Международное право: понятие и предмет регулирования
Международное право.
8.3. Примерные вопросы к экзамену.
1. Международное право: понятие и предмет регулирования.
2. Применение международного права в сфере внутригосударственных
отношений.
3. Нормы международного права: понятие, особенности, порядок создания, виды.
4. Принципы международного права: понятие, акты, их закрепляющие и
конкретизирующие.
5. Источники международного права: понятие, виды.
6. Роль актов международных организаций и актов международных конференций
в международно-правовом регулировании.
7. Международный договор и международный обычай – источники
международного права.
8. Субъекты международного права: понятие, виды. Международная
правосубъектность физических лиц.
9. Государства – основные субъекты международного права.
10. Участие субъектов РФ в международных и внешнеэкономических связях.
11. Признание государств.
12. Правопреемство государств: понятие, источники, объекты.
13. Правопреемство в отношении международных договоров.
14. Правопреемство в отношении государственной собственности,
государственных долгов и государственных архивов.
15. Правопреемство в связи с прекращением СССР.
16. Ответственность в международном праве: основания и виды.
17. Международные судебные органы: общая характеристика.
18. Международное право в деятельности судов РФ.
19. Право международных договоров: понятие, источники. Внутригосударственное
право о международных договорах РФ.
20. Международный договор: структура, виды.
21. Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.
22. Согласие на обязательность международного договора. Ратификация
международного договора. Обмен и депонирование ратификационных грамот.
Функции депозитария.
23. Ратификация международных договоров РФ: основания, процедура.
24. Оговорки к международным договорам.
25. Вступление в силу международных договоров.
26. Регистрация и опубликование международных договоров.
27. Недействительность международного договора.
28. Прекращение действия международных договоров.
29. СБСЕ – ОБСЕ.
30. ООН: история, устав, цели, принципы, членство.31. Генеральная Ассамблея ООН.
32. Совет Безопасности ООН.
33. Операции ООН по поддержанию мира.
34. Международный суд ООН.
35. СНГ.
36. Совет Европы.
37. Европейский союз.
38. Право внешних сношений: понятие, источники, внутригосударственное
законодательство по вопросам внешних сношений.
39. Система органов внешних сношений.
40. Дипломатическое представительство: понятие, порядок создания, виды,
функции.
41. Консульское учреждение: понятие, порядок создания, виды, функции.
42. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и консульских
учреждений.
43. Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов и консульских
должностных лиц.
44. Понятие территории в международном праве. Классификация территорий
(пространств) по правовому режиму.
45. Государственная территория: понятие, состав, правовой режим
(внутригосударственная и международная регламентация).
46. Государственные границы: понятие, виды, порядок установления.
47. Режим границы. Пограничный режим.
48. Внутренние морские воды: состав, правовой режим.
49. Территориальное море: порядок отсчета, правовой режим.
50. Исключительная экономическая зона: понятие, правовой режим.
51. Континентальный шельф: понятие, правовой режим.
52. Открытое море: понятие, правовой режим.
53. Район дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции: понятие,
правовой режим.
54. Правовой режим космического пространства и небесных тел.
55. Правовой статус космических объектов. Ответственность за ущерб,
причиненный космическими объектами.
56. Правовое регулирование международных полетов над государственной
территорией и в международном воздушном пространстве.
57. Международное гуманитарное право: понятие, источники. Законодательство
РФ о правах и свободах человека.
58. Международные стандарты прав и свобод человека. Правовое регулирование
ограничений прав и свобод человека.
59. Международные механизмы обеспечения и защиты прав и свобод человека:
общая характеристика. Международные органы по защите прав и свобод человека.
60. Европейский суд по правам человека: цель, компетенция, структура, характер
принимаемых решений.
61. Порядок рассмотрения? индивидуальных жалоб в Европейском суде по правам
человека.
62. Правовой статус иностранных граждан: международно-правовое
регулирование.
63. Международное уголовное право: понятие, источники.
64. Преступления против мира и безопасности человечества.
65. Преступления международного характера.
66. Международный организационно-правовой механизм борьбы с преступностью.
Международная организация уголовной полиции (Интерпол).67. Международные уголовные судебные учреждения: общая характеристика.
68. Правовая помощь: понятие, виды. Правовая помощь по уголовным делам:
общая характеристика.
69. Выдача лиц для привлечения к ответственности или для приведения приговора
в исполнение.
70. Передача осужденных для отбывания наказания.
71. Система коллективной безопасности.
72. Запрещение и ограничение оружия массового уничтожения.
73. Международные и немеждународные вооруженные конфликты.
74. Запрещенные способы и методы ведения войны.
75. Защита жертв войны.
76. Окончание войны и его правовые последствия.
