Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности функционирования современной налоговой системы РФ





В 2005 году ситуация с количеством установленных налогов изменилась - оно заметно уменьшилось. Осталось всего 14 официальных налогов. Согласно ФЗ РФ от 01 июля 2005 года №78-ФЗ к федеральным налогам и сборам относятся 9 налогов.

Налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц создают основу финансовой базы государства.

Таким образом, из перечня федеральных налогов с 1 января 2005 года исключены: налог на доходы от капитала, возможность установления которого была определена Кодексом, однако он фактически входил в состав налога на доходы физических лиц или организаций; таможенная пошлина, которая теперь регулируется нормами Таможенного кодекса РФ; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; лесной налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы; налог на наследование или дарение.

Таким образом, исключены не применяемые налоги - налог на недвижимость; дорожный налог; налог с продаж.



Таким образом, с 1 января 2005 года из перечня местных налогов исключены налог на рекламу и налог на наследование или дарение. Следовательно, последний местный налог, связанный с хозяйственной деятельностью организаций и предпринимателей - налог на рекламу - прекращает свое существование. Теперь рекламная деятельность сможет облагаться специфическими налогами только с помощью применения специального налогового режима в виде ЕНВД к стационарным рекламным носителям. Местным органам власти остаются только два рычага прямого формирования местного бюджета, и оба этих рычага прямо связаны с недвижимостью.

Бюджетное устройство РФ предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов. Согласно этому признаку налоги делятся на закрепленные и регулирующие налоги. [10]

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты.



Регулирование налоговых доходов является инструментом, предназначенным для выравнивания доходов региональных и местных бюджетов или обеспечения их доходами на исполнение переданных им функций. Серьезное преимущество регулирующих доходов по сравнению с финансовой помощью заключается в том, что регулирующие налоги и сборы непосредственно связаны с налоговой базой конкретного муниципального образования, кроме того, технически, зачисление регулирующих доходов гораздо проще получения, например, дотации. Если нормативы отчислений от регулирующих налогов и сборов закреплены на постоянной основе, то частично решается проблема самостоятельности регионального или местного бюджета. Это право (закрепления на постоянной основе) предоставлено субъектам РФ.

Государственная пошлина, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляется в местные бюджеты. Налог на прибыль организаций в твердой доле делится соответственно между федеральным и региональными бюджетами, а из них перечисляется в местные бюджеты. Акцизы распределяются между бюджетами, в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться, налог на добавленную стоимость полностью поступает в федеральный бюджет, а подоходный налог с физических лиц - в региональный. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

Хотя налог на имущество юридических лиц является региональным налогом, законодательно установлено, что половина его поступлений направляется в местные бюджеты. Таким образом, к регулирующим налогам в России мы можем отнести почти все основные налоги (кроме НДС и налога на доходы физических лиц). Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные



методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога. К ним относятся: 1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый - когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку;

2) на основе декларации - документа, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него (налог на прибыль). 3) у источника - вносится лицом, выплачивающим доход (налог на доходы физических лиц).[11]

Заключение

В ходе решения поставленных задач, мы пришли к следующим выводам:

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В данной работе была раскрыта сущность налогов и налоговой системы, рассмотрены основные виды налогов РФ на современном этапе и их функции. Было сформировано представление о налоговой системе России.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям.

Практика показала несостоятельность сделанного акцента на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Однако нельзя не отметить положительные тенденции в сфере реформирования налоговой системы в последнее время.

К их числу можно отнести: объединение законодательства о налогообложении в Налоговый кодекс РФ, что позволяет максимально избегать разногласий в вопросах налогообложения; отмена налоговых льгот, следовательно - ликвидация некоторых каналов ухода от налогообложения.

Исправленный, составленный с учётом предыдущих ошибок и неудач, Налоговый кодекс, разработан Правительством РФ. Несомненно, он является прогрессивным законодательным актом, по сравнению с ранее действовавшим налоговым законодательством, и создал более благоприятный правовой режим для налогоплательщиков. Однако уже с первых дней действия нового Налогового кодекса встал вопрос о внесение в него дополнений и изменений.

