|
Распространение протестантизма.
В первой половине ХVI в. реформационное течение стало быстро распространяться за пределами Германии. Лютеранство утвердилось в Австрии, Скандинавских странах, Прибалтике.Отдельные лютеранские общины появились в Польше, Венгрии, Франции. В это же время в Швейцарии возникают новые Отражая образ жизни людей,религия как массовая идеология во многом предопределяет их повседневную деятельность.Протестантизм в этом отношении весьма поучителен.Он выдвинул новые представления о личности и нравственности,о месте религии в обществе.Протестантизм не остался за горизонтом прошлых веков,он и сегодня - влиятельная духовно-интеллектуальная сила Запада.Его появление стало переломным моментом во всей европейской культуре.Повышенный интерес протестантизма к внутреннему,личностному миру человека,в конце-концов ,объясняет его огромное влияние на европейскую историко-культурную традицию.
Протестантизм - это третья, после православия и католицизма,крупнейшая разновидность христианства,охватывающая множество самостоятельных исповеданий и церквей.
Протестантизм - это сравнительно молодая разновидность христианства.
Особенности идеологии и организации современного протестантизма во многом обусловлены историей его возникновения и последующего развития.
3.Религиозное содержание протестантизма.
Разделяя основные особенности развитой религии, т.е. веруя в бытие Бога, бессмертие души, сверхъестественный и загробный мир и т.п., протестанты так же, как и католики и православные, представляют себе Бога в качестве триединого Бога - отца, Бога - сына и Бога - святого духа. Иисуса Христа они отождествляли со вторым лицом этой Троицы. Вместе с тем протестантизм имеет свои особенности , отличающие его от православия и католицизма. Протестантизм очистил небо от целого пантеона божков, которые превратили католицизм и православие фактически в многобожие. Протестанты поклоняются только триединому богу ( у них нет культа святых и богоматери ) , а особенно Христу, считая его истинной главой своих церквей в целом и общин в частности.
Вместе с тем с католицизмом протестантизм роднит многое : и филиокве
( учение о том, что " святой дух " исходит не только от Бога - отца, как считают православные , но и от сына), и употребление при причащении опресноков, и органы, и крещение через обливание, и обычай сидеть во время богослужения и многое другое.
В соответствии с общим учением христианства протестантизм всех разновидностей стоит на позиции, что знание религиозной истины дается человеку божественным откровением.
В христианстве не вызывает сомнений положение о том, что основным источником откровения является Библия. Но в Библии есть много противоречивого. Все это подлежит истолкованию и разъяснению.Для католицизма право такого истолкования принадлежит только церкви, причем настолько не приложено , что мирянам даже запрещается без руководства со стороны духовенства читать Библию.В порядке толкования последней написали огромное количество произведений " отцы церкви " и богословы - схоласты, вынесли множество определений и решений церковные соборы, а римские папы обнародовали целую библиотеку булл, всяких непогрешимо истинных посланий. Вся эта литература вместе с тем , чему учат в проповедях и устных наставлениях служители церкви, именуется Священным преданием. Таким образом, Священное писание можно правильно понимать только в свете Священного придания. Вполне понятно, какую силу давало папству такое решение вопроса. Чтобы сбить папство с этой позиции протестантизму было необходимо лишить его монопольного права толкования Библии при помощи Священного придания и собственного произвола. Для этого он провозгласил право каждого верующего не только самостоятельно читать, но и толковать Библию. Что же касается
Священного предания, то протестантизм полностью отказал ему в значении источника откровения. " Только Библия " - стало его основным девизом. Протестантизм выступает против идеи, что при истолковании Библии следует руководствоваться разумом. Допуская философское мышление в качестве своего рода приправы к вере, протестантизм считал все же лишь последнюю единственным критерием истинности восприятия библейского откровения. Вера, которую протестантизм поставил в центр своего учения , есть личное переживание, по существу не поддающееся разъяснению и контролю со стороны.
Протестантское учение нанесло удар католическому духовенству и в той области, которая касалась влияния его молитв на земные судьбы людей. Если верующий - католик считал достаточным помолиться с помощью священника Богородице либо какому - либо святому, чтобы избавиться от той или иной неприятности или, наоборот добиться жизненного успеха, то протестантизм утверждает , что человеческая судьба не зависит ни от молитв, ни от деятельности человека, так что вся тяжеловесная махина католического культа не имеет по существу никакого жизненного смысла.
