Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие сбора и его отграничение от налога.

Тема 1. Налоги и налоговая система РФ.

1. Налог, как экономическая и правовая категория. Понятие и признаки налога (общие и юридические признаки налогов).

2. Понятие сбора и его отграничение от налога.

3. Функции налогов

4. Налоговая система РФ: понятие, структура и элементы. Принципы налоговой системы.

5. Система налогов и сборов как элемент налоговой системы. Классификация налогов и сборов.

6. Понятие и принципы налогообложения. Элементы налогообложения.

7. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.

8. Налоговая политика на современном этапе.

 

 

Налог, как экономическая и правовая категория. Понятие и признаки налога (общие и юридические признаки налогов).

Налоговое право – одна из динамично развивающихся под отраслей финансового права, и одна из ведущих отраслей российского права. Регулирующая, комплекс важнейших общественных отношений возникающих между государством, юридическими и физическими лицами.

Особую значимость нормы налогового права приобрели в связи с экономическими преобразованиями происходящими в России в последние годы. Сейчас наблюдается всплеск научного интереса к налогообложению.

Особое место налогов и сборов в формировании доходов государства, в условиях постоянного роста государственных расходов. Налоговые поступления составляют на сегодняшний день от 80-90 % бюджетных доходов всех уровней. Налоговое право явл. одной из самых молодых отраслей в правовой системе РФ. Около 20 лет.

Налоговое право и налоги это взаимосвязанные понятия. Нельзя раскрыть сущность налогового права не уяснив понятия налога.

Налоги одно из древнейших изобретений человечества. Появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и для материального обеспечения их функций.

Налоги – древнейший институт человеческой цивилизации. Это необходимый атрибут государственной власти. Именно по этому, история налогообложения связано с зарождением и развитием государственности. Налоги и государство, явление взаимосвязанное, т.е. государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время, существование налогов без государства считается невозможным.



Налог как экономическая категория, играло важнейшую роль в жизни человека, с древнейших времен. С соц. Развитием общества, появлением необходимости поддерживать общие интересы, вести совместную деятельность, содержать государство, обслуживающие его структуры, и общественную сферу, обороноспособность, и социальную политику в обществе. Необходимо отметить, что налоги как экономическая категория, это необходимое звено экономических отношений в обществе, т.к. они явл. осн. Источником, доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы. А так же эффективным инструментом государственного регулирования социально – экономических отношений. Само же налогообложение связано со сменой форм собственности: т.е. часть стоимости в денежной форме находящиеся в частной или корпоративной собственности, принудительно переходит в гос. пользование. По сути, это явление, определяет, важнейших признак налога, а именно переход права собственности от налогоплательщика к государству.

Общие признаки налога

1. Прежде всего, для налогов характерно связь с государством. Что определяет, публичный характер этих платежей. Налоги появились вместе с государством, как основной источник средств, для материального обеспечения деятельности органов гос. власти.

2. Для характеристики налогов существенно, что их установление, относится к компетенции законодательных органов государства. В отличии от этого, целый ряд платежей даже обязательных для уплаты в гос. казну, или в распоряжение гос. органов устанавливаются актами Правительства или др. органов исполнительной власти. Однако, эти платежи увязаны с предоставлением определенных услуг, конкретным плательщикам. (выдача лицензий, рассмотрение ходатайств, обращений). Налоги же в отличии от платежей, предназначены для потребностей государства, и общества в целом.

3. В связи с направленностью налогов на общие потребности гос. и общества, они зачисляются в гос. бюджет, поскольку гос. бюджет представляет собой находящийся в распоряжении гос-ва денежный фонд, предназначенный для обеспечения фин. ресурсами общегосударственных потребностей.

4. Будучи направленными в бюджет налоги не имеют целевого характера. Т.е. отдельные их виды не увязываются с конкретными объектами расходов.

Данные признаки налогов сложились в процессе их исторического развития и наблюдаются не только в России но и различных странах мира.

