Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 4. Культура Киевской Руси.





Вопрос 1. История как наука. Методы и источники изучения отечественной истории. Постоянные факторы истории и их влияние на ход русского исторического процесса.

История – это прошлое в развитии природы и общества. Изучение фактов, событий, различных процессов, пройденных человечеством, привело к созданию истории как науки. Превращение истории в науку – длительный процесс накопления вещественных, письменных, лингвистических, этнографических и других источников, которыми оперирует наука. Наука, изучающая историю России, ее народов, называется отечественной историей. История связана с археологией, этнографией, источниковедением, культурой, многими общественными науками. Используя исторические памятники, она устанавливает закономерности общественного развития. Закономерность – объективная, повторяющаяся при определенных условиях, существенная связь явлений в природе и обществе. История вскрывает объективные и субъективные факторы в историческом процессе, является памятью человечества. Изучая прошлое, история помогает понять настоящее, предостерегает от повторения пройденных ошибок.



Вопрос 2. Восточные славяне в древности: среда обитания, характер хозяйственной жизни, духовный мир, религия.

В римских источниках I-II вв. (Тацит, Плиний) славян называют венедами. Впервые под своим именем славяне упоминаются в VI в. у Прокопия Кеса-рийского и Иордана.

Первая археологическая культура, которую связывают со славянами, — пражская. В IV-VII вв. она распространилась от среднего Днепра до Балтики, от Эльбы до Подунавья. Тогда же славяне расселились и на Балканах. На судьбы славян повлияло Великое переселение народов (IV-X вв.). В VII в. обособляются восточные славяне — предки русских, украинцев, белорусов. Важные сведения об их расселении сообщает «Повесть временных лет». В среднем Поднепровье жили поляне, к западу от них древляне, у истоков Днепра — кривичи, у оз. Ильмень — словене, по Оке— вятичи, в Белоруссии — дреговичи и радимичи, на среднем Днестре — тиверцы, между Днепром и Днестром — уличи, в Прикарпатье —дулебы. Возникали племенные союзы.

Славяне занимались земледелием (переложным и подсечным), ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел (бортничество). Земля была собственностью общины — верви, распределявшей ее между общинниками. Главные вопросы решало народное собрание — вече. Постепенно росла роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Происходило имущественное расслоение. Родовые связи все больше вытеснялись территориальными. Складывались предпосылки для возникновения государства.



О культуре древних славян мы знаем мало. Письменность у них появилась в IX в., но литература того периода не сохранилась. Славяне были язычниками. Известны Перун — бог войны и грома, Велес — скота и торговли, Даждьбог — солнца, Стрибог— ветров, Мокошь — верховное женское божество. Некоторые праздники славян (Масленица, день Ивана Купалы) сохранились в народе и по сей день.

Вопрос 3. Образование Древнерусского государства и основные этапы его развития.

Образование Древнерусского государства и основные этапы его развития.
Особенностями развития Древнерусского государства являются:
1) Переход от язычества к христианству
2) Политический строй – К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти.
Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. 3) Борьба с кочевниками.4) Феодальная раздробленность Руси, междоусобицы. Этапы:
На первом этапе (пер. пол. IX в. – 988 г.) Древнерусское государство образовалось в результате распада родоплеменных связей и развития нового способа производства. в 9в. В Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали
основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве. Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр – в г. Новгороде). В середине 9в. Этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Лобечем, подчинил своей власти кривичей, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян – Киев и Новгород. Олег подчинил себе северян и радимичей. В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград ( Константинополь), столицу Византийской империи. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договоры с Византией заключенные в 907 и 911 гг. Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. После него правила его жена княгиня Ольга (945-957), за малолетством сына Святослава. Она упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 году она посетила Константинополь и крестилась в православие. Святослав (967-972) , подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанёс ряд тяжёлых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Центром образования древнерусского государства стали Киев и Новгород. Вокруг них объединились северные восточнославянские племена, северные и южные. В 9в. Обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь. Второй этап (988-1054) включает княжения Владимира I (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054) и характеризуется как расцвет Киевской Руси. Строительство нации и государства завершилось и идейно оформи- лось принятием христианства (988 г.). С максимальной эффективностью работали созданные на первом этапе институты государственного управления, сложилась административная и правовая система, отражённая в «Русской правде». династические брачные: Владимир женился на византийской принцессе, Ярослав был женат на дочери шведского короля. Указанный период характеризуется активным развитием грамотности и образования, архитектуры, искусства, расцветом и украшением городов. При Ярославе началось систематическое летописание. Третий этап (1054-1132) – это предвестие упадка и распада киевской государственности. Смуты перемежались с периодами политической стабилизации. Русь вступала в новый период своего развития – эпоху политической раздробленности.



Вопрос 4. Культура Киевской Руси.

Устное народное творчество.

Былины – новый жанр, возникший в X в. Большинство былинных сюжетов связанно со временем княжения Владимира Святославича - временем единства и могущества Руси, успешной борьбы со степными кочевниками.

Истинный герой эпоса – герой-богатырь, олицетворявший сам народ. Любимейший народный герой – Илья Муромец, крестьянский сын, воин-патриот, защитник «вдов и сирот».

Письменность.

Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия, получившая позднее название «кириллица»

Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание — ежегодные записи событий. Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет», написанная монахом Киевско-Печерского монастыря Нестором.

Появление житийной литературы.

Образцом житейской литературы является «Сказания о Борисе и Глебе».

Нестора считают автором жизнеописаний Бориса и Глеба, игумена Феодосия. Большинство памятников письменности домонгольского времени погибло во время пожаров и иноземных нашествий. Сохранилось всего около 150 книг. Древнейшими из них являются «Остромирою Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г. и два «Изборника» князя Святослава Ярославича (1073 и 1076 годов).

Выдающимся произведением древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве».

В основу сюжета положено описание исторического факта – неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича весной 1185 г. Автор называет главную причину поражения русских войск – междоусобные смуты русских княжеств. Он призвал к единению русских земель и преодолению княжеских междоусобиц. «Плач» Ярославны, жены Игоря, по своему мужу можно отнести к лучшим лирическим страницам отечественной литературы.

Архитектура.

До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. Некоторые формы деревянного зодчества в последствии повлияли на каменную архитектуру. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X в. греческими мастерами. Церковь была разрушена монголо-татарами в 1240 г. В 1031-1036 гг. в Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преображенский собор – самый «византийский», по мнению специалистов, храм на Руси.

Вершиной южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве, построенный в 1037-1054 гг. греческими и русскими мастерами. Стены сложены из рядов тесного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича (плинфы). Такая же кладка стен была у большинства храмов Киевской Руси.

Живопись.

От живописи Владимиро-Суздальской Руси домонгольского времени до
нас дошли фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Наилучшей сохранностью отличается фреска Дмитриевского собора с изображением «Страшного Суда». К владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон ХII — начала ХIII века. Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь» (середина XII века), стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери» — иконе византийского происхождения. Известна икона «Дмитрий Солунский». Предполагают, что это портретное изображение князя Всеволода Большое Гнездо.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.