Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 1. Организация музейной деятельности в России на современном этапе





Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду и бытовой уклад. Технический прогресс, опережая гуманистическое развитие, определяет динамику процессов глобализации. На протяжении всего лишь одной жизни сменяется несколько культурных эпох, глобальный мир требует поиска новых подходов к решению задач сохранения культурной идентичности. На рубеже 20-21-го вв. изменения, произошедшие в мире, определили обращение к институтам, традиционно являющихся хранителями культурных ценностей человечества. Важнейшей задачей этих институтов стал поиск возможностей активного участия в решении проблем глобального мира, поиск путей быстрой реакции на его изменения.

Определяя перспективы развития грядущего столетия, Д.С.Лихачев отмечал, что 21-й век будет веком гуманитарной культуры; сегодня - уже в новом столетии - все более очевидно значение духовной составляющей человека и человечества. Одним из каналов гуманитарной культуры является музей, развитие которого в последние десятилетия связано с обретением своего места в глобальном мире, дальнейшим укреплением его статуса в культуре.



Процессы гуманизации культуры и гуманитаризации образования, определившие поиск инструментов для осуществления новой культурологической парадигмы, задали общие координаты развития музея в пространстве современной культуры. Для того чтобы освоить это пространство и выработать собственную модель его постижения и представления, что для музея особенно важно, он вынужден трансформироваться, изменяться. Современный музей наращивает полифункциональность, притягивает на себя функции клуба, культурного центра, студии. При этом важно подчеркнуть, что, осуществляя многообразие программ, он не теряет исторически присущей ему функции - сохранения и представления материальных памятников, имеющих историко-культурное значение. В меняющихся условиях музеи продолжают оставаться центрами хранения культурного наследия, но, в то же время, превращаются во все более открытую обществу систему, ориентированную на удовлетворение его запросов. В 21-м веке музеи из центров пассивного созерцания истории и культуры превращаются в «живое», развивающееся пространство, «бросают вызов» глобализму.



Можно выделить две сферы реализации функций музея: историческую и актуальную. Оба «лика» музея должны найти себя в 21-м веке, должны быть осмыслены. Исторически присущие музею функции становятся «питательной средой» для реализации инновационных программ, актуальных данному этапу форм работы.15

При анализе такого взаимодействия наиболее эффективным является признанный в современном музееведении коммуникационный подход. Исходным пунктом подобного осмысления феномена современного музея является выработка четких коммуникационных стратегий. В этой связи особенно важно то, что в современном мире сама коммуникативная проблематика предельно обострена.

Для того чтобы выявить коммуникационные стратегии, необходимо определить два положения, два аспекта статуса музея. Во-первых, музей является культурным институтом, обладающими уникальными, специфическими инструментами, то есть культурно-коммуникативной системой. Во-вторых, музей является частью культуры, ее подсистемой, и коммуникационные процессы музея - это часть общекультурной коммуникации. Оба компонента предельно важны для понимания сути музея и музейной деятельности, а также для понимания путей развития музея в новом глобальном мире. Причем динамика развития музея будет определяться взаимодействием двух названных компонентов. Соответственно, важной задачей теоретического музееведения становится построение модели взаимодействия направлений развития специфически-музейной и общекультурной коммуникаций. Очевидно, что частные стратегии музея подчинены общим стратегиям, определяющим место музея в глобальном мире. Успех музея в 21-м веке связан с осознанием неразрывного единства, диалогического взаимодействия глобальных и частных целей коммуникации. Невозможно проанализировать конкретную коллекцию, создать экспозицию, не осознав целей развития конкретного музея и музейного мира в целом, определение которых предполагает анализ общих тенденций развития культуры. Только в этом случае музей способен дать адекватный «ответ», продемонстрировать исторический и актуальный аспекты своего бытования. С другой стороны, уникальность именно музея заключается в том, что глобальные стратегии, обращенные к различным культурным институтам, в процессе документирования и интерпретации получают «свое» уникальное оформление, определяемое особенностями и возможностями данного, конкретного музея, его спецификой.



 

 

1.1История музейного дела в России

Появлению музеев в России предшествовал длившийся несколько веков этап, на протяжении которого происходило накопление исторических реликвий, сакральных предметов, военных трофеев, древних книг и рукописей в монастырях, ризницах церквей, резиденциях знати. Постепенно в процессе их хранения появились элементы целенаправленного коллекционирования, зарождение которого в России относят ко 2-й пол. 17 в.

