Совет безопасности ООН: состав, порядок работы.
Он занимает особое место в системе главных органов ООН. Гос-ва — члены ООН для обеспечения быстрых и эффективных действий возложили на него главную ответ-ть за поддержание межд-ного мира и безопасности и при исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответ-ти, Совет Безопасности действует от их имени (ст. 24 Устава).
В отличие от Генеральной Ассамблеи, включающей всех членов Организации, Совет Безопасности имеет ограниченный состав. Кол-во его членов фиксируется в Уставе ООН (ст. 23), вследствие чего для изменения численного состава Совета необходимо внесение поправок в Устав.
Совет Безопасности состоит из 15 гос-в-членов (до 1965 г. состоял из 11 членов), при этом имеются постоянные и непостоянные члены.
Постоянными членами Совета явл-ся 5 гос-в: Советский Союз, США, Великобритания, Франция и Китай. В настоящее время место Союза ССР в Совете Безопасности занимает РФ (поправка, в Устав в связи с этим не вносилась).
Генеральная Ассамблея избирает 10 др. гос-в — членов ООН в качестве непостоянных членов Совета Безопасности (до расширения состава было 6 непостоянных членов). Эти члены избираются на 2хгодичный срок, причем ежегодно подлежат переизбранию 5 гос-в. При избрании непостоянных членов выделяют степень участия членов Организации в поддержании межд-ного мира и безопасности, а также справедливое географическое распределение.
В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1963 г., расширившей состав Совета, места непостоянных членов распределяются: от Африки и Азии — 5 членов, от Восточной Европы — 1, от Латинской Америки — 2, от Западной Европы и др. гос-в — 2. Вместо выбывающих ввиду истечения 2хгодичного срока непостоянных членов избираются гос-ва того же географического района.
Совет Безопасности расследует любой спор или любую ситуацию, которая может привести к межд-ным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию межд-ного мира и безопасности.
Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления межд-ного мира и безопасности.
Совет Безопасности определяет какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и может потребовать от членов ООН применения этих мер, к которым относятся полный или частичный перерыв экономических отношений, ж/дорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
Члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности и выполняют их.
Действенность резолюций Совета Безопасности о санкциях обусловлена их выполнением гос-вами, в т.ч. с использованием внутригос-ных правовых средств.
Совет Безопасности уполномочен предпринимать действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления межд-ного мира и безопасности (демонстрацию, блокаду и др.)
Совет Безопасности наделен правом формирования и применения вооруженных сил ООН для поддержания межд-ного мира и безопасности. Все члены ООН обязаны предоставлять по требованию Совета Безопасности на установленный период необходимые национальные вооруженные силы в его распоряжение, а также иную необходимую помощь. Предоставление вооруженных сил должно осущ-ться на основании особых соглашений между Советом Безопасности и соответствующими гос-вами. Соглашения фиксируют численность и род войск, их дислокацию, характер предоставляемых средств обслуживания.
Важное место в деят-ти Совета Безопасности занимают операции по поддержанию мира (миротворческие акции).
Полномочия Совета Безопасности не затрагивают неотъемлемого права гос-в на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор пока Совет Безопасности не примет необходимых мер.
Совет Безопасности является постоянно действующим органом и организуется т.о., чтобы он мог ф-ционировать непрерывно. Каждый член Совета имеет своего постоянного представителя.
Каждый член Совета Безопасности имеет 1 голос. Решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса 9 членов Совета. Особый порядок предусмотрен Уставом для принятия решений по существу, по вопросам непроцедурного характера. Такие решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса 9 членов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. В том случае, если хотя бы один из постоянных членов Совета голосует против, решение не принимается (право вето). Если же один или несколько постоянных членов воздерживаются либо не участвуют в голосовании, то решение, поддержанное 9 членами, считается принятым.
Межд-ный суд ООН.
