Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы в работе психолога образовательного учреждения





Отчет о прохождении учебно-ознакомительной практики

 

МАОУ «СЕЛЕНГИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

Налетова Эльвира Александровна

Студентки 1 курса

группа 13111-ЗБ

заочного отделения

факультета психологии

Чандышиной Светланы Сергеевны

 

Г.

Содержание

 

1.Введение…………………………………………………………………….3

 

2.Цели и задачи образовательного учреждения………………………….4

 

3.Перечень документов, регламентирующих деятельность психолога...6

 

4.Принципы психолога образовательного учреждения …………………8

 

5. Основные направления деятельности психолога………………………13

 

6. Заключение……………………………………………………………….21

Введение

В период с 7.09.15г. по 18.09.15г. я Чандышина Светлана Сергеевна, проходила учебно-ознакомительную практику в МАОУ «Селенгинская гимназия», расположенного по адресу Республика Бурятия, Кабанский район, пгт Селенгинск, мкр Березовый 56, под руководством педагога-прсихолога Налетовой Эльвиры Александровны.

Целями учебно-ознокомительной практики являются овладение знаниями особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждении образования и освоение первичных практических профессиональных умений и навыков будущей профессии.



Задачами учебно-ознакомительной практики являются:

1. Ознакомление с системой построения работы педагога-психолога в МАОУ «Селенгинская гимназия»: целями, задачами, основными направлениями и методами работы.

2. Освоение профессиональной этики .

3. Ознакомление со спецификой работы психолога в образовательном учреждении.

4. Ознакомление с требованиями к ведению документации.

5. Осуществление пассивного участия в процедуре диагностики готовности к обучению в школе, учащихся первых классов, по методике Семаго.

6. Наблюдение за проведением психологического тренинга «Сплочение коллектива».

7. Осуществление пассивного участия в процедуре психологической диагностики развития УУД.

Цели и задачи образовательного учреждения

Генеральная цель

Сохранять и укреплять здоровье членов школьного ученического коллектива на основе личностно-ориентированного и здоровьесберигающего сопровождения учебно-воспитательного процесса, формировать у родителей, педагогов, детей ответственные взгляды и убеждения в делесохранения собственного здоровья.



Основные задачи

1. Сохранение физического и психического здоровья обучающехся.

2. Гармоничное развитие учащихся в соответствии с принятыми стандартами общеобразовательной школы.

3. Воспитание общей культуры и повышенной сопротивляемости к асоциальным явлениям современной действительности.

4. Воспитание навыков здорового образа жизни и жизненной потребности в постоянной двигательной активности учащихся.

5. Реабилитация детей, имеющих нарушения в состоянии здоровья и имеющих низкий уровень физических качеств, двигательных навыков и умений.

6. Подготовка учащихся к трудовой деятельности и воинской службе.

Основные цели в работе педагога-психолога

1. Обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого учащегося школы в течение всего срока обучения в школе.

2. Содействия сохранению психологического обеспечения индивидуально- дифференцированного подхода в образовательном процессе.

3. Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

4. Оказание комплексной социально-психологической поддержки всем участникам образовательного процесса.

Задачи, над которыми необходимо работать

1. Организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся,, родителей на этапе внедрения ФГОС.

2. Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителе педагогов.



3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у учащихся младшего школьного возраста и учащихся основной школы.

4. Сопровождение в условиях основной школы: адаптация к новым условиям обучения; поддержка в решении задач личностного и ценно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении проблем социализации; формирование жизненных навыков позитивного коммуникативного общения; профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы; помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения; предпрофильная ориентация; сопровождение одаренных учащихся, детей «группы риска» и учащихся, находящихся под опекой.

5. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.

6. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными в их физическом и (или) психическом развитии и осуществлении индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.

 

Перечень документов, регламентирующих деятельность психолога

 

Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога.

Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется на следующие типы: законодательно-правовые акты и нормативные документы, организационно-методическая документация, специальная документация.

Нормативно - правовые документы

В данный раздел включены документы, определяющие нормативно – правовую основу деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении.