Первым российским музеем стала основанная Петром I в 1714 петербургская Кунсткамера (заимствованная форма распространённого в Западной Европе музейного учреждения). С созданием Кунсткамеры произошёл качественный скачок в отношении к древностям, началось их планомерное разыскание. Тесное научное взаимодействие Кунсткамеры с Петербургской АН позволило ей во многом превзойти в своей деятельности аналогичные музеи Европы. Работа учёных по изучению и систематизации музейных коллекций, в свою очередь, стимулировала развитие науки, в частности археологии и этнографии.

Несколько десятилетий Кунсткамера оставалась единственным музеем в стране. В 1709 при Адмиралтействе в С.-Петербурге была основана Модель-камера (закрытое для публики хранилище моделей и чертежей всех строящихся кораблей морского флота России), которая музеем стала только в 19 в. (ныне Центральный Военно-морской музей).

В арсеналах в 18 в. начали хранить трофейное оружие и реликвии. В 1701–36 было построено новое здание Кремлёвского арсенала в Москве, который в 1783 был преобразован в хранилище древнего оружия. Примерно в сер. 1750-х гг. возник «Достопамятный зал» Петербургского арсенала (впоследствии Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи), где собирались предметы вооружения, знамена, ордена и медали русской армии из Оружейной палаты, Кремлёвского арсенала, Петропавловской крепости, монастырей. С 1775 при Тульском оружейном заводе недолго существовала Палата образцового и резного оружия.

Развитию музеев в 18 в. способствовала деятельность научных обществ, собиравших различные библиотеки и коллекции, которые нередко перерастали в научные музеи. Например, при старейшем в России Вольном экономическом обществе (1765) в С.-Петербурге были организованы библиотека, зоологическая, ботаническая, минералогическая коллекции, коллекция почв, а также Модель-камера – собрание сельскохозяйственных и других механизмов (1770), переросшее в 19 в. в Музей моделей и машин.

Во 2-й пол. 18 в. появились первые учебные музеи, отличавшиеся от собраний кунсткамерного типа, в которых преобладали различные «диковины», учебным характером коллекций. Первыми были открыты Минеральный кабинет (1772) при Горном училище (ныне С.-Петербургский государственный горный институт) в С.-Петербурге (в 1793 он содержал 30 тыс. образцов руд) и музей Натуральной истории791) при Московском университете (его коллекция сложилась благодаря многочисленным крупным дарениям частных лиц).

Формирование первых российских музеев происходило на фоне развития частного коллекционирования – самостоятельной области культурной деятельности, теснейшим образом связанной с музейным миром. Уже во 2-й четв. 18 в. появились крупные частные коллекции кунсткамерного типа. Старейшими считаются собрания Я.В. Брюса и Д.М. Голицына, имевшие универсальный характер и включавшие библиотеки и коллекции – нумизматики, древностей, естественно-научные. Во 2-й пол. 18 в. научное направление в коллекционировании тесно связано с возникающими музейными учреждениями.

Первый провинциальный музей в России открылся в 1782 в Иркутске по инициативе губернатора Ф.Н. Клички и известных исследователей Сибири Э.Г. Лаксмана и А.М. Карамышева, но просуществовал недолго. На западной окраине России, в Белоруссии и Прибалтике, первые музеи появились также в кон. 18 в.

В 18 в. музеи в России проделали путь развития, на который европейским музеям потребовалось три с лишним столетия: большое распространение получило частное коллекционирование; заложены основы старейших музеев; сделаны приобретения, являющиеся и в настоящее время жемчужинами крупнейших музеев страны. Однако при незначительной дифференциации в 18 в. культурной жизни музейное дело трудно выделить среди общекультурных и даже политических процессов.

На начало 19 в. приходится новый этап музейной истории. Уже в 1-й трети 19 в. в России возникло в два раза больше музеев, чем за весь 18 в. На базе отделов Кунсткамеры были организованы Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический, Азиатский, Египетский, а также Нумизматический кабинеты. ВПричерноморье в течение короткого периода возникло пять археологических музеев, основы которых были заложены учёными, изучавшими исторические памятники края.

