Сделай Сам Свою Работу на 5

Налоговые правонарушения и ответственность за их нарушения





Понятие и виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах

В науке НП отсутствует единый подходя к данному понятию.

Обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций.

Система мер государственного принуждения, применяемая специализированными государственными органами к нарушителям норма законодательства о налогах и сборах, связанного с восстановлением нарушенного права государства, а так же с дополнительным обременением правонарушителя.

Среди нарушений законодательства о налогах и сборах выделяют:

1. Налоговые правонарушения.

2. Нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки административного правонарушения – административные проступки.

3. Нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступления – налоговые преступления.

ПП ВАС № 5 от 28.02.2008 г.: ФЛ может быть одновременно привлечено только к 1 виду ответственности. Организации и должностные лица одновременное несут налоговую и административную\уголовную ответственность.



Признаки налоговой ответственности:

1) Обладает всеми признаками юридической ответственности.

2) Наступает за налоговое правонарушение, определение которого дано в ст. 106 НК.

3) Реализуется в специфической процессуальной форме, определённой НК.

4) Является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. В качестве такой меры выступает налоговая санкция.

Общие условия привлечения к налоговой ответственности (принципы)

- перечень требований, предъявляемых законодателем к процедуре привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

1. Законность – запрет на привлечение к налоговой ответственности иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 108).

2. Запрет на привлечение к налоговой ответственности повторно за совершение одного и того же налогового правонарушения – принцип однократности.

3. Презумпция невиновности.

4. Принцип сложения налоговых санкций (п. 5 ст. 114) – при совершении 1 лицом 2 и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждые правонарушения в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.



5. Установление и применение налоговых санкций должно быть основано на таких конституционных принципах, как справедливость, соразмерность, возможность ограничения прав и свобод только для достижения целей, указанных в Конституции (Постановление КС РФ № 11-П от 15.07.1999 г.). Налоговые санкции должны применяться с учётом личности виновного, характера вины, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Смягчающие обстоятельства:

1) Совершение правонарушения в результате стечения тяжёлых личных и семейных обстоятельств.

2) Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной зависимости и иной зависимости.

3) Тяжёлое материальное положение ФЛ.

Судом или налоговым органом могут быть признаны в качестве смягчающих обстоятельств иные обстоятельства.

Отягчает налоговую ответственность совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемом к ответственности за аналогичное правонарушение.

При наличии хотя бы 1 смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее, чем в 2 раза, по сравнению с размером, установленным соответствующей ст. гл. 16 и 18 НК, а при наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100%.

Налоговая санкция

Как мера ответственности за совершение налогового правонарушения является денежным выражением тех неблагоприятных последствий, которые должен претерпеть правонарушитель. Установлена в виде штрафа.



В случае отказа от возбуждения уголовного дела но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления в суд исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Давность привлечения к налоговой ответственности

Состоит в установлении срока, по истечении которого лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности. Согласно ст. 113 НК лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого оно было совершено и до момента вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности истекли 3 года. Для большинства налоговых правонарушений исчисления срока давности начинается со дня совершения налогового правонарушения, а для налоговых правонарушений, которые могут привести к неуплате конкретных налогов, - со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. Течение срока давности прекращается в момент вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности.

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение активно противодействовало проведению ВНП, что стало непреодолимым препятствием для её проведения и определения налоговыми органами сумм налога, подлежащих уплате в бюджетную систему.

Налоговое правонарушение

Налоговое правонарушение (ст. 106) – виновно совершённое противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которые НК установлена ответственность. Объектом налогового правонарушения являются урегулированные налоговым законодательством отношения, возникающие при уплате налогов и сборов, а так же в ходе проведения налогового контроля. Объективная сторона характеризуется 3 обязательными признаками: наличие противоправного деяния, негативных последствий, причинно-следственной связи между противоправным деянием и негативным последствием.

Субъектом налогового правонарушения являются лица, обладающие налоговой деликтоспособностью. Таковыми выступают ФЛ и организации.

Субъективная сторона выражается в психологическом отношении лица к содеянному и к последствиям противоправного поступка. НК предусматривает совершение налогового правонарушение по умыслу и по неосторожности.

Обстоятельства исключающие вину (ст. 111):

1) Совершение деяния в следствии стихийного бедствия или других чрезвычайных или непреодолимых обстоятельств.

2) В момент совершения не мог отдавать себе отчёта в совершении своих действий или руководить ими в следствии болезненного состояния.

3) Выполнял письменные разъяснения финансовых органов по вопросам применения финансового законодательства.

4) Иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом.

Виды налоговых правонарушений

1) (в зависимости от субъекта правонарушения):

- правонарушения налогоплательщиков;

- налоговых агентов;

- свидетелей;

- переводчика, эксперта или специалиста;

- банков;

- иных лиц.

2) (в зависимости от объекта, на который направлено противоправное деяние):

- нарушение порядка постановки на учёт в налоговые органы;

- нарушение порядка предоставления сведений налоговым органам;

- нарушение установленного порядка учёта объекта налогообложения;

- нарушение порядка уплаты (удержание и\или перечисления налогов);

- нарушение порядка осуществления налогового контроля;

- нарушение порядка владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом;

- нарушение банками установленных НК обязанностей.

Общий порядок применения ответственности за налоговые правонарушения

НК различает виды производств по делам о налоговых правонарушениях в зависимости от того, в ходе каких мероприятий налогового контроля выявлено налоговое правонарушение. Если налогов правонарушение выявлено в ходе налоговой проверки, то производство осуществляется в порядке, установленном ст. 101 НК. Если правонарушение выявлено в ходе иных мероприятий налогового контроля, то производство по нему осуществляется в порядке, установленном ст. 101.4 НК. Такие налоговые правонарушения, как грубое нарушение правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120); неуплата или неполная уплата сумм налога или бора( ст. 122); невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (ст. 123) могут быть выявлены только в ходе налоговых проверок. Для этой категории дел законодатель предусматривает усложнённую процедуру привлечения к ответственности. Для остальных налоговых правонарушений предусмотрена упрощённая процедура привлечения к налоговой ответственности.

Общий порядок

Процедура привлечения за правонарушения, выявленные в ходе налоговой проверки:

1. Составление акта налоговой проверки. Должен быть вручён лицу в течение 5 дней. В течение 15 дней лицо вправе представить письменные возражения. В течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для направления возражений, принимается решение по результатам налоговой проверки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.