Сделай Сам Свою Работу на 5

Функционирования. Условия вступления в ЕС. Расширение ЕС в современных условиях.





Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.[4] Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % по номинальному значению и около 21 % — по паритету покупательной способности.С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону. ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счетная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.



49. Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Интеграционные процессы в Латинской Америке.

Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Был заключен договор между США, Канадой и Мексикой, вступивший в силу 1 января 1994г. Территория блока составляет обширную территорию с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом. Ежегодное производство товаров и услуг этими странами составляет 7 трлн. долл. На их долю приходится около 20% всего объема мировой торговли. Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами — Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА. Цели НАФТА:1.устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;2.создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;3.привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;4.обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;5.создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления; 6.создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;7.создание единого континентального рынка.



50. Интеграция в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТЭС).

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество – АТЭС – это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона, была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого Океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа - Новая Гвинея, а в 1998 г.- Вьетнам, Перу и Россия. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. АТЭС сегодня – это самый быстро развивающийся регион мира. На его долю приходится около 45% населения, 55% общемирового ВВП, 42% потребления электроэнергии и свыше 55% инвестиций всего мира. В списке 500 крупнейших корпораций мира АТЭС представляют 342 компании (в том числе 222 – США и 71 – Японию). В начале XXI в. доля АТР в мировой экономической системе (даже без учета стран Северной Америки) еще больше увеличится. По некоторым оценкам, в XXI веке АТЭС станет стержнем экономического роста мира.В конце XX века набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. Наиболее успешно на протяжении более 40 лет действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), создана в 1967г. В неё входят Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. В июле 1997г. в ассоциацию приняты Бирма, Лаос и Камбоджа. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки связан с бурным экономическим ростом большинства стран - участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планахАСЕАН - снизить таможенные пошлины стран – участниц.



Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе и африканские государства. В 1989 г. в северной части африканского континента был образован Союз Арабского Магриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса. Договор об этом союзе предусматривает организацию широкомасштабного экономического сотрудничества на уровне региональной интеграции. Однако регион Северной Африки представляет собой пять замкнутых в национальных границах, обособленных друг от друга рынков.

51. Интеграционные объединения развивающихся стран.

1.МЕРКОСУР – Общий рынок стран Южного конуса, создан в 1991 г. странами Южной Америки. В эту организацию вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Население четырех стран составляет 200 млн. чел. Суммарный ВВП превосходит 1 млрд. долл. Созданы институциональные структуры и наднациональные органы: Совет общего рынка, Группа общего рынка и Арбитражный суд. 2.Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Создана в 1967 г. В нее входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней. В июле 1997 г. в ассоциацию приняты Бирма, Лаос и Камбоджа. Общая численность населения этой группировки 330 млн. чел., ежегодный совокупный ВНП составляет 300 млрд. долл. 3.Европейское экономическое сообщество (сокр. ЕЭС) — международная организация, существовавшая с 1957 по 1993 год, созданная для осуществления экономической интеграции (включая общий рынок) Бельгии, Германии, Голландии, Италии, Люксембурга и Франции.Со временем сообщество включило в себя ещё шесть стран, и с 1967 года его органы также регулировали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) под общим названием Европейские сообщества. После создания Европейского союза в 1993 году ЕЭС было переименовано в Европейское сообщество, став основным сообществом одной из трёх опор Евросоюза, а институты сообщества стали институтами Союза.4. Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % по номинальному значению и около 21 % — по паритету покупательной способности.

 

52. Развитие интеграционных процессов в рамках СНГ. Международная экономическая интеграция с участием Республики Беларусь.

Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано в 1991 г. Государствами-членами СНГ явились Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан. На казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена». Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ, 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации. Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя. Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ. СНГ – это попытка реинтеграции бывших советских республик. В настоящее время функционируют политические органы СНГ – Совет глав государств и Совет глав Правительств (СГП). В настоящее время в рамках СНГ наблюдается разноскоростная экономическая интеграция. На пространстве СНГ сформировалось несколько интеграционных группировок: 1. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан (готовятся документы для вступления Узбекистана). 2. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. 3. Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) — Казахстан, Киргизия, Уз-бекистан, Таджикистан, Россия (с 2004).4. Единое экономическое пространство (ЕЭП) - Беларусь, Казахстан, Россия. 5. ГУАМ - Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия являются членами, организация создана в октябре 1997 года. 6. Союзное государство России и Беларуси.

53. Теория платежного баланса. Платежный баланс: понятие, принципы составления. Торговый баланс, его виды.

