Водный налог: налогоплательщики и характеристика его элементов налогообложения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. Плеханова
Кафедра Экономического анализа и статистики
Контрольная работа
по дисциплине: Налоги и налогообложение
Вариант 18
Выполнила: студентка 4 курса
группы Мни-41
Чугайнова С.М.
Проверил: ст. преподаватель Кика В.Г.
Дата проверки ____________________
Оценка __________________________
Подпись _________________________
Пермь 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Водный налог: налогоплательщики и характеристика его элементов налогообложения 3
Задача. 9
Задание в тестовой форме. 14
Список литературы.. 15
Водный налог: налогоплательщики и характеристика его элементов налогообложения
Водный налог является федеральным прямым налогом, предусмотренным гл. 25.2 НК РФ, действующей с 1 января 2005 г.[1] Предшественником данного налога является плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (утратил силу).
Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 НК РФ (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации 1995 г. (ВК РФ 1995 г.), действовавшим до 1 января 2007 г., нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие, и Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах)[2] специальное и (или) особое водопользование осуществлялось исключительно на основании лицензии. При этом пользование поверхностными водными объектами осуществлялось на основании лицензии на водопользование и договора пользования водными объектами, выдаваемой и заключаемого в соответствии с положениями данного Водного кодекса; а пользование подземными водными объектами - на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в соответствии с требованиями Закона о недрах. Таким образом, плательщиками водного налога до 1 января 2007 г. являлись организации и физические лица, осуществлявшие пользование водными объектами на основании указанных лицензий.
Водным кодексом Российской Федерации 2006 г. (ВК РФ 2006 г.), вступившим в силу с 1 января 2007 года, отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами. В соответствии со ст. ст. 9 - 11 ВК РФ 2006 г. право пользования поверхностными водными объектами приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование.[3]
Соответственно, в силу п. 2 ст. 333.8 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после 1 января 2007 г.
Однако изложенное не означает, что положения гл. 25.2 НК РФ после 1 января 2007 года утратили актуальность.
Во-первых, в силу п. 3 ст. 9 ВК РФ 2006 г. физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Статья 11 Закона о недрах предусматривает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Таким образом, пользование подземными водными объектами продолжает оставаться объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 1 января 2007 года, так и после этого срока. Указанная позиция изложена, например, в письме Минфина России от 12 октября 2007 г. N 03-06-03-02/14.[4]
Во-вторых, поскольку до 1 января 2007 года было выдано существенное количество лицензий на водопользование в соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации 1995 г., а сроки действия данных лицензий обычно составляют несколько лет, положения гл. 25.2 НК РФ некоторое время будут актуальны и в этой части.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 5 апреля 2012 г. N 13321/11 разъяснено, что гл. 25.2 НК РФ в качестве налогоплательщиков водного налога признает лиц, осуществляющих только специальное или особое водопользование. Выдача налогоплательщику в 2003 году лицензии на водопользование сама по себе не свидетельствует об осуществлении специального водопользования. Характер водопользования (общее, специальное или особое) подлежал определению исходя из целей и способов осуществления данного пользования. При этом в соответствии со ст. 86 ВК РФ 1995 г. общее водопользование, под которым понималось использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств, могло осуществляться как на водных объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании. Кроме того, ВК РФ 1995 г. под особым водопользованием понимал использование находящихся в федеральной собственности водных объектов, предоставленных по решению Правительства РФ, для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд (ст. 87). Специальное водопользование определялось ВК РФ 1995 г. (ст. 86) как использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Выданная налогоплательщику лицензия на пользование водными объектами в целях выращивания молодняка птиц не содержит указания об осуществлении водопользования с применением каких-либо сооружений, технических средств и устройств, что не позволяет отнести использование акваторий озер к специальному водопользованию.
Объектом налогообложения водным налогом в силу п. 1 ст. 333.9 НК РФ признаются четыре вида пользования водными объектами (водопользования):
1. забор воды из водных объектов;
2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
В п. 2 данной статьи приведен перечень видов водопользования, которые не признаются объектами налогообложения (в том числе забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты).