Кодификация российского налогового законодательства обеспечила полноту правового регулирования налоговых правоотношений, компактность и наибольшую согласованность нормативных предписаний, защиту от хаотичности и нестабильности налогового законодательства, упорядочение взаимоотношений участников налоговых правоотношений, усиление защиты их прав, усовершенствование налоговых процедур и системы ответственности, создание условий для эффективного налогового администрирования.

Однако нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует поступлению как отечественных, так и иностранных инвестиций.

Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Неопределенность и противоречивость норм, расплывчатость и декларативность формулировок, лексико-терминологическая неоднозначность, содержащиеся в ряде положений части первой Налогового кодекса, в том числе в процессуальных нормах, а также в Федеральном законе “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, создают условия для произвольного манипулирования такими нормами и неисполнения налогоплательщиками, иными лицами конституционной публично-правовой обязанности по уплате каждым законно установленных налогов и сборов.

Список литературы

1. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право/Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова//Юрист. - 2011. - 350 с.

2. Грудцына Л.Ю. Большой юридический справочник для физических и юридических лиц//Л.Ю. Грудцына//Феникс. - 2011. - 512 с.

3. Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение/Н.Г. Дмитриева//Феникс. - 2012. - 416 с.

4. Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах/А.В. Ильин//Финансы. - 2011. - №7. - С.21-25.

5. Караваева И.В., Волков А.В. Оценка основных современных преобразований в налоговой системе России/И.В. Караваева, А.В. Волков//Финансы и кредит. - 2011. - №23. - С.54.

6. Леонтьева А.Г., Токарева О.Е. Экономика общественного сектора/ А.Г. Леонтьева, О.Е. Токарева//Издательство ТюмГУ. - 2012. - 209 с.

7. Мальцев В.А. Финансовое право/В.А. Мальцев//Академия. - 2012. - 233 с.

9. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение /А.В. Перов, А.В. Толкушкин//Юрайт-Издат. - 2012. - 635 с.

10. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право/ А.А. Тедеев, В.А. Парыгина//Эксмо-Пресс. - 2012. - 367 с.

11. Черник Д.Г., Алексеев М.Ю., Болабонова О.Н. Налоги/Д.Г. Черник// Финансы и статистика. - 2011.

 


[1] Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право/Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова//Юрист. - 2011. - 350 с.

[2] 2. Грудцына Л.Ю. Большой юридический справочник для физических и юридических лиц//Л.Ю. Грудцына//Феникс. - 2011. - 512 с.

 

[3][3][3] 3. Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение/Н.Г. Дмитриева//Феникс. - 2012. - 41

 

[4] Караваева И.В., Волков А.В. Оценка основных современных преобразований в налоговой системе России/И.В. Караваева, А.В. Волков//Финансы и кредит. - 2011. - №23. - С.54.

 

[5] 4. Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах/А.В. Ильин//Финансы. - 2011. - №7. - С.21-25.

 

[6] Леонтьева А.Г., Токарева О.Е. Экономика общественного сектора/ А.Г. Леонтьева, О.Е. Токарева//Издательство ТюмГУ. - 2012. - 209 с.

 

[7] Мальцев В.А. Финансовое право/В.А. Мальцев//Академия. - 2012. - 233 с.

[8] Черник Д.Г., Алексеев М.Ю., Болабонова О.Н. Налоги/Д.Г. Черник// Финансы и статистика. - 2011.

 

[9] . Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение /А.В. Перов, А.В. Толкушкин//Юрайт-Издат. - 2012. - 635 с.

 

[10] Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение /А.В. Перов, А.В. Толкушкин//Юрайт-Издат. - 2011. - 635 с.

 

[11] . Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право/ А.А. Тедеев, В.А. Парыгина//Эксмо-Пресс. - 2012. - 367 с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.