Кроме, этих признаков, необходимо отметить, что в условиях развития МСУ развилась система и местных налогов. И согл. Конституции РФ , органы МСУ не входят в систему гос. власти и органов гос. управления, однако выполняемые функции придают им публичный характер.

При выяснении понятия налогов следует учесть, что в России (и др. странах), сумы поступающие от налогов стали зачисляться не только в бюджет, но и в ГВФ.

Юридические признаки налога

1. Налоги это обязательные платежи, т.е. налоги, носят императивно – обязательный характер. Уплата налога явл. конституционно – правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от уплаты налогов.

Налоги не предполагают каких либо форм кредитования государства. Налогообложение носит безвозвратный характер. Налоговая обязанность вытекает непосредственно из закона, означает, что господствует императивный, повелительный характер.

2. По юр. Форме, налоги явл. индивидуально – безвозмездными, проявляется индивидуально – безвозмездный х-р налога. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершать в пользу данного персонально – определенного налогоплательщика какие – либо действие. Уплатив налог, налогоплательщик не приобретает ни каких субъективных прав. Данный признак отличает налоги от сборов, которые носят частно – возмездный, эквивалентный характер. Уплата сбора предполагает встречные действия гос- ва в интересах плательщика сбора.(выдача лицензии, предоставление права торгов, и т.д.). Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ, т.е. уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в т.ч. и через суд.

3. Налоги устанавливаются законодательными (представительными ) органами власти.

4. Налоги распространяются как на физических так и на юридических лиц.

5. Суммы поступающие от налогов, подлежат зачислению в соотв. С законодательством РФ, в государственную или муниципальную казну.

6. Уплата налогов, производится в сроки и в размерах уст. налоговым законодательством.

7. Налог взыскивается на условиях безвозвратности.

 

В определении понятия налог, опередил Конституционный суд, который указ, « налог- это единственно – законное, форма отчуждения собственности физических и юридических лиц, в пользу субъектов публичной власти на началах, обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания и контрибуции».

Ст. 8 НК РФ от 31.07.1998г. № 146 ФЗ, под налогом понимается, обязательный индивидуально – безвозмездный платеж, взымаемый с организации и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Понятие сбора и его отграничение от налога.

Ч. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается, обязательный взнос, взымаемый с юр. И физ. Лиц, уплата которого явл. одним из условий, совершения в отношении плательщика сборов гос. органами и органами МСУ, иными уполномоченными органами, и должностными лицами юридически значимых действий вкл. Предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Сбор, в отличии от налога, должен использоваться только на те цели, ради которых они взымались.

Пошлина это денежный сбор, взымаемый некоторыми государственными и местными учреждениями (судом), за оказание плательщику какой либо услуги.

Функции налогов

Функция налога – это проявление его сущности в действии, это способ выражения его свойств. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Свойственно 4 осн. Функции:

1. Фискальная функция (от лат. казна). По средством фискальной функции, реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и ГВФ, т.е., реализация данной функции позволяет государству осуществлять наиболее важные собственный функции, т.е. оказывать государственные услуги.(в обл. национальной обороны, соц. сфере и т.п.). Функционирование гос –ва происходит благодаря этой функции!

2. Регулирующая функция налогов. Обеспечивает, регулирование производственных отношений в обществе, в целях обеспечения стабильного экономического роста. При помощи установления налогов и их ставок, государством осуществляется поддержка одних отраслей экономики, и снижение развития других.

3. Контрольная функция налогов. В ходе налогообложения со стороны государства, проводится контроль за финансово – хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций, за законностью получения доходов, использования имущества и т.д. Именно механизм налогообложения, способствует ведению учета денежных доходов и материальных ценностей в стране. А так же, необходим для анализа экономического потенциала страны, и определение перспектив, для решения конкретных вопросов социально – экономического развития страны. Данная функция направленна на выявление эффективности налогового времени, и соотв. Внесений изменений в налоговую систему.

4. Стимулирующая функция налогов. Реализуется через систему налоговых льгот преференций, в рамках отдельных видах налогов.

Г.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.