Сделай Сам Свою Работу на 5

Экологическое нормирование: понятие, правовое регулирование, основные нормативы и их правовой режим.





Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду, и пока по экономическим и техническим соображениям не может не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества. Проблема заключается в том, чтобы при этом были установлены научно обоснованные пределы таких воздействий, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Эта цель достигается с помощью экологического нормирования, что и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.

Под экологическим нормированием понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. В числе основных следует назвать Федеральный закон "Об охране окружающей среды", глава V которого - "Нормирование в области охраны окружающей среды" - определяет систему экологических нормативов, критерии их установления.



Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно к регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов установлены в актах природоресурсного законодательства: Земельном кодексе РФ (ч. 5 ст. 13), Водном кодексе РФ (ст. 35), Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 30), Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха" (ст. ст. 11, 12), Лесном кодексе РФ (ст. 87), Федеральном законе "О животном мире" (ст. 17), Федеральном законе "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (ст. 47), Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" (ст. 18). Федеральным законом "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания. Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный Постановлением Правительства РФ.



В систему экологических нормативов входят:

- нормативы качества окружающей среды;

- нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;

- нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

Будучи утвержденными специально уполномоченными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды в пределах их компетенции, экологические нормативы являются обязательными для исполнения. Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования, сертификация, контроля и др. Согласно статье 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Все экологические нормативы обозначаются заглавными буквами.

Институт экологического нормирования призван ограничить негативное воздействие человека на окружающую среду.

Экологические нормативы делятся на 5 групп:

1. Санитарно-гигиенические. Цель установления – определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека:



1.1. ПДК – предельно допустимые концентрации вредных химических, биологических веществ. ПДК определяется для каждого вредного вещества в отдельности. В процессе экологического мониторинга выясняется имеет ли место превышение ПДК, т.е. превышение находящегося в воздухе, воде, почвах безопасного количества вредного вещества. Если норматив ПДК превышен, то замеряется во сколько раз. Безопасное содержание того или иного вещества обозначается как ноль ПДК.

1.2 . МДУ (максимально допустимые уровни вибрации и шума, магнитных полей) - относится к акустическим видом загрязнением окружающей среды. Смертельный уровень шума для человеческого организма 150 ДцБ.

1.3. НРП (нормы предельно допустимого содержания радиактивных веществ в окружающей среде, продуктах питания, радиационного облучения населения). Они представлены для 3-х групп населения:

1 – для всего населения (самый строгий норматив)

2 – для ограниченной части населения (например, вблизи объекта атомной энергетики)

3 – для персонала, работающего на объектах, где профессиональная деятельность связана с контактами с источником излучения (например, персонал атомной энергетики и военных объектов).

2. Производственно-хозяйственные нормативы. Цель установления – устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пароговой величиной.

2.1. ПДС – предельно допустимый сброс

ПДВ – предельный дополнительный выброс

Устанавливаются эти нормативы для определения возможного с точки зрения закона объема загрязнения воздуха, воды и земли с учетом производственных мощностей объекта, который производит сброс/выброс, и данных о вредных последствиях по каждому источнику загрязнения.

Ст. 23 ФЗ « Об охране окружающей среды» устанавливает, что при невозможности соблюдения нормативов ПДС и ПДВ могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы (лимиты - менее строгие нормативы).

Условия установления лимитов:

a) Временный характер (допускается только на период проведения мероприятии по охране окружающей среды)

b) Устанавливается на основе разрешений специально уполномоченных органов

c) Устанавливается при наличии планов поэтапного достижения ПДС и ПДВ

2.2. Технологические нормативы – устанавливаются для стационарных, передвижных источников,. Для технологических процессов и оборудования, и отражают допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в расчете на единицу выпускаемой продукции.

- ПНО (предельно допустимые лимиты образования отходов)

- ПЛР (предельно допустимые лимиты на размещение отходов)

-ПДОК: 2 значения: 1) предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в с/х; 2) предельно допустимые остатоочные количества химических веществ в продуктах питания.

