Сделай Сам Свою Работу на 5

Общественный и государственный строй Древнего Египта.





Общественный строй включает в себя 2 компонента. Первый из них составляют, формы собственности, существующие в данном обществе, второй – социальная структура.

В Египте, как и в других древневосточных государствах, существовала государственная, общинная и частная собственность. Первые две возникли раньше, все виды собственности находились в различных сочетаниях друг с другом.

Социальная структура Древнего Египта отличалась многообразием и качественной разнородностью множества социальных групп. Процесс социального структурирования остался незавершенным, отсутствовали четкие границы, отделявшие одну группировку от другой, имелось множество промежуточных групп. В древнеегипетском обществе более или менее определенно можно выделить три крупные социальные группировки: 1) господствующие верхи; 2) свободные мелкие производители; 3) рабы.

К первой группе относились: светская, жреческая, номовая и столичная аристократия; а также военная знать и руководство общин.

Жрецы, чиновники и военная знать составляли верхушку египетского общества. Жрецы распадались на группы в соответствии с множеством культов, существовавших в Египте. Во главе каждой группы стоял жрец, возглавлявший весь жреческий персонал, служивший данному богу. Особый разряд составляли царские жрецы, ведавшие культом царя-бога. Зачастую жрец храма мог стать правителем государства, но и правитель мог принять жреческий сан.



Большую роль играли писцы, из рядов которых выходили высшие чиновники Египта. Из писцов формировалась также обычно местная служилая знать. Должности в Египте в начале II тысячелетия, были фактически наследственными. Однако принудительного наследственного закрепления граждан за определенными занятиями в это время не было.

При XVIII династии стало складываться деление населения в целом по его занятиям с наследственным закреплением привилегий и земельных владений за одними, и обязательств по платежу оброка и выполнению физических работ за другими. Особое внимание при этом уделялось воинам, которые были наделены участками земли и получили право обращаться с жалобами непосредственно к царю.



Господствующие верха обладали правами верховного собственника на землю. Экономическое могущество этой группы определялось нахождением в его руках земель, рабов, скота, источников водоснабжения. Однако, это была не частная собственность и политическая власть принадлежала им до тех пор пока они были структурированы в государственный аппарат.

Ко второй группе относились свободные крестьяне, ремесленники и торговцы (мереты). Одни из них жили на государственной земле самостоятельными общинами. Другие были прикреплены к земле, пожалованной царем храму или сановнику и воину. Эти крестьяне платили сборы в пользу государства и отдавали часть урожая своим господам – храмам или частным лицам. Они не вправе были уйти с земли, но их могли изгнать с обрабатываемых ими участков земли при неисправном поступлении оброка.

В эпоху Нового царства многие функции, которыми обладали общины (ирригационные работы, строительство храмов) перешли в руки государства сельские общины превратились в податные единицы, подчиненные царско-храмовому хозяйству. Государство регулярно проводило переписи людей, скота, птицы, мужчин. Постепенно среди общинников выделяются «неджес» (дословно, маленькие), мелкие частные собственники, а среди них – «сильные неджес» (крупные частные собственники).

Неджес вместе с ремесленниками имеют более высокий статус, продают часть своей продукции на рынке. Сильные неджес составляют переходный слой от мелких производителей к господствующему классу.

В Древнем Египте в довольно значительном числе существовали свободные ремесленники. Они работали в государственных рудниках и мастерских, объединяясь в группы по 10 человек каждая, под наблюдением особого управляющего. Также в Египте находилось постоянно некоторое количество иностранцев. Они, как правило, занимались торговлей и финансовыми операциями, которые получили довольно широкое развитие в период Среднего и особенно Нового царства.



Третью крупную группу в Древнем Египте составляли рабы, в количественном отношении они уступали массе свободных мелких производителей. Рабовладение в Египте носило коллективный характер.

Рабы являлись собственностью царя, т. е. государства. Однако, предоставляя земли во владение египетским сановникам и жрецам, царь вместе с землей давал им также некоторое количество государственных рабов. Вместе с тем, рабы не передавались в этом случае в собственность частного лица. Источником рабства был военный плен. Другим источником рабства являлась самопродажа в рабство несостоятельных должников. Рабы в Египте имели семью и имущество. Если раб совершал преступление, его заключали в государственную тюрьму. В случае жестокого обращения рабам предоставлялось право искать убежища в храмах и приносить жалобу на своего господина. Беглых рабов возвращали хозяину за вознаграждение. Раб, отпущенный на волю, во всем приравнивался к свободным.

