Сделай Сам Свою Работу на 5

Борьба и защита от опасных и вредных производственных факторов





В результате воздействия вредных производственных факторов у работников развиваютсяпрофессиональные заболевания - заболевания, вызванные воздействием вредных условий труда. Профессиональные заболевания подразделяются на:

острые профессиональные заболевания, возникшие после однократного (в течение не более одной рабочей смены) воздействия вредных профессиональных факторов;

хронические профессиональные заболевания, возникшие после многократного воздействия вредных производственных факторов (повышенный уровень концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, повышенный уровень шума, вибрации и др.).

Выбор методов и средств обеспечения безопасности должен осуществляться на основе выявления вредных и опасных факторов, присущих тому или иному производственному оборудованию или технологическому процессу. Очень важно уметь обнаружить опасность и определить ее характеристики.

Защита от вредных и опасных производственных факторов обеспечивается снижением их уровня в источнике и применением профилактических и предохранительных мер. При этом компетентность людей в области производственных опасностей и способов зашиты от них — необходимое условие обеспечения их безопасности.



 

Техническое обслуживание и ремонт КПП

Коробка переключения передач

Коробка передач является важным узлом в устройстве автомобиля и предназначена для передачи мощности двигателя к ведущим колесам. В процессе передачи мощности, в виде крутящего момента, происходит его трансформация (увеличение или уменьшение), изменение направления и т.д.

Второе предназначение коробки передач – отключение крутящего момента от трансмиссии, исключение – механическая коробка. В этом виде коробок отключение крутящего момента происходит при помощи отдельного узла – сцепления.

 

Виды КПП

 

Рассмотрим ниже все концепты коробок передач, их основные плюсы и минусы, перспективы. Различают основные виды коробок передач:

Механическая коробка (МКПП)

Автоматическая коробка (АКПП)

Роботизированная коробка (РКПП)

Вариативная коробка (Вариатор)

Механическая коробка управляется ручным способом, это более старый вид, но очень хорошо себя зарекомендовавший, особенно у водителей, которые любят ощутить всю мощь своего железного коня. Естественный недостаток таких КПП низкий КПД, из-за трения зубьев шестерен, сопротивления трансмиссионного масла.



Рисунок 1. Трехвальная механическая коробка передач

 

Автоматическая коробка, так же известна и применяется давно в автомобилестроении. Переключение ступеней скорости происходит в автоматическом режиме, а вот команда на начало движения или движение задним ходом требует команды водителя. Как и у МКПП, у «автомата» небольшой КПД по тем же причинам и из-за наличия планетарных механизмов в устройстве коробки.

Рисунок 2. Автоматическая коробка передач

Роботизированная коробка передач (обиходное название – коробка-робот) представляет собой механическую коробку передач, в которой функции выключения сцепления и переключения передач автоматизированы. Название "роботизированная коробка передач" свидетельствует о том, что водитель и условия движения формируют только входную информацию для системы управления, а работой коробки передач руководит электронный блок с определенным алгоритмом управления.

Роботизированная коробка передач сочетает в себе комфорт автоматической коробки передач, надежность и топливную экономичность механической коробки передач. При этом «робот» в большинстве своем значительно дешевле классической АКПП. В настоящее время практически все ведущие автопроизводители оснащают свои автомобили роботизированными коробками передач, устанавливая их на всю линейку моделей от малого до премиум класса.



Рисунок 3. Роботизированная коробка передач

 

Вариатор (обиходное название – вариаторная коробка передач) является бесступенчатой коробкой передач, т.е. обеспечивает в заданном диапазоне плавное изменение передаточного числа. Вариаторная коробка передач имеет общепризнанное название (аббревиатуру) CVT – Continuously Variable Transmission (в переводе – постоянно изменяющаяся трансмиссия).

Основное преимущество вариатора по сравнению с другими коробками передач заключается в эффективном использовании мощности двигателя за счет оптимального согласования нагрузки на автомобиль с оборотами коленчатого вала, тем самым достигается высокая топливная экономичность. непрерывное изменение крутящего момента, отсутствие рывков обеспечивают высокий уровень комфорта при передвижении на автомобиле с вариатором.