‐ Должностная инструкция

‐ Положение об аттестации педагога – психолога

‐ Нормативно-правовые материалы, регламентирующие деятельность службы практической психологии в системе образования (Законы РФ и РК «Об образовании»; Конвенции о правах человека, ребенка; Инструктивные письма и приказы Министерства образования РФ и РК и др.)

‐ Положение о психологической службе учебного заведения (в случае, если психологическая служба является самостоятельным подразделением данного учреждения)

Организационно – методические документы

В данную группу включены различные формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения, которые являются основой для контроля и оценки деятельности педагога-психолога со стороны администрации.

‐ План работы на год, утвержденный руководителем образовательного учреждения

‐ План – график рабочей недели

‐ Журнал учета проведенной работы

‐ Каталог программ и методов психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной, и других видов работ.

‐ Аналитический отчет о проведенной работе за год

Специальные документы

Данная группа документов представляет собой рабочие материалы педагога-психолога и включает в себя основное содержание его работы: с отдельным ребенком, группой детей, целым классом, педагогами, родителями и др. Она является закрытой и может предъявляться только профильным специалистам, работающим в психологической службе системы образования.

‐ Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы

‐ Данные о рекомендациях, даваемых детям, учителям и родителям.

‐ Письменные заключения; предоставляемые психологом другим специалистам, в различные учреждения, родителям и т.п.

‐ Психологические характеристики

 

 

Принципы в работе психолога образовательного учреждения

 

Для того чтобы результаты деятельности психологической службы школы соответствовали ожиданиям и потребностям практики и чтобы ее деятельность, в конечном счете, вносила существенный вклад в повышение эффективности работы как педагогической системы, необходимо строить деятельность психологической службы на системной основе и при адекватном отражении реальных условий и требований практики педагогического процесса.

При системной организации психологической службы школы необходимо учитывать следующие принципы:

‐ Принцип целостности предполагает, что психологическая служба должна быть ориентирована на школу как целое, как систему. В отношении работы с учащимися это означает, что психологическая служба должна охватить своим вниманием большинство учащихся, не менее 70%. Только при такой ориентации результаты деятельности психологической службы становятся явно заметными и способны существенно влиять на функционирование школы как целостного организма.

‐ Принцип профессионально-педагогической активности состоит в утверждении активной роли педагога, в деятельности психологической системы «школа». Индивидуальную психолого-педагогическую работу с учащимися ведет не школьный психолог, а учитель. При этом он использует результаты психодиагностических исследований учащихся, которые предоставляются педагогу школьным психологом. Данный принцип обоснован необходимостью «охвата» психологической службой большинства учащихся. Указанный принцип отражает представления о педагоге не только как об учителе-предметнике, но и как о профессионале в области воспитания и развития личности ребенка, подростка.

‐ Принцип взаимосодействия состоит в том, что деятельность психолога, учителей и администрации построена не просто на взаимодействии, но на взаимосодействии их всех как элементов подсистемы «психологическая служба». Это взаимосодействие должно быть направлено на достижение общей педагогической цели, сфокусированного полезного результата данной подсистемы и всей педагогической системы в целом.

‐ Принцип достаточной ограниченности касается выбора психодиагностических методик и создания инвариантной, целостной системы методов и методик изучения личности учащихся. Выбранные методики должны быть достаточно экономичными, позволяющими осуществлять экспресс-диагностику, т.е. такими, чтобы психологическая служба школы была действительно полезна большинству педагогов и заметна во всех классах. Созданная система методик должна быть достаточно полной, чтобы имелась возможность осуществить психодиагностическое исследование всех основных подструктур личности учащихся (процессы, эмоциональная сфера, личностные свойства, мотивация).

Этические принципы и правила работы практического психолога образования

Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создание гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога.

Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает. В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:

‐ Принцип не нанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

‐ Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.

‐ Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение испытуемому, какое бы субъективное впечатление он не производил своим видом, юридическим или социальным положением.

‐ Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не смог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

‐ Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

‐ Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только при получении согласия испытуемого в ней участвовать.

‐ Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.

‐ Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после согласия испытуемого.

‐ Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.

‐ Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который

позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом.

‐ Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.

‐ Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.

‐ Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

‐ Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендации. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.

‐ Правила кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.

‐ Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.

‐ Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.