Юридическое положение рабов состояло в том что, раб еще не был окончательно лишен экономических стимулов к труду, в некоторых случаях его личность и имущество защищалось правом.

В Египте рабовладельческое государство имело форму восточной деспотии, в которой власть осуществлялась централизованным бюрократическим аппаратом, подчиненным одному лицу –– фараону.

Фараон обладал неограниченной политической, экономической, религиозной властью. Все мероприятия в стране и за ее пределами: строительные и ирригационные работы, войны, торговля осуществлялись от его имени, он считался верховным судьей и законодателем, назначал всех высших чиновников, от него зависели урожай, безопасность, земельный фонд, из которого он мог наделять храмы, чиновников, жаловал титулы.

Вместе с тем, фараон не мог действовать по личному произволу, прочность его власти зависела от того насколько успешно фараон проводил в жизнь интересы жрецов, аристократической и военной знати, поэтому фараоны старались действовать в соответствии с морально-этическими нормами.

В осуществлении власти фараон опирался на огромную армию чиновников, высшие из которых были сосредоточены в его дворце. Аппарат чиновников возглавлял джати (визирь) .Как правило, это был сын фараона, либо его ближайший родственник. Переход этой должности в руки других знатных семей считался отклонением от нормы и, следовательно, являлся симптомом ослабления центральной власти. Джати соединял в своем лице административную и судебную власть. Он осуществлял контроль над всеми органами управления: распоряжался земельным фондом, контролировал сооружение каналов, организовывал общественные работы, рассматривал все жалобы, поступившие фараону. Значительными были и военные полномочия джати –– он контролировал набор армии, командовал флотом. В его подчинении находились руководители региональной и местной администрации.

Важное место среди них занимал главный казначей (хранитель печати). Государственные налоги взимались, в основном, натурой –– хлебом, зерном, скотом, слитками металлов, птицей. Казначей заведовал государственными хранилищами, где находились налоговые поступления.

Строительство ирригационных и других сооружений, которые производились в порядке выполнения повинностей контролировал начальник работ, он также был царским архитектором и министром общественных работ. Военное ведомство называлось «домом оружия» и возглавлялось чиновником высшей знати: он комплектовал армию, занимался её материальным обеспечением, поддерживал в боевой готовности пограничные крепости.

В Египте очень высоко было развито письменное делопроизводство с множеством секретарей и писцов. Они вели учет всего огромного государственного хозяйства, управляли царскими землями, складами.

«Послушные призыву» царя –– это те, кто мог непосредственно выслушать приказ фараона и отправиться его выполнять. Среди них выделялись «большие послушные призыву царя» - крупные сановники, телохранители царя, вельможи. Они могли совмещать ряд должностей, получая за каждую земельные наделы.

Большие «послушные призыву» возглавляли все высшие ведомства в государстве. Многочисленной была группа работников «белых домов» - центров по переработке, хранению сельскохозяйственной и ремесленной продукции, а также «дома царских сокровищ» - налогового ведомства. Каждая из этих групп не была однородной, в одну могли входить крупные чиновники, в другую –– и свободные и рабы, в третью –– только рабы. Местное управление Египетского государства осуществлялось с учетом его делился на 2 округа Верхний (Южный) и Нижний (Северный), каждый из них делиться на номы, которые возникли на базе старых общин.

Во главе 2 округов стояли начальник Юга и начальник Севера, номы управлялись наместниками царя (номархами). Во время кризиса номархи превращались в практически независимых правителей, в период стабильности они являлись объективными чиновниками.

Ядро армии составляли профессиональные части, которые формировались из земледельцев и ремесленников. Они находились на полном государственном обеспечении. В период войн осуществлялся набор ополчения численностью до десятков тысяч человек –– каждый ном, храмы, частные владельцы выставляли определенное число рекрутов.

Общая численность армии могла достигать 100 тысяч человек в, отдельных походах участвовали от 10 до 30 тысяч воинов.

Суд в Древнем Египте был не отделен от администрации. Высшей судебной инстанцией считался фараон, он мог отменить судебное решение по любому делу, привлечь к ответственности любого чиновника, обладал правом помилования.

В номах судьями являлись номархи, в общине –– староста. Непосредственное руководство судебным ведомством осуществлял джати. В Новом царстве ему подчинялась коллегия из 30 судей. В столице находились «Шесть великих домов» - судебное ведомство регулирующее деятельность всехсудебных органов. В храмах судьями выступали жрецы. В Древнем Египте были и тюрьмы, которые представляли собой хозяйственные поселения преступников.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.