Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности поддержания государственного обвинения по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием коллегии присяжных заседателей.





Участие гос. обвинителя в рассмотрении дела судом присяжных обязательно, даже на предварительном слушании дела судьей.

Прокурор должен принять меры к участию защитника в судебном процессе, если защитник не был приглашен самим обвиняемым или другими лицами по его поручению. Роль прокурора на стадии предварительного слушания дела заключается в том, что он должен проследить, имеются ли ходатайства. Прокурор оглашает резолютивную часть обвинительного заключения, высказывает свое мнение относительно ходатайств, заявленных другой стороной, сам заявляет в необходимых случаях ходатайство. Существенной особенностью участия прокурора в разбирательстве дела судом присяжных является его активное участие в отборе присяжных заседателей. Прокурор должен выяснить все вопросы, касающиеся личности присяжных заседателей, могущие повлиять на объективность их решения по делу. С этой целью он может подготовить и передать в письменном виде вопросы к конкретным кандидатам в присяжные заседатели. Прокурор может сам заявить ответ. Прокурор в процессе отбора присяжных заседателей имеет право их на безмотивный отвод, но не более двух, и на карточке с фамилией присяжного заседателя пишет слово «отведен».



Основное место в деятельности прокурора в суде присяжных занимает его участие в судебном следствии. Прокурор сам зачитывает резолютивную часть обвинительного заключения. Он не имеет права упоминать о фактах судимости подсудимого и фактах признания его особо опасным рецидивом в прошлом. Прокурор допрашивает свидетелей, экспертов и других лиц, вызванных на судебное заседание.

В процессе судебного следствия прокурором исследуется только те доказательства, которые были допущены на предварительном слушании дела.

Гос. обвинитель может на любом этапе разбирательства дела, вплоть до удаления присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта, изменить обвинение в сторону смягчения путем:

- исключения из юр. квалификации деяния признаков преступления, отягчающих ответственность;

- исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму УК РФ, если действия подсудимого полностью охватываются другой нормой УК РФ, нарушение которой вменялось в обвинительном заключении;



- переквалификации деяния по норме УК РФ, предусматривающей более мягкое наказание.

 

 

25. Концепция судебной реформы в РФ и концепция развития прокурорского надзора в РФ. Их содержание и соотношение.

Как и другие государственно-правовые структуры, прокуратура подвержена изменениям, которые должны соответствовать направлениям развития общества и государства

на переходном этапе.

По какому пути пойдет в будущем развитие Российской прокуратуры — зависит от многих факторов, и в первую очередь от таких:

• какая модель развития капитализма будет взята за основу в России, т.е. будет ли преобладать модель частного капитализма или будет избрана модель так называемого народного капитализма с ориентацией на усиление социальной защиты

основной массы россиян;

• будет ли в России проводиться политика, отвечающая национальным интересам, преобладать национальная идея, направленная на всяческое усиление государства, его целостности, экономической, интеллектуальной и военной мощи и в конечном итоге на спасение россиян. С учетом сложившихся неблагополучных реалий именно спасение россиян становится основной, преобладающей национальной идеей;

• как в будущем пойдет процесс становления новой российской государственности, развития федеративных отношений и, в частности, какой объем прав получат субъекты

РФ и какие полномочия останутся за центром, и как это скажется на структуре законодательства; 400 Глава 15. Повышение эффективности прокурорского надзора



• по каким направлениям будет идти судебная реформа и к каким позитивным результатам она может привести в плане защиты прав и свобод граждан, как будут перераспределяться правозащитные полномочия между судами, прокуратурой и другими правоохранительными и иными органами;

• будет ли учитываться позитивный опыт организации и деятельности Российской прокуратуры, накопленный ею за многие десятилетия своего существования.

Национальным интересам России, интересам законопослушной части граждан соответствует, чтобы Прокуратура РФ оставалась федеральным, централизованным надзорным органом и органом уголовного преследования с оставлением за нею всех функций, определенных Конституцией РФ и Законом о прокуратуре, и чтобы она в дальнейшем развивалась в первую очередь как орган надзорного типа.

Следует заметить, что функция надзора за исполнением законов присуща всем государствам, и она вызвана объективными потребностями добиться надлежащего исполнения законов, без чего невозможно нормальное функционирование государств. Но в разных странах функция надзора за исполнением законов возложена на различные по своей структуре и назначению органы. Исторически так сложилось, что в России функция надзора за исполнением законов возлагалась на органы прокуратуры. Такая практика себя вполне оправдала, и никакой необходимости освобождать прокуратуру от надзорной функции не имеется, так как это неизбежно привело бы к негативным последствиям, что не отвечает национальным интересам России. Поэтому в будущем прокуратура может в основном развиваться как надзорный правозащитный орган.

Учитывая, что только сильное в политическом и экономическом отношении государство в состоянии обеспечить нормальные условия для проживания всех категорий граждан, включая достижение высокого жизненного уровня, защитить их в социальном отношении, защита именно государственных и общественных интересов (публичного интереса) останется приоритетной задачей для прокуратуры.

Сказанное вовсе не означает, что прокуратура не будет защищать интересы предпринимателей, частных владельцев предприятий (частный интерес). Речь лишь идет о смещении акцента в сторону защиты государственных и общественных интересов. Приоритетным для прокуратуры будет также защита прав и свобод человека и гражданина.

Получат дальнейшее развитие вре отрасли надзора и участки деятельности прокуратуры, однако в зависимости от происходящих в стране преобразований, новых задач, встающих перед обществом, будут уточняться приоритеты, задачи, пределы отраслей надзора и участков деятельности прокуратуры, полномочия прокуроров.

Все более приоритетное значение будет приобретать международное сотрудничество Прокуратуры РФ с органами прокуратуры, иными правоохранительными органами зарубежных стран, международными организациями.

