Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные типы лексического значения слова





Слово как основная номинативная единица языка

1. Предмет и задачи лексикологии

2. Понятие слова, его основные признаки.

3. Структура значения слова

4. Основные типы лексического значения слова

5. Слова однозначные и многозначные. Типы переносных значений: метафора, метонимия, синекдоха.

 

Предмет и задачи лексикологии

Лексикология – это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Термин лексикология был введен в 20 веке И.А. Бодуэном де Куртенэ. В этом же значении часто употребляется термин «лексика». Термин лексика имеет также значение – совокупность слов, входящих в состав языка.

Лексикология рассматривает формирование словарного состава, исторические изменения в нем, характер отношений между словами, пути пополнения и развития словарного состава. Основными задачами лексикологии являются:

1) определение слова как значимой единицы лексики;

2) характеристика лексико-семантической системы русского языка, анализ связей языковых единиц;

3) выявление характера лексической сочетаемости слов.

Различают общую и частную лексикологию. Общая занимается рассмотрением словарного состава разных языков; частная изучает проблемы конкретного языка.



Выделяют также описательную (синхроническую) лексикологию, которая изучает современное состояние лексики русского языка, и историческую (диахроническую) лексикологию изучающую словарный состав в процессе его исторического развития.

В лексикологию включают также семасиологию (изучает структуру значения слова) и этимологию (изучает процесс формирования словарного состава языка).

Существует широкое и узкое понимание лексикологии. В широком понимании в лексикологию включают учение о словах и учение о фразеологических сочетаниях (В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, Д.Н. Шмелев и др.).

В узком понимании лексикология занимается словами, а фразеологию рассматривают как самостоятельный раздел науки о языке.

 

Понятие слова, его основные признаки

В науке до сих пор нет общепринятого определения слова, их насчитывается несколько сотен. При определении слова к нему подходили как к звуковой последовательности (Н.С. Кузнецов), как к грамматически оформленной единице (А.И. Смирницкий), как к семантически целостной единице (М.В. Панов).



По своей лингвистической природе слово – сложная, многомерная единица языка. Слово, с одной стороны, состоит из единиц низших уровней – фонем и морфем, с другой стороны, в качестве составляющей входит в единицы более высокого уровня, синтаксического.

Многие исследователи считают необходимым в определении слова отразить наиболее существенные признаки слова, которые в совокупности и характеризуют эту единицу.

Основными признаками слова как лингвистической единицы являются:

1. Номинативность (называние явлений объективной действительности и представление его в виде лексического значения).

2. Воспроизводимость (извлекается из памяти в готовом виде).

3. Материальность (существование слова в звуковой и графической форме)

4. Недвуударность (имеет одно основное ударение или является безударным)

5. Лексико-грамматическая отнесенность (принадлежность к определенной части речи)

6. Непроницаемость структуры (внутрь слова невозможно вставить слово или предложение).

Наиболее полным, по мнению большинства лингвистов, является определение, данное Д.Н. Шмелевым: «Слово – это единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью и идиоматичностью (немотивированностью или неполной мотивированностью называния).

Основная функция слова – называть вещи, свойства, действия. В случае наименования слово называет не какой-то данный, единичный предмет, а обобщенное представление об этом предмете, т.е. понятие.



Понятие – это отражение в сознании человека класса каких-либо однородных предметов в виде совокупности существенных признаков этих предметов.

Например, говоря СТОЛ, мы имеем в виду не какой-то реальный стол с его особенностями, а класс предметов.

Способностью называть понятия обладают в языке не все слова, а лишь знаменательные. Не обозначают понятий, то есть не выполняют номинативной функции:

· Служебные слова;

· Модальные слова;

· Звукоподражания;

· Междометия;

· Местоимения (замещают полнозначные слова, указывают).

Все слова связаны определенными отношениями:

1) Иерархическими (все нижестоящие языковые единицы являются средством оформления вышестоящих).

2) Парадигматическими отношениями (в их основе лежит формальное или семантическое сходство)

Например.

Слова бой, стол, дом, нос принадлежат к классу существительных. В этом проявляется формальное сходство.

Слова бой, битва, сражение, сеча являются синонимами, в этом проявляется семантическое сходство.

3) Синтагматическими отношениями (проявляются в закономерностях сочетаемости слов)

4) Деривационными отношениями (отношения производности).

Например, слово подснежник по значению и формально связано со словом снег.

Благодаря всем этим отношениям весь словарный состав является системно организованным.

 

Структура значения слова

До недавнего времени лексическое значение слова (далее ЛЗ) считалось монолитным объединением, неразложимым на какие-либо части. В связи с появлением метода компонентного анализа (50-60 гг.) исследователи пришли к выводу, что ЛЗ состоит из ряда компонентов.

Анализ структуры значения слова предполагает вычленение определенных смысловых компонентов. Так, Э.В. Кузнецова выделяет следующие компоненты в составе ЛЗ.

1. Понятийный компонент (в нем подчеркивается связь ЛЗ и понятия: понятие может быть равно значению, может быть шире значения, может быть шире понятия, может отсутствовать, в силу своеобразия значения слова, например, предлог).

В составе понятийного компонента выделяются семы (минимальные элементы значения):

а) категориально-грамматическая сема (общекатегориальная, классема) - характеризует принадлежность слова к определенной части речи.