Международное право: понятие и предмет регулирования
Международноеправо- это система права, отличная от систем права конкретных государств. Международное право функционирует в межгосударственной системе и является ее подсистемой. Основными ее компонентами являются государства, народы и нации, борющиеся за свою независимость, межгосударственные международные организации, международные конференции, объединения государств, не являющихся международными организациями, различные международные органы (международные суды, международные комиссии, международные арбитражи), международное право и другие социальные нормы, действующие в этой системе, отношения и взаимодействия между перечисленными компонентами. Главными компонентами межгосударственной системы являются государства- суверенные образования. Все остальные компоненты в межгосударственной системе (за исключением наций и народов, борющихся за независимость) представляют собой образования так или иначе созданные государствами. В межгосударственной системе нет верховной власти, нет законодательных, исполнительных и судебных органов, какие существуют в государствах. Поэтому, именно от государств, а также международных организаций и их деятельности прежде всего зависит стабильное функционирование данной системы в целом, состояние международных отношений и эффективность международного права, поскольку государства обладают реальной силой и возможностями, действуя в рамках международно-прававовых норм, обеспечить соблюдение и выполнение международных обязательств. Согласно традиционной точке зрения, государства свободны предпринимать любые действия за исключением тех, которые ограничены их собственным согласием. В соответствии с этим подходом, нормы международного права связывают государство только в том случае, если оно согласилось с ними. Такимобразом, международноеправо- это совокупность юридических норм, договорных и обычных, выработанных в результате соглашения между государствами и регулирующих отношения между участниками международного сообщества. Это особая система права, отличающаяся от внутригосударственного по предмету регулирования, субъектам, объектам права , по его источникам, методам нормообразования и по способам обеспечения норм.Предметом международно-правового регулирования являются политические, экономические и другие отношения между государствами: а) между государствами- двусторонние и многосторонние; б) между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях; в) между государствами и государство подобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус; г) между международными межправительственными организациями В предшествующие периоды имели распространение отношения между государствами и национальными политическими организациями, возглавлявшими борьбу народов (наций) за независимость, а также отношения таких национальных политических организаций с международными организациями. Все названные виды отношений можно в конечном счете квалифицировать как межгосударственные отношения, поскольку каждая международная межправительственная организация – это форма объединения государств, политическая организация борющейся нации действует как формирующееся государство, а государствоподобное образование обладает рядом признаков государства. Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера – между юридическими и физическими лицами различных государств, а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений. В особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера можно выделить отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями. При рассмотрении международных, межгосударственных отношений следует учитывать, что такой характер они приобретают потому, что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом. Вместе с тем заслуживает внимания и иной аспект: характеристика международного права как составной части формирующегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом правовые системы государств, т.е. внутригосударственные, национальные правовые системы. Имеется в виду согласование, взаимодействие, в рамках которого определенные нормы международного права участвуют в регулировании и внутригосударственных отношений, непосредственно применяются в сфере правовой системы государства.
2. Применение международного права в сфере внутригосударственных отношенийРеализация международного права в сфере внутригосударственных отношений — это деятельность субъектов этих отношений в соответствии с нормами международного права, т. е. деятельность, регулируемая нормами международного права. Регулирование может быть недостаточным, неполным. Это объясняется невозможностью учесть в нормах международного права все особенности каждого участвующего в них государства. В этом и нет необходимости (имеется в виду международный уровень; стремление к этому могло бы быть препятствием для достижения согласия)."Пробелы" могут быть восполнены внутригосударственными правовыми средствами (принятием правовых актов). Такое дополнительное правотворчество может осуществляться государствами либо по собственной инициативе, когда того требует содержание норм или практика их применения, либо его необходимость оговаривается нормами международного права. "Оговорки" могут быть общего характера и не иметь в виду какие-либо конкретные международные договоры или нормы. Например, в ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. ("Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора") содержится предупреждение не только о последствиях ссылки на внутригосударственное право, но и о том, что государства должны позаботиться, чтобы внутригосударственное законодательство не было препятствием исполнению обязательств по международному праву. Государство должно его дополнить, изменить, привести в соответствие с нормами международного права. Международное право может более серьезным образом "вторгаться" в сферу реализации норм на территории государств и предписывать им, какие законодательные меры должны быть приняты для реализации норм, предопределять их содержание и возлагать обязанность сообщать о них в предусмотренные договорами органы. Совокупность внутригосударственных правовых актов (нормативных и иных), обеспечивающих соответствие деятельности субъектов внутригосударственных отношений требованиям норм, представляет собой внутригосударственный нормативный механизм реализации (ее правовую базу). Правовые акты, обеспечивающие реализацию международного права на территории государства, могут быть различными: 1) Акты общего характера. Они применимы ко всем международно-правовым нормам и могут быть приняты до или после заключения конкретного договора. В них: а) закрепляются основополагающие правила, относящиеся к реализации международного права, определяется место международного права во внутригосударственной правовой системе. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ признаются составной частью ее правовой системы; б) подтверждается непосредственное действие норм международного права — самостоятельное или совместное с внутригосударственными нормами; в) предусматривается, что в случае закрепления международным договором правил иных, чем в российском законодательстве, по одному и тому же вопросу, должны применяться правила международного; г)содержатся обязанности, адресованные государственным органам, принимать меры, необходимые для выполнения норм международного права; д)говорится об обязанности осуществлять контроль за исполнением международных обязательств 2) Правовые акты, принимаемые для обеспечения реализации конкретного договора. Они могут приниматься как до, так и после вступления в силу договора. Казалось бы, поскольку договор не вступил в силу, то государству не о чем беспокоиться. Между тем для реализации некоторых международных договоров необходима длительная серьезная подготовительная работа по созданию правовой и материальной базы исполнения тех обязательств, которые возникнут у государства после вступления договора в силу. И подготовка, и реализация должны осуществляться по правилам. Такие правила — суть принимаемых право обеспечительных актов. Следует отметить, что эти правовые акты касаются не только подготовительного периода, они обращены также в будущее имеют в виду процесс непосредственной реализации Конвенции. Таким образом, внутригосударственное правовое обеспечение позволяет решить вопросы, которые неизбежно возникнут или возникают в процессе реализации. Это — определение: а) комплекса работ (фактической деятельности), осуществление которых должно привести к тому социально значимому результату, который предполагается при заключении договора; б) необходимых мер, способствующих осуществлению указанных работ; в) субъектов осуществления работ; г) мер контроля за осуществлением необходимого комплекса работ; д) ответственности за нарушение, т. е. за неосуществление мер. Контроль за реализацией норм международного права в сфере внутригосударственных отношений, а также применение соответствующих мер за нарушения норм осуществляются органами государства — министерствами, иными ведомствами, прокуратурой, правоохранительными органами исполнительной власти.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|