Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема взаимодействия философии и науки

Понятие науки. Основные аспекты науки

Понятие науки, ее основные аспекты: наука как знание, как сфера деятельности, как социальный институт. Философский метод для ответа на вопрос, что такое наука. С точки зрения философскогометода наука во-первых, есть результат деятельности рациональной сферы сознания, во-вторых наука это объективный тип сознания, опирающийся в существенной степени на внешний опыт. В-третьих, наука вравной степени относится как к познавательной, так и к оценочной сфере рационального сознания.Таким образом, с точки зрения всеобщих характеристик сознания наука может быть определена как рационально-предметнаядеятельность сознания. Ее цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта.
Рациональное знание более широкое понятие, чем научное знание. Хотя всякое научноезнание рационально, не всякое рациональное знание научно. Существует четыре типа научной рациональности: соответствующих четырем классам наук.К всеобщим характеристикам понятия наука, наряду с определением наукикак рационально-предметного вида познания, относится также выделение в ней трех ее основных аспектов: наука как специфический тип знания, наука как особый вид деятельности, наука как особыйсоциальный институтВсе аспекты связаны между собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого.Наука как специфический тип знания.Науку какспецифический тип знания исследуют логика и методология науки. Главной проблемой здесь является выявление и экспликация тех признаков, которые являются необходимыми и достаточными для отличия научного знания отрезультатов других видов познания. Обычно называют такие критериальные признаки научного знания: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость,обоснованность, полезность

Общие закономерности науки

Науке как таковой предшествует преднаука, где зарождаются предпосылки науки. Зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, в средние века (до 16—17в). Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности. Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический. Этап классической науки охватывает период с 17 до конца 19 века. Основные ученые: Коперник Джордано Бруно, Декарт, Галилей, Д. И. Менделеев.



Основные принципы:

- имеет парадигмой механику

- картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма.

- убежденность в социальной нейтральности науки, ориентирована собственными автономными ценнос­тями, связанными с поиском истины.

- идеалом науки было построение абсолютно истинной карти­ны природы.

- предметом науки являются законы, общие по­ложения, обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех.

- строго однозначная причинно-следственная связь возводилась в ранг объяснительного эталона.

- наукаисследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности - необходимое условие по­лучения объективно-истинных знаний о мире.

- выработан категориальный аппарат науки, приспособленный к механистическому истолкованию мира.

- утверждает стабильность и универсальность порядка природы.

- пространство неизменно и не связано с материей. Время - абсолютно и никак не связано ни с пространством, ни с материей.

Проблема взаимодействия философии и науки

умозрительных размышлениях философов, не опирающихся на обобщение конкретно-научных знаний при создании универсальной теоретической картины мира, не только много гениальных догадок, но и много вздора. С другой - на практической ценности конкретного знания в условиях развития индустриальной цивилизации и промышленной революции. Позитивизм утверждал, что философия имеет познавательную ценность только в те периоды истории, когда еще не сформировалась наука. Зрелой науке умозрительная философия не нужна, наука сама успешно может решать запутанные философские проблемы бытия. В рамках позитивизма абсолютизировались только научно-познавательные функции философии, ее эпистемологический аспект, и не рассматривались, а часто и отрицались софийные компоненты философского знания, его мировоззренческая направленность.

Эта позиция была достаточно популярной и способствовала утверждению представления о науке как об универсальном духовном факторе человеческой жизни, истории.

Проблема соотношения науки и философии активно обсуждается и в ХХ в. Сегодня одни мыслители утверждают, что философия и наука различаются объектами исследований, другие, что граница проходит внутри исследуемых проблем, которые философия и наука рассматривают с различных сторон. «Мне кажется, - писал В. Вернадский, - это стороны одного и того же процесса - стороны совершенно неотделимые... Если бы одна заглохла, прекратился бы живой рост другой»80. Философия и наука, утверждает известный математик и философ ХХ в. А. Уайтхед, два относительно самостоятельные уровни движения, между которыми нет прямого соотношения, но есть определенные связи (часто неоднозначные и опосредованные), наблюдаются также определенные параллели в их развитии. Но человеческих дух развивает в философских системах свои наиболее глубокие интуиции81.

Чтобы более адекватно уяснить соотношение философии и науки, отметим те особенности, которые характеризуют научное и философское знание.

Философию и науку сближает то, что и философское, и научное знание, опираясь на опыт и разум, отражают мир в общих и абстрактных понятиях, общее для них - поиск истины и стремление логически обосновать знание, выразить его в теоретической форме; критичность и скептическое отношение к авторитетам, интеллектуальная самостоятельность.

Однако философия не только система объективного знания о мире, но и мировоззрение, система ценностных ориентаций. Поэтому она выполняет не только ряд функций, которые роднят ее с наукой - обобщение, открытие общих закономерностей и связей, но и выполняет те функции, которые не могут выполнять частные науки.

Задача уяснения ценностных оснований науки и культуры в целом имеет философский характер, поскольку предметом философских размышлений является не мир сам по себе, а отношение «человек и мир».

По мнению А. Уайтхеда, философское умозрение не только вырабатывает картину мира и строит на этой основе мировоззрение, оно имеет и научно-эвристическое значение, оказывает обратное влияние на ход научного исследования, когда выработанные с его помощью категории становятся стимулами и ориентирами теоретического поиска.

і В философии формируется самосознание науки, исследуются проф блемы сущности и особенностей научно-познавательной деятельности.

Философские размышления над наукой способствуют лучшему пониманию ее возможностей и перспектив, механизмов, движущих сил роста научного знания, характера его взаимоотношений с другими формами общественного сознания, образом жизни, культурой. Особенно они необходимы в эпохи революционных преобразований в науке (XVI - XVII вв., конец XIX - начало XX вв., последняя треть XX в.). Это обусловлено тем, что в эти периоды происходит изменение оснований науки, становление новой системы научных представлений и концепций.

Философско-методологические проблемы выступают необходимым условием критического переосмысления традиционных представлений о предмете и методах науки и предпосылкой разработки новых перспективных исследований.

t Философия задает общие мировоззренческие ориентиры в выборе ф проблемы исследования, обосновании гипотез и оценке полученных результатов. Философский анализ, обобщение и интерпретация новых научных результатов не только устанавливает их связь и различие с ранее накопленным знанием, но и закладывает методологические основы формирования новой системы взглядов.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.