Сделай Сам Свою Работу на 5

Международное право: понятие и предмет регулирования





Международное право.

8.3. Примерные вопросы к экзамену.

1. Международное право: понятие и предмет регулирования.

2. Применение международного права в сфере внутригосударственных

отношений.

3. Нормы международного права: понятие, особенности, порядок создания, виды.

4. Принципы международного права: понятие, акты, их закрепляющие и

конкретизирующие.

5. Источники международного права: понятие, виды.

6. Роль актов международных организаций и актов международных конференций

в международно-правовом регулировании.

7. Международный договор и международный обычай – источники

международного права.

8. Субъекты международного права: понятие, виды. Международная

правосубъектность физических лиц.

9. Государства – основные субъекты международного права.

10. Участие субъектов РФ в международных и внешнеэкономических связях.

11. Признание государств.

12. Правопреемство государств: понятие, источники, объекты.

13. Правопреемство в отношении международных договоров.

14. Правопреемство в отношении государственной собственности,

государственных долгов и государственных архивов.



15. Правопреемство в связи с прекращением СССР.

16. Ответственность в международном праве: основания и виды.

17. Международные судебные органы: общая характеристика.

18. Международное право в деятельности судов РФ.

19. Право международных договоров: понятие, источники. Внутригосударственное

право о международных договорах РФ.

20. Международный договор: структура, виды.

21. Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.

22. Согласие на обязательность международного договора. Ратификация

международного договора. Обмен и депонирование ратификационных грамот.

Функции депозитария.

23. Ратификация международных договоров РФ: основания, процедура.

24. Оговорки к международным договорам.

25. Вступление в силу международных договоров.

26. Регистрация и опубликование международных договоров.

27. Недействительность международного договора.

28. Прекращение действия международных договоров.

29. СБСЕ – ОБСЕ.

30. ООН: история, устав, цели, принципы, членство.31. Генеральная Ассамблея ООН.

32. Совет Безопасности ООН.



33. Операции ООН по поддержанию мира.

34. Международный суд ООН.

35. СНГ.

36. Совет Европы.

37. Европейский союз.

38. Право внешних сношений: понятие, источники, внутригосударственное

законодательство по вопросам внешних сношений.

39. Система органов внешних сношений.

40. Дипломатическое представительство: понятие, порядок создания, виды,

функции.

41. Консульское учреждение: понятие, порядок создания, виды, функции.

42. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и консульских

учреждений.

43. Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов и консульских

должностных лиц.

44. Понятие территории в международном праве. Классификация территорий

(пространств) по правовому режиму.

45. Государственная территория: понятие, состав, правовой режим

(внутригосударственная и международная регламентация).

46. Государственные границы: понятие, виды, порядок установления.

47. Режим границы. Пограничный режим.

48. Внутренние морские воды: состав, правовой режим.

49. Территориальное море: порядок отсчета, правовой режим.

50. Исключительная экономическая зона: понятие, правовой режим.

51. Континентальный шельф: понятие, правовой режим.

52. Открытое море: понятие, правовой режим.

53. Район дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции: понятие,

правовой режим.

54. Правовой режим космического пространства и небесных тел.

55. Правовой статус космических объектов. Ответственность за ущерб,

причиненный космическими объектами.

56. Правовое регулирование международных полетов над государственной

территорией и в международном воздушном пространстве.



57. Международное гуманитарное право: понятие, источники. Законодательство

РФ о правах и свободах человека.

58. Международные стандарты прав и свобод человека. Правовое регулирование

ограничений прав и свобод человека.

59. Международные механизмы обеспечения и защиты прав и свобод человека:

общая характеристика. Международные органы по защите прав и свобод человека.

60. Европейский суд по правам человека: цель, компетенция, структура, характер

принимаемых решений.

61. Порядок рассмотрения? индивидуальных жалоб в Европейском суде по правам

человека.

62. Правовой статус иностранных граждан: международно-правовое

регулирование.

63. Международное уголовное право: понятие, источники.