Дальнейшее углубление получит деятельность Координационного Совета генеральных прокуроров стран СНГ,

особенно в деле борьбы с организованной, транснациональной преступностью. Об этом свидетельствует создание в структуре этого Совета аппарата исполнительного секретаря с участием представителей генеральных прокуроров стран СНГ. Активизируется участие Генеральной прокуратуры РФ в деятельности Международной ассоциации прокуроров, в иных организациях.

Можно полагать, что в будущем более полно будет востребован правозащитный потенциал российской прокуратуры, задействованы имеющиеся здесь резервы. Повышению роли прокуратуры как надзорного правозащитного органа, а следовательно, повышению эффективности ее многогранной деятельности в наибольшей мере могли бы способствовать повышение правового статуса как самой прокуратуры, так и ее работников, полное проведение в жизнь принципа независимости прокурорского надзора,

наделение прокуроров дополнительными полномочиями, т.е. дальнейшее развитие законодательства, регулирующего прокурорский надзор.

В этой связи представляется крайне необходимым в Конституцию РФ вместо ст. 129, посвященной прокуратуре и входящей в гл. 7 «Судебная власть», включить самостоятельную главу «Прокуратура Российской Федерации», в которой изложить задачи, структуру, основные направления деятельности прокуратуры, порядок назначения на должности прокуроров и освобождения их от должностей, отказавшись от института согласования назначения прокуроров субъектов РФ с ее субъектами, наделить Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ правом законодательной инициативы, а также правом обращения с запросом в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, закрепить, что организация и

деятельность прокуратуры РФ определяются федеральным конституционным законом.

Этот закон мог бы воспроизвести основные положение ныне действующего Закона о прокуратуре. В нем следовало бы более обстоятельно изложить структуры прокуратур,

полномочия прокуроров всех звеньев, посвятив этому такие самостоятельные главы, как: «Генеральная прокуратура Российской Федерации», «Прокуратуры субъектов Российской Федерации», «Районные прокуратуры» и другие главы, хотя бы в кратком виде закрепить процедурные вопросы деятельности прокуроров по отраслям надзора, их правовое положение при участии в судах, более подробно регламентировать в специальной главе вопросы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Следовало бы восстановить ряд полномочий, которыми ранее были наделены прокуроры. Речь идет о наделении прокуроров правом выносить постановления о возбуждении дисциплинарного производства. В интересах дела следовало бы также закрепить в Законе, что принесение прокурором протеста на противоречащий закону акт или обращение прокурора с заявлением в суд о признании такого акта недействующим приостанавливает действие этого акта до рассмотрения протеста или заявления. Районным, городским и им равным прокурорам имело бы смысл предоставить право обращения с исковыми заявлениями в арбитражные суды и участия в этих судах.

Реализация этих и иных законодательных мер, несомненно, положительно сказалась бы на состоянии работы органов прокуратуры, что в свою очередь способствовало бы укреплению законности и правопорядка в стране.

 

 

Планирование работы в органах прокуратуры, руководство и контроль исполнения.

планирование- точность, конкретность и рациональность выбора плановых мероприятий и определение круга исполнителей плановых заданий.

В обязательном порядке к каждому уг делу принимаемому в произ-во прок-рой прилагается план расследования, составленный след-лем или прокурором. План предварит расследования – это служебный документ, в котором подробно освещается какие следственные действия необходимо произвести, в каком хронологическом порядке, каких лиц привлекать для этого и по каким эпизодам. В процессе произведения расследования план можно корректировать. В перспективные и текущие планы работы включаются определ перечни мероприятий. К их числу относятся: проверка исполнения законов, проверка законности издаваемых прав актов, подготовка актов прок реагирования, подготовка и предъявление исков и заявлений в суды и арбитр суды, разработка методических рекомендаций по проведению общего надзора, проведение профилактических мероприятий;

руководство – это управленческое воздействие в отношении всех органов прокуратуры оказываемое со стороны Ген прок-ры РФ. Прокуратуры субъектов РФ осущ-ют управление подчиненными им прокуратурами городского, районного звена. Управленческая деят-ть этих органов выражается прежде всего в принятии и реализации управленческих решений, контроле за работой подчиненных прокуратур, оценке их деят-ти, стимулировании работы в органах про-ры;

контроль исполнения- контроль исполнения результативен, когда сочетается повседневный контроль отделов с работой организационно- контрольного подразделения прокуратуры при постоянном внимании к нему со стороны руководителей. Контроль зачастую выраж-ся в проверке исполнения. Наряду с проверками для обеспечения контроля используются отчеты подчиненных прокуроров о проделанной работе или по рез-там проверок работы – соотв-щей прокуратуры, изучение поступающих от нижестоящих прокуратур актов прок реагирования.

Своевременное и качественное планирование работы является одним из условий успешного выполнения прокурорами стоящих перед ними задач по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов. Планирование работы является эффективным средством руководства и управления деятельностью нижестоящих прокуратур и является дисциплинирующим фактором. Продуманное, реальаное планирование позволяет руководителям органов прокуратуры мобилизовать коллектив на решение главных, наиболее острых проблем по укреплению законности и правопорядка. Планирование позволяет сделать правильный выбор направления в работе, рационально распределить силы, а также максимально использовать имеющиеся возможности по дальнейшему укреплению законности и правопорядка.

Планирование – это решение вопросов о последовательности и сроках выполнения комплекса или отдельных видов работ с учетом имеющихся штатных, ресурсных и иных возможностей в целях достижения желаемого результата.

В органах прокуратуры применяют три вида планов:

а) перспективные (на год и более);

б) текущие (полугодовые, квартальные и месячные);

в) краткосрочные (недельные, ежедневные).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.