Развитие и осознание просветительских возможностей музеев привели в 1-й трети 19 в. к формированию уже не отдельных коллекций, а групп естественно-научных и исторических музеев при университетах, других высших учебных заведениях и научных обществах.

Широкомасштабную программу изучения России, изложенную в виде проектов создания национального музея, предложили члены Румянцевского кружка, которые объединились в 1810–20 гг. вокруг государственного деятеля и мецената Н.П. Румянцева. Эти проекты не были реализованы, но вошли в историю как свидетельства осознания обществом необходимости сохранения реликвий отечественной истории и культуры и возможности их использования в просвещении народа.

В 19 в. на развитие музейного дела в России оказали значительное влияние идеи, родившиеся в революционной Франции, в частности открытие в 1793 Лувра для посещения, что позволило народу увидеть шедевры искусства. В России реорганизация музеев дворцового ведомства также связана с утверждавшейся в Европе идеей общественного значения музея и преобразовательной деятельностью первых лет царствования императора Александра I. Уже в кон. 18 в. можно было осмотреть Эрмитаж в отсутствие императора, один раз в неделю открывались для посещения коллекции Вольного экономического общества, один раз в год – собрание Академии художеств. В 1806 указом закреплялось превращение Оружейной палаты в дворцовый музей, доступный для посещения. В Эрмитаж публика допускалась ежедневно по билетам, выдававшимся хранителем. Общее число посетителей в год было невелико (около 3–4 тыс. чел.), что примерно соответствовало уровню посещения крупнейших европейских музеев. В 1820-е–30-е гг. интерес к художественным памятникам ограничивался ещё очень узкими общественными кругами. Наиболее постоянными посетителями были художники. В 1852, после возведения нового здания, Эрмитаж стал публичным бесплатным музеем. В том же году Оружейная палата разместилась в новом здании и принимала посетителей три раза в неделю по бесплатным билетам, подписанным директором музея.

Создание публичных музеев стало одним из наиболее характерных процессов культуры 19 в. Можно утверждать, что к середине 1850-х гг. музеи интегрировались в социальную практику. Важным следствием и одновременно 836 свидетельством этого обстоятельства стало превращение главных российских музеев в публичные и признание их коллекций национальным достоянием. Однако музеи ещё не существовали как самостоятельные учреждения, многие из них оказались недолговечными.

 

Следующий этап развития музейных учреждений продлился с сер. 19 в. до конца 1890-х гг. На развитие музеев положительное влияние оказали реформы 1860–70-х гг., способствовавшие демократизации культуры. В этот период в общественном сознании музеи укрепились по своей значимости наряду с другими хранилищами человеческой памяти – архивами и библиотеками.

Усилиями научных обществ и отдельных деятелей культуры при поддержке государственной власти были созданы крупнейшие музеи страны – «Московский Публичный и Румянцевский музеумы» (1861), Исторический музей (1872) и Политехнический музей (1872) в Москве, Русский музей (1895) в С.-Петербурге.

Ярким событием в истории отечественной культуры стало создание в кон. 19 – нач. 20 в. на основе частных коллекций, безвозмездно переданных владельцами в общественное пользование, крупных художественных музеев в Москве – Третьяковской галереи (1892), Цветковской галереи (1909), Театрального музея им. А.А. Бахрушина (1913).

Первым художественным музеем в провинции стал Саратовский Радищевский музей (основан в 1885 по инициативе художника А.П. Боголюбова, внука А.Н. Радищева, и на основе его собрания живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства). Затем возникли музеи в крупных губернских городах – Казани (1895), Нижнем Новгороде (1896), Пензе (1897) и др. Распространению художественных музеев способствовала деятельность Товарищества передвижных художественных выставок.

В 19 в. продолжилось формирование профильных групп музеев, ориентированных на конкретную отрасль науки, техники, производства, культуры. Правительство особенно активно поддерживало создание сельскохозяйственных и промышленных музеев, пропагандировавших рациональное ведение хозяйства и новейшие научно-технические знания. После Всемирной выставки в Лондоне (1851) получили распространение т.н. кустарные музеи, содействовавшие сохранению и развитию кустарных, в т.ч. художественных, промыслов.

