Сделай Сам Свою Работу на 5

Внутринациональное законодательство





Общая характеристика финансирования социального обеспечения

Если рассматривать само понятие социального обеспечения граждан, то можно сказать, что это форма государственной социальной политики, которая направлена на улучшение материального обеспечения отдельных категорий населения, как за счет средств государственного бюджета, так и за счет средств этих самых фондов социального страхования. Проводится такая политика государства с целью выравнивания социального уровня граждан, нуждающихся в соцобеспечении, по сравнению с остальными категориями населения нашей страны.

12.

Министерство труда и социальной политики

Направления деятельности министерства в сфере предоставления социальных услуг инвалидам реализуются согласно Положению о Министерстве труда и социальной политики Украины № 1319 от 1 декабря 1997.

их смысл заключается в разработке направлений социальной политики и проектов нормативно-законодательных актов по организации социальной защиты; разработке целевых программ; обеспечении специальными средствами передвижения (производство, распределение, контроль за реализацией); обеспечении инвалидов средствами протезирования, индивидуальными механическими и электрифицированными средствами передвижения и реабилитации; створ энные совместно с Фондом социальной защиты инвалидов совместных предприятий для изготовления вышеупомянутых средств; обеспечении инвалидов санаторно-курортным лечением, развития и укрепления материально о-технической базы санаториев, внедрении новых методов лечения; координации научных исследований по вопросам социальной защиты инвалидов, ветеранов войны и труда; организационном обеспечении працевл аштування и профессионального обучения инвалидов, ветеранов войны и труда, создании и развитии соответствующих специальных предприятий; координации деятельности органов социальной защиты населения по вопросам социальной политики, оказание методической и практической помощи; контроле за предоставлением льгот населению, предусмотренных действующим законодательство.



Социальная защита лиц, пострадавших от Чернобыльской катастрофы: осуществление мер социальной защиты лиц, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, разработка предложений о предоставлении им до ополнительную льгот и компенсаций, обеспечение выполнения действующего законодательства и принятых правительством решений по социальному обеспечению и социальной защиты лиц, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, изучение проблем, связанных с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, предоставление им льгот и компенсаций, оказание необходимой методической и практической помощи местным органам социальной защиты населения.



Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов учреждениями социальной защиты: разработка направлений социальной политики и проектов нормативно-законодательных актов по развитию различных форм с социального обслуживания одиноких нетрудоспособных граждан, граждан пожилого возраста и инвалидов; координация работы органов социальной защиты по организации материально-бытового, культурного и медицинского обслуживания нетрудоспособных граждан, разработка мероприятий по развитию сети учреждений социального обслуживания населения (домов-интернатов, территориальных центров и т.п., подсобных хо дарств и лечебно-производственных мастерских); методическая и практическая помощь местным органам социальной защиты населения по созданию специализированных служб предоставления социальных и других услуг гром адянам пожилого возраста и инвалида.

В лекции

14.

Источники права социального обеспечения в России, просроченные.[править | править исходный текст]



Международные

· Международный акт «Об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина»[9]

· Всеобщая декларация прав человека 1948 года[10]

· Конвенции и рекомендации международной организации труда (МОТ). Например, конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения, 1952» 1952 года [11] № 131 «О минимальной заработной плате, 1970».[12]

Внутринациональное законодательство

· Конституция РФ

· Федеральные законы

· От 16 июля 1999 года «Об основах обязательного социального страхования»[13].

· От 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании»[14].

· От 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»[15].

· От 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ»[16].

· Указы Президента

· Постановления Правительства. Они устанавливают порядок применения ФЗ по отдельным видам социального обеспечения, а также могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты

· От 30 декабря 2006 года «Об утверждении положения о назначении выплаты пособий гражданам, имеющим детей»[17].

· Правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Министерство здравоохранения и социального развития является центральным органом федеральной власти, осуществляющим реализацию единой государственной политики в области социальной защиты.

· Правовые акты субъектов РФ

· Правовые акты муниципальных образований

 

15. в лек

16. в лек

17.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения. В правоотношениях по пенсиям военнослужащим по Закону Российской Федерации 1993 пив процедурных, и в пенсионных правоотношениях второй субъект один и тот же — пенсионный отдел Министерства обороны (МВД и ФСБ соответственно).

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть: государственные, муниципальные ( или иные) органы социальной защиты населения; органы службы занятости ( по пособиям по безработице); органы здравоохранения ( по медицинской помощи, лечению); органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств ( обороны, внутренних дел, ФСБ); исполнительные органы муниципальной власти ( по социальным услугам главным образом); органы профсоюзов ( по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектно-сти в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановитель-ными органами.

18. Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности ( признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности ( признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения). Эти три способности гражданина по праву социального обеспечения могут не совпадать (в противоположность тому, например, что такое совпадение есть в трудовой правосубъектности, отражающей единую праводеликтоспособность субъектов трудового права). Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь права на социальные услуги, пособия, пенсию, но они не дееделиктоспособны, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению вступают их законные представители, а при их отсутствии — соответствующий государственный или муниципальный орган.

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения ( инвалидность, временная нетрудоспособность и т. д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого ( инвалидность, смерть кормильца и т. д.).

Таким образом, начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан — субъектов правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

Субъекты права социального обеспечения — это участники ( субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны — гражданина, а по некоторым видам — семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16- летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

19.

Кроме того, нам хотелось бы обратить внимание на положение семьи как субъекта в системе социального обеспечения. Семья это та структура, которая также претерпевает влияние негативных изменений в современном обществе, и поэтому она требует исследования в складывающихся правоотношениях, чему до сих пор не уделялось достаточного внимания. Правительство РФ констатировало еще в Постановлении от 26 февраля 1997 года «О программе социальных реформ в РФ «продолжается снижение уровня и качества жизни большинства российских семей: среди семей, имеющих детей, доля бедных составляет около 50 процентов, среди молодых семей - более 60 процентов». В этой программе планировалась разработка и реализация социально-экономической поддержки молодых малообеспеченных семей. В других документах, законодатель также неоднократно упоминает о необходимости государственной помощи «молодым малообеспеченным семьям», «семьям, имеющим несовершеннолетних детей», малоимущим семьям, «реально нуждающимся семьям», «социально уязвимым семьям, не обладающим возможностями для самостоятельно решения социальным проблем», «молодым семьям». Представляется, что для формирования правовых основ системы государственной поддержки семьи необходимо расширение терминологического словаря в сфере социального обеспечения, а также совершенствование существующего законодательства в области защиты прав и интересов семьи.

Таким образом, мы считаем, что особое внимание следует уделить определению категории «нуждаемость», проблеме четкого выделения круга лиц действительно нуждающихся в поддержке со стороны государства, выбору критериев при определении этих лиц. Указанные вопросы являются особо актуальными в настоящее время и станут целью нашего исследования, включая рассмотрение в таком же аспекте семьи как субъекта социального обеспечения.

20.

Подобъектомправоотношенийпосоциальномуобеспечению по­нимают конкретное благо, по поводу которого они возникают, то есть конкретный вид социального обеспечения.
Объектматериальныхправоотношений - конкретное благо в
виде денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций и пр.),
услуг или льгот. Пенсия - это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источ­ника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, -трудовые(страховые)пенсии по старости исоциаль­ныепенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.
Пособия - краткосрочные или единовременные выплаты, на­значаемые за счет государственных средств в целях временного замещения утраченного заработка в размерах, соотносимых с ним, либо в целях оказания социальной поддержки (как пра­вило, в фиксированных размерах)".
Компенсация- денежная выплата, имеющая целью возмещение расходов, связанных с реализацией гражданами права на соци­альное обслуживание (например неработающему трудоспособ­ному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы ли­бо престарелым, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном постороннем уходе или достигшим 80 лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработ­ной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций; лицам, пострадавшим от радиационных воздействий; пенсионерам в связи с ростом цен на потреби­тельские товары и услуги; в некоторых других случаях).
Объектпроцедурныхправоотношений - действия-решения госу­дарственных органов о назначении конкретного вида социаль­ного обеспечения, без которых невозможна реализация мате­риальных правоотношений.
Объектпроцессуальныхправоотношений по рассмотрению спо­ров вышестоящими органами в порядке подчиненности - дей­ствие-решение по существу спора, то есть по восстановлению нарушенного права гражданина на конкретный вид социально­го обеспечения в установленном законом размере.

 

21.

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином действительного или предполагаемого права на социальное обеспечение. Гражданин вправе обжаловать решение государственного органа или должностного лица, участвующего в социальном обеспечении, как в порядке подчиненности, так и путем обращения в суд. Своеобразие процедурных правоотношений заключается в том, что они регулируются не только нормами права социального обеспечения, но и нормами других отраслей: административного и гражданско-процессуального права.