Рисунок 4. Клиноременный вариатор

Таблица №1 Неисправности узлов и агрегатов КПП и их устранение

Причина неисправности Способ устранения
1) шум в коробке передач (шум уменьшается или исчезает, если выжать сцепление)
Недостаточный уровень масла в картере коробки передач Проверьте уровень, при необходимости долейте масло. Проверьте, нет ли течи. Продуйте сапун
Низкое качество масла. В масло попала вода (при попадании воды в масло образуется эмульсия белесоватого цвета, ее можно увидеть на щупе) Замените масло. Броды и глубокие лужи переезжайте осторожно. Установите брызговик двигателя, наденьте трубку на сапун коробки передач и выведите ее наверх, в защищенное от брызг место
Износ или повреждение подшипников, зубьев шестерен Замените изношенные подшипники, шестерни
2) передачи включаются с трудом, посторонние шумы отсутствуют
Деформирована тяга привода механизма переключения передач Выправьте или замените тягу
Ослабли винты крепления шарнира или рычага штока выбора передач Затяните винты (можно на анаэробном герметике для резьб)
Поломка пластмассовых деталей механизма переключения Замените детали
Неправильная регулировка привода Отрегулируйте привод
Сломаны пружины механизма выбора передач, деформированы его детали Замените пружины, выправьте деформированные детали или замените механизм в сборе
Ослабление посадок вилок переключения передач на штоке Подтянуть фиксаторы вилок на штоках
Не затянуты гайки валов коробки передач Затяните гайки
3) передачи самопроизвольно выключаются
Повреждение или износ шлицев на муфте, шестерне или ступице синхронизатора Замените дефектные детали
Неправильная регулировка привода Отрегулируйте привод
Ослабли пружины в механизме выбора передач, изношены штоки Замените изношенные детали
Не затянуты гайки валов коробки передач Затяните гайки
Потеряли упругость или разрушились опоры силового агрегата Замените опоры
Шум, треск, визг шестерен в момент включения передачи
Нет масла в картере коробки передач Долейте масло. Проверьте, нет ли течи. Продуйте сапун
Повреждены подшипники, зубья шестерен Замените подшипники, шестерни
Износ кольца синхронизатора включаемой передачи Замените кольцо
4) шум главной передачи (шум со стороны коробки передач только при движении автомобиля)
Износ или разрушение подшипников Замените разрушенные и изношенные подшипники (даже при минимальном износе). Отрегулируйте предварительный натяг подшипников коробки дифференциала
Увеличен зазор в зацеплении шестерен главной передачи, изношены их зубья Изношенные шестерни замените
5) утечка масла
Износ сальников: первичного вала, ШРУСов, штока выбора передач, износ уплотнителя вала привода спидометра Замените сальники. Продуйте сапун коробки передач
Сильный износ, забоины на поверхностях валов, по которым работают сальники Небольшие повреждения зачистите мелкозернистой шкуркой и заполируйте. Устанавливая новый сальник, можно немного недопрессовать его, не допуская перекоса (при необходимости подложив дистанционные прокладки толщиной до 1 мм), чтобы кромка сальника работала по неизношенной части вала. При значительных повреждениях - замените валы и сальники
Большой люфт первичного вала коробки передач Проверьте состояние подшипников вала, их посадочных поверхностей, затяжку гайки. Изношенные детали замените
Ослабло крепление картера сцепления и крышки коробки передач, повреждена прокладка между их сопрягающимися поверхностями Подтяните резьбовые соединения. Замените прокладку
Неплотно завернуты сливная пробка, датчик заднего хода Подтяните сливную пробку, датчик

 

Почти все они выявляются при движении автомобиля в следующих режимах:

1. На прямой передаче - в натяг, когда зубья шестерен работают с полной нагрузкой при движении автомобиля вперед (по переднему ходу).

2. Накат (выбег) с выключенной коробкой передач, когда шестерни главной передачи могут работать на переднем и заднем ходу с минимальной нагрузкой.

3. Накат с торможением двигателя, когда зубья шестерен главной передачи работают на заднем ходу с повышенной нагрузкой.

На переменных режимах движения могут быть выявлены недостатки в работе всей трансмиссии.

В случае частичной или полной разборки главной передачи рекомендуется проверять состояние и размеры рабочих поверхностей сопрягаемых узлов и деталей для определения степени их износа и возможности дальнейшей эксплуатации.

 

Ремонт МКПП

Снятие коробки передач

1.1 Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву.

1.2 Поднимите капот двигателя и зафиксируйте его в этом положении.

1.3 Отсоедините провода от аккумуляторной батареи, от тягового реле стартера и от датчика верхней мертвой точки.

1.4 Отсоедините трос привода спидометра от корпуса привода спидометра, отвернув для этого накидную гайку.

1.5 Отсоедините провод "массы" от картера сцепления.

1.6 Отсоедините датчик верхней мертвой точки от картера сцепления.

1.7 Отсоедините трос от вилки выключения сцепления, отвернув для этого гайки с нижнего наконечника троса.

1.8 Отверните два верхних болта крепления картера сцепления к блоку двигателя и верхнюю гайку крепления стартера, закрепите на левой шпильке крепления выпускного коллектора двигателя скобу для подъема силового агрегата.

1.9 Установите на водосточные желоба поперечину 67.7820.9514 для поддержания двигателя и зацепите ее крючком за скобу, установленную на шпильке выпускного коллектора. При отсутствии поперечины вывесите силовой агрегат талью.

1.10 Снимите брызговик двигателя и нижнюю крышку картера сцепления.

1.11 Слейте масло из коробки передач.

1.12 Отсоедините провода от выключателя света заднего хода.

1.13 Ослабьте хомут и отсоедините тягу от шарнира штока выбора передач.

1.14 Отверните гайку шпильки крепления коробки передач к двигателю.