К конце 19 века в России сложилась развитая сеть военно-исторических музеев. Продолжали развиваться историко-археологические музеи, в т.ч. на национальных окраинах – Туркестанский музей древностей в Самарканде (1874), Городской музей древностей и искусства в Киеве (1899) и др. По инициативе земств в провинции создавались естественно - исторические музеи, а также т.н. почвенные музеи. Церковно-археологические музеи действовали при духовных академиях и церковно-археологических комитетах.

1-я треть 20 в. считается едва ли не самым сложным и ярким этапом развития музееведческой мысли. Ни до, ни после этого периода не появлялось одновременно так много музееведческих идей, проектов и концепций. Рост популярности музеев активизировал поиск способов экспонирования музейных собраний.

Общедоступный (публичный) музей стал рассматриваться как научно-просветительное учреждение, активно популяризирующее знания и являющееся самым действенным после общеобразовательной школы средством народного просвещения. Развитие культурно-просветительной деятельности музеев тесно связано со становлением экскурсионного дела в стране. Музейные экскурсии под влиянием сторонников активных методов обучения были ориентированы на ознакомление учащихся с памятниками истории и культуры, объектами природы, производственными процессами и включались в программы учебных заведений и внешкольной работы. Н.П. Анциферов, А.В. Бакушинский, И.М. Гревс, Н.А. Гейнике и другие в 1910-е гг. разрабатывали проблемы экскурсионного дела, а в 1920-е гг. выступили инициаторами родиноведческого, а затем краеведческого движения в стране.

Были созданы: Музей Севастопольской обороны (1869); Библиотека-музей А.С. Пушкина при Царскосельском музее (1879), Музей М.Ю. Лермонтова в Николаевском кавалерийском училище (1883); музей «Петровский домик» в Вологде (1885), Музей им. Ф.М. Достоевского при Историческом музее в Москве (1905), Музей-838 квартира Д.И. Менделеева при Петербургском университете, музеи Л.Н. Толстого в С.-Петербурге и Москве (1911) и прочие.

Общеевропейским явлением стало возникновение т.н. местных музеев. К нач. 20 в. такие музеи появились практически во всех регионах России. В ряде губерний они объединились с музеями статистических комитетов в губернские музеи, ставшие прообразами современных областных краеведческих музеев.

 

1.2Современное состояние музейной деятельности

Сегодня музейная карта России для большинства как российских, так и зарубежных коллег - сплошное белое пятно, на котором проступает несколько силуэтов: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Владимиро-Суздальский и Новгородский заповедники, Ясная поляна, еще несколько всемирно известных музейных "гигантов". Не так давно европейское сообщество узнало о музеях Красноярского края - Красноярском музее "На Стрелке" и Музее вечной мерзлоты - благодаря их успешному участию в конкурсе на лучший музей Европы. Из 339 зарубежных выставок, организованных российскими музеями в 2000 году, 256 приходились на музеи Москвы и Петербурга; не удивительно, что за границами Российской Федерации практически не знакомы с сокровищами музеев российской провинции. Чем отличается музейный мир России от музейных миров других стран? По-видимому, для каждой страны можно найти свои черты сходства и различия. Поэтому цель настоящего обзора - "презентация" музейной России, краткий анализ специфики ее развития, а сравнение с другими музейными мирами - дело читателя. Хочется отметить также некоторые наметившиеся на рубеже двух тысячелетий тенденции изменения музейного мира России, "точки роста", которые, как можно предположить, будут развиваться в наступившем столетии.

 

Начнем с того, что точное число музеев России никому не известно. В структуре музейной сети выделяется несколько групп, различающихся "по собственнику" - по тому, кому принадлежит и подчиняется музей: государственные, муниципальные, ведомственные, общественные, частные. С самого начала развития музейного дела России, когда в 1714 г. по указу Петра Великого и на основе его коллекций был открыт первый российский публичный музей - Петербургская Кунсткамера - особенностью этого развития стала определяющая роль государства. Пожалуй, ни в одной другой стране мира государство не имело такого влияния на формирование облика и направления деятельности музеев. И сегодня самой представительной группой музеев, в которых сосредоточены основные национальные ценности, является группа государственных музеев, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации и финансируемых государством. По этой группе музеев имеются достаточно точные статистические данные. В начале третьего тысячелетия общее число музеев этой группы приблизилось к двум тысячам, в 2002 году составило 2027; они хранят 57,5 миллионов движимых памятников истории, культуры и природы. Этот список открывают крупнейшие национальные музеи, название которых всегда предваряется термином "государственный": Государственный исторический музей, Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный политехнический музей, Государственный Русский музей. Все они сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Среди национальных музеев России нет музея естественной истории и до сих пор нет музея современного искусства. Последнее связано с тем, что в России длительное время плюрализм в искусстве был под запретом, партийное руководство запрещало иные кроме "социалистического реализма" направления в искусстве.