Это главный судебный орган ООН, действующий в соответствии с Уставом ООН и Статутом Межд-ного Суда. В его состав входят 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Компетенция Суда включает в себя разрешение споров между гос-вами, взявшими на себя обязательство выполнять его решения по конкретным делам, и разработку консультативных заключений по юр-ским вопросам.
Межд-ный Суд был создан в качестве главного судебного органа ООН. Его предшественник - Постоянная палата межд-ного правосудия, действовавшая в рамках Лиги Наций в 1922—1940 гг.
Правовую основу, компетенцию и деят-ть Суда составляют гл. XIV Устава ООН и Статут Межд-ного Суда; образующий неотъемлемую часть Устава.
Суд имеет свой регламент.
Статут включает четыре главы: I — Организация Суда;
II — Компетенция Суда; III — Судопроизводство; IV — Консультативные заключения.
Все члены Организации являются участниками этого Статута. Есть возможность участия в Статуте и др. гос-в, не являющихся членами ООН, на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности (статус Швейцарии).
Участниками Статута являются гос-ва, а членами Суда являются индивиды — судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности, или являются юристами с признанным авторитетом в области межд-ного права.
Суд состоит из 15 членов, в числе которых не может быть 2х граждан одного и того же гос-ва. РФ представлена в Суде. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят выборы одновременно и независимо друг от друга; для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Срок полномочий члена Суда — 9 лет, но возможно переизбрание. Он не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению др. членов Суда, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям. Суд избирает председателя и вицепредседателя на 3хлетний срок с возможным переизбранием, а также назначает секретаря.
Члены Суда при исполнении судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Место пребывания и деят-ти Суда — г. Гаага (Нидерланды). По решению Суда возможно проведение его заседаний в др. местах.
Суд является постоянно действующим органом. Он заседает в полном составе; для образования судебного присутствия считается достаточным кворум в 9 судей. По мере необходимости образуются камеры в составе 3х (или более) судей для разбора определенных категорий дел.
Официальными языками Суда являются французский и английский. На этих языках готовятся материалы, ведется судопроизводство, формулируются решения. По ходатайству стороны ей должно быть предоставлено право пользоваться другим языком, не относящимся к категории официальных.
Стороны выступают в Суде через представителей и могут пользоваться помощью поверенных или адвокатов. Все эти лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельности выполнения их обязанностей.
Судопроизводство состоит из 2х элементов — письменного и устного. Слушание проводится публично, но Суд может принять и иное решение и стороны могут потребовать недопуска публики.
Основная ф-ция Суда — разрешение споров между гос-ми.
К ведению Суда относятся все дела, которые передаются ему гос-ми как сторонами в споре, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими дог-ми и конвенциями. В межд-ных дог-рах есть специальные нормы относительно юрисдикции Межд-ного Суда в связи со спором о толковании и (или) применении определенных дог-рных положений. Любой спор между гос-ми-участниками, который не разрешен путем переговоров или предусмотренных процедур, передается по требованию любой из сторон в споре на разрешение Межд-ного Суда, если стороны в споре не договорились об ином способе урегулирования.
При рассмотрении межгос-ных споров к судебному производству принимаются дела, переданные обеими спорящими сторонами. Такого правила придерживаются многие гос-ва — участники Статута Суда, включая РФ. Применяется правило обязательной юрисдикции Суда по правовым спорам, признаваемое гос-ми, сделавшими по этому поводу специальные заявления. Для рассмотрения спора достаточно обращения одной из спорящих сторон.
Суд решает переданные ему споры на основании межд-ного права и применяет:
а) межд-ные конвенции, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими гос-ми;
б) межд-ный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Решение Суда обязательно для участвующих в деле сторон. Каждый член Организации обязуется выполнить решение Суда по тому делу, в котором он является стороной. В случае невыполнения одной из сторон решения Суда Совет Безопасности ООН может по просьбе другой стороны сделать рекомендации или принять меры для приведения решения в исполнение.
