами и экспертным сообществом. Конечно, «дьявол в деталях» и многие из них подлежат шлифовке в обсуждениях с работодателями и профсоюзами. Но в целом предложенный вариант выглядит вполне жизнеспособным. Проблема досрочных пенсий, унаследованная от бывшего СССР, давно перезрела. Страны бывшего соцлагеря Восточной Европы, имевшие похожую систему досрочных пенсий, приняли решения о переводе их в профессиональные пенсионные системы. С этого начинались все пенсионные реформы в большинстве стран постсоветского пространства. Россия пошла иным путем. Мы провели слишком амбициозную для страны с низким уровнем развития финансового рынка и финансовой грамотности населения структурную реформу по введению накопительной компоненты и забыли о «сущей мелочи» — сбалансировать распределительную пенсионную систему. Теперь эта «мелочь» превратилась в большую проблему. И речь идет даже не столько о дефиците бюджета Пенсионного фонда, сколько о системных диспропорциях, когда:

1) более 30% граждан выходят на пенсию досрочно. Не очень понятно, насколько их рабочие места существенно вреднее для здоровья, чем те, на которых трудятся другие 70% граждан, не имеющих права на досрочную пенсию (оно определяется не условиями труда на конкретном рабочем месте, а принадлежностью к различным спискам профессий);

2) ответственность за неблагоприятные условия труда ложится на все общество, а не на конкретного работодателя. В настоящее время у работодателя есть мощный стимул, чтобы его рабочие места считались вредными: работник в раннем возрасте получит пенсию и можно не повышать ему заработную плату. Стимулы же к модернизации рабочих мест и заботе о состоянии здоровья сотрудников отсутствуют;

3) оплата досрочных пенсий за счет общего страхового тарифа снижает уровень пенсионного обеспечения остальных пенсионеров.

Столь большое число «досрочников» снижает эффективность повышения общеустановленного пенсионного возраста и затрудняет создание сильных стимулов по добровольному более позднему выходу на пенсию.

В проекте Минтруда предлагается комплексный подход к решению данной проблемы.

В сфере тарифной политики — ввести дополнительный тариф страховых взносов в размере 2–4% (в зависимости от условий труда) на 2013 год с последующим ростом до 6–9% к 2015 году. Постепенное, заранее объявленное повышение тарифа в отношении рабочих мест с неблагоприятными условиями труда позволит бизнесу адаптироваться к указанной мере, начав модернизацию производства с целью улучшения условий труда. Может быть, Минтруда России предлагает слишком быстрый темп роста тарифа, но в целом предлагаемый подход не вызывает сомнений.

В отношении прав работников, занятых на вредных и опасных производствах, предусматривается следующее:

— лица, уже имеющие трудовой стаж, достаточный для досрочного выхода на пенсию, сохраняют свое право;

— лица, которые еще не выработали достаточный стаж, приобретут данное право, если доработают до необходимого стажа, а работодатель будет всё это время уплачивать за них дополнительный тариф. Их положение тоже не ухудшается, так как и в настоящее время человек проработавший, например, три года на подземных работах, а потом всю жизнь занимавшийся частным бизнесом, не имеет права на досрочную пенсию.

Безусловный плюс рассматриваемого проекта — возможность работника и работодателя договориться о том, что вместо уплаты повышенных взносов работодатель может направить эти средства на добровольное пенсионное и медицинское страхование или просто повысить работнику заработную плату. Вместо нынешнего унифицированного поощрения вредных производств предлагается дифференцированная система компенсаций различных условий труда, настроенная на конкретного работника.

Этот вывод справедлив и для тех граждан, кто пока не имеет стажа работы на местах с неблагоприятными условиями труда. Им предлагается страхование риска утраты профессиональной трудоспособности в связи с длительной занятостью в неблагоприятных условиях. Чем дольше человек работает в таких условиях, тем выше становится стоимость страховки. Такой подход обладает следующими преимуществами:

— тариф четко увязывается с профессиональным риском;

— выплата производится не по выработке определенного стажа, а при утрате возможности заработка на определенном месте;

— в сочетании с развитой системой переобучения такой подход будет стимулировать работника вовремя (до причинения сильного вреда здоровью) покидать рабочее место с неблагоприятными условиями труда, даст ему надежный источник дохода на момент переобучения и поиска новой работы.

Несмотря на комплексность подхода к проблеме досрочных пенсий, ряд проблем обойден стороной: ничего не сказано про работников Крайнего Севера, военнослужащих и работников силовых структур. В отношении последних вполне может быть осуществлен переход от досрочного пенсионирования к страхованию риска утраты профессиональной трудоспособности с целью покрыть их расходы на переобучение и поиск новой работы.

Несмотря на указанные пробелы предложенный в проекте стратегии подход позволит сдвинуть проблему с мертвой точки, заменить громоздкую и глухую к потребностям конкретных работников систему досрочного пенсионирования гибкой современной системой социального страхования профессиональных рисков. Даже если это будет единственное, что удастся реализовать в ближайшие несколько лет, в текущих экономико-политических условиях это совсем не мало. Лучше сделать один шаг в правильном направлении, чем два шага в пропасть.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.