Сделай Сам Свою Работу на 5

Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов. 2 глава





Налоговый кодекс РФ предусматривает ситуации, в которых государственная пошлина не уплачивается – в ст. 333.35 установлены льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций. В частности, от уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица – Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы – по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями, ВС РФ, КС РФ, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, которые совершают нотариальные действия, и в органы, которые осуществляют государственную регистрацию актов гражданского состояния (подп. 11 п. 1). Также в статьях 333.36 – 333.39 НК РФ предусмотрен широкий спектр льгот. Например, в силу подп. 1, 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым ВС РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются в т.ч. прокуроры и иные органы, обращающиеся в ВС РФ, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.



В плане практического применения указанных положений представляет интерес постановление Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. № 1410/13: таможенный орган обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с подрядчика денежных средств за некачественное выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, помещений объектов таможни по государственному контракту. Суд указал, что заключая контракт, таможня действовала исходя из установленной компетенции по материально–техническому обеспечению деятельности центрального аппарата Федеральной таможенной службы и таможенных органов, содержанию и эксплуатации зданий и сооружений на балансе таможни. Соответственно, таможня освобождена от уплаты госпошлины по подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Также следует отметить постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2011 г. № 13560/10: заключая муниципальный контракт, администрация действовала в интересах населения городского поселения, исходя из установленной компетенции. Следовательно, ответчик по делу как орган местного самоуправления освобожден от уплаты госпошлины.



Примечательно то, что ранее, в постановлении Президиума ВАС РФ от 21 сентября 2010 г. № 5658/10, высказывалась следующая позиция: подразделения вневедомственной охраны по делам о взыскании причитающегося им по гражданско–правовым договорам, заключенным с собственниками объектов охраны, должны рассматриваться не как государственные органы, а как учреждения, действующие от своего имени и в своем интересе (ст. 1, 120 ГК РФ). Взыскание причитающегося по гражданско–правовому договору также не представляет собой случая защиты государственных и (или) общественных интересов иным органом. Поэтому подразделения вневедомственной охраны не освобождаются от уплаты государственной пошлины по указанным делам ни на основании подп. 1, ни на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

Изредка нормы, регламентирующие уплату государственной пошлины, содержатся не в НК РФ, а в иных нормативных правовых актах (хотя в ряде случаев они полностью, либо частично дублируют положения НК РФ). Например, ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 79–ФЗ «О государственном материальном резерве» предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, его территориальные органы, предприятия, учреждения и организации системы государственного резерва освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав. Другой пример – в силу ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско–правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов. При этом, на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым ВС РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: истцы – по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.



Кроме того, в ряде положений НК РФ предусмотрено увеличение (уменьшение) размера государственной пошлины в силу закона. Так, в силу п. 3 ст. 333.34 НК РФ при регистрации средств массовой информации эротического характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в 10 раз; при регистрации средств массовой информации, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также средств массовой информации образовательного и культурно–просветительского назначения размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации уменьшается в пять раз. В силу п. 4 ст. 333.35 НК РФ размеры государственной пошлины, установленные за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае совершения указанных юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, и получением результата услуги в электронной форме.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины установлены в ст. 333.18 НК РФ. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме (п. 3). По общему правилу пошлина уплачивается до начала совершения в отношении плательщика юридически значимого действия. Например, пошлина подлежит уплате при обращении в КС РФ, ВС РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы (подп. 1 п. 1).

Поскольку размер государственной пошлины потенциально может быть изменен законодателем (что, в частности, и было очередной раз сделано 6 августа 2014 г.), следует учитывать, что исходя из принципа правовой определенности, ее величина подлежит определению на момент обращения заинтересованного лица за юридически значимыми действиями. Данный вывод подтверждается, в частности, в определении КС РФ от 23 сентября 2010 г. № 1177‑О‑О. Кроме того, в п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. № 46 разъяснено, что при подаче исковых заявлений, иных заявлений и жалоб государственная пошлина уплачивается в размере, установленном на момент обращения в арбитражный суд. Данное правило действует при оставлении указанных заявлений без движения или предоставлении по ним отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины. Если в суд обратилось лицо, освобожденное от уплаты государственной пошлины, а к моменту принятия судом решения ставки государственной пошлины возросли, и решение суда принято в пользу заявителя, с лица, не в пользу которого принят судебный акт, государственная пошлина взыскивается по ставкам, действовавшим в момент обращения заявителя в суд.