Субъектами процедурных и процессуальных правоотношений являются с одной стороны, как и в материальных правоотношениях, граждане. С другой стороны субъектами могут быть не только государственные органы, но и другие, например, администрация организации, обязанная представить в установленный срок материалы для назначения государственной пенсии, экспертный орган, в чью компетенцию входит установление инвалидности и другие.

Причем объектом этих правоотношений является не материальное благо, а определенное юридическое действие (например, принятие решения о назначении пенсии, пособия, помещении в дом-интернат и т. п.).

Содержание процедурных и процессуальных действий составляет совокупность прав гражданина требовать от компетентного органа принятия соответствующего решения и обязанностей такого органа по принятию такого решения.

22.

 

Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения носят вспомогательный характер и объективно необходимы для нормального функционирования основных - материальных правоотношений.

Процедурные отношения связаны с установлением юридических фактов: инвалидности, трудового стажа, нуждаемости и др. или с принятием государственным органом решения о применении (неприменении) нормы права (например, решение органов социальной защиты по назначению государственной пенсии, предоставлению транспортного средства инвалиду и др.).

23.

Основные (материальные) правоотношения — правоотношения по поводу отдельных видов обеспечения. Они возникают по поводу предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат, социального обслуживания, назначения ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда РФ, судьям, пребывающим в отставке. В свою очередь пенсионные отношения классифицируются в зависимости от вида назначаемой пенсии: по старости, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальной.

Аналогичные классификации существуют и в связи с выплатой пособий, компенсационных и других выплат, перечисленных выше, которые будут рассмотрены в соответствующих темах настоящего пособия.

Материальные правоотношения составляют ядро системы правоотношений, поскольку именно в них удовлетворяются объективные потребности престарелых и нетрудоспособных граждан в материальных средствах, потребности в охране здоровья, в содержании и воспитании детей и др.

Они являются сложными, так как правами и обязанностями наделяются оба субъекта. При отсутствии спора о праве эти отношения имеют регулятивный характер.

Отличительная особенность социально-обеспечительных правоотношений состоит в том, что участвующий в них гражданин (или семья) при соблюдении установленных законом условий наделен субъективным правом на получение пенсии, пособия, компенсации, услуги или льготы, а государственный орган обязан ее предоставить.

Причем мера обязанности государственного органа предопределяется мерой требований управомоченного лица и

законодательством. Это означает, что по общему правилу в одностороннем порядке или по соглашению сторон мера обязанности изменена быть не может. Именно в этом заключается одно из главных отличий обязанностей в социально-обеспечительных отношениях от обязанностей в гражданских правоотношениях, где субъекты по собственному усмотрению возлагают на себя обязанности в допускаемых законом пределах.

Кроме того, материальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественными, поскольку

они возникают по поводу предоставления отдельному лицу (или семье) определенных материальных благ в виде пенсий, пособий и услуг.

 

 

24.

огласно Конституции РФ 1993 года (ст.39), каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые отличаются по следующим признакам: кругу обеспечиваемых, источникам и способам формирования фондов, видам обеспечения, условиям и размерам обеспечения и органам, предоставляющим обеспечение.
С учетом перечисленных признаков в настоящее время в России выделяют следующие формы социального обеспечения:
- государственное пенсионное обеспечение;
- государственное (обязательное) социальное страхование;
- государственная социальная помощь.
Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. Социальный риск понимается как вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам. В последнее время введено понятие страхового риска. Страховой риск - утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Под страховым случаем здесь понимается достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.
Первой организационно-правовой формой социального обеспечения следует назвать государственное социальное обеспечение. Эта форма охватывает федеральных государственных служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, сотрудников внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции, пострадавших в результате радиационных катастроф и нетрудоспособных граждан. Источником финансовых средств выступает государственный бюджет.
Вторая форма социального обеспечения, государственное (обязательное) социальное страхование, охватывает наемных работников. Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию, страховыми случаями могут быть болезнь, инвалидность, старость и смерть кормильца. Любое страхование базируется на идее разделения убытков, возникающих у застрахованного лица, между всеми участниками страхования - государством, работодателем и работником. Следовательно, государственное (обязательное) социальное страхование, является формой организации получения застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка. В данном случае источником средств являются внебюджетные специальные фонды.
Государственная социальная помощь, третья организационно-правовая форма социального обеспечения, опирается на принцип адресности и предоставляется гражданам при определенных условиях.
Таким образом, социальное обеспечение предоставляется населению России в различных организационно-правовых формах, и, следовательно, в различных видах социального обеспечения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.