Сделай Сам Свою Работу на 5

Доходы от операций с капиталом





Тема №3 : Организация кассового исполнения государственного бюджета по доходам

План:

3.1. Содержание и характеристика доходов государственного бюджета

3.1.1. Налоговые поступления

3.1.2. Неналоговые поступления

3.1.3. Доходы от операций с капиталом

3.1.4. Официальные трансферты

3.1.5. Государственные целевые фонды

3.2. Сущность кассового выполнения государственно бюджета по доходам

3.3. Механизм выполнения государственно бюджета по доходам через органы государственно казначейства

3.4. Бюджетный учет поступления доходов в государственный бюджет

 

Содержание и характеристика доходов государственного бюджета

Во время своего развития учение о государстве открывало новые возможности для познания сущности финансового хозяйства государства, а также для выяснения природы его первоосновы - финансовых ресурсов государства. Отделение финансовой науки в совершенно самостоятельный сегмент позволило ей в ХХ в., Используя идеи неоклассиков и учение о правовом государстве, обосновать и дать четкое определение основных элементов финансового хозяйства государства:

• финансовых ресурсов;



• доходов государства;

• доходов бюджетов.

На первый взгляд, эти финансово-экономические категории воспринимаются как синонимы. Однако, выяснив их внутреннюю природу, можно четко разграничить эти понятия. Наиболее объемлющее из них - финансовые ресурсы государства. К ним относятся, кроме государственных доходов и доходов бюджетов государства, сбережения населения, которые были получены благодаря продаже облигаций государственных займов, и финансовые ресурсы государственных предприятий, учреждений и организаций.

В отличие от финансовых ресурсов государства, государственные доходы является собственностью государства без каких-либо условий и обязательств в отношении субъектов государства.В зависимости от порядка формирования системы государственных доходов их можно разделить так:

централизованные- средства, поступающие для формирования централизованных денежных фондов государства и остаются в распоряжении государства благодаря распределения и перераспределения валового внутреннего продукта;



децентрализованные- средства, остающиеся в распоряжении государственных предприятий, учреждений и организаций при распределении и перераспределении валового внутреннего продукта.

Основой формирования государственных доходов являются доходы и доходы государственных предприятий, учреждений и организаций, используются в соответствии с финансовых планов и смет.

В зависимости от методов аккумулирования денежных ресурсов можно выделить следующие группы государственных доходов:

• обязательные платежи и сборы;

• добровольные поступления;

• эмиссия (включая как эмиссию денег, государственных ценных бумаг, так и кредитную эмиссию);

• поступления от разгосударствления и приватизации государственного имущества;

• государственный долг и государственный кредит;

• поступления от внешнеэкономической деятельности.

Центральное место в системе доходов государства занимают доходы бюджетов государства. Бюджет, бюджетный процесс, бюджетная политика постоянно находятся в поле зрения ученых-аналитиков,

ведь именно эти категории напрямую связывают государственные институты власти со всеми субъектами хозяйственной деятельности. Сейчас ученые признают бесспорным тот факт, что бюджет является самым действенным инструментом в руках государства, благодаря которому оно имеет возможность влиять на экономической, социальные и политические процессы в Украине. Именно бюджету предоставляется преимущество в решении вопросов обеспечения полной занятости, ценовой стабильности, экономического роста и других макроэкономических целей.



При более глубоком изучении категории "бюджет" возникает вполне обоснованное предположение, что независимо от уровня формирования он может рассматриваться в трех аспектах:

• как экономическая категория;

• как правовая категория;

• как материальная категория.

Бюджет как экономическая категория - это система экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня.

Бюджет как правовая категория - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждается соответствующими органами государственной или местной власти и приобретает правовой силы.

Бюджет как материальная категория - это централизованный денежный фонд, формируемый на разных уровнях для обеспечения выполнения функций соответствующих органов государственной или местной власти.