Значительную группу составляют краеведческие музеи - музеи местного края. В России 89 регионов и каждый из них имеет свой республиканский, краевой или областной музей, отражающий местную историю и историю культуры, а также естественную историю. Они всегда расположены в республиканских, краевых, областных центрах. Во многих центрах кроме комплексных краеведческих существуют региональные художественные музеи. Однако 90 % музеев России составляют небольшие региональные музеи, расположенные в населенных пунктах, численность которых не превышает 100 тыс. человек, а иногда составляет всего несколько сот человек. В условиях постоянной недостаточности финансирования в среднем на один музей местного подчинения приходится в 35 раз меньше финансовых средств, выделяемых государством, чем на один музей федерального подчинения. Однако во многих из них хранятся уникальные памятники истории и культуры, зачастую еще не введенные в научный оборот, в их фондах то и дело делаются поразительные открытия.

 

Распределение музейной сети по территории Российской Федерации неравномерно. В республике Саха (Якутия) числится 72 музея, в Московской области - 81, а в Мурманской области - всего 10. В целом музеев в большинстве регионов не хватает. Есть районы, где на обширных территориях нет ни одного музея. В условиях огромных пространств и сложности передвижения часть населения отдаленных регионов оказывается отчужденной от музейной культуры и национального наследия. Нехватку государственных музеев отчасти восполняли музеи ведомственные и общественные - школьные, музеи предприятий, учреждений, воинских частей и т.д. Однако в целом действует закономерность: общественные и частные музеи чаще всего возникают в регионах с развитой государственной музейной сетью.

 

Некогда многочисленные общественные музеи в конце 1980-х-начале 1990-х годов стали закрываться и оказались на грани полного исчезновения; однако в настоящее время они возрождаются вместе с возрождением интереса к ним общества. Конечно, по ценности хранимых объектов они не могут сравниться с музеями государственного подчинения, но для местного сообщества многие из них играют очень большую роль. Точными данными о количестве этих музеев никто не располагает. На протяжении почти шести десятилетий, до конца 1980-х годов в РФ не существовало частных музеев. Сейчас они появляются, хотя по размаху и уровню организации пока что не могут сравниться с государственными и ведомственными музеями. Однако среди них есть музеи, уже завоевавшие заслуженный авторитет коллег и популярность у публики: Музей уникальных кукол в Москве, музей "Невьянская икона" в Екатеринбурге, Музей дипломатического корпуса в Вологде.

Экомузеи, "музеи общин", весьма распространенные за рубежом, в России делают свои первые шаги, они еще крайне малочисленны. Эта особенность также была всегда связана с жестким "огосударствлением" музейного дела и сведением к минимуму возможностей местной общинной самодеятельности в этой области. Такие музеи, как музеи малых народностей, музей рода, музей семьи - новые явления в нашей музейной жизни, которым еще предстоит развиваться, так как интерес к ним и потребность в них весьма велики. В 1990-е годы начала реализовываться программа по созданию целой сети экомузеев в Кемеровской области: "Тазгол", "Калмаки", "Чолкой", "Русское село Ишим".

В России, стране со значительной долей сельского населения, очень мало сельских музеев. Есть лишь отдельные точки на музейной карте России, где сельские музеи играют чрезвычайно важную роль в формировании социокультурной атмосферы для всей округи. Таковы музеи в селе Коптелово Свердловской обл. и селе Поим Пензенской обл. В селах Лядины Архангельской обл. и Фершампенуаз Челябинской обл. по три (!) музея - среди них и государственные, и муниципальные, и частные. В селах, где функционируют музеи, отмечается значительно более высокий уровень самосознания общества. Как правило, сельский музей становится единственным и весьма активным центром социокультурной жизни, центром культурной коммуникации. Формирование музеев на селе - одна из актуальных задач развития музейной сети.