1.15 Отсоедините шаровые шарниры рычагов подвески от поворотных кулаков.

1.16 Используя съемник 67.7801.9524 или резко ударив по корпусу внутреннего шарнира молотком через выколотку, выбейте один шарнир из полуосевой шестерни, затем зафиксируйте полуосевую шестерню технологической оправкой или заглушкой, применяемой при транспортировке дифференциала (иначе незафиксированная полуосевая шестерня может выпасть в картер коробки передач).

1.17 Выбейте второй шарнир.

1.18 Отведите в стороны валы приводов колес.

В случае затруднений в разъединении привода колеса с полуосевой шестерней на автомобиле, снимите коробку передач в сборе с приводом колеса и на верстаке, используя тот же съемник, выпрессуйте шарнир из полуосевой шестерни.

1.19 Отверните с левой стороны три гайки шпилек крепления коробки передач к кронштейну подвески силового агрегата, а затем гайку с болта крепления самого кронштейна. Сняв кронштейн со шпилек коробки передач, выньте кронштейн подвески из проушин лонжерона кузова.

1.20 Отверните болты крепления задней опоры подвески силового агрегата.

1.21 Отверните нижний болт крепления стартера и снимите его.

1.22 Установите под коробку передач специальную подставку с гидравлическим подъемником.

1.23 Слегка опустите двигатель, удлинив поддерживающую тягу поперечины или опустив таль, отверните нижний болт крепления картера к блоку двигателя и сместите от двигателя коробку передач в сборе с картером сцепления, чтобы разъединить вал коробки передач и ведомый диск сцепления.

1.24 Снимите коробку передач.

При снятии или установке коробки передач не опирайте первичный вал коробки на лепестки нажимной пружины, чтобы не повредить их.

 

Разборка коробки передач

 

2.1 Вымойте коробку передач снаружи, не допуская попадания воды в картер, и установите ее на стенд для разборки.

2.2 Снимите кронштейн подвески силового агрегата и кронштейн крепления троса выключения сцепления.

2.3 Отвернув гайки, снимите заднюю крышку картера коробки передач и уплотнительную прокладку.

2.4 Снимите установочные кольца с подшипников первичного и вторичного валов.

2.5 Снимите крышку фиксаторов и выньте из гнезд пружины и шарики фиксаторов. Отверните пробку и выньте детали фиксатора вилки заднего хода.

2.6 Отверните болт и гайки крепления картера коробки передач к картеру сцепления и снимите картер со шпилек.

2.7 Отвернув болты крепления вилок на штоках переключения передач, снимите штоки и вилки.

2.8 Выньте ось и снимите промежуточную шестерню заднего хода.

2.9 Выньте одновременно первичный и вторичный валы из роликовых подшипников картера сцепления, а затем снимите дифференциал.

2.10 Выпрессуйте наружные кольца подшипников валов и дифференциала из картера сцепления, используя съемники 67.7801.9529 и 67.7801.9530.

2.11 Отверните болты крепления механизма выбора передач и снимите его.

2.12 Отверните винт крепления рычага выбора передач, снимите его со штока, а шток выньте из картера сцепления.

Без необходимости не снимайте со штока выбора передач шарнир и рычаг выбора передач, так как конические винты их крепления установлены на специальном клее.

2.13 При необходимости разборки вторичного вала, зажмите его в тисках с накладками из мягкого материала, расчеканьте, а затем отверните гайку и универсальным съемником спрессуйте шариковый подшипник с вала. Аналогично снимается подшипник с первичного вала. Затем снимите с вторичного вала ведомые шестерни IV, III, II и I передач и детали синхронизаторов в порядке, указанном на рисунке. Снимите стопорное кольцо муфты синхронизатора I и II передач. Ступицу муфт синхронизаторов спрессуйте на прессе или съемником А.40005/1/6.

Без необходимости не спрессовывайте ступицы синхронизаторов с вала, чтобы не уменьшить натяг в шлицевом соединении.

Разборка дифференциала

 

Рисунок 5. Главная передача с дифференциалом

 

3.1 При необходимости замены ведомой шестерни, отверните болты ее крепления и спрессуйте шестерню с коробки дифференциала.

3.2 Снимите стопорное кольцо с оси сателлитов и выпрессуйте ось.

3.3 Выньте из коробки дифференциала полуосевые шестерни и сателлиты

3.4 Если необходимо, то спрессуйте подшипники с коробки дифференциала, используя упор 67.7853.9582 и универсальный съемник.

3.5 При необходимости разберите механизм выбора передач, для чего отверните гайку крепления оси рычага выбора передач и снимите стопорные кольца с оси вилки заднего хода и с оси блокировочных скоб, снимите вилку заднего хода, рычаг выбора передач в сборе с блокировочной скобой, ось рычага и пружину с упорной шайбой.

3.6 При необходимости снимите привод спидометра для чего отверните гайку его крепления и, поддерживая валик ведомой шестерни, выньте привод спидометра.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.