Сделай Сам Свою Работу на 5

Внешнеторговая политика государства





Тема: Теоретические проблемы международной экономики

 

1 Особенности функционирования открытой экономики

2 Понятие, структура и основы развития мирового хозяйства. Сущность глобализации мировой экономики

3 Внешнеторговая политика государства

4 Платежный баланс. Валютный курс

 

Особенности функционирования открытой экономики

Существуют два подхода к определению понятий закрытая экономика и открытая экономика. В соответствии с первым подходом:

Закрытая экономика – это экономика, не подверженная какому либо влиянию со стороны международной торговли, в которой, следовательно, нет ни экспорта, ни импорта какого бы то ни было рода.

В такой трактовке закрытая экономика рассматривается как теоретическая модель, которая позволяет понять механизм функционирования национальной экономики, что является главной задачей макроэкономического анализа.

Изучая закрытую экономику, мы упрощаем модель кругооборота национального дохода и сосредотачиваемся на анализе доходов и расходов внутри национальной экономики. В связи с этим совокупный спрос в закрытой экономике представлен как сумма потребительских, инвестиционных и государственных планируемых расходов:



AD = C + I + G

Однако целый ряд проблем требует исследования открытой экономики. Открытая экономика – это экономика, участвующая в международной торговле и международных финансовых отношениях с различными странами мира.

Модель кругооборота национального дохода в открытой экономике учитывает влияние экспорта и импорта, и совокупный спрос представлен как сумма планируемых потребительских, инвестиционных и государственных расходов и расходов на чистый экспорт:

AD = C + I + G +Xn,

где чистый экспорт (Xn) представляет собой разницу между экспортом и импортом.

Разные страны в разной степени участвуют в обмене товарами, услугами, деньгами, капиталами, рабочей силой с зарубежными странами. Чем меньше страна, тем, как правило, больше ее относительная зависимость от внешнего рынка, и наоборот, чем больше страна и больше обеспеченность собственными ресурсами, тем эта зависимость меньше.

Характер и структура взаимоотношений экономики разных стран с внешним миром могут быть различными, поэтому страны различаются по степени открытости к внешнему миру. Этот критерий формирует второй подход к определению закрытой и открытой экономики. В соответствии с этим подходом:



Открытые экономики имеют минимальные барьеры (препятствия) для экономического взаимодействия с внешним миром. (Стран, которые таких барьеров вовсе не имеют, практически не существует).

Закрытыми экономиками называют такие экономики, которые имеют значительные, иногда запретительные препятствия для такого взаимодействия. Чаще всего это делается для защиты отечественных производителей от более сильных конкурентов внешнего рынка, а иногда для создания более благоприятных условий для выхода отечественных производителей на внешние рынки.

Степень открытости или закрытости экономики пытаются выяснить, опираясь на данные о доле экспорта или импорта в национальном продукте. Однако они свидетельствуют лишь об относительной зависимости от внешней торговли. Судить же о степени закрытости или открытости экономики следует главным образом по режиму обмена, который регулируется государством.

При этом следует иметь в виду, что экономические взаимоотношения с внешним миром не исчерпываются торговлей (экспорт – импорт), то есть материальными потоками. Они включают в себя и движение (потоки) капитала и рабочей силы. И все же основой международных экономических отношений является международная торговля.

Понятие, структура и основы развития мирового хозяйства. Сущность глобализации мировой экономики



Мировое хозяйство – система экономических отношений, возникшая на базе международного разделения труда и сотрудничества национальных экономик. Оно сложно, противоречиво, подвержено воздействию различных факторов и изменениям, но всегда имеет исходное, организованное начало, которым является общественное разделение труда, специализация и обобществление производства.

Глобализация экономической жизни – это процесс втягивания мирового хозяйства, понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных между собой системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в рынок и тесное переплетение их экономик. Явление глобализации рассматривают с двух сторон.

На макроэкономическом уровне глобализация означает общее стремление стран и отдельных регионов к экономической активности вне своих границ. Признаки таких устремлений: либерализация, разгосударствление и приватизация, снятие торговых и инвестиционных барьеров, создание зон свободного предпринимательства и т.д.

На микроэкономическом уровне под глобализацией понимается расширение деятельности предприятия за пределы внутреннего рынка. Межстрановые интеграционные процессы ведут к уменьшению неравномерности распределения доходов между различными группами стран мирового сообщества.

Процесс глобализации усилился с возрастанием роли и расширением сферы деятельности транснациональных корпораций (ТНК), под которыми понимаются функционирующие в акционерной форме крупные финансовые, производственные и научно-технологические, торгово-сервисные объединения, которые осуществляют операции как в стране базирования, так и за ее пределами. Значение этих компаний в формировании современной мировой экономики является ключевым, так как они создают предпосылки становления международного производства с единым информационным пространством, международным рынком капитала и рабочей силы, научно-технических услуг. ТНК делают мировую экономику интернациональной. В целях урегулирования экономических отношений, разработаны общие правила и созданы соответствующие институты, например, ВТО,ББРБ и др.

