Сделай Сам Свою Работу на 5

Фрагмент концептуальной картины мира





Для реконструкции концептуальной картины мира (домена, представленного группой неологизмов) мы использовали авторскую методику, основанную на сопоставлении полученного фрагмента концептуальной картины мира с соответствующим фрагментом языковой картины мира. Процедура анализа предполагает:

1. Построение ассоциативного поля и определение в нем ассоциативного значения (ядра).

2. Представление словарной дефиниции стимульного слова как отражения соответствующего понятия в языковой картине мира.

3. Сопоставление ассоциативного и лексического значений с целью выявления специфики концепта.

4. Использование статистической обработки материала для получения достоверных сведений.

CАМБУКА

Ассоциативное поле организовано 63 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, хотя эпизодически представлены словосочетания номинативного характера, наречие. Реакция алкоголь является самой частотной (22% от всех реакций). Она отражает специфику восприятия носителями языка. Самбука – итальянский ликёр с ароматом аниса [https://ru.wikipedia.org/wiki/Самбука]. Реципиенты ассоциируют слово с алкоголем, но не в полной мере понимают какого рода этот алкоголь, так как не называют реакции ликер – вид алкоголя, анис – основной компонент, Италия – страна-производитель.



Реакция Кол-во
алкоголь
напиток
коктейль
водка
дерево
ночной клуб
Катя
выпивка
огонь
десерт
бамбук
танец
спирт
вечеринка
пить
зеленый
пьяный
растение
бар
горит
праздник
тропики
бухло
веселье
танцы

РЕАЛИТИ

Ассоциативное поле представлено 38 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, хотя иногда представлены словосочетаниями, наречиями, именем прилагательным. Реакция шоу является самой частотной (72% от всех реакций). Реалити – действительность, реальность [https://ru.wikipedia.org/wiki/Реалити-шоу]. Реципиенты воспринимают неологизм правильно, так как используют такие ассоциации как реальность, реальный. Также ассоциируют слово с реалити-шоу, например Дом-2.



Реакция Кол-во
Шоу
Реальность
Жизнь
Телевизор
Абстракция
Что-то реальное
Фантастика
Реальный
Настоящее
Дом-2
Событие
Сейчас
Модерн
Программа
Мульт

АКТИВАЦИЯ

97 разных реакций организуют ассоциативное поле (единичные реакции не внесены в таблицу). Ассоциативное поле в основном выражено именами существительными, хотя эпизодически представлены словосочетания номинативного характера, наречие, имя прилагательное. Большинство респондентов не смогли написать реакцию на слово-стимул. Реакция компьютер является второй по частотности (6% от всех реакций). Ядерная реакция выражает предмет, при помощи которого можно совершить активацию программы.Активация – компьютерная процедура, позволяющая пользователю сделать свою копию компьютерной программы полноценной [https://ru.wiktionary.org/wiki/активация]. Реципиенты ассоциируют стимульное слово с такими словами программа, компьютер, запуск, которые дают основание полагать, что лексическое значение воспринимается правильно.



Реакция Кол-во
Компьютер
Включить
Запуск
Мозг
Windows
Начало
Программа
Симка
Карточки
Действие
Деактивация
Бомба
Код
Телефон
Активность
Ключ
Активный
Устройство
Работа
Энергия
Мотивация
Вирус
Антивирусник
Процесс
Интернет
Активация
Открытие
Регистрация
Взрыв
Спорт
Игра
Зеленый
Деятельность
Стартовый пакет
Файл
Новое
Вконтакте
Замок
Дверь
Дегустация
Деньги

КЛЮЧ

Ассоциативное поле организовано 43 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, именами прилагательными, реже глаголами и словосочетаниями номинативного характера. Реакция замок является самой частотной (38% от всех реакций), не совпадает с лексическим значением неологизма ключ. Ключ – набор символов, необходимый для подтверждения легитимности использования для некоторых компьютерных программ [https://ru.wikipedia.org/wiki/Ключ]. Не многие дали ассоциацию, связанную с лексическим значением неологизма: пароль, вход. Большинство ассоциируют слово с дверным ключом: дверь, дом, замок, замочная скважина.

Реакция Кол-во
Замок
Дверь
Сердце
Пароль
Открывать
Дом
Квартира
Загадка
Ответ
Отмычка
Знание
Буратино
Сообщение
Антивирусник
Вход
Журавлиный
Замочная скважина

ЛИЧКА

Ассоциативное поле организовано 72 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), которые в основном выражены именами существительными, именами прилагательными, редко местоимением, словосочетанием. Реакция сообщение является самой частотной (34% от всех реакций). Совпадает с лексическим значением неологизма. Личка – личное сообщение для конкретного пользователя [https://seopult.ru/library/Личка]. Реципиенты распознают слово-стимул, так как используют такие слова сообщение, ЛС, переписка, общение, компьютер, профиль.