Исходя из ст. 333.10 НК РФ, налоговая база по водному налогу исчисляется по различным правилам в зависимости от вида водопользования:
- при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период;
- при использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства;
- при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
- при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
Налоговый кодекс РФ в ст. 333.12 предусматривает различные налоговые ставки, отличающиеся в зависимости от вида водопользования, вида водного объекта (поверхностный или подземный), а также территории, где оно осуществляется.[5]
Примеры налоговых ставок:
- при заборе воды из поверхностных водных объектов водопользования в Волго-Вятском экономическом районе из бассейна реки Волга - 282 руб. за 1 тыс. куб. м воды; в Восточно-Сибирском экономическом районе из бассейна озера Байкал - 576 руб. за 1 тыс. куб. м воды. Если же забор воды в данных примерах производится из подземных водных объектов, то ставки налога составят 336 руб. и 678 руб. за 1 тыс. куб. м воды соответственно. При заборе воды из Балтийского моря ставка налога составит 8,28 руб. за 1 тыс. куб. м морской воды. Следует учесть, что ставки налога отличаются в зависимости от того, осуществлялся ли забор воды в пределах установленных лимитов (при их превышении применяется пятикратный размер налоговых ставок - п. 2 ст. 333.12 НК РФ). При заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения ставка устанавливается в пониженном размере: 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Следует учесть Постановление Президиума ВАС РФ от 11 сентября 2012 г. N 5580/12:
- предоставление организациям и индивидуальным предпринимателям воды в целях удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд в общем случае не может рассматриваться в качестве водоснабжения населения, так как заказчиками являются те же лица, которые используют воду для осуществления деятельности, предусмотренной их уставами;
- при использовании акватории поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, в Волго-Вятском экономическом районе - 29,04 тыс. руб. в год за 1 кв. км используемой акватории;
- при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики в бассейне реки Волга - 9,84 руб. за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии; в бассейне реки Северная Двина - 8,76 руб. за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии; в бассейне реки Дон - 9,72 руб. за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии;
- при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях в бассейне реки Нева - 1656 руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава. [6]
Исчисляется водный налог только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 333.13 НК РФ).
Налоговым периодом по водному налогу является квартал (ст. 333.11 НК РФ).
Срок уплаты водного налога - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).
Налоговая декларация по водному налогу должна быть представлена не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 333.15 НК РФ).[7]
Задача
Налог на прибыль организации (вариант учетной политики – кассовый метод), за налоговый период:
- -получен на расчетный счет аванс от заказчиков на выполнение работ 7 080 тыс. руб., в т. ч. НДС
- подписан акт выполненных работ с заказчиком на 5 900 тыс. руб., в т. ч. НДС
- списана себестоимость работ 4 000 тыс. руб.
- получен на расчетный счет остаток займа от заемщика 500 тыс. руб.
- начислены (выданы) доходы работникам: по трудовым договорам 1 000 тыс. руб. и пособие по временной нетрудоспособности 100 тыс. руб. (в т. ч. за счет средств работодателя 10 тыс. руб.) и удержан НДФЛ 12 тыс. руб.
- перечислено с расчетного счета за поступившие основные средства 500 тыс. руб. (в т. ч. НДС 18%), срок полезного использования 150 мес.
- оплачены с расчетного счета представительские расходы 300 тыс. руб.
- оплачены с расчетного счета расходы на ремонт основных средств 200 тыс. р. + НДС
- уплачен с расчетного счета штраф за несвоевременную сдачу отчетности 1 тыс. руб.
- перечислены с расчетного счета дивиденды в пользу иностранной организации – резидента 40 тыс. руб.
Дополнительное задание: сгруппировать доходы и расходы по классификационным группам
Решение:
1) Определяем объект налогообложения:
2 часть, гл. 25, ст.247, п.1
· облагаемые доходы:
- получен на расчетный счет аванс от заказчиков на выполнение работ 7 080 тыс. руб., в т. ч. НДС (7080 - 7080 х 18/118 = 6000, т.к. из суммы дохода исключается сумма НДС в составе выручки).
· признаваемые расходы:
- списана себестоимость работ 4 000 тыс. руб – материальные затраты;
- начислены (выданы) доходы работникам: по трудовым договорам 1 000 тыс. руб. и пособие по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя 10 тыс. руб. – затраты на оплату труда;
- амортизация ОС за 1 месяц ( (500 - 500*18/118)/150=2,82 ) – амортизация ОС;
- оплачены с расчетного счета представительские расходы 300 тыс. руб. (Представительские расходы являются нормируемыми расходами. Это значит, что при расчете налога на прибыль за отчетный (налоговый) период можно учесть эти расходы в размере, не превышающем 4% от расходов Вашей организации на оплату труда за этот период, т.е. 1000*0,04=40) – прочие затраты;
- оплачены с расчетного счета расходы на ремонт основных средств 200 тыс. р. – прочие затраты.
2) Определяем сумму налоговой базы по объекту: 6000 – (4000+1000+10+2,82+40+200) = 747,18
3) Рассчитываем (начисляем) сумму налога за налоговый период:
· Общая сумма налога на прибыль организаций 747,18 х 20% = 149,43 руб., в том числе:
- в федеральный бюджет: 747,18 х 2,0% = 14,94 тыс. руб.;
- в бюджет субъекта РФ: 747,18 х 18,0% = 134,49 тыс. руб.