Платежный баланс - систематическая запись всех экономических сделок между резидентами данной страны и остальным миром в течение определенного периода времени, как правило, за один год. Любая сделка, отражаемая в ПБ, а следовательно и сам ПБ, имеют две стороны. Активная сторона, или кредит, отражает отток стоимостей, за которым должен последовать приток платежей. Общая сумма кредита должна быть равна общей сумме дебета ПБ. Сделки между страной и остальным миром делятся на две основные группы: текущие операции и операции с капиталом и финансовыми инструментами (счет движения капитала). В таблице приводится условная схема ПБ.Текущий счет1) Торговый баланс а. Экспорт,б. Импорт 2) Баланс услуг а. Оказанные б. Полученные,3) Баланс факторных доходов ,4) Чистые трансферты, сальдо. Капитальный и финансовый счет1) Капитальный счет2) Финансовый счет а)Прямые инвестиции (сальдо) б) Другие инв. (сальдо)Общий баланс:Финансирование1) Чистые резервные активы2) Исключительное финансирование. Статьи ПБ, относящиеся к счету текущих операций, и статьи, отражающие потоки как частных, так и государственных активов, должны взаимно уравновешиваться. Если страна по каким-либо причинам больше импортирует, чем экспортирует, то она должна прибегнуть к международным заимствованиям капитала для оплаты разницы между импортом и экспортом. Так, если дебет по текущим операциям превышает кредит, то соответственно в статьях счета движения капитала должен появиться равный этому превышению чистый кредит. И наоборот, если страна имеет положительное сальдо по счету текущих операций, то она предоставляет займы (отрицательное сальдо по счету движения капитала).Баланс счета текущих операций и счета операций с капиталом и финансовыми инструментами дают общий ПБ, или баланс официальных расчетов.

 

54. Система двойной записи и учет сделок по статьям платежного баланса. Стандартное и аналитическое представление статей платежного баланса. Счет текущих операций, счет операций с капиталом и финансовыми инструментами. Баланс движения капиталов и кредитов как отражение мирохозяйственных связей страны. Общий платежный баланс (баланс официальных расчетов).

Платежный баланс - статистический отчет об итогах операций между резидентами данной страны и остального мира за определенный период (обычно квартал или год).Значение его состоит в следующем: 1.Платежный баланс дает количественную и качественную характеристику внешнеэкономической деятельности страны, ее участия в мировом хозяйстве;2.Он содержит перечень всей совокупности факторов, влияющих на спрос и предложение валюты, следовательно, позволяет выявить важнейшие причины изменения валютного курса;3.Он позволяет оценить экономическое положение страны.В самом общем виде платежный баланс состоит из потоков реальных ресурсов (товаров, услуг) и соответствующих им потоков финансовых ресурсов (оплаты за них).Можно выделить следующие основные принципы построения платежного баланса: 1)Система двойной записи. Каждая операция должна быть представлена двумя записями по дебету и по кредиту.2)Определение экономической территории страны - территории, находящейся под юрисдикцией ее правительства. Она не всегда совпадает с государственной границей и может включать острова, территориальные воды.3)Четкое разграничение резидентов и нерезидентов.4) Использование для регистрации операций рыночных цен, по которым заключаются реальные.5)В идеале обе записи о каждой операции должны быть сделаны одновременно, на момент ее проведения.6) Использование расчетной единицы, применяемой в национальной экономике. Для пересчета в доллары США используется рыночный курс национальной валюты к доллару на дату составления платежного баланса.При составлении платежного баланса используется следующая информационная база: 1) таможенная статистика; 2) статистика денежного сектора - данные об иностранных активах и пассивах; 3) статистика внешнего долга; 4) статистические обзоры; 5) статистика операций с иностранной валютой.Впервые понятие платежного баланса встречается у меркантилистов. С тех пор его теория и практика непрерывно развивалась. В ХХ в. в связи с возникновением мировой системы хозяйства возникла необходимость унификации методики составления платежных балансов. В 1993 г. опубликовано пятое издание руководства по составлению платежного баланса. Платежный баланс состоит из двух разделов. Первый раздел - счет текущих операций, который показывает движение реальных материальных ценностей (товаров и услуг). Второй раздел - счет операций с капиталом и финансовых операций показывает источники финансирования реальных материальных ценностей, экспорт и импорт капитала.

55. Макроэкономическое значение платежного баланса. Равновесие платежного баланса. Факторы, влияющие на платежный баланс.

Платежный баланс – соотн. платежей, произведенных страной за границей и поступлений, полученных ею из-за границы за определенный период времени.Элементы ПБ: 1.Торговый баланс, т.е. соотн. между вывозом и ввозом товаров; 2.Баланс услуг и некоммерческих платежей 3.Баланс текущих операций, включающий движение товаров, услуг, доходов от инвестиций и односторонние переводы; 4.Баланс движения капиталов и кредитов; 5.Операции с официальными валют резервами. В ПБ отражаются итоги внешнеэкономической деятельности страны. Данные платежного баланса используются для составления национальных счетов и измерения объема национального богатства. Учет платежей по всем внешнеэкономическим операциям осуществляется в течение определенного периода времени (месяца, квартала, года). Он ведется в платежном балансе по принципу двойной бухгалтерии. Денежные средства, поступающие в страну (например, от экспорта), приходуются в кредитовых статьях баланса (со знаком «плюс»); покидающие страну (допустим, использованные на оплату импорта иностранных товаров) — в дебетовых статьях (со знаком «минус»). Разность между суммарными итогами кредитовых и дебетовых статей есть сальдо платежного баланса. Укрупненный состав стандартных компонентов (структура платежного баланса) следующий:I. Текущий счет:А. Товары и услуги а).Товары б.Услуги Б. Доход В. Трансферта II. Капитальный счет. А. Капитал, за исключением резервных активов Б. Резервные активы «Приобретение товаров в портах транспортными компаниями» включает все товары, приобретенные компаниями-резидентами за границей. К «другим личным услугам» относятся медицинские, образовательные услуги, права на прокат предметов и другие личные услуги, оказываемые резидентами нерезидентам и наоборот.

