Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос №3. Правовые основы организации и деятельности мировой юстиции в РФ.





Вопрос №1. Организация мировой юстиции в Российской Империи.

Этот институт появился в 1864г. после судебной реформы Александра Второго. Этот институт в дореволюционной России был демократическим образованием в условиях абсолютной монархии.

Задачи (причины) введения этого института:

1) В связи с упразднением крепостного права в 1861 году возникла необходимость отделить судебную власть от исполнительной, изъять из ведомства полиции рассмотрение спорных дел;

2) Необходимо было сделать обращение в суд более простым и доступным для населения. А также в значительной мере сократить срок рассмотрения дела в суде (1 судебное заседание, или 2-3 максимум);

3) Следовало разгрузить суды общей компетенции от рассмотрения небольших и несложных дел. С этой задачей тогда справились хорошо.

Нормативные акты, которые были приняты в 1864 году:

1. Учреждение судебных установлений (закон о судебной системе). Определяло место и статус мирового судьи.

2. Устав уголовного судопроизводства.

3. Устав гражданского судопроизводства.

4. Специально для мировых судей – Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями ( не всегда мировые судьи имели юридическое образование и поэтому были сложности с квалификацией). Было усреднение наказаний, идея справедливости. Только для мировых судей.



Система мировой юстиции:

Судебная система представляла собой 2 самостоятельные ветви. Первая – суды общей компетенции, состоящие из окружных судов (как районные суды) и судебных палат (как областной суд).

Вторая – мировая юстиция, состоящая из участка мирового судьи и съезда мировых судей. Мировые судьи тогда не подчинялись судам общей компетенции, а сейчас подчиняются.

Высшей инстанцией для обеих ветвей был Правительствующий Сенат (кассационная инстанция), а надзор – Император.

Мировой судья осуществлял свои полномочия в пределах своего участка, съезд мировых судей состоял из всех мировых судей округа и осуществлял следующие функции:

1. Организационное управление округом;

2. Организация апелляционного пересмотра.

Мировые судьи делились на участковых и почетных. К участковым были следующие требования: российское подданство, лица только мужского пола, достигшие 25 летнего возраста, лица с нравственной безупречностью. Был ценз оседлости – мировой судьей мог быть только местный житель, и имущественный ценз (обладание имущественной независимостью)- 3000 рублей и 5000 – неподъемные тогда деньги. Образовательный ценз – юридического образования не требовалось, а достаточно было любого образования и наличия практических сведений о судопроизводстве (стаж работы в суде).



Избирались на должность земским собранием или городской думой сроком на 3 года. Могли работать в образовательных учреждениях.

Почетные мировые судьи в отличие от участковых осуществляли полномочия на началах добровольной юрисдикции, когда стороны сами обращались к его посредничеству. Жалование не получали и было таких судей мало.

Помимо правосудия компетенция:

-мог быть нотариусом

-принимал присягу

-проводил освидетельствование душевнобольных

-освобождал от воинской обязанности.

Гражданские дела рассматривал незначительные. Дела об уголовных проступках, где срок лишения свободы не превышал 1,5 года. Уголовный проступок- больше, чем административное правонарушение, но более мягкое, чем преступление.

Вопрос №2. Особенности уголовного и гражданского судопроизводства у мирового судьи в дореволюционной России.

Мировой судья был обязан принимать любую жалобу, в том числе ему неподсудную, а потом передать ее по подсудности и подведомственности – это было очень удобно. Мировой судья мог решить дело в любом месте своего участка. Дело по возможности рассматривалось в одно заседание. Основным назначением мирового судьи было примирение сторон, он должен был предлагать различные способы примирения. Мировая сделка излагалась в письменной форме. Дело, оконченное примирением, не возобновлялось. Неисполнение мировой сделки не являлось основанием для выдачи исполнительного листа, но могло служить поводом для предъявления нового иска.



Процедура рассмотрения гражданских дел у мировых судей была несколько проще, чем в окружных судах. Для них предусматривался ряд существенных отступлений от общего порядка судопроизводства. Это было связано прежде всего с основным назначением мирового судопроизводства – ускоренное рассмотрение мелких исков, при сохранении гарантий прав его участников. Для достижения этой цели оно было освобождено от ряда формальностей, пошлин и т.д.

Производство дела у мирового судьи приостанавливалось только по взаимному согласию всех тяжущихся и лишь в крайних случаях по требованию одной из сторон, а возобновляться могло по просьбе любой стороны. Исковая просьба могла быть как письменной, так и словесной, причем устные заявления должны были приниматься от грамотных людей. В случае личной явки тяжущихся сторон мировой судья мог сразу приступить к рассмотрению дела, не откладывая. Мировой судья играл более активную роль в гражданском процессе, чем судьи общих судов.

В области уголовного судопроизводства ведомству мировых судей подлежали проступки, за которые предусматривались следующие санкции:

-выговор, замечание или внушение;

-денежное взыскание не свыше 300 рублей;

-арест не свыше 3- х месяцев;

-содержание в тюрьме, на срок не свыше 1,6 г.

Категории дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями определялись, во-первых тяжестью наказания и во-вторых, самим свойством деяния. У мирового судьи было право в определенных случаях возбудить производство по делу. Жалобы, которые приносились мировому судье могли быть и письменными, и устными. Обвиняемый вызывался к мировому судьей повесткой, в определенных случаях устно. Производство носило устный и гласный характер, рассмотрение дел осуществлялось публично в открытом заседании, однако, предусматривалась и возможность закрытого судебного заседания. Предусматривалась возможность постановления заочных приговоров. Приговоры мировых судей подразделялись на окончательные и неокончательные.

Таким образом, к основным особенностям мирового уголовного судопроизводства относились:

Упрощенный порядок судопроизводства, допустимость устной формы заявлений, сокращение процессуальных сроков, различный порядок обжалования решений мирового судьи, путем подразделения приговоров на окончательные и неокончательные, институт заочного решения.

В 1889 году мировые суды были упразднены по всей России, а те которые существовали после контрреформы уже существенно отличались от созданных в 1864 году. Им ставили в вину малодоступность, формализм, сложность. В течение 70 лет советские власти о мировых судьях не говорили, впервые о них вспомнили в 1991 году в концепции реформирования судебной системы.

Вопрос №3. Правовые основы организации и деятельности мировой юстиции в РФ.

Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Это исключительная компетенция самого субъекта. Однако принятие субъектом РФ закона о создании, либо упразднении конкретного судебного участка и должности мирового судьи возможно только после введения в действие соответствующего ФЗ.

Вопросы материального обеспечения деятельности мировых судей находят свое разрешение в ст. 10 ФЗ О мировых судьях в РФ. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.