Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные механизмы эмбриогенеза.





12. Критические периоды развития. Тератогенные факторы.

В онтогенезе человека к критическим периодам относят:

оплодотворение;

имплантацию (7 - 8-е сутки эмбриогенеза);

развитие осевого комплекса зачатков органов и плацентацию (3 - 8-я недели);

развитие головного мозга (15 - 20-я недели);

формирование основных систем организма, в том числе половой (20 - 24-я недели);

рождение;

период до 1 года;

половое созревание (11 - 16 лет).

 

Процесс имплантации может нарушаться:

при аномалиях строения матки (инфантилизме, двурогой или седловидной матке, наличии перегородки в полости матки);

при травмах эндометрия, т.е. внутреннего слоя матки в результате искусственных абортов и воспалительных заболеваний (хронического эндометрита);

при наличии миомы матки;

при рубце на матке после кесарева сечения и других операций.

 

Основные гормональные расстройства, приводящие к выкидышам:

нарушение функции яичников;

усиление выработки в организме женщины мужских половых гормонов;

нарушение функции щитовидной железы.

Критические периоды беременности, или критические периоды в развитии эмбриона и плода - это те периоды, когда чувствительность их повышается, а адаптационные возможности снижаются и зародыш становится особенно легко уязвимым, т.к идёт ввод новых больших объёмов генетической информации.



К неблагоприятным факторам окружающей среды относят:

А) недостаток кислорода (гипоксия),

Б) переохлаждение,

В) перегревание,

Г) врачебные препараты,

Д) токсины,

Е) продукты химического производства,

Ж) возбудители вирусных и бактериальных инфекций и т.д.,

 

Тератоген – средовой (внешний) фактор, действующий на эмбрион или плод и вызывающий нарушение его строения или функционирования, не вызывая при этом изменения наследственных структур. Эффект тератогенного воздействия зависит от ряда условий:
- время действия тератогена. Действие тератогена до наступления стадии клеточной дифференциации приводит, как правило, к гибели зародыша. При действии тератогена в период дифференцировки органов возникают различные пороки развития. Тип порока зависит от чувствительности конкретного органа в момент воздействия вредного фактора;
- доза и взаимодействие с другими факторами. Для большинства тератогенов существует дозо-зависимый эффект, т.е. чем выше доза, тем тяжелее поражение. В некоторых случаях тератогенность фактора повышается при наличии других факторов (например, тератогенное влияние антиконвульсантов усиливается в комбинации с другими препаратами).
- материнские факторы. Риск возникновения тератогенно обусловленной аномалии зависит от индивидуального порога чувствительности материнского организма к тератогенному агенту.



Тератогенные факторы разнообразны по природе и среди них выделяют:

физические факторы (механические или радиационные воздействия),

химические факторы (лекарственные вещества, химические вещества, используемые в быту и промышленности и др.)

биологические факторы (вирусы, микоплазмы, протозойные инфекции и другие внутриутробные инфекции).

 

 

Похожее:

Первая группа: ионизирующая радиация, органические и неорганические химические соединения, загрязняющие воду, воздух, почву, продукты питания: промышленные выбросы, тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий), сельскохозяйственные яды, в том числе пестициды, инсектициды, минеральные удобрения, продукты нефтепереработки и неполного сгорания горюче–смазочных материалов, профессиональные вредности, связанные с радиацией и химическим производством.

Вторая группа: токсичные вещества, добровольно принимаемые внутрь или вдыхаемые в период беременности: алкоголь, наркотики, табачный дым.

Третья группа: лекарственные средства, применяемые в период беременности - к ним относятся антибиотики, аспирин, снотворные, противоэпилептические средства, половые гормоны и другие.



Четвертая группа: внутриутробные инфекции (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, сифилис, ВИЧ).

Пятая группа: нарушения обмена веществ у беременных женщин - сахарный диабет, дефицит незаменимых аминокислот и витаминов, особенно фолиевой кислоты, дефицит йода и селена, голодание, недосыпание.

Причина 60-70% врожденных пороков развития до сих пор остается неизвестной. Предполагают, что их возникновение может быть обусловлено сочетанным влиянием многих неблагоприятных факторов окружающей среды или комбинацией наследственных и тератогенных воздействий.

 

13. Этапы постэмбрионального развития человека. Их морфофункциональная характеристика. Понятие акселерации.
Постэмбриональное развитие и его периоды.

Постэмбриональное развитие начинается с выхода новой особи из яйцевых оболочек или (при живорождении) из организма матери. Оно подразделяется на три периода — ювенилъный, пубертатный и период старения.

 

Первый период, ювенилъный, продолжается до окончания полового созревания.