56. Регулирование и финансирование платежного баланса, значение операций с официальными резервами. Чистая международная инвестиционная позиция страны.

ПБ является одним из объектов государственного регулирования, под которым понимают совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса. Необходимость такого регулирования обусловлена:1. Неуравновешенностью платежных балансов разных стран. 2Слабым действием механизмов ценового регулирования при выравнивании платежного баланса.3. Повышением роли платежного баланса в системе государственного регулирования экономики в условиях интернационализации хозяйственных связей.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат: государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы; доля национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет; статус государства как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика. Страны с дефицитным платежным балансом обычно предпринимают следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов:1. Дефляционную политику - такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов, замораживание цен и заработной платы.2. Девальвацию. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. 3.Валютные ограничения -блокирование инвалютной вы ручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам.4. Финансовая и денежно-кредитная политика - для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин.5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей: торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала. При активном платежном балансе государственное регулирование направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы (финансовые, кредитные, валютные и другие), а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов.

57. Платежный баланс Республики Беларусь.

58. Валютная система: понятие, формы. Национальная, международная (региональная), мировая валютные системы, их характерные черты, элементы.

Валютной системой понимается совокупность денежно-кредитных отношений, сложившихся между субъектами мирового хозяйства на базе интернационализации хозяйственной жизни и развития мирового рынка, закрепленная в международных договорных и государственно-правовых нормах. Валютная система – форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Национальная валютная система- это форма организации валютных отношений страны, определяемая ее валютным законодательством.Международная валютная система(МВС) является формой организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, юридически закрепленных межгос-ми соглашениями и регулируемая международными валютно-кредитными и финансовыми организациями. МВС включает, с одной стороны, валютные отношения, с другой стороны — валютный механизм.

59. Эволюция мировой валютной системы: исторические формы существования и их характеристика.

Валютная система - совокупность экономических отношений, связанных с функционированием валюты, и форм их организации.Сначала возникли национальные валютные системы, впоследствии на их основе – мировая валютная система. Национальная валютная система- это форма организации валютных отношений страны, определяемая ее валютным законодательством.Международная валютная система(МВС) является формой организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, юридически закрепленных межгос-ми соглашениями . Направление эволюции МВС определяется ведущими тенденциями трансформации экономики стран Запада, изменениями условий и потребностей мирового хозяйства в целом.В своем развитии МВС прошла четыре этапа, каждому из которых соответствует свой тип организации международных валютных отношений:1.Парижская валютная система с 1867г.-золотомонетный стандарт.2.Генуэзская валютная система с 1922г.-золотодевизный стандарт.3.Бреттон-Вудская валютная система с 1976-1978гг.-золотодевизный стандарт.4.Ямайская валютная система с 1976-1978гг.-стандарт СДР.5.Европейская валютная система с 1979г.(региональная)-стандарт ЭКЮ.

60. Валюта: понятие, виды. Валютная обратимость (конвертируемость валют): понятие, виды.

Валютная система – совокупность валютно-экономических отношений, исторически сложившихся на основе интернационализации хозяйственных связей. Национальная валюта – установленная законом денежная единица соответствующего государства, которое в рамках своей юрисдикции реализует право ее монопольной эмиссии.

Международная счетная денежная единица (международная валюта) – валютная единица, используемая как условный масштаб для соизмерения международных требований и обязательств, установления валютного паритета и курса (например, евро).Евровалюта – национальные валюты отдельных стран, имеющие хождение за пределами страны-эмитента, операции с которыми осуществляются зарубежными банками в значительных масштабах..Свободно конвертируемой называется валюта (СКВ) стран, полностью отменивших валютные ограничения для физических и юридических лиц как иностранных, так и данной страны. СКВ может обмениваться на любую иностранную валюту. Частично конвертируемой (ЧКВ) является национальная валюта стран, в которых применяются валютные ограничения, с одной стороны, как для физических, так и для юридических лиц данной страны, а с другой – по отдельным видам обменных операций..Неконвертируемая валюта – это национальная валюта, функционирующая только в пределах данной страны, которую невозможно обменять на валюту других стран по действующему валютному курсу.

61. Валютный курс: понятие, виды, функции, порядок установления. Котировка валют. Факторы,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.