Сделай Сам Свою Работу на 5

Полномочия Центрального банка.





ТЕМА 12

«Денежный рынок. Денежно-кредитная система и
денежно-кредитная политика»

1. Сущность и функции денег.

2. Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег.

3. Денежно-кредитная система.

4. Денежно-кредитная политика.

5. Центральный банк страны. Полномочия, задачи, функции и операции центрального банка.

 

 

ДЕНЬГИ - это товар особого рода, стихийно выделившийся из массы других товаров на роль всеобщего эквивалента стоимости. Сущность денег заключается: во-первых, в том, что они являются всеобщим эквивалентом, средством для выражения стоимости любого товара; во-вторых, в том, что посредством денег происходит учет общественного труда частных товаропроизводителей; в-третьих, деньги являются инструментом регулирования экономических, а через них и общественных отношений. Следовательно, деньги с экономической точки зрения следует рассматривать не как вещь, а как экономические отношения.

Исторические формы денег:

1. «товарные деньги» - слиток (до 8 в. до н.э.)

2. «монетные деньги» - монета, золото, серебро (с 9 в. до н.э. по 19в.)

3. «бумажные деньги» - банкноты (19-20 вв.)



4. «электронные деньги» - карточки (вторая половина 20в.)

В современных условиях наибольшее распространение получили электронные деньги. ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ - это кредитные карточки, используемые для безналичных расчетов, осуществляемых посредством компьютерной сети, систем связи с применением средств кодирования
информации и ее автоматической обработки.

В развитом товарном хозяйстве деньги выполняют пять функций:

1.меры стоимости,

2.средства обращения,

3.средства накопления и образования сокровищ,

4.средства платежа,

5.мировых денег.

Функцию МЕРЫ СТОИМОСТИ деньги выполняют через установление цен на товары.

В функции СРЕДСТВА ОБРАЩЕНИЯ деньги выполняют роль посредника в обмене товаров: Т-Д-т. Для того, чтобы обслуживать товарное обращение, необходимо определенное количество денег. Оно определяется законом денежного обращения, согласно которому количество денег, необходимое для обращения, равно сумме цен товаров, деленной на число оборотов одноименных денежных единиц (рубля, доллара, евро и др.):



Выходя из обращения, деньги превращаются в сокровища и выполняют функцию НАКОПЛЕНИЯ и ОБРАЗОВАНИЯ СОКРОВИЩ. Накопление сокровищ происходит в форме золотых монет, слитков, ювелирных изделий из золота и серебра и др.

Функцию СРЕДСТВА ПЛАТЕЖА деньги выполняют там, где возникает разрыв во времени и в пространстве между продажей товара и уплатой денег за него.

Деньги, обслуживая международные экономические отношения, выполняют функцию МИРОВЫХ ДЕНЕГ.

Важнейшим признаком денег является ликвидность – степень ликвидности определяется величиной издержек, связанных с обменом различных вещей друг на друга- чем меньше эти потери, тем выше степень ликвидности, тем более похожи на деньги становятся вещи.

Количество денег, необходимых для обращения определяется законом денежного обращения – количество денег, необходимых для обеспечения товарного обращения равно сумме цен товаров, подлежащих реализации минус сумма цен товаров, проданных в кредит плюс платежи, по которым наступил срок уплаты минус сумма взаимопогашающихся платежей, все это деленное на число оборотов одноименных денежных единиц. Таким образом формула количества денег, необходимых для товарного обращения имеет следующий вид:

Д=(Р-К+П-ВП):Со

 

ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК - это система экономических отношений между продавцами и покупателями денег, опосредуемых через спрос на них и их предложение.

Под предложением денег понимается общее количество денег, находящееся в обращении. Для анализа структуры денежной массы в экономической науке используют понятие «денежный агрегат». Под ДЕНЕЖНЫМ АГPEГATOM понимают виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга степенью ликвидности. В экономической науке их обозначают буквами МО, Мl, М2, М3, М4.



МО включает наличные деньги в обороте, в том числе на руках у населения и в кассах субъектов хозяйствования.

Мl (денежная масса в узком смысле слова) включает М0 плюс депозиты до востребования населения, субъектов хозяйствования, местных органов управления.

М2 (расширенные деньги) включает Мl плюс срочные депозиты населения, субъектов хозяйствования, местных органов управления.

МЗ (общая сумма денежной массы в рублях) включает М2 плюс иные банковские депозиты (целевые, накопительные) и средства населения, субъектов хозяйствования, местных органов управления, размещенные в ценных бумагах.