Внешнеторговая политика государства

Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами между странами посредством импорта и экспорта. Международная торговля может иметь положительное значение, как для сферы производства, так и для сферы потребления.

Она дает странам возможность ввозить некоторые товары и услуги, если это будет дешевле, чем производить их внутри страны. Страны также могут получать некоторые продукты и ресурсы, которые в противном случае были бы практически недоступны из-за неспособности внутренних производителей предложить их (например, редкие виды сырья, высокотехнологичная продукция).

Международная торговля способствует повышению эффективности производства, так как стимулирует перемещение ресурсов из тех отраслей, продукцию которых выгоднее замещать импортом, в те отрасли, где страна имеет сравнительные преимущества перед своими торговыми партнерами.

Именно сравнительные преимущества в производстве определённых благ, которыми обладают страны, обеспечивают основу международного разделения труда, а, следовательно, и международной торговли.

Страна, участвующая в международной торговле, обладает сравнительным преимуществом, если она может произвести какой-либо товар с меньшими относительными издержками, чем другие страны. Практически все страны обладают сравнительными преимуществами.

Различия между странами в сравнительных преимуществах зависят в первую очередь: от обеспеченности страны основными ресурсами (природными ресурсами, трудом и капиталом); от степени экономического развития (уровня дохода на душу населения, общего уровня затрат и цен, уровня развития науки и техники, образования, здравоохранения и т. д.).

Проявляются же эти различия: в различных структурах издержек, то есть в ценовой конкурентоспособности; в различных уровнях мастерства, то есть в конкурентоспособности, связанной с дифференциацией продукции.

Степень доступности ресурсов и квалификация работников определяют ассортимент товаров и услуг, которые страна технически способна производить. Относительные затраты (издержки), цены и факторы дифференциации продукции определяют ассортимент товаров и услуг, которые экономически выгодно производить в стране, поскольку в производстве именно этих товаров и услуг страна имеет сравнительные преимущества перед другими странами.

Представленная ниже таблица 1 иллюстрирует концепцию сравнительных преимуществ (или принцип сравнительных издержек) на примере двух стран (А и Б) и двух товаров (X и Y).

Таблица 1 – Концепция сравнительных преимуществ

Страны товары Соотношение альтернативных издержек
Х Y X : Y
А 100 ед. 100 ед. 1 : 1 – страна А имеет преимущество в производстве товара Y;
Б 180 ед. 120 ед. 1 : 2/3 – страна Б имеет преимущество в производстве товара Х. (или 3/2 : 1)

Предположим, что обе страны имеют одинаковый объем ресурсов, позволяющий им производить либо товар X, либо товар Y. Альтернативные издержки производства товара X, выраженные в единицах товара Y составляют:

в стране А – 1Y, в стране Б – 2/3Y.

Альтернативные издержки производства товара Y составляют:

в стране А – 1X, в стране Б – 3/2X

Из таблицы видно, что страна Б имеет абсолютные преимущества, по сравнению со страной А: она может произвести больший объем как товара X, так и товара Y. Однако выгоды в торговле определяются сравнительными преимуществами:

Страна Б имеет сравнительное преимущество в производстве товара X, так как она в состоянии произвести его с меньшими относительными затратами факторов производства, чем страна А, ведь альтернативные издержки производства товара X составляют лишь 2/3Y в стране Б, тогда как в стране А они составляют 1Y.

Зато страна А имеет сравнительное преимущество в производстве товара Y, так как она способна производить его с меньшими относительными затратами факторов производства, чем страна Б, ведь альтернативные издержки производства товара Y составляют в стране А всего лишь 1X, тогда как в стране Б они составляют 3/2 X.

Таким образом, обе страны повышают свое экономическое благосостояние в том случае, если они специализируются на выпуске того товара, который они могут производить с более низкими относительными издержками по сравнению с другими странами (см. таблицу), то есть, в производстве которого они имеют сравнительное преимущество. При этом неважно, что в другой стране абсолютная производительность во всех отраслях выше, а, следовательно, абсолютные издержки ниже, чем в данной стране.

Если каждая страна будет специализироваться на производстве тех товаров и услуг, в которых у неё имеются сравнительные преимущества, мир сможет в полной мере использовать преимущества специализации: мир в целом и каждая страна в отдельности может получить больший реальный доход от того объема ресурсов, которыми они располагают.

Принцип сравнительных преимуществ может быть в полной мере реализован только в условиях свободной торговли между странами.

Свободная торговля – это международная торговля без каких-либо ограничений (таких, как импортные пошлины, квоты и т.п.), накладываемых на свободное движение товаров и услуг между странами.