Культовые нововведения протестантизма шли в основном по линии "удешевления" церкви и церковного ритуала. Почитание библейских праведников оставалось незыблемым, но было лишено тех фетишистских по существу политических форм, какие принял вообще культ святых в католицизме. Протестантизм отказался и от ряда других элементов культа - поклонения мощам, реликвиям, кресту, статуям и иконам. Отказ от поклонения видимым изображениям базировался в догматическом отношении на ветхозаветном Пятикнижии, рассматривающем такое почитание как идолопоклонство.
Среди разных ответвлений протестантизма не было единства в некоторых вопросах, связанных с культом, внешней обстановкой церквей и т.д. Лютеране, например, сохранили в своих церквах распятие, алтарь, свечи, органную музыку; кальвинисты же от всего этого отказались.
Месса была отвергнута протестантами почти всех направлений. Богослужение стало вестись ими на национальных языках; оно состояло из проповеди, пения молитвенных гимнов и чтения тех или иных глав Библии, преимущественно Нового завета.
Наиболее важные обряды, считавшиеся в католицизме ядром богослужения - таинства подверглись в протестантизме решительному пересмотру. Лютеранство оставило из семи таинств лишь два - крещение и причащение, кальвинизм - одно лишь крещение. При этом трактовка таинства как обряда, при совершении которого происходит чудо, в протестантизме приглушена.Лютеранство сохранило некоторый элемент чудесного в истолковании причащения. Оно заняло среднюю позицию между католицизмом, с одной стороны, и цвинглианством и кальвинизмом - с другой, в решении вопроса о том, происходит ли при совершении обряда чудо превращения хлеба и вина в плоть и кровь Спасителя. Что касается крещения, то протестантизм не принял позицию анабаптистов, оставив в силе крещение младенцев. В виде компромисса он ввел " второе крещение " - конфискацию подростков.
Особое значение имел отказ протестантизма от таинства священства. Протестантизм отверг деление общества на духовенство и мирян. Учение о том, что любой человек может непосредственно общаться с Богом, давало основание у утверждению " всеобщего священства " .
Все эти принципы были направлены против могущественного аппарата католической церкви.
Протестантизм переносит центр тяжести религиозной жизни с церкви на отдельную личность.
Протестантизм с самого начала разбился на целый ряд течений, церквей,толков и до сих пор на его почве продолжается отделение сект.
Вопрос № 14. Новоевропейская культура 17-18 века. Основные худ. стили барокко, рококо.
Новоевропейская культура 17-18 веков основана на рациональности, протестантизме и индивидуализме. В 17 веке основным элементом полит. Системы остаётся монархия, хотя в Нидерландах проходит первая буржуазная революция и возникает буржуазная республика. А в Англии появляется парламентская монархия. Религиозное содержание европейской культуры предоставлено католицизму и протестантизму:1) Испания-каталическая монархия,2) Италия-торговые республики и католицизм,3) германия- прусская монархия, 4) Англия парламентская монархия с католицизмом,5) Франция-католицизм и протестантизм. протестантизму в европе в 17-18 веках проходят первые промышленные революции, к концу 18 века наука становится производительной силой1 общества. Возникает право ,первые конституции и парламенты. 18 век именуется веком просвещения и провозглашает такие ценности:1) культ разума,2) культ науки,3)борьба с религией и предрассу3дками,4) вера в прогресс. 5) возможность гуманного построения общества благодаря знанию, различают английское просвещение обозначающее результаты социальных революций.
