Положения отражающие позицию отечественной психологии.
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Тульский филиал
Контрольная работа
по дисциплине
«Культура речи и деловое общение»
4 вариант
Проблемы межличностного общения в трудах отечественных ученых
Исполнитель: студент 2 курса
Направление подготовки: Б-И
группы дневной
Веденеев П.С.
№ зачетной книжки: 11улд12609
Руководитель: Журавлев М.С.
Тула, 2012
Содержание
1. Характеристика вклада отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения.………………………………...3
2. Основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева..6
3. Положения, отражающие позицию отечественной психологии.…….…9
Список используемой литературы…………………………………………..11
1.Характеристика вклада отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения.
Ряд ценных идей, касающихся проявления внутреннего мира людей и духовной стороны их общения, содержится в трудах русских мыслителей XIX - начала XX вв. Петра Лаврова и Николая Михайловского. Они рассматривали все общественные явления как результат сознательной деятельности людей. Поэтому главную роль социологии как науки об обществе они видели в анализе мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов, другими словами, - в изучении психологической и нравственной сторон их деятельности. Особое внимание уделяли они анализу "солидарных" действий людей, направляемых их общими интересами. По словам П. Лаврова, важно понять и обобщить факты солидарности между людьми и тем самым открыть законы их солидарных действий формы проявления их солидарности, а также условия ее упрочения или ослабления при разном уровне социально-нравственного развития людей и форм их общежития.[4,c. 250]
Под солидарностью понимается "сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным" и "что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей". Солидарность - это "общность привычек, интересов, аффектов или убеждений".[4,c. 250,251]
Все это определяет сходство поведения и деятельности людей. Анализ внутренних мотивов деятельности личности, ее целей, идеалов и воли, выражает основное содержание субъективного метода в социологии, разработку которого продолжил Н. Михайловский, он развил идею о существовании "правды-истины" и "правды-справедливости". Первая - это "объективная правда", фиксирующая объективный ход событий общественной жизни. Вторая - "правда субъективная", выражающая внутренний мир людей, творящих эти события. С позиций такой двуединой правды он рассматривает все явления общественной жизни. Представляет интерес решение Н. Михайловским проблем, относящихся к психологии масс, в том числе взаимодействия "героев и толпы", личности и общества. На первом плане у него личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями - главные действующие лица в обществе - определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. Вопрос о героях и толпе Михайловский решает больше в социально-психологическом плане. Героем он называет человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное дело. Толпа же - это масса людей, способная увлекаться примером - благородным, низким или безразличным. [5,c. 110]
Важные проблемы социальной психологии, в том числе психологии межличностного общения рассматриваются в трудах Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареева. Они обосновывали положение о том, что главную роль в поведении и деятельности людей играет их индивидуальная и коллективная психика.
В своей "Психологической социологии" Евгений Де-Роберти указывает на обусловленность социального поведения людей такими психическими факторами, как их желания, эмоции, страсти, характер, образ мыслей, воля. Он делает вывод, что "все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими" и что психическая деятельность людей определяет их социальную деятельность. Отсюда главное в науке об обществе заключается "в познании законов психического взаимодействия". Де-Роберти считал, что проявляющиеся в психическом взаимодействии людей их индивидуальная и коллективная психика воплощаются в нормах их социального поведения, в создаваемых ими предметах духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтах функционирования общества. [2,c. 110] Он глубоко проанализировал также влияние индивидуальной и коллективной психики людей на их межличностное общение.
На психологическую основу деятельности людей указывал и Николай Кареев. Он обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека - его ум, чувства и волю. Отмечал, что в поведении и деятельности людей, а значит, во всей их общественной жизни специфическую роль играет интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них, как это наблюдается у рационалистов, эмпириков и волюнтаристов. Исходя из того, что общественное поведение человека определяется его "психической природой", Н.И. Кареев делает вывод, что психологического объяснения требуют полезные и вредные поступки, а также "справедливые и несправедливые общественные явления". Он обращает внимание на роль индивидуальной и коллективной психики людей в функционировании различных проявлений общественного сознания. "Коллективная психология должна показать, что и народный дух, и всякая культурная среда, и какое бы то ни было групповое и классовое самосознание суть не что иное, как результат психического взаимодействия между отдельными индивидуумами".[3,c.90]. Данное взаимодействие, по Карееву, лежит в основе всех "практических отношений" людей, в том числе их межличностных отношений.
2. Основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева.
Большой вклад в развитие психологии личности и межличностных отношений внес Владимир Бехтерев, который исследовал различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей, широко опираясь на данные физиологии. В своем фундаментальном труде "Коллективная рефлексология" он представил весьма подробную картину влияния "социальной психики " на поведение людей и отношения между ними. Деятельность человека представляет собой сумму рефлексов различающихся по сложности и характеру, особенностям организации. Центром изучения Бехтерева становится не психика, сознание, а их внешние проявлении.