Развитие организма в этот период может протекать по двум различным путям. Прямое развитие происходит, если из яйца или из организма матери выходит особь, похожая на взрослую, но меньшая по размерам и с несформированной половой системой. Другой тип развития называется непрямым и проходит с метаморфозом. Ювенильный период практически всегда сопровождается ростом организма. С одной стороны, процесс роста запрограммирован генетически, а с другой — зависит от условий существования. В маленьком аквариуме рыбы никогда не достигнут тех размеров, до которых они вырастают в природных условиях. При этом если во время ювенильного периода рыб из маленького аквариума пересадить в большой, то такие рыбы вырастут больше, чем те, которые остались в маленьком аквариуме. У человека рост контролируется целым рядом гормонов, выделяемых гипоталамусом, гипофизом, щитовидной и половыми железами.

Ювенильный период онтогенеза

- начинается сразу после выхода из зародышевых оболочек.

Рост:
ограниченный - продолжается только некоторое время ( млекопитающие, насекомые)
неограниченный — организм растет всю жизнь (рептилии, земноводные, моллюски)

Ювенильный период — прямое развитие

Появившийся на свет живой организм отличается от взрослого только размерами.

Ювенильный период — непрямое развитие

Организм претерпевает метаморфоз (превращение, изменение). Существует 2 вида метаморфоза: полный и неполный.

Полный метаморфоз: эмбрион(яйцо) —> личинка—> куколка—> имаго (взрослая особь).

Неполный метаморфоз: эмбрион(яйцо) —> личинка —> имаго.

Организм испытывает очень существенные изменения.

Органы, присутствующие у взрослой особи могут вообще отсутствовать у личинки, и наоборот, например, у головастика есть длинный хвост и жабры, которых нет у взрослой особи. Часто у личинок присутствуют признаки, характерные для их эволюционных предков ( как у головастика, например, есть признаки рыб).

Совершенно разный тип питания (у личинки уже заложены питательные вещества), в то время как взрослая особь вынуждена искать пищу.

Разный тип передвижения и т.д.

Пубертатный (пубертальный) период онтогенеза

Это зрелость организма. Под зрелостью подразумевают половое созревание организма. Это не только возможность давать потомство. Это и устоявшийся обмен веществ, определенный гормональный фон и т.д.

Для пубертатного периода характерна способность к регенерации.

Регенерация - способность живых организмов со временем восстанавливать повреждённые ткани, а иногда и целые потерянные органы. Новые ткани образуются за счет интенсивного деления митозом (у человека постоянно обновляются клетки кожи, например).

Этот процесс требует затрат энергии, соответственно, чем больше в клеткемитохондрий

, чем моложе организм, тем больше митохондрий содержат клетки.

 

У большинства позвоночных животных он занимает, как правило, большую часть жизни.

 

Акселерация ( лат . acceleratio – ускорение ) – явление ускорения роста и развития физического развития детей и подростков

·
За последний 100 – 150 лет наблюдается ускорение соматического роста , развития и физиологического созревания детей и подростков ( акселерация проявляется уже на стадии внутриутробного развития и наблюдается у грудных детей )

·
Акселерация проявляется в увеличении длинны и массы тела новорожденных , времени прорезывания молочных зубов , удвоении массы тела у грудных детей , в более раннем окончании роста и увеличении мышечной массы у подростков ( в настоящее время у девушке рост прекращается в 16 -17 лет , у юношей – в 18 -19 лет , а их абсолютные значения превышают аналогичные показатели сверстников прошлого века на десятки сантиметров и многие килограммы )

·
Существует много гипотез о причинах акселерации , а именно :

·
Улучшение питания , большее поступление в организм белков и витаминов , уменьшение заболеваемости детей , успехи профилактики и гигиены

·
Стимулирующее влияние на рост и развитие изменение магнитного поля Земли , усиление действия ионизирующей и солнечной радиации

·
Влияние электромагнитных волн , возникающих при работе теле- и радиоустановок , усилении космической и искусственной ( атомные испытания , рентгеновские установки ) радиации

·
Теория гетерозиса – увеличении физических показателей у потомства при браке родителей , имеющих географически удалённые места рождения , разные расы и национальности ( в последние десятилетия резко возросла миграция населения , распад изолятов в человеческих популяциях , ломка расовых , национальных и религиозных границ

·
Гипотеза урбанизации – раздражающее влияние на нервную систему ребёнка комплекса условий городской жизни , ускорения темпа жизни

·
Однако ни одна из перечисленных гипотез не может рассматриваться в качестве основной причины процесса акселерации , который представляет собой результат действия многих факторов социальной и физической природы

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.