3. Нормативы, относящиеся к природным объектам - нормативы дополнительного изъятия компонентов окружающей среды.

3.1. ОДУ (объемы допустимых уловов рыбы, отстрела охотничьих животных).

Норматив, который входит в эту группу: расчетная лесосека – отношение между количественным животным приростом леса и вырубаемым для заготовки древесины.

По водным объектам применяются утвержденные органами водного хозяйства лимиты потребления вод для орошаемого земледелия, промышленного потребления, при эксплуатации системы коммунального водоснабжения.

3.2. ПДН (предельно допустимая нагрузка на природную среду).

4. Территориальные нормативы:

4.1. СЗЗ - санитарно-защитные зоны промышленных предприятий (для ядерных предприятий кроме этого устанавливается зона наблюдения).

4.2. Водоохранные зоны (включающие прибрежные защитные полосы).

4.3. Округа горной (водно-санитарной) охраны курортов.

5. Экологические стандарты (ЭС) – количественные или качественные показатели природных объектов, имеющие юридическую значимость (стандарты качества окружающей среды – научно обоснованные предельно допустимые нормативы состояния окружающей среды, превышение которых создает угрозу для человека и окружающей среды).

Иногда потребляется, вместо ЭС, понятие качество окружающей среды, установленные компетентными органами государства.

Виды ЭС:

-ГОСТы

-СНИПы (строительные нормы и правила)

-САНПиНы (санитарные правила и нормы)

- природоохранные нормативные документы.

1976 г. действует система экологических нормативов и содержит более 80 гос. стандартов и около 50 отраслевых стандартов.
^ 27. Природоохранные требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности: понятие, виды.

Природоохранные (экологические) требования (требования в области охраны окружающей среды) - предъявляемые хозяйственной и иной деятельности обязательные условия ограничения или их совокупность, установленные законами и иными НПА, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны ОС.

Природоохранные требования делятся на:

1) общие. Ст. 34-39 ФЗ «ОБ ООС» содержатся общие экологические требования, которые предъявляются ко всем видам хозяйственной деятельности, независимо от их специфики.

Общеэкологические требования поделены на группы, в зависимости от стадий хозяйственной деятельности.

Ст. 34 содержит общие требования для всех стадий.

Ст. 35 – требования при размещении зданий, строений и сооружений.

Ст.36 – требования при проектировании зданий, строений и сооружений.

Ст. 37 - при строительстве и реконструкции.

Установление технических регламентов в области охраны окружающей среды осуществляется на основании ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании»: технический регламент – документ, который принят международным договором РФ, федеральным законом, указом президента, постановлением правительства, органом исполнительной власти РФ, и который устанавливает обязательные для применения и исполнения природоохранные требования к объектам технического регулирования (объекты – продукция,. Технологические процессы производства, строительства, монтажа, наладки и эксплуатации).

2) специальные. Ст. 40-55 содержат специальные экологические требования в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.

Ст. 56 устанавливает, что за невыполнение норм об экологических требованиях деятельность, которая осуществляется с нарушением этих нормативов должна быть ограничена, остановлена или прекращена.

Ст. 38 – содержит природоохраняемые требования при вводе в эксплутацию.

Ст. 39 – требования при эксплуатации или выводе из эксплуатации.
^ 28. Особо охраняемые природные территории: понятие, классификация, общий правовой режим.

В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» - участкм земли, водной поверхности и воздушного прстранства над ним, где расположились природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, для которых устанавливается особый режим охраны.

С учетом особенностей режима и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории ООПТ:

1) Государственные природные заповедники, в т.ч. биосферные.

2) Национальные парки

3) Природные парки

4) Государственные природные заказники

5) Памятники природы

6) Дендрологические парки и ботанические сады

7) Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением главы администрации Кр.кр. учреждены дополнительные виды земель ООПТ краевого значения:

1) Земли охраняемой береговой линии – зем. участки, занятые охраняемыми береговыми линиями, имеющими особое значение для сохранения природных комплексов и объектов естественного и искусственного происхождения, экологическую, эстетическую ценность, используемые в научных, просветительских, рекреационных, лечебно-профилактических и оздоровительных целях.

