Сделай Сам Свою Работу на 5

Прокурорский надзор за законностью приостановления предварительного следствия и прекращения уголовного дела производством.





Надзор за законностью приостановления и прекращения уголовных дел

Осуществляя надзор за законностью приостановления и прекращения уголовных дел, прокурор должен строго руководствоваться требованиями УПК, соответствующих приказов Генерального прокурора.

Согласно ст. 246 УПК предварительное расследование приостанавливается при наличии одного из следующих, оснований, препятствующих его продолжению и окончанию:

1) неустановление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

2) когда обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо когда по иным причинам не установлено его местонахождение;

3) когда местонахождение обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия в производстве по уголовному делу в связи с рассмотрением вопроса о выдаче иностранным государством, а также в связи с невозможностью по объективным причинам прибыть к месту производства предварительного расследования;

4) временное психическое или иное заболевание обвиняемого, препятствующее его участию в производстве процессуальных действий и удостоверенное врачом, работающим в государственном медицинском учреждении;



5) невозможность производства следственных действий, без которых не может быть принято решение об окончании предварительного расследования;

6) необнаружение безвестно исчезнувшего лица.

О приостановлении предварительного расследования следователь, дознаватель выносит мотивированное постановление, копию которого направляют прокурору.

В случаях неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, когда обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо когда по иным причинам не установлено место его нахождения, необнаружения безвестно отсутствующего лица предварительное расследование приостанавливается лишь по истечении срока его производства.

Если по уголовному делу привлечены два или несколько обвиняемых, а основания для приостановления предварительного расследования относятся не ко всем обвиняемым, следователь, дознаватель вправе выделить в отдельное производство и приостановить предварительное расследование в отношении отдельных обвиняемых или приостановить производство по всему делу, если по нему не может быть продолжено предварительное расследование без участия всех обвиняемых.



В случаях, когда местонахождение обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия в производстве по уголовному делу в связи с рассмотрением вопроса о выдаче иностранным государством, а также в связи с невозможностью по объективным причинам прибыть к месту производства предварительного расследования, временного психического или иного заболевания обвиняемого, препятствующего его участию в производстве процессуальных действий, предварительное расследование может быть приостановлено и до окончания срока предварительного расследования на основании ч. 4 ст. 246 УПК.

Формы и методы прокурорского надзора за исполнением законов об ОРД и за розыском без вести пропавших граждан при раскрытии преступлений и изобличении лиц, их совершивших, органами, осуществляющими эту деятельность, специально уполномоченными прокурорами подробно изложены в предыдущем разделе.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 персональная ответственность за организацию работы по обеспечению законности при расследовании преступлений следователями прокуратуры возложена на руководителей соответствующих структурных подразделений Генеральной прокуратуры, прокуроров областей, районов, городов, межрайонных и приравненных к ним прокуроров, которые обязаны оказывать повседневную помощь следователям органов прокуратуры по расследованию уголовных дел.



Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры должны обеспечивать проверку законности и обоснованности решений о приостановлении или прекращении предварительного расследования, принятых по уголовным делам, и представления информации о результатах проверки.

С целью предупреждения незаконного и необоснованного приостановления предварительного расследования, выполнения требований Генерального прокурора по этим вопросам прокуроры всех уровней должны обеспечивать тщательное изучение материалов уголовно-розыскных Дел о нераскрытых особо тяжких преступлениях.

Работа следователей-криминалистов должна быть сосредоточена на оказании практической помощи следователям прокуратуры в раскрытии преступлений, производстве неотложных следственных действий и других процессуальных действий, применении научно-технических средств, подготовке и назначении экспертиз, анализе нераскрытых убийств и других особо тяжких преступлений.

Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры должны установить контроль за работой нижестоящих прокуроров по обеспечению законности при проведении предварительного следствия и дознания. В месячный срок с момента принятия окончательного решения по делу проверять законность привлечения к уголовной ответственности и заключения под стражу лица, в отношении которого уголовное преследование прекращено органом уголовного преследования или судом по реабилитирующим основаниям либо постановлен оправдательный приговор.