Судебные органы по ходатайству заинтересованного лица, исходя из его имущественного положения, могут освободить заинтересованное лицо от уплаты государственной пошлины, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату (ст. 333.41, п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23 НК РФ). Право суда на полное освобождения плательщика от уплаты государственной пошлины в настоящее время урегулировано в НК РФ, как отражение правовой позиции КС РФ, изложенной в определении от 13 июня 2006 г. № 274‑О: суд может снижать размер государственной пошлины вплоть до нулевого размера, если иное уменьшение размера государственной пошлины или предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию.

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины предусмотрены в ст. 333.40 НК РФ. Правила данной статьи являются специальными нормами по отношению к ст. 78, 79 НК РФ. Например, в силу п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. В то же время, в силу п. 3 ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

Как это разъяснено в постановлении Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2009 г. № 13645/08, из п. 3 ст. 333.40 НК РФ следует, что для возврата государственной пошлины налогоплательщик обязан представить в налоговый орган справку суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины, лишь при непредставлении судебного акта о наличии указанных обстоятельств.

 

 

5.8. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

 

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – федеральный прямой (ресурсный) налог, предусмотренный гл. 26 НК РФ, которая действует с 1 января 2002 г. Предшественником данного налога являются отчисления на воспроизводство минерально–сырьевой базы, которые уплачивались на основании Закона Российской Федерации «О недрах» (далее – Закон о недрах) и Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 224–ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально–сырьевой базы» (утратил силу).

Налогоплательщиками НДПИ в силу ст. 334 НК РФ в общем случае являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом ст. 11 Закона о недрах предусматривает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. В силу ст. 9 данного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Как следует из п. 7 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

Объектом налогообложения НДПИ на основании п. 1 ст. 336 НК РФ признаются три вида добытых (извлеченных) полезных ископаемых. Это полезные ископаемые:

1) добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

3) добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

При этом принципиальное значение имеет общее определение добытого полезного ископаемого, которое дано в п. 1 ст. 337 НК РФ: полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации.

В ряде актов КС РФ (в т.ч. определения от 25 февраля 2013 г. № 189‑О, от 24 декабря 2013 г. № 2059‑О) отмечается, что правовое содержание понятия полезного ископаемого может определяться законодателем неодинаково в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов (в том числе минерального сырья), содержащихся в недрах. В ст. 337 НК РФ термин «полезное ископаемое» используется для целей налогообложения в специальном значении – как полезное ископаемое, соответствующее определенному стандарту качества. Из этого следует, что возникновение объекта обложения НДПИ связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта.

Специальные определения даны в п. 2 ст. 337 НК РФ. Видами добытого полезного ископаемого являются в том числе: горючие сланцы; уголь (в соответствии с классификацией, установленной Правительством РФ – постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 486), торф; углеводородное сырье; товарные руды; неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии; подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды и т.д.

В п. 2 ст. 336 НК РФ приведен перечень видов добытых (извлеченных) полезных ископаемых, которые не признаются объектом налогообложения НДПИ, в том числе: общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления.

Налоговая база по НДПИ, согласно п. 2, 3 ст. 338 НК РФ определяется в следующем порядке:

1) как стоимость добытых полезных ископаемых (по правилам ст. 340 НК РФ);

2) как стоимость добытых полезных ископаемых (по правилам ст. 340 и 340.1 НК РФ), при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья до истечения сроков и на специально определенных территориях;

3) как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (по правилам ст. 339 НК РФ) при добыче угля и углеводородного сырья.

Ряд разъяснений содержится в постановлении Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости». В частности, в п. 4 данного постановлении Пленума отмечается, что оценка стоимости полезного ископаемого исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации возможна только в случае реализации налогоплательщиком продукции, признаваемой в соответствии со ст. 337 НК РФ полезным ископаемым. Если реализация данной продукции не осуществляется, при расчете налоговой базы по НДПИ надлежит руководствоваться подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 340 НК РФ, то есть определять налоговую базу на основе расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.

Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого исчисляется с учетом расходов налогоплательщика, произведенных им в налоговом периоде (п. 4 ст. 340 НК РФ). В постановлениях Президиума ВАС РФ от 8 декабря 2009 г. № 11715/09 и от 8 ноября 2011 г. № 5292/11 на этот счет дано следующее разъяснение: расходы, произведенные налогоплательщиком, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций; при исчислении же налога на добычу полезных ископаемых расходы, предусмотренные НК РФ, напротив, формируют налоговую базу названного налога. Особый интерес представляет то, что в соответствии с определениями КС РФ от 1 октября 2009 г. № 1269‑О‑О и № 1268‑О‑О, от 1 декабря 2009 г. № 1484‑О‑О в данные расходы включаются и суммы НДПИ, ранее уплаченного налогоплательщиком. В некоторой степени имеет место «налог на налог». С другой стороны, и в плане исчисления таких налогов, как НДС и акциз, технология «налог на налог» существует уже длительное время. В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных товаров).

СтавкиНДПИ предусмотрены в ст. 342 НК РФ и различаются в зависимости от вида полезного ископаемого (а иногда – и места добычи). В качестве примеров можно привести:

– 0 % (0 руб. в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче, например, полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и др.;

– от 3,8 % до 8 % для различных полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости;

– 766 руб. (на период с 1 января по 31 декабря 2015 г. включительно), 857 руб. (на период с 1 января по 31 декабря 2016 г. включительно), 919 руб. (на период с 1 января 2017 г.) за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти. Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ;

– 47 руб. за 1 тонну добытого антрацита.

При этом налоговые ставки в отношении угля умножаются на коэффициенты–дефляторы, которые определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 902 «О порядке определения и официального опубликования коэффициентов–дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля»).

Исчисляется НДПИ только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, 343 НК РФ).

Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц (ст. 341 НК РФ).

Срок уплаты НДПИ – не позднее 25–го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ).

Налоговая декларация по НДПИ должна быть представлена не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 345 НК РФ).

 


 

Глава 6. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

 

6.1. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

 

Транспортный налог является региональным прямым (поимущественным) налогом. Он предусмотрен гл. 28 НК РФ, которая действует с 1 января 2003 г. Предшественником данного налога в части автомобилей является налог с владельцев транспортных средств, который уплачивался на основании ст. 6 Федерального закона «О дорожных фондах в Российской Федерации» (утратил силу), а в части иных транспортных средств – налог на имущество физических лиц, взимавшийся на основании п. 2 ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» (утратил силу). Кроме того, непродолжительное время действовал Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 141–ФЗ «О налоге на отдельные виды транспортных средств» (утратил силу). С 1 января 2014 г. в п. 2 ст. 362 НК РФ введены повышающие коэффициенты для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 28 НК РФ. В отношении налогоплательщиков–организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога (ст. 356 НК РФ). Кроме того, региональные органы власти вправе не устанавливать для налогоплательщиков – организаций отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ), имеют возможность устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса (п. 3 ст. 361 НК РФ), могут предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ). Также, при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться региональные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ).

Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются НК РФ и не могут изменяться региональным законодателем (п. 3 ст. 12 НК РФ). Если региональные органы власти не проявляют нормотворческой активности и не вводят транспортный налог на подведомственной территории, то налог, тем не менее, считается введенным для физических лиц и подлежит уплате по федеральным ставкам (п. 4 ст. 361 НК РФ) в сроки, следующие из НК РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ).

К примеру, на территории Нижегородской области действует областной закон от 28 ноября 2002 г. № 71–З «О транспортном налоге».

Налогоплательщиками транспортного налога, на основании ст. 357 НК РФ, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, объектом налогообложения транспортным налогом является факт владения определенными видами транспортных средств, зарегистрированными в установленном порядке.

В частности, как это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (п. 2), регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:

– подразделения ГИБДД МВД РФ – автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

– органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации – тракторов, самоходных дорожно–строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

– военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования, – транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.

Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

При этом, исходя из постановления Президиума ВАС РФ от 15 декабря 2011 г. № 12223/10, факт регистрации транспортного средства является принципиальным (и, по всей видимости, определяющим) для вывода о том, что у владельца имеется обязанность по уплате транспортного налога. Возможно, позиция ВАС РФ следует из определения КС РФ от 29 сентября 2011 г. № 1267‑О‑О (позиция впоследствии воспроизведена в т.ч. в определениях КС РФ от 25 сентября 2014 г. № 2015‑О, от 24 марта 2015 г. № 541–О): федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в гл. 28 НК РФ связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Но в таком случае экономическим основанием поимущественного налога (п. 3 ст. 3 НК РФ) является не факт владения имуществом, а факт его регистрации в государственном органе. При это, регистрация транспортного средства (как, впрочем, и любая иная публичная регистрация имущества) сама по себе не имеет никакого экономического основания. По аналогии можно привести определение КС РФ от 5 июля 2001 г. № 154‑О: государственная регистрация прав на недвижимое имущество не затрагивает самого содержания указанного гражданского права. В иных актах КС РФ (постановление от 12 мая 2011 г. № 7‑П, определения от 7 декабря 2006 г. № 544‑О, от 1 октября 2008 г. № 670‑О‑О, от 26 января 2010 г. № 124‑О‑О) разъяснено, что государственная регистрация как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования автомобилей в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности, однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств.

По мнению О.Р. Михайловой, и с точки зрения теории налогов, и с точки зрения гражданского права, взимание транспортного налога при физическом отсутствии транспортного средства невозможно[1203]. Тем не менее, в настоящее время в качестве объекта транспортного налога, исходя из позиции ВАС РФ, имеет место высоковероятная презумпция – факт регистрации транспортного средства означает и факт физического наличия этого транспортного средства у налогоплательщика.

При этом, лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, как правило имеет возможность без несоразмерных затрат снять его с регистрации. В определении КС РФ от 21 мая 2015 г. № 1035–О разъяснено, что федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. При этом Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утв. приказом МВД РФ от 7 августа 2013 г. № 605) предусмотрена возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца в случае неисполнения новым владельцем обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение 10 дней со дня приобретения транспортного средства.

Однако, если по объективным причинам невозможно снятие с учета, обязанность по уплате транспортного налога отсутствует. Как следует из определения ВС РФ от 17 февраля 2015 г. по делу № 306–КГ14–5609, применительно к обложению транспортным налогом потерпевшего аварию самолета, до момента завершения расследования уголовного дела по факту данного авиационного происшествия органом СКР, проведение налогоплательщиком действий по снятию самолета с учета не представлялось возможным. Налоговый орган и суды проигнорировали указанное обстоятельство, придав решающее значение лишь наличию факта государственной регистрации судна, как единственного условия для возникновения обязанности по уплате транспортного налога, без учета указанных обстоятельств объективного характера.

Кроме того, следует отметить позицию ВАС РФ, выраженную в постановлении Президиума от 7 июня 2012 г. № 14341/11: транспортные средства общества подлежат государственной регистрации в органах государственного технического надзора и в силу этого обстоятельства признаются объектами обложения транспортным налогом. Уклонение общества от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога.

Данная позиция, в частности, не исключает и такого подхода: все основания постановки на учет и снятия с учета транспортных средств в виде закрытого перечня содержатся в вышеуказанных Правилах регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ. Если транспортное средство не поставлено на учет (снято с учета) при наличии (отсутствии) указанных оснований, для целей транспортного налога это не имеет правового значения.

Таким образом, правила регистрации облагаемых рассматриваемым налогом транспортных средств (в т.ч. и принятые органами исполнительной власти), во многом предопределяют объект налогообложения. Впрочем, сходная ситуация имеет место и в другом поимущественном налоге – в налоге на имущество организаций. Там правила бухгалтерского учета основных средств, разрабатываемые Минфином России, также фактически предопределяют объект налогообложения.

Виды транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, хотя и подлежат регистрации, НК РФ предусматривает в п. 2 ст. 358 (в том числе весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.; транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.