Существительное – предметность

Прилагательное – признаковость

Глагол – процессуальность

б) лексико-грамматическая (лексикограммема) – это сема, обозначающая лексико-грамматические разряды.

Например:

- лексико-грамматические разряды существительных – конкретность, абстрактность, вещественность, собирательность, одушевленность, неодушевленность;

- лексико-грамматические разряды прилагательных – качественность, относительность, притяжательность;

- лексико-грамматические категории глагола (залог, вид).

в) категориально-лексическая (групповая, гиперсема) – это сема являющаяся общей у слова и группы слов.

Например, растения, цвета, глаголы движения, обувь и т.д.

г) дифференциальные семы – это семы, которые создают индивидуальность значения, различают объекты одного и того же класса.

Например, слов стакан, кружка, бокал имеют общую категориально-лексическую сему «сосуд», но разные дифференциальные семы:

Стакан – «стеклянный», «цилиндрический», «без ручки»

Кружка – «цилиндрическая», «с ручкой»

Бокал – «цилиндрический», « с ножкой»

2. Эмпирический компонент – наглядно-чувственный образ предмета.

Этот образ является индивидуальным, есть не у всех слов, а только у чувственно-воспринимаемых.

Например, слово счастье вызывает чувство радости, восторга.

3. Мотивировочный компонент (связан с оценкой, эмоциями, стилистической характеристикой).

4. Потенциальные семы (вероятностные) проявляются в конкретном тексте.

Например, Даша сказала, что завидует Ивану Ильичу – есть свое дело, уверенность в жизни…, а она – женщина.

Потенциальными семами в слове женщина в данном примере являются «зависимость», «слабость», «неуверенность».

 

ОБРАЗЕЦ КОМПОНЕНТНОГО АНАЛИЗА

Хлеб – «пищевой продукт, выпекаемый из муки»

1. Понятийный компонент:

а) категориально-грамматическая сема – предметность

б) лексико-грамматическая сема – нарицательность, неодушевленность, вещественность, конкретность

в) категориально-лексическая сема – «продукт»

дифференциальные семы – «пищевой», «выпекаемый», «из муки».

2. Эмпирический – «необходимое средство питания»

3. Мотивировочный – отсутствует

4. Коннотативный – отсутствует.

 

Основные типы лексического значения слова

Наблюдения над употреблением слов привели к выводу, что не все значения однородны. В.В. Виноградов выделяет несколько типов ЛЗ слов:

1) Прямое и переносное

2) Свободное и связанное

При выделении прямых и переносных значений учитывается соотношение слова с объективной действительностью, его отношение к называемому предмету.

Прямые значения возникают при наименовании предмета, явления, качества, действия отражают непосредственную, прямую соотнесенность слова с явлением действительности.

Переносное значение – неосновное, вторичное, которое возникает на основе ассоциативных связей, появляющихся в сознании человека.

Например.

Кольцо – 1. «предмет в форме окружности, обода из металла, дерева и т.д.»

2. перен. «положение, при котором кто-нибудь полностью изолирован от окружающего»

При характеристике свободных и связанных значений учитывается способность слова сочетаться с другими словами.

Свободными являются значения, которые могут быть реализованы без ограничений в любом логически допустимом контексте.

Например, идти – «перемещаться с помощью ног» может сочетаться со словами: домой, в школу, в гости, по улице, быстро, медленно, долго и т.д.

Связанные (несвободные) значения реализуются только в определенных, ограниченных контекстах.

Реализация связанного значения зависит от трех условий:

1) лексического окружения слова;

2) синтаксической функции слова;

3) грамматической сочетаемости слов.

В соответствии с этими условиями выделяют 3 типа связанных значений:

- фразеологически связанные;

- синтаксически обусловленные;

- конструктивно обусловленные.

Фразеологически связанные значения проявляются только в тех случаях, когда слово употребляется в сочетании со строго определенным кругом слов, т.е. в составе фразеологических единиц.

Например.

Потупить – «опустить»: очи, взор, глаза.

Вороной – «черный»: конь.

Расквасить - нос, губы.

Степень замкнутости может быть различной. Синтаксически связанные значения проявляются в том случае, когда слово выполняет определенную синтаксическую функцию, является определенным членом предложения. Лексическое значение обусловлено его синтаксическими свойствами.

Например, слово петух – «птица» выступает в роли подлежащего или дополнения. Как только оно становится сказуемым, что не свойственно ему по грамматическим признакам, оно получает новое значение – «задира, забияка».

Конструктивно обусловленные – это значения, реализация которых зависит от грамматических форм соседних слов, т.е. от определенной синтаксической конструкции.

Например, значение глагола плакаться – «жаловаться на что-нибудь» проявляется только в конструкции: плакаться + предлог на+сущ. в В.п.

Одно и то же слов может обладать несколькими разными типами лексических значений.

Круг – 1 «часть плоскости, ограниченная окружностью, а также сама окружность» (прямое, свободное)

2 «область, сфера какой-либо деятельности» (конструктивно-обусловленное)

3 «безвыходное положение» (фразеологически связанное).

Выделяют также мотивированные и немотивированные значения.

Немотивированное (первичное) значение слова является генетически непроизводным для современного русского языка

Например, стол.

Мотивированное (вторичное) значение слова является производным в смысловом и/или словообразовательном отношении.

Например, столик.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.