64. Преступления против мира и безопасности человечества.

65. Преступления международного характера.

66. Международный организационно-правовой механизм борьбы с преступностью.

Международная организация уголовной полиции (Интерпол).67. Международные уголовные судебные учреждения: общая характеристика.

68. Правовая помощь: понятие, виды. Правовая помощь по уголовным делам:

общая характеристика.

69. Выдача лиц для привлечения к ответственности или для приведения приговора

в исполнение.

70. Передача осужденных для отбывания наказания.

71. Система коллективной безопасности.

72. Запрещение и ограничение оружия массового уничтожения.

73. Международные и немеждународные вооруженные конфликты.

74. Запрещенные способы и методы ведения войны.

75. Защита жертв войны.

76. Окончание войны и его правовые последствия.

 

 


Международное право: понятие и предмет регулирования

Международноеправо- это система права, отличная от систем права конкретных государств. Международное право функционирует в межгосударственной системе и является ее подсистемой. Основными ее компонентами являются государства, народы и нации, борющиеся за свою независимость, межгосударственные международные организации, международные конференции, объединения государств, не являющихся международными организациями, различные международные органы (международные суды, международные комиссии, международные арбитражи), международное право и другие социальные нормы, действующие в этой системе, отношения и взаимодействия между перечисленными компонентами. Главными компонентами межгосударственной системы являются государства- суверенные образования. Все остальные компоненты в межгосударственной системе (за исключением наций и народов, борющихся за независимость) представляют собой образования так или иначе созданные государствами. В межгосударственной системе нет верховной власти, нет законодательных, исполнительных и судебных органов, какие существуют в государствах. Поэтому, именно от государств, а также международных организаций и их деятельности прежде всего зависит стабильное функционирование данной системы в целом, состояние международных отношений и эффективность международного права, поскольку государства обладают реальной силой и возможностями, действуя в рамках международно-прававовых норм, обеспечить соблюдение и выполнение международных обязательств. Согласно традиционной точке зрения, государства свободны предпринимать любые действия за исключением тех, которые ограничены их собственным согласием. В соответствии с этим подходом, нормы международного права связывают государство только в том случае, если оно согласилось с ними. Такимобразом, международноеправо- это совокупность юридических норм, договорных и обычных, выработанных в результате соглашения между государствами и регулирующих отношения между участниками международного сообщества. Это особая система права, отличающаяся от внутригосударственного по предмету регулирования, субъектам, объектам права , по его источникам, методам нормообразования и по способам обеспечения норм.Предметом международно-правового регулирования являются политические, экономические и другие отношения между государствами: а) между государствами- двусторонние и многосторонние;
б) между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях;
в) между государствами и государство подобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус;
г) между международными межправительственными организациями
В предшествующие периоды имели распространение отношения между государствами и национальными политическими организациями, возглавлявшими борьбу народов (наций) за независимость, а также отношения таких национальных политических организаций с международными организациями. Все названные виды отношений можно в конечном счете квалифицировать как межгосударственные отношения, поскольку каждая международная межправительственная организация – это форма объединения государств, политическая организация борющейся нации действует как формирующееся государство, а государствоподобное образование обладает рядом признаков государства. Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера – между юридическими и физическими лицами различных государств, а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений. В особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера можно выделить отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями. При рассмотрении международных, межгосударственных отношений следует учитывать, что такой характер они приобретают потому, что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом. Вместе с тем заслуживает внимания и иной аспект: характеристика международного права как составной части формирующегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом правовые системы государств, т.е. внутригосударственные, национальные правовые системы. Имеется в виду согласование, взаимодействие, в рамках которого определенные нормы международного права участвуют в регулировании и внутригосударственных отношений, непосредственно применяются в сфере правовой системы государства.