М4 (общая сумма денежной массы, в том числе иностранная валюта) включает М3 плюс депозиты населения, субъектов хозяйствования, местных органов управления в иностранной валюте (до востребования, срочные, иные).

Таким образом, основными компонентами предложения денег являются бумажные деньги и чековые вклады. Предложение денег осуществляет государство. В целом предложение денег Ms включает наличность С и депозиты D, т.е. Ms = С + D.

Наличность (банкноты и монеты) создает Центральный (Национальный) банк. Наличность, покинувшая этот банк и поступившая в экономику, распределяется в дальнейшем по двум направлениям:

- одна ее часть оседает в кассах домашних хозяйств и фирм;

- другая часть наличности поступает в коммерческие банки в виде депозитов.

Несколько сложнее обстоят дела с определением спроса на деньги. Различают два вида спроса на деньги:

а) операционный, или спрос на деньги для совершения сделок;

б) спекулятивный, или спрос на деньги со стороны активов.

Оперативный спрос на деньги связан с обслуживанием торговых и платежных операций.

Спрос на деньги со стороны активов отражает не стремление людей купить товары, услуги или факторы производства, а желание повыгодней разместить свои сбережения. Поэтому в экономической науке его именуют спекулятивным спросом.

Графически денежный рынок можно представить, как показано на рисунке ниже:

где Sm - предложение денег (изображено в виде вертикальной прямой, поскольку предполагается, что финансово-кредитные институты снабжают экономику некоторым определенным объемом денег, не зависящим от величины номинальной ставки процента), Dm - наклонная прямая спроса денег.

 


КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА - это совокупность кредитных отношений и обслуживающих их кредитных учреждений той или иной страны.

Кредитная система включает в себя два звена:

1.банковскую систему,

2.парабанковскую (околобанковскую) систему.

Основным критерием выделения этих звеньев в рамках кредитной системы является их функциональная специализация.

Вся совокупность банков в национальной экономике образует банковскую систему страны. В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская система имеет два уровня.

Первый уровень банковской системы представлен Центральным (Национальным) или иным банком, выполняющим функцию эмиссионного центра страны.

Второй уровень образуют коммерческие банки (частные и государственные). Коммерческие банки – это основа кредитной системы.

Функции коммерческих банков:

1. прием и хранение депозитов вкладчиков;

2. выдача средств со счетов и выполнение перечислений;

3. размещение аккумулированных денежных средств путем выдачи ссуд и покупки ценных бумаг.

Коммерческие банки бывают трех видов:

- пассивные – занимаются привлечением средств;

- активные – занимаются размещением средств;

- посреднические – выполняют операции по поручению клиентов.

Парабанковская система включает в себя специализированные кредитно-финансовые институты, которые ориентируются либо на обслуживание специфической клиентуры, либо на осуществление одного-двух видов услуг. К ним относятся:

- лизинговые компании - организации, занимающиеся лизинговыми операциями (аренда, имущественный наем);

- фахторинговые фирмы, занимающиеся торгово-комиссионными операциями, связанными с уступкой поставщиком другому лицу (фактору) подлежащих оплате плательщиком (покупателем) долговых требований (платежных документов за поставленные товары или выполненные работы и услуги) и передачей фактору права получения платежа по ним;

- ломбарды, представляющие собой кредитные учреждения, выдающие ссуды под залог движимого имущества;

- инвестиционные компании (фонды) - разновидность кредитно-финансовых учреждений, занимающихся аккумуляцией денежных сбережений мелких инвесторов, которые используются в качестве внешнего источника финансирования акционерных компаний;

- финансовые компании, привлекающие денежные средства путем выпуска краткосрочных коммерческих векселей, акций, облигаций или заимствующие средства у банков с целью их дальнейшего инвестирования;

- страховые компании, пенсионные фонды, сберегательные учреждения;

- и другие кредитно-финансовые институты.

Общеэкономической системой существования кредита и кредитных отношений являются товарно-денежные отношения. Кредитные отношения не возникают в процессе производства, они лишь опосредствуют этот процесс в той или иной степени.

Противоречия между временно свободными ресурсами у одних субъектов хозяйствования и потребностью в них у других таких же субъектов разрешаются с помощью кредита и кредитных отношений.

КРЕДИТ – это система экономических отношений, связанных с аккумуляцией временно свободных экономических ресурсов и предоставлением их во временное пользование на условиях возвратности, срочности и платности.