Барокко, обладает следующими чертами 1) яркость чувств, порывистость 2) преувеличенность, изменчивость, изящество 3) причудливость форм, динамика 4) склонность к зрелищным эффектам и создание ансамбля.в архитектуре Бернини и Баранини. Вольнообразность фасадов, многочисленные пелястры, колонны закругленность простарнства, дугообразные, извилистые линии,колоссальгный ордер, глубокие лоджии и статуи на фасаде, двухярустность. Скульптура-античные ,библейские сюжеты. В музыке –Бах,Бетховен, моцарт. В поэзии-Шиллер, Гёте. В 20 годы 18 века начинает развиваться в архитектуре рококо-это стиль изящества, изысканной декоративности. Рассвет рококо длиться в области декоративного прикладного искусства, в худ. Культуре нового времени в последней четверти 19 века складывается классицизм( образцовый, гражданстственный). Простоту спокойствее величие гржданственность прповедует классицизм. Черты классицизма-симметрия, использование купола и колонн как несущих конструкций , отсутствие декора, простота, гладкость стены.В архитектуре-Пантион Суфло-храм богов, Исааковский собор, Казанский собор, в архитектуре-Гудон,Пальконэ,в живописи-Давид,Шарден Энга.Комедии и трагедии Мольера-в литературе.Анпирам-называется поздней классицизм , образцами которого будут памятные колоныы и арки.
Вопрос № 15. Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию наПросвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культприроды, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма ипикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. То есть, романтисты хотели показать необычного человека в необычных обстоятельствax. Одним словом романтисты противостояли прогресивной цивилизации.
Третьим крупным стилистическим направлением в культуре XIX века являлся реализм. Как отдельный элемент реализм, если это желание отразить жизнь как она есть, ничего не приукрашивая и не искажая, был присущ всем эпохам и, пожалуй, всем художественным жанрам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения и др.). Однако только в XIX веке он превращается в целостную систему взглядов на мир, в устойчивый принцип, который последовательно проводился художником в каждом жесте, позе, композиции.
Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства.
В узком значении реализм представляет собой конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении типичных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни.
В чем-то художественный реализм даже сблизился с социологией, которая, как и он, отображает типичные закономерности поведения людей, но делает это по-своему — на основе статистических обобщений. Романы Толстого или Стендаля отображали социально-типическое иначе — через художественное обобщение, но по степени точности и достоверности постижения реальности ничуть не уступали лучшим работам социологов.
У художников-реалистов, как и у социальных ученых, в центре внимания находилась проблема «личность и общество».
Реализм и романтизм объединяет критическое отношение к капиталистической реальности. Когда капитализм в середине XX века вступил в новую историческую фазу, стал более цивилизованным, пошел на убыль обличительный пафос художников, сменились художественные стили эпохи. От романтизма реализм отличают методы отображения критикуемой реальности: скрупулезная работа с объективными фактами у реалистов, углубление в субъективный мир человека — у романтиков.
сентиментализм и реализм.
Вопрос № 16. Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля[1]. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.
В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы. в изобразительном искусстве: Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого — середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм,нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм,сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка. в литературе: В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций, появился стиль, названныйПоток сознания (англ. Stream of consciousness), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.
Главными предтечами модернизма были: Достоевский (1821–81) (Преступление и наказание (1866), Братья Карамазовы (1880);Уитмен (1819–92) (Листья травы) (1855–91); Бодлер (1821–67) (Цветы зла), А. Рембо (1854–91) (Озарения, 1874); Стриндберг(1849–1912), особенно его поздние пьесы.
Философами, повлиявшими на писателей модернистов были Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям Джеймс, и другие. Сильное влияние оказал также Зигмунд Фрейд.
Модернизм покончил со старым стилем в первые три десятилетия 20го века и радикально пересмотрел возможные литературные формы. Главные литераторы этого периода:
· Э. М. Форстер (1879-1971)
· Эрнест Хемингуэй (1899-1961)
· Гуго фон Гофмансталь (1874-1929)
· Макс Жако́б (1876-1944)
· Джеймс Джойс (1882-1941)[2]
· Франц Кафка (1883-1924)
· Георг Кайзер (1878-1945)
В архитектуре: Выражение «модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин всё же шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временно́м промежутке с начала 1920-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.
В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).
Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20-30-х годов,конструктивизм и рационализм в 20-х годах России, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко стиль,интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.
Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье,
Вопрос № 17. Массовая культура и постмодернизм 20 века.