Рефлексология, в его понимании, выступала именно как система научных дисциплин, тесно связанная с другими областями науки – естествознанием и обществознанием.
Жизнь есть сумма сложных физиологических процессов, обусловленных взаимодействием организма со средой и приспособлением к среде. Рефлекс есть способ установления некоторого относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него. [1,c. 311]
Бехтерев отстаивал очень важную мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является именно личность, а не коллектив. Из этой позиции он исходил, исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую людей в группы. Он выделил людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной деятельности, изучая, что происходит с личностью, когда она становится участником коллектива, и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности
Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал «влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Обычаи и общественные стереотипы ограничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности». [1,c. 270]
Заслугой Бехтерева как одного из основоположников отечественной социальной психологии является разработка учения о коллективе. Коллектив рассматривается им как нечто целое, как «собирательная личность», имеющая свою индивидуальность, зависящую от особенностей составляющих ее лиц.[1,с. 271] Бехтерев ставит задачу выделения общих законов, лежащих в основе деятельности коллектива.»
Бехтерев формулировал предмет коллективной рефлексологии как «изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность, как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов».[1,с.13].
Коллективные рефлексы проявляются, по Бехтереву, «в коллективных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллективных эмоциях, коллективном сосредоточении и т.д».
Бехтерев выделил системообразующие признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает коллектив к единству действий.. В качестве социально-психологических феноменов он выделяет: взаимодействие, взаимоотношение, общение; в качестве коллективных — наследственные рефлексы, настроение, сосредоточение, наблюдение, творчество, согласование действий. Объединяют людей в коллективы: взаимовнушение, взаимоподражание, взаимоиндукция.
В своей работе «Роль внушения в общественной жизни» он заставляет задуматься о том, как серьезно влияет окружение на человека, его общение, о важности социальной среды с вытекающими всеми последствиями для каждого из нас.Он называл внушением «воздействие одного лица на другое путем непосредственного прививания идеи, чувства, эмоции и других психофизических состояний без участия личного сознания внушаемого лица».Влияя в первую очередь на область эмоций, на воображение, внушение чрезмерно их обостряет и тем самым заглушает рассудочную, критическую оценку действующих на психику впечатлений. Подобным же образом могут действовать на человека некоторые мысли и чувства, возникающие в его собственном мозгу, без воздействия постороннего лица, когда, как писал Бехтерев, «то или другое представление проникло в сознание, как нечто готовое, в форме внезапно явившейся мысли, в форме того или иного сновидения, в форме виденного примера и т. п.»
Внушение одно из сильных средств воздействия на психику людей. Внушенная мысль способна с неодолимой силой влиять на поведение человека, а также на деятельность его организма. Но средство это обоюдоострое. Оно может быть употреблено и на благо и во зло людям.
Каждая личность в той или другой мере прививает другой особенности своей психической натуры и, наоборот, принимает от нее те или другие психические черты.
Эти и другие положения учения В.М.Бехтерева помогают глубже осмыслить содержание психологической стороны деятельности и общения людей.
Положения отражающие позицию отечественной психологии.
Укажите, какое из предложенных научных положений отражает позицию отечественной психологии:
а) общение есть психосоциальное отношение между людьми, при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает
другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок»;
б) общение, а также все общественные явления и процессы есть только взаимодействие между стимулами (соответственно комплексами стимулов), воздействующими на человеческий организм, и реакциями этого организма
Позиция отечественной психологии выражена под пунктом а):
общение есть психосоциальное отношение между людьми, при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок».
Многие проблемы психологии общения и межличностных отношений невозможно научно решить без глубокого понимания образов, возникающих в процессе восприятия людьми друг друга, их мыслительных действий, в процессе которых происходит превращение внешних действий во внутренние мотивации, выражающееся в побуждениях людей, придающих их действиям «направленность, избирательность и системность общения как психосоциального отношения между людьми», при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок».[6;170] Это составляет специфику отечественной парадигмы социальной психологии общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. - Птг.: Колос.- 1921.- с. 418.
2. Де-Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии: Речь, произн. на открытии Психонев-рол. ин-та в Петербурге / Пер. с фр. А.Н.Ч-ой. — М.: Тип. т-ва ИД.Сытина, 1909. — 291 с.
3. Кареев Н.И. Основные направления социологии и ее современное состояние // Введение в изучение социальных наук. СПб.: Изд-во Брокгауз-Эфрон, 1
4. Лавров П. Важнейшие моменты в истории мысли. М.,1903.- 990с.
5. Михайловский Н.К. Соч.-Т.1-СПб.,1898.
6. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко.- 5изд., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|