Реакция Кол-во
Сообщение
Вконтакте
Электронная почта
Личное
Интернет
ЛС (личная страница)
Соц. сеть
Лицо
Деньги
Наличные
Кличка
Погон
Жизнь
Личинка
Переписка
Приват
Дети
Закрытость
Общение
Фильм
Фото
Компьютер
Личность
Профиль

АВАТАР

Ассоциативное поле организовано 59 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, хотя иногда представлены именами прилагательными и местоимением. Реакция фильм является самой частотной (39% от всех реакций). Аватар – кибер-солдат с искусственным интеллектом [http://svpressa.ru/post/article/115815/]. Реципиенты не в полной мере понимают неологизм, так как не используют таких ассоциаций как кибер-солдат. Реакции фильм, мультфильм, аниме, кинотеатр показывают, что опрашиваемые сталкивались с этим словом. В этом году появилось новое значение у неологизма, аватар — человек, который долгое время злоупотребляет алкоголем, имеет характерный синеватый оттенок кожи лица.

Реакция Кол-во
Фильм
Фото
Синий
Вконтакте
Мультфильм
Соц. сеть
Человек
Ава
Аниме
Игра
Существо
Синяк
Кинотеатр
Лицо
Герой
Одноклассники
Стихии
Чудик

АВА

Ассоциативное поле организовано 54 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, хотя эпизодически представлены словосочетания номинативного характера, имя прилагательное, глагол. Реакция фото самая частотная (54% от всех реакций), является синонимом слова-стимула. Ава – графическое представление пользователя, его alter ego, игрового, интернет-персонажа [https://ru.wikipedia.org/wiki/Аватар_(картинка)]. Реципиенты хорошо понимают слово, так как использованы такие реакции интернет, вконтакте, соц.сети, красивая.

Реакция Кол-во
Фото
Вконтакте
Интернет
Соц. сети
Аватар
Гава
Красивая
Обувь
Лицо
Сапоги
Моя
Собачка
Авокадо

УГГИ

Ассоциативное поле организовано 66 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, хотя эпизодически представлены словосочетания номинативного характера, наречие, глагол. Реакция обувь является самой частотной (32% от всех реакций). Угги – обувь для мужчин и женщин, изготовленная из овчины ворсом внутрь и гладкой поверхностью наружу, часто с синтетической подошвой [https://ru.wikipedia.org/wiki/Угги]. Опрашиваемые правильно распознают лексическое значение неологизма и дают такие реакции обувь, сапоги, коры, валенки, которые являются синонимами. И такие реакции зима, холод, мряка, которые указывают на погодные условия, при которых носят угги.

Реакция Кол-во
Обувь
Сапоги
Валенки
Ботинки
Зима
Тепло
ТП
Ужасно
Фу
Мультфильм
Штаны
Собака
Мода
Фигня
Танец
Север
Носки
Коры
Девчата
Пидар
Холод
Мряка

ТАНК

Ассоциативное поле организовано 68 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными и именами прилагательными, хотя эпизодически представлены словосочетания номинативного характера. Реакция война является самой частотной (35% от всех реакций). Реакция не совпадает с лексическим значением неологизма танк. Танк – это закрытый сплошной купальник, который отличается цельнокроеными бретелями, они гораздо шире бретелек, характерных для других видов купальников [http://kikibiki.com/]. Неологизм был не распознан.

Реакция Кол-во
Война
Машина
Площадь
Оружие
Армия
Игра
Техника
Бронь
Транспорт
Т-34
Сила
Металл
Танк
Железо
Победа
Большой
Военные
Зелёный
Памятник
Пушка
Гитлер
Армия
Мощь
Гусеницы

ГЛЮЧИТЬ

Ассоциативное поле организовано 78 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, именами прилагательными, наречиями, глаголами. Реакция компьютер является самой частотной (34% от всех реакций). Глючить – об устройстве, компьютерной программе работать со сбоями, сбоить [https://ru.wiktionary.org/wiki/глючить]. Реципиенты правильно понимают неологизм. Были подобраны такие синонимы плохо работает, зависает, лагает, заедает, виснит.

Реакция Кол-во
Компьютер
Телефон
Включить
Плохо работает
Интернет
Зависает
Тупить
Тормоз
Лагать
Программа
Вирус
Нервы
Поломка
Заедает
Виснит
Windows
Сбой
Глюк
Капец
Система
Грибы
О нем
Ломаться

СЕКЬЮРИТИ

Ассоциативное поле организовано 75 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, хотя эпизодически представлены наречия и имена прилагательные. Реакция охрана является самой частотной (39% от всех реакций). Секьюрити – антивирусник [https://www.microsoft.com/ru-ru/security/pc-security/mse.aspx]. Реципиенты не в полной мере ассоциируют слово с неологизмом, так как нет реакции антивирусник. А такие слова как охрана, безопасность, вышибала, персонал, ресторанотносятся к службе безопасности.