Сам по себе постмодернизм — явление неопределенное, размытое, с неясными мировоззренческими установками, с плохо просматриваемыми сюжетными линиями и другими подобными характеристиками. Его нередко отождествляют с авангардизмом, даже неоавангардизмом, что вызывает возражение тех, кто называет эти же феномены модернизмом. Одни видят в постмодернизме современные высокие технологии, а другие — прямо противоположное, конец всякого технологизма и его идеологического выражения технократизма, наступление эпохи экологов, "зеленых", альтернативников, натуропатов. Скорее всего, постмодернизм — это какое-то настроение, состояние ума, в первую очередь творческой интеллигенции, интеллектуальной элиты, а затем уже и широкой культурной общественности. Эстетическая специфика постмодернизма в различных видах и жанрах искусства связана, прежде всего, с неклассической трактовкой классических традиций далекого и близкого прошлого, их свободным сочетанием с ультрасовременной художественной чувственностью и техникой. Широкое понимание традиции как богатого и многообразного языка форм, чей диапазон простирается от древнего Египта и античности до модернизма XX века, выливается в концепцию постмодернизма как фристайла в искусстве, продолжившего эстетическую линию маньеризма, барокко, рококо. Постмодернистский диалог с историей культуры сопряжен с возрождением интереса к проблемам гуманизма в искусстве, пристальному вниманию к содержательным моментам творчества, его эмоционально-эмпатическим аспектам. Вместе с тем напряженность этого диалога создает своего рода иронический двойной код, усиливающий игровое начало постмодернизма в искусстве. Его стилистический плюрализм, образуют театрализованное пространство значительного пласта современной культуры, чья декоративность и орнаментальность акцентируют изобразительно-выразительное начало в искусстве, утверждающее себя в споре с тенденциями предшествующего модернистского периода. Характерная для последнего интернационализация художественных приемов сменяется отчетливым регионализмом, локальностью эстетических поисков, тесно связанных с национальным, местным, городским, экологическим контекстом. Эти моменты побуждают к серьезному изучению постмодернизма в искусстве как эстетического феномена, чей смысл отнюдь не сводится к компилятивности, вторичности, гибридности, хотя они и являются его "кичевой" тенью. распространение постмодернизма в архитектуре замедлило разрушение исторических центров городов, возродив интерес к старинным зданиям, урбанистическому контексту, улице как градостроительной единице, сблизив архитектуру с живописью и скульптурой на почве общего ориентира – человеческой фигуры. Произошла реабилитация на новой теоретической основе таких основных эстетических категорий и понятий, как прекрасное, возвышенное, творчество, произведение, ансамбль, содержание, сюжет, эстетическое наслаждение, отвергавшиеся неоавангардизмом как "буржуазные". Постмодернизм, как синтез возврата к прошлому и движения вперед, закладывает новую художественную традицию, возникшую из модернизма, но дистанцирующуюся от позднего модернизма.. Концентрация внимания на проблемах человека и гуманизма, поиски места индивида в современной технотронной цивилизации свидетельствуют о том, что человек вернулся в искусство постмодернизма, хотя и занял в нем не центральное, как в Ренессансе, а периферийное положение, о чем свидетельствует хрупкость, ущербность, парадоксальность персонажей. Постмодернизм как философско-мировоззренческое направление представляет собой негативную критическую реакцию на модернизм и просвещенческий разум, составляющий его ядро. Постмодернизм критикует все, что составляет основу новоевропейской рациональной культурной традиции. Современная культура оказалась несостоятельной, ее притязания на открытие объективных законов мироздания, на универсальность, на прогресс и необходимое достижение гуманизма обернулись для современной цивилизации системным кризисом. Постмодернизм ищет выход из этой ситуации, подвергая модернистские культурные ценности последовательной критике. Особенно критично постмодернизм относится к любым проявлениям тоталитаризма, диктата, пренебрежению человеческой индивидуальностью. Кроме того, постмодернизм дал современному искусству бесконечное разнообразие стилей, порожденное характерной для постмодернизма абсолютной свободой самовыражения.
Вопрос № 18. Культура языческой Руси.
История Древнерусского государства началась задолго до принятия христианства. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры.
Самые ранние сведения о древнерусской культуре содержатся в «Повести временных лет» – первой значимой общерусской летописи.
