Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Основные этапы стратегического управления





СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Курс лекций

Владикавказ 2013

 

 

Курс лекций разработан к.э.н., доцентом Чельдиевой З.К.

Утверждено на заседании кафедры экономики и управления на пред­приятии Северо-Кавказского горно-металлургического института (государ­ственного технологического института)

Протокол № 1 от «____» сентября 20____ г.

 

Курс лекций по дисциплине Стратегический менеджмент для студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.02.00 менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»)

 

Теоретико-методологические основы стратегического менеджмента

Тема 1. Введение в стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент- основа управления предприятием. Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента. С ростом уровня нестабильности условий предпринимательской деятельности возрастает потребность фирм в ориентации на стратегическое управление.



Тема 2. Историография стратегического менеджмента

Истоки возникновения стратегического менеджмента

Этапы развития стратегического менеджмента

Истоки возникновения стратегического менеджмента

Центральным в теории стратегического управления является понятие «стратегия». Слово «стратегия» происходит от греческого strategia – искусство или наука быть полководцем. Данное понятие настолько многогранно, что дать ему однозначное определение довольно трудно. 1.Стратегия – это средство достижения конечного результата. В тоже время она объединяет все части организации в единое целое и охватывает все основные аспекты организации. 2.Стратегия – это долгосрочный комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. 3.Стратегия – это результат анализа сильных и слабых сторон организации, а также определения возможностей и препятствий ее развития. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.



Этапы развития стратегического менеджмента

Историки бизнеса обычно выделяют 4 этапа в развитии стратегического менеджмента:

1. бюджетирование

2. долгосрочное планирование

3. стратегическое планирование

4. стратегический менеджмент

1. Бюджетирование. В эпоху формирования гигантских корпораций до второй мировой войны специальных служб планирования в компаниях не создавалось. Высшие руководители корпораций регулярно составляли планы развития своего бизнеса. Однако формальное планирование ограничивалось лишь составлением ежегодных финансовых смет – бюджетов по статьям расходов на разные цели. Особенностью бюджетно-финансовых методов является их краткосрочный характер и внутренняя направленность.

2. Долгосрочное планирование.

В 1950-х – начале 1960-х годов характерными условиями работы компаний являлись высокие темпы роста товарных рынков и относительно высокая предсказуемость тенденций развития национального хозяйства.

Эти факторы создали условия для развития долгосрочного планирования.

Основу метода составляют прогнозы работы фирмы на несколько лет вперед. При этом долгосрочное планирование основывалось на экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций развития фирмы. Главная задача менеджеров состояла в выявлении финансовых проблем, создающих препятствие росту фирмы.

3. Стратегическое планирование.

В конце 1960-х годов по мере нарастания кризисных явлений и усиления международной конкуренции прогнозы на основе экстраполяции стали расходиться с реальными цифрами. Для преодоления наметившихся недостатков стала развиваться концепция стратегического планирования. В ее основе лежит анализ, как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации. Таким образом, цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции предприятия на динамику рынка и поведение конкурентов.



4. Стратегический менеджмент. К 1990-м годам большинство корпораций по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней среды, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.

Стратегическое управление означает, что процесс управления должен быть упреждающим, а не реактивным, то есть необходимо воздействовать на события во внешнем окружении, а не просто реагировать на них.

Тема 3. Теоретические основы стратегического менеджмента

Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

1) В каком положении предприятие находится в настоящее время?

2) В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?

3) Каким способом достигнуть желаемого положения? Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая данный процесс. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся ресурсы, система управления, организационная структура и персонал. Среди объектов стратегического менеджмента выделяют три группы: 1) Организация как открытая комплексная социально-экономическая система, представляющая совокупность структурных подразделений. 2) Структурное подразделение – это направление деятельности организации, самостоятельное рыночно ориентированное хозяйственное подразделение, которое может выступать полноценным конкурентом на своем сегменте рынка, имеет свой круг поставщиков, потребителей и конкурентов. 3) Функциональная зона организации – это сфера деятельности, представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются навыполнении определенных функций.

Предметом стратегического планирования и управления являются:

1. Проблемы, прямо связанные с генеральными целями организации.

2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации.

3. Проблемы, связанные с неконтролируемыми внешними факторами.

Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:

• Анализ внешней и внутренней среды фирмы;

• Определение миссии фирмы и ее целей;

• Разделение общей цели на подцели;

• Определение средств достижение этих целей;

• Выбор стратегии;

• Реализацию стратегии, направленной на достижение целей;

• Оценка и контроль выполнения стратегии.

Тема 4. Основные этапы стратегического управления

В настоящее время учеными выделяется пять основных этапов стратегического управления: 1. Определение сферы деятельности и разработка миссии организации.

2. Разработка долговременных и краткосрочных целей деятельности организации.

3. Разработка стратегии достижения целей деятельности организации.

4. Реализация стратегии организации.

5. Оценка эффективности стратегии по результатам деятельности организации и введение корректирующих воздействий.

Рассмотрим каждый этап стратегического управления подробнее.

Первый этап - определение сферы деятельностиорганизациипредполагает:

Ø определение удовлетворяемой потребности;

Ø идентификацию потребителей;

Ø определение способа удовлетворения потребностей конкретных потребителей.

То есть необходимо ответить на вопрос: «Что, для Кого и Как мы производим?» Миссия организации – это выраженное словесно основное социально значимое функциональное назначение (роль) организации в долгосрочном периоде (помимо получения прибыли), отражающее предназначение бизнеса, его философию. Данный термин дословно означает «ответственное задание, роль». Например, «Мы экономим ваше время и деньги» (Инкомбанк). Миссия бизнеса имеет огромное значение для коммуникации внутри и вне его. Второй этап - определение долгосрочных и краткосрочных целей организации.После того, как миссия сформулирована, необходимо определить долгосрочные и краткосрочные цели организации.

Можно выделить восемь ключевых направлений, в рамках которых предприятие определяет свои цели. 1. Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевание лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка предприятия до определенного размера. 2. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса:

v организацией производства новых товаров;

v освоением новых рынков;

v применением новых технологий или способов организации производства. 3. Производительность. Более эффективно, то предприятие, которое затрачивает на производство определенного количества продукции меньше экономических ресурсов. 4. Ресурсы - определяется потребность во всех видах ресурсов. 5. Прибыльность. Эти цели могут быть выражены количественно: достигнуть определенного уровня прибыли, рентабельности. 6. Управленческие аспекты.Обеспечить получение прибыли в долгосрочной перспективе можно только за счет организации эффективного менеджмента. 7. Персонал. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда и т. д. 8. Социальная ответственность.

В настоящее время большинство западных экономистов признает, что фирмы должны ориентироваться не только на увеличение прибыли, но и на развитие общепризнанных социальных ценностей. Цели предприятия должны соответствовать следующим характеристикам:

1. Цели должны быть конкретными и измеримыми.

2. Цели должны иметь конкретный горизонт планирования, то есть определять, когда должны быть достигнуты результаты.

3. Цели должны быть достижимыми.

4. Цели должны быть гибкими и иметь пространство для их корректировки.

5. Множественные цели предприятия должны быть сопоставимыми и взаимно поддерживающими. Пример долгосрочной цели транспортной компании: «Стать самой большой и лучшей транспортной компанией в мире». Компании GeneralElectric: «Стать самой конкурентоспособной компанией в мире и занимать первые и вторые места во всех сферах бизнеса, где работает компания».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.