Среди зданий, принадлежащих государственным музеям, "исторические здания" - памятники истории и культуры - составляют 55%. В некоторых их них объектом музейного показа становится дом как художественное целое со всей его обстановкой, другие приспособлены под экспозиции, в третьих главным становится их мемориальное значение. Мемориальные музеи занимают совершенно особое место в структуре музейной сети РФ. Исследователи отмечали, что каждый пятый-шестой музей России - мемориальный. А среди мемориальных больше всего литературно-мемориальных - посвященных памяти писателей и поэтов. Такое положение связано с особым местом литературы, которое она заняла в общественной жизни России в XIX веке. Писатель как пророк, учитель жизни - такой взгляд на особую миссию человека с литературным даром сохраняется в определенной степени по сей день. Одних музеев А.С. Пушкина у нас девять. В усадьбу Л.Н. Толстого Ясную поляну люди идут нескончаемым потоком. Как только с перестройкой стало возможным произносить вслух ранее запрещенные имена, общественность настоятельно потребовала создания музеев В. Набокова, В. Высоцкого, М. Булгакова, М. Цветаевой и многих других "властителей дум". Особо много музеев, связанных с именами местных деятелей истории и культуры, возникает в национальных республиках и округах: лидируют здесь республики Татарстан и Башкортостан. Там, где не сохранились подлинные дома - их стремятся восстановить, следуя не столько требованиям подлинности, сколько желанию увидеть воплощение некоего мифа о прославленном деятеле и иметь место ритуального поклонения ему.

По количеству музеев под открытым небом Россия отстает от многих европейских стран, но именно эта группа музеев развивается особенно стремительно и современно. Значительная часть этих музеев Российской Федерации, располагающих уникальным природным и культурным наследием, имеет статус "музеев-заповедников". Национальная особенность России - большая доля среди музеев под открытым небом музеев-усадеб. Музеи-усадьбы начали складываться "изнутри" усадебной жизни еще в XVIII-XIX вв.: российское дворянство концентрировало в своих родовых гнездах коллекции, создавало дворцы и парки, рассчитанные на "музейное" восприятие посетителями-гостями, иногда открывало их ворота для рядовой публики по определенным дням. После революции 1917 г. в России не существовало частной собственности на землю, многочисленные усадьбы, принадлежавшие землевладельцам-дворянам, были национализированы, и в наиболее интересных из них были открыты музеи. Большинство таких музеев-усадеб - мемориальные, сохранившиеся как музеи благодаря имени того или иного деятеля истории или культуры, которому некогда принадлежали. Современная тенденция их развития - стремление восстанавливать не только обстановку мемориального дома, но всю структуру усадьбы с ее хозяйством, пашнями, покосами, конюшнями, элементами образа жизни. Особо успешно такая "средовая музеефикация" проведена в Музее-заповеднике М. Лермонтова "Тарханы" Пензенской обл., музее-усадьбе Н. Жуковского в деревне Орехово Владимирской обл. и др. При посещении современных музеев-усадеб побудительным мотивом оказывается уже не только интерес к имени жившего здесь деятеля, но восстановленная среда, аромат времени, возможность погружения в него.

 

Среди мемориальных музеев России некогда особое, даже привилегированное положение занимали музеи, посвященные идеологам революции, партийным и государственным деятелям советского государства. В период перестройки положение этих музеев оказалось сложным и дальнейшая судьба сложилась по-разному. Большинство действительно мемориальных музеев, обладающих подлинными коллекциями и недвижимыми памятниками, сумели их сохранить, но многие экспозиции были закрыты. Музеям, фактически являвшимися не музеями - хранителями овеществленной истории - но пропагандистскими центрами, пришлось искать иной путь. Так, многочисленные, расположенные в отличных современных зданиях, оборудованные новейшей техникой музеи В.И.Ленина, экспозиции которых строились исключительно на копийном материале, в основном прекратили существование. Красноярский музей Ленина стал музейно-выставочным комплексом "На Стрелке", Самарский был передан под экспозицию краеведческого музея. Наиболее интересно и гармонично происходит развитие музея в селе Шушенское. В свое время здесь, благодаря созданию заповедника "Сибирская ссылка В.И. Ленина", была сохранена и реконструирована историко-культурная среда старинного села. И сегодня этнографическое направление развития заповедника, приближающегося по характеру своей деятельности к экомузею, вполне гармонично сочетается с сохранением и демонстрацией мемориальных памятников, связанных с именем находившегося здесь в ссылке В.И. Ленина.

