Сделай Сам Свою Работу на 5

Экспериментальная работа проходила в 3 этапа.





Актуальность исследования.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей, социально-экономические, психолого-педагогические и медицинские проблемы способствуют увеличению числа детей-инвалидов.

«Инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре.

По данным Организации Объединенных Наций в мире насчитывается примерно 450 миллионов инвалидов, 170 миллионов – это дети в возрасте до 16 лет. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов.

В настоящее время в России разработана комплексная инновационная модель «Центр независимой жизни для детей с ограниченными возможностями». Основная задача – обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни.



Реабилитация – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Цель исследованиязаключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности культуротворческих технологий в социально-культурной реабилитации детей-инвалидов.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс социально-культурной реабилитации детей-инвалидов средствами культуротворческих технологий будет осуществляться более эффективно, если:

- определена сущность понятия «социально-культурная реабилитация»;

- учитываются физиологические и индивидуально-психологические особенности детей-инвалидов;

- применяется дифференцированный подход к выявлению и учету досуговых предпочтений и интересов детей-инвалидов;

- применяются эффективные средства, формы и методы культуротворческой деятельности в работе с детьми-инвалидами.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были определенызадачи:



1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть актуальные проблемы социально-культурной реабилитации детей-инвалидов.

3. Определить роль культуротворческих технологий в социально-культурной реабилитации детей-инвалидов.

4. Провести экспериментальную работу и подтвердить верность выдвинутой гипотезы.

Выдвинутые задачи решались с помощью комплексаметодов исследования,которые также наглядно представлены на слайде.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Созвездие».

В первой главе «Теоретические основы социально-культурной реабилитации детей-инвалидов средствами культуротворческих технологий»осуществляется теоретическое обоснование актуальных проблем социально-культурной реабилитации детей-инвалидов, а так же культуротворческие технологии как средство социально-культурной реабилитации детей-инвалидов.

Вторая глава посвящена анализу экспериментальной работы по социально-культурной реабилитации детей-инвалидов средствами культуротворческих технологий.

Экспериментальное исследование проводилось в период с 04 мая 2015 г. по 20 июня 2015 г. В эксперименте участвовали дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 10 до 12 лет. Общее количество участников эксперимента составило 24 человека.

Целью экспериментальной работы являлась активизация формирования произвольности психических процессов: внимания и памяти, развития умственной деятельности, воображения, речи, опорно-двигательной и волевой активности.



Экспериментальная работа проходила в 3 этапа.

Первый (констатирующий) этап эксперимента проводился с целью выявления уровня социально-культурной реабилитации детей-инвалидов, степень их вовлеченности в культурно-досуговую деятельность, выявлялись критерии их творческой активности. Для этого было проведено анкетирование и тестирование респондентов.

На втором (формирующем) этапе эксперимента была разработана реабилитационная программа «Социально-культурная реабилитация детей-инвалидов средствами культуротворческих технологий МОУ ППМС Центр «Созвездие» г. Красногорска».

Натретьем (контрольном) этапепроводился сравнительный анализ результатов мониторингасоциально-культурной реабилитации средствами культуротворческих технологий.

Цель констатирующего этапа заключалась в нахождении форм и методов социально-культурной реабилитации детей-инвалидов средствами культуротворческих технологий в МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Созвездие».

По результатам анкетирования и интервью мы определили, что из всех участников эксперимента 20% посещают какие-либо кружки или секции. Только 35% опрошенных желают принимать непосредственное участие в мероприятиях.

Цель формирующего этапа эксперимента состояла в создании условий для реабилитации ребенка-инвалида в процессе занятий художественным творчеством.

На этом этапе были поставлены следующие задачи:

- Обучающие;

- Коррекционно-развивающие.

В рамках реабилитационной программы для каждого ребенка-инвалида заложены основные направления реализации коррекционной работы:

- укрепление здоровья детей-инвалидов;

- адаптация их к жизни в обществе;

- формирование общей культуры;

- организация содержательного досуга.

Работа по программе осуществляется индивидуально в соответствии с возрастом, диагнозом и сопутствующими нарушениями. Весь коррекционный процесс строится на основных общедидактических принципах:

- доступности;

- последовательности;

- комплексности;

- связи с жизнью;

- активности;

- концентричности и т.д.

А так же на принципах специальной коррекционной педагогики:

- учет структуры дефекта;

- коррекционной направленности материала;

- учет ЗБР и ЗАР и др.

При работе активно используется совместная работа с родителями. Коллективные работы (совместно с взрослыми) незаменимы для объединения, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное анкетирование, результаты которого мы сравнили с первоначальными показателями.

При сравнении результатов мониторинга показателей творческой активности (на этапе констатирующего и контрольного эксперимента) выявлены различия в экспериментальной и контрольной группах.

Так, в экспериментальной группе возросло количество детей-инвалидов, посещающих различные творческие кружки и секции (с 20% до 60%), изменилось отношение к различным творческим школьным мероприятиям (увеличилось количество детей-инвалидов заинтересованных в данной деятельности 25% до 75%).

Дети-инвалиды получили дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.

В процессе освоения социально-психологических навыков и умений на всех этапах проведения социально-ролевой игры формируется стремление помогать друг другу при установлении коммуникативных связей на уроке и вне занятий. Также развивается доверие к другим людям, готовность прийти на помощь, стремление быть полезным, честным. Изучение социально-нормативных моделей выражения эмоций и оптимальных ролевых стратегий способствует понимающему общению, взаимодействию, осмыслению проблем и возможностей, более терпимому отношению к недостаткам, к несформированным личностным структурам, системе знаний.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что реабилитационная программа, направленная на организацию культурно-досуговой деятельности детей-инвалидов может быть представлена как эффективная модель освоения навыков социального взаимодействия в условиях образовательного учреждения.

Спасибо за внимание!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.