Реакция Кол-во
Охрана
Клуб
Мужчина
Отель
Безопасность
Персонал
Бородач
Офис
Звезда
Ресторан
Бить
Гардероб
м-м-м
Вышибала
Президент
Супер
Секретарь
Амбал
Красавчик
Сесюрити
Фэйс-контроль
Тайна
Защита
Костюм
Зонтик

ТЮНЕР

Ассоциативное поле организовано 62 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, хотя эпизодически представлены наречия и имена прилагательные. Реакция телевизор является самой частотной (48% от всех реакций), называет связанный со стимулом предмет. Тюнер – род телевизионного приёмника, предназначенный для приёма телевизионного сигнала в различных форматах вещания с показом на мониторе компьютера [https://ru.wikipedia.org/wiki/ТВ-тюнер]. Реципиенты распознают неологизм и дают такие реакции: телевизор, приемник, спутник, антенна, компьютер.

Реакция Кол-во
Телевизор
Компьютер
Интернет
Канал
Устройство
Гитара
Машина
Антенна
Музыка
Фильм
Настройка
Спутник
Радио
Техника
Приемник
Механизм
Аппаратура
Сканер
wi-fi
Звук
Реклама
Модем

ФОРУМ

Ассоциативное поле организовано 80 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, именами прилагательными и глаголами. Реакция общение является самой частотной (18% от всех реакций). Форум – это тематической общение [http://www.neumeka.ru/chto_takoe_forum.html]. Опрашиваемые хорошо распознают неологизм и дают такие реакции: общение, чат, обсуждение, собрание, опрос.

Реакция Кол-во
Общение
Интернет
Сайт
Чат
Собрание
Обсуждение
Вопрос
Переписка
Сообщения
Люди
Информация
Магазин
Соц. сеть
Форум
Онлайн
Фростер
Народ
Фигня
Экран
Дети
Знакомство
Общество
Опрос

СЕНСОР

Ассоциативное поле организовано 60 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, именами прилагательными, глаголами, наречиями. Реакция телефон является самой частотной (48% от всех реакций). Сенсор – чувствительное к какому-либо воздействию устройство или элемент, сигнал которого, вырабатываемый им в результате воздействия, используется в дальнейшем регистрирующей или информационно-измерительной системой [http://otvet.mail.ru/question/172657864]. Реципиенты правильно распознают неологизм, так как дают такие реакции телефон, смартфон, айфон, планшет, которые указывают на устройство, в котором используют сенсор. А также реакции тач-скрин, экран, дисплей, которые являются синонимами по отношению к стимульному слову.

Реакция Кол-во
Телефон
Экран
Планшет
Прикосновение
Пальцы
Айфон
 
Компьютер
Чувствительный
Смартфон
Датчик
Технологии
Техника
Ощущение
Тач -скрин
Тыкать
Кнопки
Плоский
Грязь
Дисплей
Торкнуться
Сканер
Мышка

АНДРОИД

Ассоциативное поле организовано 79 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, именами прилагательными, наречиями. Реакция телефон является самой частотной (33% от всех реакций). Андроид – операционная система для смартфонов, планшетных компьютеров, электронных книг, цифровых проигрывателей, наручных часов, игровых приставок, нетбуков, смартбуков, очков Google, телевизоров и других устройств [https://ru.wikipedia.org/wiki/Android]. Реципиенты правильно понимают неологизм, так как дают такие реакции смартфон, система, программа, самсунг. Реакции робот, зеленый, гуманоид относятся к логотипу андроида.

Реакция Кол-во
Телефон
Система
Робот
Зеленый
Планшет
Программа
Самсунг
Круто
Батарея
Гавно
Зарядка
4.1
МТС
Ведро
Фуфло
Мой
Глючит
Космос
Гуманоид
Сумка
НТС
НЛО
Человек
Игрушки
Технологии
Коллайдер
Розетка
База
Смартфон
Умный

КЛАТЧ

Ассоциативное поле организовано 63 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, именами прилагательными, глаголами. Реакция сумка является самой частотной (57% от всех реакций). Клатч – маленькая элегантная сумочка-конверт [https://ru.wikipedia.org/wiki/Клатч_(сумка)]. Реципиенты правильно распознают неологизм, так как дают реакции сумка, кошелек, аксессуар.