Именно последний аспект обуславливает ту постоянную заинтересованность в бюджете, которая особенно возрастает в периоды формирования и утверждения как государственного бюджета, так и бюджетов других уровней. Такая заинтересованность связана с тем, что централизованный денежный фонд, который формируется на разных уровнях, - это по своей сути огромный объем реальных денег, на часть которых в той или иной степени в той или иной форме претендует каждый член общества.

Поэтому неудивительно, что в цивилизованном обществе принятие государственного бюджета всегда достигается как компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и работниками по вопросам налогообложения, собственности, доходов, заработной платы; общегосударственными и местными интересами по вопросам бюджетных расходов на социальные нужды; промышленными и сельскохозяйственными районами по вопросам бюджетных дотаций, льготных кредитов, субсидий; отдельными отраслями и предприятиями различных форм собственности по вопросам налогов, государственных заказов, подрядов на строительство, инвестиционных премий и тому подобное.

Государственный бюджет - основной элемент финансовой системы страны и основная финансовая категория. В нем сочетаются и взаимодействуют такие важные финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы, государственные доходы и т.д.. Как отмечалось, государственные доходы в основном представлены доходами бюджетов разных уровней. Доходы бюджетов Украины подразделяются на:

• доходы государственного бюджета;

• доходы бюджета Автономной Республики Крым;

• доходы местных бюджетов.

Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем государственные доходы, поскольку последние, кроме средств бюджетов всех уровней власти, содержат средства внебюджетных фондов и другие ресурсы.

Бюджетные доходы формируются в результате экономических отношений, возникающих между государством и предприятиями (объединениями), учреждениями, организациями и гражданами в процессе формирования централизованных денежных фондов.

Формирование таких фондов является объективной потребностью. Это обусловлено тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-экономических и культурных потребностей граждан, решения задач обороноспособности страны, покрытия общих издержек государственного управления, обеспечения перспектив экономического роста страны и др..

Итак, все доходы государственного и местного бюджетов предназначены для обеспечения расходов государства в центре и на местах.

Доходы государственного бюджета не имеющие специального целевого назначения, то есть бюджетные средства используются без учета источника их поступления. Различают следующие источники поступления доходов в бюджеты разных уровней:

• налоговые поступления;

• неналоговые поступления;

• доходы от операций с капиталом;

• официальные трансферты;

• государственные целевые фонды.

 

Налоговые поступления

Налог- это универсальная категория, отражающая основные черты и свойства всей совокупности доходов в любой экономической системе рыночного типа. Рассмотрение и анализ налогов дает правильный ориентир для исследования доходов бюджетов государства в четкой последовательности по развитию экономического процесса. Неслучайно, что в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма в системе финансовых отношений становится ведущей.

Едва ли не впервые научно обоснованную характеристику налогов дали представители английской классической политической экономии Адам Смит и Давид Рикардо. Адама Смита часто называют основателем научной теории налогов, именно он одним из первых вывел четыре общих принципах налогообложения.

1. Подданные государства должны поддерживать его в соответствии со своей платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, каким они пользуются под покровительством государства.

2. Налог, который платит каждый плательщик, должен быть четко определен, а не произволен. Необходимо определить время, место и объем платежа.

3. Налоги должны взиматься в выгодное время и выгодным способом для лица, его платит.

4. Каждый налог должен быть построен так, чтобы он был необременительный для населения.

Соответствии с бюджетной классификацией налоговые поступления определяются как обязательные, безвозвратные платежи органам государственного управления и подразделяются на:

• налоги на доходы, налоги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости;

• налоги на собственность;

• сборы за специальное использование природных ресурсов;

• внутренние налоги на товары и услуги;

• налоги на международную торговлю и внешние операции;

• другие налоги (местные налоги и сборы, поступления платы за предоставление услуг по оформлению документов на право выезда за границу и т.п.).

Важно рассматривать налоги не только как экономическую, но и как общественно-социальную категорию. Общественная цена налогов измеряется потерей доли личного благосостояния конкретными плательщиками с перемещением этой доли через бюджет ко всему населению государства.