Авансовых платежей налога по условию задачи не было, т. е. вся начисленная сумма подлежит уплате в бюджет.
Таблица 1.
Доходы и расходы по классификационным группам
Статья
| Сумма
| Доход принимаемый
| Расход принимаемый
| Классификационная группа по экономическим элементам
| получен на расчетный счет аванс от заказчиков на выполнение работ 7 080 тыс. руб.,
|
| 6000,00
|
|
| в т. ч. НДС
|
|
|
|
| подписан акт выполненных работ с заказчиком на 5 900 тыс. руб.,
|
|
|
|
| в т. ч. НДС
|
|
|
|
| списана себестоимость работ 4 000 тыс. руб.
|
|
| 4000,00
| материальные затраты
| получен на расчетный счет остаток займа от заемщика 500 тыс. руб. -
|
| 0,00
|
|
| начислены (выданы) доходы работникам: по трудовым договорам 1 000 тыс. руб.
|
|
| 1000,00
| затраты на оплату труда
| пособие по временной нетрудоспособности 100 тыс. руб. (в т. ч. за счет средств работодателя 10 тыс. руб.)
|
|
| 10,00
| затраты на оплату труда
|
|
| 0,00
|
| удержан НДФЛ 12 тыс. руб.
|
|
| 0,00
|
| Выдана оплата труда
|
|
| 0,00
|
| Выдан б/лист за счет средств ФСС
|
|
| 0,00
|
| перечислено с расчетного счета за поступившие основные средства 500 тыс. руб. , срок полезного использования 150 мес.A10
|
|
|
|
| в т. ч. НДС 18%
|
|
|
|
| Оприходовано ОС
|
|
|
|
| Амортизация за 1 месяц включена в расход
|
|
| 3,00
| амортизация основных фондов
| оплачены с расчетного счета представительские расходы 300 тыс. руб
|
|
|
|
| Представительские расходы являются нормируемыми расходами. Это значит, что при расчете налога на прибыль за отчетный (налоговый) период можно учесть эти расходы в размере, не превышающем 4% от расходов Вашей организации на оплату труда за этот период.
|
|
| 40,00
| прочие затраты
| оплачены с расчетного счета расходы на ремонт основных средств 200 тыс. р. + НДС
|
|
|
|
|
|
| 200,00
| прочие затраты
|
|
|
|
| уплачен с расчетного счета штраф за несвоевременную сдачу отчетности 1 тыс. руб.
|
|
| 0,00
|
| перечислены с расчетного счета дивиденды в пользу иностранной организации – резидента 40 тыс. руб
|
|
|
|
| Налог на прибыль с дивидендов иностранной организации получателя дивидендов -15%
|
|
|
|
| Итого доходы и расходы организации
| | 6000,00
| 5253,00
| | Прибыль
| | 747,00
| | | Налог на прибыль 20%
| | 149,40
| | |
Задание в тестовой форме
Инвестиционный налоговый кредит может предоставляться:
1) по налогу на прибыль
2) по налогу на имущество организаций
3) по налогу на землю
4) все ответы верны
Ответ: 4.
В соответствии со ст. 66 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации: «Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, по региональным (налог на имущество, налог на игорный бизнес, транспортный налог) и местным налогам (земельный налог) на срок от одного года до пяти лет.»
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.10.2015) // "Парламентская газета", N 151-152, 10.08.2000.
2. Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // "Российская газета", N 121, 08.06.2006.
3. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 31.12.2014) "О недрах" // "Российская газета", N 52, 15.03.1995.
4. Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 N 5580/12 по делу N А31-2702/2011 // "Вестник ВАС РФ", 2013, N 1.
5. Письмо Минфина РФ от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14 «Уплата водного налога» // "Нормативные акты для бухгалтера", N 23, 27.11.2007.
6. Клейменова М.О. Налоговое право: учебное пособие. М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2013.
7. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2013.
[1] Клейменова М.О. Налоговое право: учебное пособие. М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2013.
[2] Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 31.12.2014) "О недрах" // "Российская газета", N 52, 15.03.1995.
[3] "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // "Российская газета", N 121, 08.06.2006.
[4] Письмо Минфина РФ от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14 «Уплата водного налога» // "Нормативные акты для бухгалтера", N 23, 27.11.2007.
[5] Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2013. С. 121.
[6] Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 N 5580/12 по делу N А31-2702/2011 // "Вестник ВАС РФ", 2013, N 1.
[7] "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.10.2015) // "Парламентская газета", N 151-152, 10.08.2000.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|