Сделай Сам Свою Работу на 5

Какой заголовок можно подобрать к этому тексту?





Типы речи

(урок развития речи )

Цель:

Познакомить пятиклассников с отличительными признаками 3 типов русской речи и формировать умение определять тип речи в тексте.

Задачи:

§ Дидактические - обеспечить в ходе урока усвоение отличительных признаков типов речи, сопутствующее повторение терминов «текст», «тема текста», «основная мысль текста», «способы грамматической связи предложений в тексте»;

§ Воспитательные - обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей (любовь и внимание по отношению к собаке, гуманность по отношению к рыбке, « с ранних лет нужно стремиться быть, добрым, честным и смелым»);

§ развития - развивать познавательный интерес школьников (проблемные ситуации, проблемный диалог, в домашнем задании – примение полученные знания при написании сочинений)

 

Общеучебные умения, формируемые на уроке:

-слушать учителя, внимательно читать, запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, применять полученные знания на практике.

 

Оборудование:

· Мультимедийная презентация

· Раздаточный материал для учащихся



 

Тип урока : Урок освоения новых знаний.

Вид урока: Урок развития речи.

Методы:

· Словесные

· Наглядные

· Объяснительно-иллюстративные

· Практические

· Репродуктивный

Основные приемы:

· Чтение

· Беседа

· Интегрирование с литературой

· Наблюдение и анализ

 

Используются принципы:

· проблемности

· наглядности

· активности и сознательности ( всем участникам учебного процесса понятны цели и задачи работы)

· доступности

· систематичности и последовательности

· воспитательного воздействия урока

· используются разные виды памяти: слуховая, зрительная , словесно-логическая, эмоциональная

· Развивается творческое мышление и речь.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать. Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитайте моё стихотворение:

По-разному можно текст создавать:



Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать.

Каждый получим с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдем.

Ну, а поможет речи нам тип,

Ведь на урок наш он темой проник.

Установка на восприятие нового материала.

Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.

Тема нашего урока:

Типы речи.

А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:

 

1. Познакомиться с...

2. Учиться различать …___ ___ …

 

А как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?

Работать с текстами.

Итак, у нас урок развития речи и мы определять тип речи.

Наша задача:

· Познакомиться с тремя типами русской речи;

• Научиться отличать их друг от друга;

• Применить полученные знания при работе с текстом.

 

3. Повторение.

Ну, а для того чтобы работа наша оказалась интересной и успешной, давайте мы с вами очень быстро вспомним правила :

• Что такое текст?

• Как связываются предложения в тексте?

• Что такое тема текста?

• Что такое основная мысль текста?

4.Изучение новой темы.

В русском языке различают 3 типа речи:

повествование

описание

рассуждение

Давайте подумаем,

От каких глаголов образованы эти существительные?

Что значит повествовать ,

описать,

рассуждать?

1)Анализ текста типа повествование и выявление его отличительных признаков.

Вы у меня просто молодцы! А теперь давайте посмотрим на текст, прочитаем его и докажем, что это действительно текст.

Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.



Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.

«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.

( Это текст, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).

• Тема текста – случай с собакой.

• Основная мысль – собачья преданность.

• Связь предложений в тексте – цепная.)

О чём рассказал нам автор – хозяин этой собаки?

 

Узнали ли мы ,

• как выглядит пёс?

• какой он породы?

• почему он понравился хозяину?

 

Проведем «лингвистический» эксперимент. Представим, что мы о чём-то спросили автора, и этот текст – его ответ. Какой вопрос можно было бы подобрать к этому «ответу»?

· Что произошло?

Представим, что мы очевидцы этой истории.

Сколько фотографий нужно, чтобы передать содержание этого текста?

Что на них будет изображено?

1.Идет мальчик, рядом бежит собака.

• 2.Шляпа летит в речку.

• 3.Песик поймал шляпу.

• 4.Он принес шляпу хозяину.

 

Обобщим наши суждения

• Какой вопрос мы подобрали к тексту?

Что произошло?

• На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?

На нескольких.

• О чем говорится в тексте?

О последовательных действиях.

Перед нами тип речи повествование

2)Анализ текста типаописание.

У нас есть еще один не менее интересный текст. Давайте мы его тоже прочитаем и докажем, что это текст.

Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.

Тема текста – Нордик.

• Основная мысль – красивая у нас собака.

• Связь предложений в тексте - параллельная.

Что мы узнали о собаке в данном тексте?

(о ее внешних признаках)

• Какой вопрос мы подберём к тексту?

Какой пёс ?

• На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?

На одной .

• Перед нами тип речи описание.

 

3. Анализ текста типарассуждение.

Очень хочет, чтобы его прочитали и третий текст. Задание остается тем же самым: нужно прочитать и доказать, что это текст и ответить на несколько вопросов.

Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед.

Вот почему мы все любим Нордика.

• Тема текста – почему мы любим Нордика?

• Основная мысль – Нордик – наш большой друг.

• Связь предложений в тексте – цепная.

• О чём мы узнали в данном тексте?

О том, почему собаку любят.

• Какой вопрос мы подберём к тексту?

Почему мы любим Нордика ?

• Можно ли отобразить содержание данного текста на фотографии ?

Нет .

• Перед нами тип речи рассуждение

5.Обобщение. Выстраивание определения.

Если обобщить все тексты, какой единой теме они посвящены ?

Собака Нордик.

• А в чём различие текстов? В содержании. Они рассказывают:

1.О том, что произошло с собакой.

2.О том, как выглядит собака.

3.О том, за что любят пса.

Если текст отвечает на вопрос: что произошло?

Его содержание можно передать на нескольких фотографиях,

Значит, это тип…

6.Физкультминутка.

Мы хорошо поработали, много узнали, теперь пришло время отдохнуть.

Физкультминутка!

Типы речи изучали

И немного мы устали.

Встанем, ручки разведём,

Ножки тоже потрясём.

Корпус дружно повернём,

Сядем, рассуждать начнём!

 

5)Закрепление изученного материала.

Учащиеся строят ответ на основе образца ( по таблице )

Задание: определите по началу текста тип речи. Поясните свой ответ.

Текст № 1.

Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами …

 

( В данном тексте говорится о последовательных действиях,

содержание текста можно отразить на нескольких фотографиях,

к тексту можно подобрать вопрос «Что произошло?»,

значит, это тип речи повествование)

 

Как вы думаете, какое продолжение будет у текста?

Я бросился к пруду, опустил ладони в воду, рыбка махнула хвостом и уплыла.

На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» – пожелал я рыбке.

(По Ю. Алешковскому)

Какой заголовок можно подобрать к этому тексту?

(Золотая рыбка)

Текст № 2

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. …

Это типповествование.

О чем пойдет речь в продолжении текста?

Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

(По И. Соколову-Микитову)

Текст № 3

Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют …

Это типрассуждение.

золотым.

 

Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора.

В детские годы складывается характер человека.

Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества я назвал бы главными.

(В. Солоухин)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.