На практике, однако, выгоды международной торговли зачастую распределяются между странами неравномерно, в результате чего может возникнуть угроза национальным экономическим интересам. На защиту этих интересов встает государство, проводя соответствующую внешнеторговую политику.

Внешнеторговая политика государства включает в себя определение стратегии, а также совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и их группировками.

Двумя основными разновидностями современной внешнеторговой политики выступают либерализация и протекционизм.

Политика либерализации предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию международной торговли. Наряду с реализацией принципа сравнительных преимуществ, страны получают дополнительную выгоду от либерализации внешней торговли. Она заключается в том, что либерализация стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию внутри страны.

Политика протекционизма направлена на всемерную и всестороннюю защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Она также может проводиться в интересах отечественного бизнеса, стремящегося к захвату внешних рынков.

Протекционизм и либерализация представляют собой два полюса внешнеторговой политики. Однако на практике, как правило, проводится компромиссная, комбинированная политика, сочетающая как элементы либерализма, так и протекционизма. Причем, чем ниже уровень экономического развития страны, тем, как правило, в большем объеме и более жестко применяются протекционистские меры.

Если проводится протекционистская политика, то выгоды от специализации уменьшаются, или даже сводятся на нет. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебрасывать ресурсы (или их часть) с эффективного их использования (из отраслей с низкими относительными издержками) на неэффективное для удовлетворения разнообразных потребностей (которые могли бы удовлетворяться поставками импортной продукции).

Существуют, однако, и серьёзные аргументы в пользу протекционизма: необходимость обеспечения обороны, стремление к увеличению внутренней занятости, диверсификация экономики ради экономической стабильности, необходимость защиты «молодых» отраслей, необходимость защиты отечественных товаропроизводителей в целом, необходимость защиты от демпинга (экспорта товаров по цене более низкой, чем на внутреннем рынке).

Итак, протекционизм представляет собой барьеры на пути свободной торговли.

Эти барьеры (методы торговой политики) можно разделить на две большие группы:

1. Тарифные барьеры, которые представляют собой систему импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин. Пошлина представляет акцизный налог на импортные (экспортные) товары. Пошлины вводятся либо с целью получения доходов в государственный бюджет (фискальные), либо для защиты национального производства (протекционистские);

2. Нетарифные барьеры, которые включают ограничительные меры административного воздействия, выступающие в различных формах:

- импортные (экспортные) квоты – установление максимального объёма товаров, который может быть импортирован (экспортирован);

- лицензирование – означает необходимость получения соответствующего документа (лицензии) для ввоза (вывоза) определенных товаров;

- введение стандартов качества продукции – контроль импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества;

- монополизация государством отдельных сфер внешнеторговой деятельности;

- «добровольные» экспортные ограничения (в интересах страны-импортера) – относительно новая форма торговых барьеров: экспортёры соглашаются на некоторые ограничения в надежде избежать более жёстких барьеров.

Международная торговая политика представляет собой совокупность различных форм и методов международного регулирования обмена товарами и услугами между странами.

Регулирование международной торговли осуществляется как региональными экономическими организациями, союзами и группировками, так и организациями общемирового масштаба.

Примером наиболее развитой региональной экономической группировки является современный Европейский Союз (ЕС), (ранее - Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), учрежденное в 1958г.), в состав которого (на начало 2003г.) входят 15 европейских государств.

Региональные союзы и группировки, с одной стороны, способствуют развитию международной торговли, так как снимают всевозможные барьеры во взаимной торговле стран-участниц. С другой стороны, проводят политику протекционизма в отношении «третьих» стран, устанавливая определенные барьеры для тех стран, которые не входят в их состав, а также для других торгово-экономических союзов.

Хотя все страны в своей внешнеторговой политике исходят из национальных интересов (или групповых интересов отдельных экономических группировок), они объективно заинтересованы в развитии международной торговли в целом, являясь ее субъектами. Поэтому стали возникать организации, регулирующие международную торговлю в общемировом масштабе. Наиболее существенную роль в международном регулировании мировой торговли играет Всемирная торговая организация (ВТО). Ее предшественником было Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), действовавшее с 1948 г. Участниками ВТО (к 2003 г.) являлись 144 страны и 50 имели статус наблюдателей и вели переговоры о вступлении в организацию (в том числе и Россия).

В качестве одной из главных целей своей деятельности ВТО провозгласила борьбу с протекционизмом: отказ от нетарифных и уменьшение тарифных барьеров. В результате таможенные пошлины стран-участниц снизились с 40-60% в конце 40-х гг. до 3-5% к концу 2000 г. Однако сокращением торговых барьеров деятельность ВТО отнюдь не исчерпывается. С момента ее создания принимаются новые решения по либерализации международной торговли. В настоящее время ВТО представлена уже целой системой соглашений, связанных с международной торговлей товарами и услугами, правами интеллектуальной собственности, инвестиционным сотрудничеством, за соблюдением которых осуществляется регулярный контроль.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.