Главный бог руссов – Перун-громовержец. Считалось, что он обитал на возвышенных местах, изображался как всадник и имел атрибуты – гром и молнию, топор. «Скотий бог» Белес также занимал важное положение (скот в те времена отождествлялся с деньгами). Погодой управляли Стрибог (бог ветра) и Даждьбог (бог солнца). Немалое значение имело женское божество – Мокошь-прядильщица – богиня судьбы (нить – судьба). Самый веселый и разгульный бог – бог плодородия-Ярило.
Постепенно складывался эпос. Его сюжеты сохранились в основном в былинах, записанных много веков спустя («Михайло Поток», «Дунай», «Волга и Микула», о богатырях Добрыне Никитиче и Илье Муромце).
Важнейшим признаком культуры является, несомненно, искусство строительства, т. е. архитектура. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Языческая Русь знала живопись, скульптуру, музыку, – но в исключительно языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.
Вопрос № 19. Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.
В основе культуры Киевской Руси лежит славянская дохристианская культура, которая с принятием христианства подверглась влиянию Византии, Болгарии, а через них античной и ближневосточной культурным традициям.
Одним из основных показателей, культурного уровня является наличие письменности. Первые свидетельства письменности у славян найдены под Смоленском и говорят о ее наличии еще в 10 в. (до принятия христианства).
Есть свидетельства о принятии на Руси глаголицы во второй половине 9 в., попытках писать греческим алфавитом. Миссионеры Кирилл и Мефодий в 60-е годы 9 в. видели Евангелие, написанное славянским шрифтом.
Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок древнерусских городов.
Во второй половине 9 в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.
Годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) стали временем политического и культурного расцвета Киевской Руси.
В 1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенегов, и это событие стало началом процветания великого города. В честь победы был воздвигнут собор Святой Софии, который по красоте и величию не уступал подобному собору в Константинополе.
Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. "В городе было 400 церквей, въезд в него украшали золотые ворота, имелось восемь рынков. В укрепление могущества Руси, Ярослав, без разрешения на то Константинополя, своей властью назначил главу церкви. Первым русским митрополитом стал Иларион Берестов.
В правление Ярослава огромное внимание было уделено просвещению. В Киеве и Новгороде открылись училища для священнослужителей. При Ярославе в Киеве было положено начало русскому летописанию.
Первый летописный свод, относящийся к концу 11 в., дошел до современников в составе Новгородской летописи.
Сподвижник Ярослава митрополит Иларион создал памятник русского богословия, философии и истории - «Слово о законе и благодати».
Успехами просвещения этого периода Русь обязана личным достоинствам Ярослава. Будучи убежденным христианином и просвещенным человеком, он собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезенных на Русь из Византии.
Так шел процесс приобщения к культуре античного мира и Византии. В этот период развивался национальный былинный эпос, в котором нашли отражение события времен правления Ярослава Мудрого («Соловей Будимирович») и Владимира Мономаха (былины об Алеше Поповиче, «Ставр I одинович»).
Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда» или «Правда Ярослава». Документ включал уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления.
На основании этого можно было судить о социальном устройстве, нравах и обычаях русского общества того времени.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель. Оно укрепляло власть феодалов над крестьянами, своим учением освещая феодальную собственность и подчинение властям. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилось теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.
Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало в то время приобщение к многовековой и высокой культуре Византии. Но христианизация Руси не является единственной отправной точкой окультуривания русского народа. Даже несмотря на то, что музыка, живопись, в значительной мере архитектура и почти вся литература Киевской Руси находились в орбите именно христианской мысли. При детальном изучении шедевров древнерусского искусства обнаруживается глубокое их родство с наследием архаики: будь то заставки – инициалы текстов книг и летописей, фресковые и скульптурные орнаменты соборов, а так же мелодичный строй церковных песнопений.
Древняя Русь восприняла от Византии музыкальную культуру практически. До нас не дошли никакие музыкально – теоретические труды, отражавшие теорию византийской музыки. Практическое освоение музыкальных жанров Византии на Руси шло параллельно с овладением всеми тремя видами нотации, и в этом процессе, несомненно, должна оказывать воздействие русская национальная струя, возможно идущая от ритуальной языческой культуры.
Вопрос № 20. Культура Московского государства в 15-16 века.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|