Кредитные отношения предполагают наличие двух сторон сделки – кредитора и заемщика.

Кредитор – это субъект кредитного отношения, предоставляющий средства во временное пользование.

Заемщик – субъект кредитного отношения, получающий ссуду.

Классификация форм кредита:

1) по срокам возврата: на краткосрочный (до 1 года) и долгосрочный (свыше 1 года);

2) по срокам погашения: срочный (срок погашения ссуды не наступил), отсроченный (срок погашения по ним перенесён), просроченные (не возвращенные в срок).

3) по характеру кредитора: коммерческий, банковский, потребительский, государственный, международный.

4) по цели кредитования: оборотные средства, инвестиции в производство, проектное финансирование и т.д.

 

Объектами денежно-кредитной политики в самом общем виде выступают спрос и предложение денег.

В качестве основных инструментов денежно-кредитного регулирования ЦБ (НБ) выделяются:

1) операции на вторичном рынке с государственными и собственными ценными бумагами;

2) регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования) и проведение специальной дисконтной политики;

3) изменение норматива отчислений в обязательные резервы и регулирование ликвидности национальной платежной системы;

4) валютное регулирование;

5) лимитированиеобъема активных и пассивных операций коммерческих банков (объем кредитования, банковская маржа, объем привлечения заемных средств и т.п.);

6) административное регулирование, лицензирование, аттестация кадров и т.п.

Первые три инструмента регулирования в рамках современной денежно-кредитной политики принято рассматривать в качестве основных. Остальные инструменты относятся к числу селективных или выборочных.

Изменение учетной ставки — метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит право центрального банка предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определенных обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставленные средства центральный банк взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой. Таким образом, учетная ставка — это "цена" дополнительных резервов, которые центральный банк предоставляет коммерческим. Центральный банк имеет право изменять ее, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При снижении учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, центральный банк увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заемщиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у центрального банка средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег ведет к снижению ставки ссудного процента, т.е. того процента, по которому предоставляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (и наоборот).

Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Предположим, центральный банк повысил резервную норму. Коммерческие банки могут, во-первых, оставить обязательные резервы прежними и соответственно уменьшить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить обязательные резервы, чтобы выполнить требования центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы найти их, банки будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды были истребованы, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег (и наоборот).

Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже центральным банком государственных ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. При необходимости увеличить денежную массу он начинает покупать государственные бумаги у коммерческих банков и населения. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет коммерческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег.

Операции на открытом рынке являются наиболее важным оперативным средством воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу.

Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования.

1) В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования.

2) В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

 

 

Национальная банковская система - совокупность кредитных институтов, специальных организаций и компаний, создающих средства платежа, аккумулирующих свободные денежные средства и представляющих их в распоряжение хозяйствующих субъектов в соответствии с установленными правилами.

Принято выделять несколько возможных вариантов структуры национальной банковской системы:

а) абсолютно централизованная банковская (монобанковская) система, которая характерна для административно-командной экономики;

б) децентрализованная единая унитарная банковская система (например, Федеральная резервная система США);

в) двухуровневая или трехуровневая банковская система, присущая в современных условиях большинству стран с рыночной экономикой.

В последнем варианте, который применительно к условиям Беларуси представляет особый практический интерес, первый уровень банковской системы образует Центральный банк страны; второй составляют коммерческие банки; третий - различные небанковские кредитно-финансовые организации.

Полномочия Центрального банка.

1.Исторически возникновение центральных банков (далее - ЦБ) связано с установлением государственной монополии на регулирование банковской системы и с централизацией эмиссии денег. Не случайно такие центральные или главные банки страны называются эмиссионными.

2.Главный банк функционирует как орган государственного управления, призванный регулировать денежно-кредитную систему страны и координировать деятельность всей национальной банковской системы.

3.Независимо от принадлежности капитала ЦБ самым тесным образом связан с государством, является банкиром правительства, его кассиром, кредитором и агентом, а также финансовым консультантом .

4.Обычно национальный (центральный) банк подчиняется законодательному органу власти, а не правительству, является юридически самостоятельным. Его деятельность регулируется
специальным законом, который закрепляет за ним достаточно широкую автономию и конкретные полномочия по организации и регулированию денежно-кредитных отношений. Реальная независимость дает ЦБ возможность быть свободным от влияния политической конъюнктуры и поддерживать стабильность национальной валюты.

Вывод: определенная степень независимости центрального банка от правительства является необходимым условием эффективности его деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.