2я ф-ция Межд-ного Суда — принятие консультативных заключений по юр-ским вопросам. Такие заключения могут запрашивать Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности, а также другие органы ООН и специализированные учреждения.
СНГ
Содружество Независимых Гос-в
Решение о создании СНГ было принято руководителями России, Белоруссии и Украины на встрече в Минске 8 декабря 1991 г. В Соглашении о создании СНГ сказано, что СССР прекратил свое существование,а договаривающиеся гос-ва образовали СНГ.
К сфере их совместной деят-ти, реализуемой через общие координирующие институты Содружества, относятся:
координация внешнеэкономической деят-ти;
сотрудничество в формировании общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;
сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
вопросы миграционной политики;
борьба с организованной преступностью.
21 января 1992 г. руководители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины на встрече в Алма-Ате приняли Декларацию, в которой было подтверждено прекращение существования СССР и образование СНГ. Тогда же было принято решение о создании высших органов Содружества — Совета глав гос-в и Совета глав правительств.
Соглашение о создании СНГ вступило в силу для каждого гос-ва-участника с момента его ратификации.
В рамках СНГ действует большое число двусторонних договоров, регулирующих различные аспекты политического, экономического, гуманитарного, военного сотрудничества.
Целями Содружества являются:
осущ-ние сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях;
развитие гос-в-членов в рамках общего экономического пространства;
обеспечение прав и свобод чел-ка в соответствии с общепризнанными принципами и нормами межд-ного права и документами СБСЕ;
свободное общение и передвижение граждан в Содружестве;
правовая помощь и сотрудничество в иных сферах отношений;
мирное разрешение споров между гос-вами — членами СНГ.
Членами СНГ являются страны, ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ 1991 г. и Протокол к нему 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ. Членами СНГ могли стать также те гос-ва, которые приняли на себя обязательства по Уставу до 22 января 1994 г. После этой даты участником СНГ может стать гос-во, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех гос-в-членов.
Уставом СНГ предусматривается также возможность ассоциированного членства. Страны — не члены СНГ могут принимать участие в работе органов Содружества в качестве наблюдателей.
Гос-во — участник СНГ вправе выйти из Содружества, известив об этом депозитария Устава СНГ (Правительство Белоруссии) за 12 месяцев до даты выхода.
В настоящее время в СНГ участвуют все республики бывшего СССР, за исключением прибалтийских и в некоторых случаях — Украины.
Совет Европы.
Совет Европы создан после 2й мировой войны и действует на основании Устава 1949 г. Участниками Совета Европы являются около 40 гос-в, в т.ч. и Россия.
Цели Совета Европы:
обеспечение более тесных связей между г-вами Европы;
содействие превращению Европы в демократическое пространство;
защита прав чел-ка;
координация деят-ти Совета с другими европейскими гос-вами.
Гос-во, желающее вступить в Совет Европы, должно соответствовать следующим условиям:
правовое устройство и институты должны соответствовать принципам демократии;
народные представители должны избираться путем свободных, равных и всеобщих выборов.
Учитываются также гарантии осуществления свободы выражения мнения, защита национальных меньшинств, соблюдение основ межд-ного права, и — обязательное условие — подписание Европейской конвенции по защите прав чел-ка и основных свобод 1950 г.
Органами Совета являются — Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещания отраслевых министров, Секретариат.
Комитет министров (высший орган Совета) состоит из министров иностранных дел гос-в-членов и заседает 2 раза в год. Комитет определяет программу работы Совета, принимает бюджет Совета, назначает членов Европейской комиссии по правам человека. Решения Комитета министров принимаются либо в форме рекомендаций, либо в форме конвенций, подлежащих ратификации.
Консультативная ассамблея состоит из депутатов и из заместителей, избираемых из числа членов национальных парламентов.
Совещания отраслевых министров (юстиции, экономики и т.д.) созываются по мере необходимости и решают вопросы.
Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, избираемый Консультативной Ассамблеей
Местопребывание Совета — г. Страсбург (Франция).
Европейский союз.