При изучении уголовных дел, предварительное расследование по которым приостановлено или прекращено, прокурор должен обращать внимание:

- на наличие плана расследования, все ли версии отражены в плане и проверены ли они в ходе предварительного расследования;

- полноту и объективность предварительного расследования;

- качество, полноту осмотра места происшествия, результативность осмотра;

- приняты ли все меры к выяснению, закреплению и изъятию следов преступления, вещественных доказательств, соблюдены ли требования законодательства об их процессуальном оформлении;

- установлены ли очевидцы и свидетели преступления, полноту их допросов, соблюдены ли требования процессуального закона об их допросе;

- соблюдены ли права и обязанности потерпевших (ст. 49—50 УПК);

- участвует ли в деле защитник, соблюдены ли требования закона об обязательном участии защитника (ст. 44—48 УПК) и соблюдены ли требования процессуального оформления участия защитника;

- если по делу имеется гражданский истец, то соблюдены ли его права и обязанности (ст. 52—53 УПК), соблюдены ли требования их процессуального оформления;

- соблюдены ли права и обязанности гражданского ответчика, требования закона об их процессуальном оформлении;

- если в деле участвуют законные представители подозреваемого, обвиняемого, лица, совершившего общественно опасное деяние, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, то соблюдены ли требования ст. 56—59 УПК;

- приняты ли следователем, дознавателем все меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

- взаимодействие следователя с органами, ведущими оперативно- розыскную деятельность, давались ли письменные поручения этим органам об установлении лица, совершившего преступление, давались ли письменные указания по этому вопросу следователем;

- приняты ли следователем меры к установлению местонахождения скрывшегося от органов уголовного преследования обвиняемого, давались ли письменные указания, выносились ли постановления органом, ведущим оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных действий по установлению места нахождения указанного лица;

- выполнены ли следователем, дознавателем все процессуальные действия, оформлены ли они процессуально, своевременно ли представлены в республиканскую прокуратуру для направления материалов иностранному государству для выдачи скрывающегося в этом государстве обвиняемого;

- своевременно ли назначены и проведены по делу необходимые экспертизы, в том числе и комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы, имеются ли заключения экспертов, правомочность экспертов в проведении таких экспертиз;

- какие следственные действия не выполнены, из-за невозможности производства которых не может быть принято решение об окончании предварительного расследования;

- все ли следственные действия по обнаружению безвестно исчезнувшего лица выполнены, участвовали ли в обнаружении такого лица органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность, давались ли этим органам письменные указания;

- выполнены ли следователем требования ст. 246—249 УПК о приостановлении и возобновлении предварительного следствия;

- выполнены ли следователем требования ст. 250—254 УПК о прекращении и возобновлении предварительного расследования по уголовному делу;

- при рассмотрении заявлений и жалоб граждан о незаконности приостановления и прекращения предварительного расследования по уголовным делам прокурор должен особое внимание обратить на проверку всех доводов заявителей, выполнены ли они в ходе предварительного расследования, какие следственные действия остались невыполненными, можно ли было принимать решение по делу о приостановлении или прекращении без учета выполнения этих следственных действий, влияют ли они на качество, полноту и объективность расследования.

Прокурор или его заместитель в связи с неполнотой предварительного расследования, допущенными нарушениями УПК в ходе расследования, влекущими отмену принятого следователем, дознавателем решения по делу, вправе отменить постановление следователя, дознавателя о приостановлении предварительного расследования, и вынесенным постановлением возобновить предварительное расследование. Прокурор вправе отменить незаконное постановление следователя, дознавателя о прекращении предварительного расследования.

Прокурорской проверке подлежат и такие важные решения, принимаемые на завершающем этапе предварительного расследования, как о приостановлении предварительного расследования, о прекращении уголовного преследования и уголовного дела.

Надзор за законностью решений, принимаемых в досудебном производстве, включает исполнение требований закона при принятии всех следственных и иных процессуальных решений, независимо о того, принимает ли следователь, орган дознания или дознаватель такие решения самостоятельно либо требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора.
Задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве могут быть определены с учетом целей прокуратуры и назначения уголовного судопроизводства. При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве должны приниматься меры, направленные на исполнение органами дознания и органами предварительного следствия требований закона по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также меры к обеспечению защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничении ее прав и свобод. Прокурору необходимо следить за тем, чтобы:
—> исполнялись требования закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях;
—> соблюдался установленный законом порядок возбуждения уголовных дел;
—> в каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель принимали предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления;
—> соответствовали требованиям закона решения, принимаемые в процессе досудебного производства по уголовным делам;
—> соблюдались условия и порядок проведения следственных и иных процессуальных действий, а в предусмотренных законом случаях — основания для их проведения;
—> соблюдались права потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и других участников уголовного судопроизводства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.