Экспериментальная работа проходила в 3 этапа.
Актуальность исследования.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей, социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские проблемы способствуют увеличению числа детей-инвалидов.
«Инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре.
По данным Организации Объединенных Наций в мире насчитывается примерно 450 миллионов инвалидов, 170 миллионов – это дети в возрасте до 16 лет. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов.
В настоящее время в России разработана комплексная инновационная модель «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями». Основная задача – обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни.
Реабилитация – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Цель исследованиязаключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности культуротворческих технологий в социально-культурной реабилитации детей-инвалидов.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс социально-культурной реабилитации детей-инвалидов средствами культуротворческих технологий будет осуществляться более эффективно, если:
- определена сущность понятия «социально-культурная реабилитация»;
- учитываются физиологические и индивидуально-психологические особенности детей-инвалидов;
- применяется дифференцированный подход к выявлению и учету досуговых предпочтений и интересов детей-инвалидов;
- применяются эффективные средства, формы и методы культуротворческой деятельности в работе с детьми-инвалидами.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были определенызадачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть актуальные проблемы социально-культурной реабилитации детей-инвалидов.
3. Определить роль культуротворческих технологий в социально-культурной реабилитации детей-инвалидов.
4. Провести экспериментальную работу и подтвердить верность выдвинутой гипотезы.
Выдвинутые задачи решались с помощью комплексаметодов исследования,которые также наглядно представлены на слайде.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Созвездие».
В первой главе «Теоретические основы социально-культурной реабилитации детей-инвалидов средствами культуротворческих технологий»осуществляется теоретическое обоснование актуальных проблем социально-культурной реабилитации детей-инвалидов, а так же культуротворческие технологии как средство социально-культурной реабилитации детей-инвалидов.
Вторая глава посвящена анализу экспериментальной работы по социально-культурной реабилитации детей-инвалидов средствами культуротворческих технологий.
Экспериментальное исследование проводилось в период с 04 мая 2015 г. по 20 июня 2015 г. В эксперименте участвовали дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 10 до 12 лет. Общее количество участников эксперимента составило 24 человека.
Целью экспериментальной работы являлась активизация формирования произвольности психических процессов: внимания и памяти, развития умственной деятельности, воображения, речи, опорно-двигательной и волевой активности.
Экспериментальная работа проходила в 3 этапа.
Первый (констатирующий) этап эксперимента проводился с целью выявления уровня социально-культурной реабилитации детей-инвалидов, степень их вовлеченности в культурно-досуговую деятельность, выявлялись критерии их творческой активности. Для этого было проведено анкетирование и тестирование респондентов.
На втором (формирующем) этапе эксперимента была разработана реабилитационная программа «Социально-культурная реабилитация детей-инвалидов средствами культуротворческих технологий МОУ ППМС Центр «Созвездие» г. Красногорска».
Натретьем (контрольном) этапепроводился сравнительный анализ результатов мониторингасоциально-культурной реабилитации средствами культуротворческих технологий.
Цель констатирующего этапа заключалась в нахождении форм и методов социально-культурной реабилитации детей-инвалидов средствами культуротворческих технологий в МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Созвездие».
По результатам анкетирования и интервью мы определили, что из всех участников эксперимента 20% посещают какие-либо кружки или секции. Только 35% опрошенных желают принимать непосредственное участие в мероприятиях.
Цель формирующего этапа эксперимента состояла в создании условий для реабилитации ребенка-инвалида в процессе занятий художественным творчеством.
На этом этапе были поставлены следующие задачи:
- Обучающие;
- Коррекционно-развивающие.
В рамках реабилитационной программы для каждого ребенка-инвалида заложены основные направления реализации коррекционной работы:
- укрепление здоровья детей-инвалидов;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
Работа по программе осуществляется индивидуально в соответствии с возрастом, диагнозом и сопутствующими нарушениями. Весь коррекционный процесс строится на основных общедидактических принципах:
- доступности;
- последовательности;
- комплексности;
- связи с жизнью;
- активности;
- концентричности и т.д.
А так же на принципах специальной коррекционной педагогики:
- учет структуры дефекта;
- коррекционной направленности материала;
- учет ЗБР и ЗАР и др.
При работе активно используется совместная работа с родителями. Коллективные работы (совместно с взрослыми) незаменимы для объединения, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.
На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное анкетирование, результаты которого мы сравнили с первоначальными показателями.
При сравнении результатов мониторинга показателей творческой активности (на этапе констатирующего и контрольного эксперимента) выявлены различия в экспериментальной и контрольной группах.
Так, в экспериментальной группе возросло количество детей-инвалидов, посещающих различные творческие кружки и секции (с 20% до 60%), изменилось отношение к различным творческим школьным мероприятиям (увеличилось количество детей-инвалидов заинтересованных в данной деятельности 25% до 75%).
Дети-инвалиды получили дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
В процессе освоения социально-психологических навыков и умений на всех этапах проведения социально-ролевой игры формируется стремление помогать друг другу при установлении коммуникативных связей на уроке и вне занятий. Также развивается доверие к другим людям, готовность прийти на помощь, стремление быть полезным, честным. Изучение социально-нормативных моделей выражения эмоций и оптимальных ролевых стратегий способствует понимающему общению, взаимодействию, осмыслению проблем и возможностей, более терпимому отношению к недостаткам, к несформированным личностным структурам, системе знаний.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что реабилитационная программа, направленная на организацию культурно-досуговой деятельности детей-инвалидов может быть представлена как эффективная модель освоения навыков социального взаимодействия в условиях образовательного учреждения.
Спасибо за внимание!
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|