2) Земли зеленых зон поселений – земельные участки, занятые древесной или иной растительностью, расположенные в границах горных и сельских поселений, выполнение санитарно-гигиенические и рекреационные функции, на которых запрещена хозяйственная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окр. среду.

3) Земли пригородных зеленых зон – земельные участки, занятые древесиной и иной растительностью, расположенные за пределами горных поселений, выполняющие санитарно-гигиенические и рекреационные функции, на которых запрещена хозяйственная деятельность оказывающая негативное воздействие на окр. среду.

4) Земли горных лесов – земельные участки, занятые лесами, расположенные в горных поселениях, предназначенные для отдыха населения, проведение оздоровительных, культурно-оздоровительных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки.

5) Земли микрозаповедников – земельные участки, занятые небольшими по полощади территориями, предназначенные для сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ, видов растений и животных.
^ 29. Государственные природные заповедники и национальные парки: правовой режим.

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами.

Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью.

Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.

Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

^ Задачи государственных природных заповедников

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

в) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

г) экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;

д) утратил силу. - Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ;

е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников:

1. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

2. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

г) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

д) выполнение научно-исследовательских задач;

е) ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма;

ж) осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

3. В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.

Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

4. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

5. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

^ Государственные природные биосферные заповедники:

1. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

2. К территориям государственных природных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

3. Конкретный режим особой охраны территорий биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся государственные природные биосферные заповедники.

4. На специально выделенных федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный биосферный заповедник, участках биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника для обеспечения предусмотренных положением об этом полигоне видов деятельности, развития познавательного туризма, физической культуры и спорта допускается размещение объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации для каждого биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника.

5. Земельные участки, необходимые для осуществления деятельности, указанной в пункте 4 настоящей статьи, могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.

Порядок подготовки и заключения договоров аренды земельных участков, расположенных в границах специально выделенных федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный биосферный заповедник, участков биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

^ Особенности правового положения государственных природных заповедников:

1. Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.

2. Государственные природные заповедники распоряжаются в установленном порядке следующими средствами:

от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников;

в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников;

от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;

в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.

3. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе.

4. Государственные природные заповедники вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие). Порядок утверждения, использования и охраны символики государственных природных заповедников устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территориях государственных природных заповедников, а также их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций государственных природных заповедников.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 199-ФЗ.

7. Расположение государственного природного заповедника на территориях двух и более субъектов Российской Федерации не может быть основанием для нарушения его территориальной целостности или изменения статуса.
^ Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами.

Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.

В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.

Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.

Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления.

Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

^ Основные задачи национальных парков

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) экологическое просвещение населения;

г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

е) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

^ Режим особой охраны территорий национальных парков

1. В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:

а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;

б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;

в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;

г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;

д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.

1.1. Уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны не допускается.

2. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

а) разведка и разработка полезных ископаемых;

б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;

д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов;

е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;

з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

3. В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

С федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

5. Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Пребывание на территориях заповедных и особо охраняемых зон национальных парков граждан, не являющихся работниками данных национальных парков, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные национальные парки, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций национальных парков.

^ Особенности правового положения национальных парков

1. Национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.

2. Средствами национальных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются следующие получаемые национальными парками средства:

а) от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам;

б) в качестве арендной платы, в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях национальных парков;

в) от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;

г) в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.

3. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национальных парков, поступают в самостоятельное распоряжение национальных парков и учитываются на отдельном балансе.

4. Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков.

5. Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 199-ФЗ.

7. Национальные парки вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие). Порядок утверждения, использования и охраны символики национальных парков устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений и копий природных историко-культурных объектов (за исключением находящихся в собственности религиозных объединений), расположенных на территориях национальных парков, ценностей из музейных фондов национальных парков осуществляется с разрешения дирекций национальных парков.

9. Расположение национальных парков на территориях двух и более субъектов Российской Федерации не может быть основанием для нарушения их территориальной целостности или изменения статуса.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.