Европейский Союз (ЕС) был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г., Европейского экономического сообщества 1957 г. в результате объединения в 1957 г. этих ранее самостоятельных организаций и назывался вплоть до недавнего времени Европейскими сообществами.
В 1965 г. на основе Брюссельского дог-ра были созданы единые органы Сообществ. Единый Европейский акт 1986 г. оформил передачу ЕС полномочий в области охраны окружающей среды, культуры и образования, охраны здоровья, технологической и социальной политики, единое таможенное пространство. Соглашение 1990 г. урегулировало вопросы беспрепятственного перемещения через границы стран — членов ЕС товаров, рабочей силы и капиталов.
Маастрихтские соглашения 1992 г. (вступили в силу в 1993 г.) завершили процесс юр-ского оформления механизма Сообществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Дог-р о Европейском Союзе дополнен 17 протоколами. Дог-ром введено гражданство ЕС.
Первоначальными участниками ЕС были Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ. В 1973 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия, в 1995 г. — Швеция, Австрия и Финляндия. Сегодня в ЕС входят 15 государств.
1) ЕС представляет собой федеративное гос-воподобное образование добровольно объединившихся стран.
2) ЕС является межд-ной организацией, а ее право — это межд-ное право.!!!
3) ЕС — это межд-ная организация с элементами конфедерации.
Гос-ва, вошедшие в ЕС, не утеряли своего суверенитета. Однако Союзу был делегирован необычайно широкий объем правомочий. Право ЕС имеет прямое действие на тер-рии стран-участниц и приоритет перед национальным правом. Цели ЕС:
создание политического и торгово-экономического союза стран — членов Союза,
обеспечение свободного движения товаров и услуг, а также миграции рабочей силы в рамках ЕС,
введение единой валюты,
фактическая отмена внутренних границ стран Союза,
совместная внешняя политика и политика в области межд-ной безопасности и др.
Право Европейского Союза состоит из 2х больших групп норм:
внутреннее право Союза как межд-ной организации;
право Союза, регулирующее конкретные виды политико-экономической, социальной и культурной деят-ти гос-в Союза.
Главными органами ЕС являются Европейский Совет, Европейская комиссия, Совет Европейского Союза, Европейский парламент, Европейский суд.
Европейский Совет составляют главы гос-в и правительств гос-в ЕС и Председатель Европейской комиссии, их заместители (министры иностранных дел) и член Комиссии. Совет заседает 2 раза в год.
Европарламент состоит из депутатов, избираемых в странах-участницах в ходе прямых выборов на 5 лет. Европарламент контролирует Европейскую комиссию и Совет, разрабатывает право ЕС и бюджет Союза.
Сессии Европарламента (ежемесячные) проходят в г. Страсбурге (Франция), чрезвычайные сессии — в г. Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европарламента, секретариат Европарламента — в г. Люксембурге.
Совет Европейского Союза состоит из министров гос-в-членов (в зависимости от рассматриваемого вопроса). Представительство в Совете, когда требуется квалифицированное большинство голосов, неодинаково. Так, Германия имеет 10 голосов, Ирландия — 3, Люксембург — 2 и т.д. Местонахождение Совета — г. Брюссель.
Европейская комиссия состоит из 20 членов и председателя, назначаемого правительствами стран ЕС с согласия Европарламента. Комиссия наблюдает за соблюдением решений норм и решений ЕС и организует их исполнение. Местонахождение Комиссии — г. Брюссель.
Европейский суд состоит из 15 судей, 9 генеральных прокуроров (назначаются на 6 лет). Суд разрешает споры между гос-вами ЕС, между органами Европейского Союза и гос-вами-членами, между органами ЕС, между Европейским Союзом и юр-скими и физ-кими лицами, готовит экспертные заключения.
В ЕС упразднены все таможенные пошлины на внутриевропейских границах на все виды товаров, а в отношении стран, не входящих в ЕС, проводится единая таможенная политика.
РФ активно сотрудничает со странами Европейского Союза.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|