Реакция Кол-во
Сумка
-
Девушка
Платье
Вечер
Мини
Кошелек
Калач
Вещь
Ужин
Помада
Красота
Стиль
Одежда
Модный
Черный
Аксессуар

ОПЕРАТИВКА

Ассоциативное поле организовано 61 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, именами прилагательными, наречиями, глаголами. Реакция память является самой частотной (33% от всех реакций). Оперативка – энергозависимая часть системы компьютерной памяти, в которой во время работы компьютера хранится выполняемый машинный код (программы), а также входные, выходные и промежуточные данные, обрабатываемые процессором [https://ru.wikipedia.org/wiki/Оперативная_память]. Реципиенты правильно распознают неологизм, так как дают реакции память, компьютер, система, программа.

Реакция Кол-во
Память
Компьютер
-
Система
Собрание
Быстро
Камера
Флешка
Милиция
Скорость
Карта
Деталь
Программа
Мусорка

ВЕБКА

Ассоциативное поле организовано 43 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, именами прилагательными, глаголами. Реакция камера является самой частотной (40% от всех реакций). Вебка – малоразмерная цифровая видео- или фотокамера, способная в реальном времени фиксировать изображения, предназначенные для дальнейшей передачи по сети Интернет (в программах типа Skype, Instant Messenger или в любом другом видеоприложении) [https://ru.wikipedia.org/wiki/Веб-камера]. Реципиенты правильно распознают неологизм, так как дают реакции камера, скайп, интернет, изображение, разговор.

Реакция Кол-во
Камера
Скайп
Общение
Компьютер
-
Интернет
Страница
Видео
Изображение
Сайт
Телефон
Разговор
Чат
Наблюдение
Друзья
Встреча
Человек

АЙФОН

Ассоциативное поле организовано 85 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, именами прилагательными, наречиями, глаголом. Реакция телефон является самой частотной (38% от всех реакций). Айфон – серия смартфонов, разработанных корпорацией Apple [https://ru.wikipedia.org/wiki/IPhone]. Реципиенты правильно распознают неологизм, так как называют разработчика Стив Джобс, подбирают синонимы телефон, указывают модель 5S, страну-производителя американский, Китай.

Реакция Кол-во
Телефон
Яблоко
Понты
Китай
Мажор
Стив Джобс
-
ТП
Мода
Связь
5S
Сенсор
Фирма
Черный
Новизна
Тупость
Американский
Андроид
Чехол

ЛАЗАНЬЯ

Ассоциативное поле организовано 49 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, именами прилагательными, глаголами и наречиями. Реакция еда является самой частотной (33% от всех реакций). Лазанья – макаронное изделие в форме плоского квадрата или прямоугольника, а также традиционное блюдо итальянской кухни, особенно города Болонья, приготовленное из этого изделия, вперемешку со слоями начинки, залитых соусом (обычно бешамель) [https://ru.wikipedia.org/wiki/Лазанья]. Реципиенты правильно распознают неологизм, так как называют персоналию Гарфилд, состав вермишель, сыр, овощь, подбирают синонимы блюдо, еда, указывают страну Италия.

Реакция Кол-во
Еда
Блюдо
Вкусно
Италия
Вермишель
Гарфилд
-
Сыр
Рыба
Кушать
Пицца
Ужин
Баня
Кухня
Фу
Американцы
Овощь
Соус
Обед
Роскошь

ТИРАМИСУ

Ассоциативное поле организовано 62 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, именами прилагательными, глаголами, наречиями. Реакция десерт является самой частотной (23% от всех реакций). Тирамису – итальянский многослойный десерт, в состав которого входят следующие ингредиенты: сыр маскарпоне, кофе (обычно эспрессо), куриные яйца, сахар и печенье савоярди [https://ru.wikipedia.org/wiki/Тирамису]. Реципиенты правильно распознают неологизм, так как дают реакции десерт, сладость, тортик, которые являются синонимами, а также называют составляющие элементы кофе, сыр.

Реакция Кол-во
Десерт
Сладость
Вкусно
Пирожное
-
Блюдо
Тортик
Еда
Конфеты
Мороженое
Шоколад
Ммм
Кофе
Ресторан
Фу
Голод Соус Италия Фейхоа Сыр

БОЙФРЕНДЫ

Ассоциативное поле организовано 78 разными реакциями (единичные реакции не внесены в таблицу), в основном выраженными именами существительными, именами прилагательными, глаголами, наречиями. Реакция парни является самой частотной (40% от всех реакций). Бойфренды – модель джинсов, максимально приближенную к мужскому стилю и крою [http://nonstopshop.com.ua/product-category/womens_jeans/boyfriend/]. Реципиенты не в полной мере распознают неологизм, так как только 5% назвали реакцию джинсы. А такие слова парни, ухажор, красавчики, любовники, козлы относятся к молодому человеку.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.