Особое место среди музеев России занимают музеи, расположенные в зданиях культового назначения. Огромное количество храмов и монастырей России после революции 1917 г. были закрыты, наиболее ценные из них превращены в музеи, многие использовались под экспозиции краеведческих, художественных и других музеев. Сегодня в связи с процессом возвращением церкви принадлежавшей ей зданий практически все музеи, находящиеся в культовых постройках, оказались в очень сложном положении. Эта проблема настолько остра и актуальна, что ей будет посвящена отдельная статья.

В России до сих пор неоправданно мало научно-технических и промышленных музеев, особенно мало музеефицированных памятников науки и техники. В 1987 появился первый в России завод-музей в Нижнем Тагиле. К сожалению, невнимание к индустриальному наследию уже привело к невосполнимому исчезновению многих памятников. Надежда появляется там, где сама общественность еще до закрытия того или иного индустриального объекта ставит вопрос о превращении его в музей. Так, в связи с истечением срока функционирования первой в мире атомной станции в Обнинске была создана инициативная группа, готовящая станцию к музеефикации и созданию музея атомной энергии. Возрастающий во всем мире интерес к технической истории человечества должен найти отражение в росте числа этих музеев.

Значительная часть посетителей российских музеев - дети, главным образом, школьного возраста. Сегодня специальных детских музеев и музеев, имеющих интерактивные экспозиции для работы с детьми, в России еще очень мало; это также сравнительно новая и активно развивающаяся группа. Практически нет специализированных музеев для работы с инвалидами (исключение составляет центр "Преодоление" в Москве) - это еще один долг музеев перед обществом.

Динамика развития музейной сети России демонстрирует достаточно стабильный ее рост. За 2000 год число музеев увеличилось на 60, за 2001 - на 33. Неравномерное распределение музеев по территории и явно недостаточная обеспеченность музеями отдельных регионов России требует определенных целенаправленных шагов. Даже те регионы, где соотношение численности музеев и населения наиболее благоприятные, есть еще значительные резервы для развития музейной сети. Главное - этого ждет общественность. Волнообразно развивающаяся "музейная потребность" общества, пережив спад в первой половине 1990-х годов, в настоящее время находится на подъеме. Посещаемость государственных музеев РФ на рубеже двух тысячелетий составила около 72 миллионов человек за год. В последние годы удерживается тенденция постоянного ее увеличения (после резкого падения в первой половине 1990-х годов), что свидетельствует об интересе общества к своему наследию.

В прессе постоянно звучат призывы к музеефикации памятных мест, открытию новых музеев, таких, как Музей русской славы в Санкт-Петербурге, посвященный созданию русской гвардии, мемориальных музеев П.Нахимова в Смоленской области, М.Шолохова в Ростове-на-Дону, М.Лермонтова в подмосковном селе Середникове, П.Грабовского в Тобольске, художественных музеев в ряде областей и др. Одна из тенденций последних полутора десятилетий - возрождение музеев в тех местах, где они некогда существовали, но были закрыты. При определяющей роли государства в развитии музейной сети закрытие музеев, не отвечающих идеологическим установкам, было, как правило, насильственным. Возрождающиеся музеи стремятся объявить себя последователями и "правопреемниками" своих предшественников, сохранить их имя, подчеркнуть преемственность в деятельности.

Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду и бытовой уклад. Технический прогресс, опережая гуманистическое развитие, определяет динамику процессов глобализации. На протяжении всего лишь одной жизни сменяется несколько культурных эпох, глобальный мир требует поиска новых подходов к решению задач сохранения культурной идентичности. На рубеже 20-21-го вв. изменения, произошедшие в мире, определили обращение к институтам, традиционно являющихся хранителями культурных ценностей человечества. Важнейшей задачей этих институтов стал поиск возможностей активного участия в решении проблем глобального мира, поиск путей быстрой реакции на его изменения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.