 

 

2. Применение международного права в сфере внутригосударственных отношенийРеализация международного права в сфере внутригосудар­ственных отношений — это деятельность субъектов этих отно­шений в соответствии с нормами международного права, т. е. деятельность, регулируемая нормами международного права. Регулирование может быть недостаточным, неполным. Это объясняется невозможностью учесть в нормах международного права все особенности каждого участвующего в них государст­ва. В этом и нет необходимости (имеется в виду международ­ный уровень; стремление к этому могло бы быть препятствием для достижения согласия)."Пробелы" могут быть восполнены внутригосударственными правовыми средствами (принятием правовых актов). Такое дополнительное правотворчество может осуществ­ляться государствами либо по собственной инициативе, когда того требует содержание норм или практика их применения, либо его необходимость оговаривается нормами международно­го права. "Оговорки" могут быть общего характера и не иметь в виду какие-либо конкретные международные договоры или нормы. Например, в ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. ("Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыпол­нения им договора") содержится предупреждение не только о последствиях ссылки на внутригосударственное право, но и о том, что государства должны позаботиться, чтобы внутригосу­дарственное законодательство не было препятствием исполне­нию обязательств по международному праву. Государство долж­но его дополнить, изменить, привести в соответствие с нормами международного права. Международное право может более серьезным образом "вторгаться" в сферу реализации норм на территории государств и предписывать им, какие законодательные меры должны быть приняты для реализации норм, предопределять их содержание и возлагать обязанность сообщать о них в предусмотренные договорами органы. Совокупность внутригосударственных правовых актов (нор­мативных и иных), обеспечивающих соответствие деятельности субъектов внутригосударственных отношений требованиям норм, представляет собой внутригосударственный нормативный ме­ханизм реализации (ее правовую базу). Правовые акты, обеспечивающие реализацию международ­ного права на территории государства, могут быть различными: 1) Акты общего характера. Они применимы ко всем меж­дународно-правовым нормам и могут быть приняты до или по­сле заключения конкретного договора. В них: а) закрепляются основополагающие правила, отно­сящиеся к реализации международного права, определяется место международного права во внутригосударственной право­вой системе. Общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры РФ признаются составной частью ее правовой системы; б) подтверждается непосредственное действие норм международного права — са­мостоятельное или совместное с внутригосударственными нор­мами; в) предусматривается, что в случае закрепления международным договором правил иных, чем в российском законодательстве, по одному и тому же во­просу, должны применяться правила международного; г)содержатся обязанности, адресованные государственным органам, принимать меры, необходимые для выполне­ния норм международного права; д)говорится об обязанности осуществлять контроль за исполнением международных обяза­тельств 2) Правовые акты, принимаемые для обеспечения реали­зации конкретного договора. Они могут приниматься как до, так и после вступления в силу договора. Казалось бы, поскольку договор не вступил в силу, то госу­дарству не о чем беспокоиться. Между тем для реализации не­которых международных договоров необходима длительная серь­езная подготовительная работа по созданию правовой и мате­риальной базы исполнения тех обязательств, которые возникнут у государства после вступления договора в силу. И подго­товка, и реализация должны осуще­ствляться по правилам. Такие правила — суть принимаемых право обеспечительных актов. Следует отметить, что эти правовые акты касаются не только подготовительного периода, они обращены также в будущее имеют в виду процесс непосредственной реализации Конвен­ции. Таким образом, внутригосударственное правовое обеспе­чение позволяет решить вопросы, которые неизбежно возник­нут или возникают в процессе реализации. Это — определение: а) комплекса работ (фактической деятельности), осуществление которых должно привести к тому социально значимому результату, ко­торый предполагается при заключении договора; б) необходи­мых мер, способствующих осуществлению указанных работ; в) субъектов осуществления работ; г) мер контроля за осущест­влением необходимого комплекса работ; д) ответственности за нарушение, т. е. за неосуществление мер. Контроль за реализацией норм международного права в сфере внутригосударственных отношений, а также применение соответствующих мер за нарушения норм осуществляются ор­ганами государства — министерствами, иными ведомствами, прокуратурой, правоохранительными органами исполнительной власти.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.