Общественный характер налогов неразрывно связан с государственными благами.

Государственные блага - это виды благ, источником обеспечения которых являются средства органов государственной власти. Блага, являются общественными, не производятся частной экономикой, а обеспечиваются только государством.

Причем если государство - орган по производству незаменимых общественных благ, то они потребляются гражданами по ценам, уровень которых вводится по общественному согласию. Ценой общественных благ являются налоги, и оплата государственных благ - единственное возможное использование налоговых поступлений. Благодаря этому между государством как производителем общественных благ и обществом достигается эквивалентная меновая сделка "блага - налоги".

Раскрыть общественное назначение налогов как социально-экономического понятия невозможно, не определив функции этой категории. Учитывая то, что налоги являются необходимым элементом централизации части стоимости национального продукта в бюджете для оплаты государственных общественных благ и средством перераспределения этой стоимости между государством и юридическими и физическими лицами, можно констатировать, что налоги выполняют фискальную и распределительно-регулятивную функции.

Фискальная функция обеспечивает объективные условия для создания материальной основы функционирования общества. Именно через эту функцию проявляется общественное назначение налогов, конкретные формы образования денежных фондов государства, обеспечивающие выполнение возложенных на нее функций.

Распределительно-регулятивная функция заложена в сущности каждого налога, ведь, как отмечалось, налоги связаны с процессами перераспределения стоимостных пропорций национального продукта между налогоплательщиками и государством. Причем объемы этих стоимостных пропорций непосредственно регулируются с помощью налогов. Сущность регулятивной функции состоит в воздействии через налоги на различные виды деятельности их плательщиков.

Налоги в условиях перехода к рыночной экономике должны использоваться не только как источник получения доходов бюджета, но и как важный финансовый инструмент финансового регулирования экономики. Однако использовать налог как финансовый регулятор слишком сложно, поскольку налоги обязательно выполняют регулятивную функцию, а степень влияния налогов на перечисленные аспекты зависит от налоговой политики, является достаточно субъективным явлением.

Налоговая политика - это деятельность государства в сфере внедрения, правовой регламентации и организации взимания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных ресурсов государства.

Формируя свою налоговую политику, государство увеличением или уменьшением государственных объемов налоговых поступлений, изменением форм налогообложения и налоговых ставок, использованием налоговых льгот по отдельным отраслям производства, территорий, групп населения может способствовать росту хозяйственной активности или вызывать своими действиями ее спад, способствовать созданию благоприятной кон 'юнктури на рынке, условий для развития приоритетных отраслей экономики, реализации сбалансированной социальной политики.

Можно с уверенностью сказать, что налоги в руках одних управленцев могут быть орудием и инструментом стабилизации и экономического процветания в государстве, а в руках других - средством нестабильности и экономического саморазрушения. Следовательно, налоги являются мощным оружием в руках государства, с которым необходимо обращаться осторожно, разумно, взвешенно.

Неналоговые поступления

Неналоговые поступления по сравнению с налоговыми составляют меньшую долю денежных ресурсов в общем объеме доходов бюджетов всех уровней. Однако они также имеют существенное значение в реализации государством своих функций и обязанностей, поскольку является дополнительным источником наполнения доходной части государственного бюджета и бюджетов самоуправления необходимыми финансовыми ресурсами.

Неналоговые поступления содержат все безвозвратные поступления, кроме доходов от продажи капитала, все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за нарушение налогового законодательства, и все добровольные, неотплаченные текущие поступления из негосударственных источников.

Следовательно, указанная категория не содержит доходов, полученных государственными органами от налогов, официальных трансфертов, займов, платежей в счет предоставленных в прошлом государственных кредитов, реализации основного капитала, запасов товаров, земли, нематериальных активов.

Следовательно, в состав неналоговых платежей входят:

1. Доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

• поступления специальных средств бюджетных учреждений;

• поступления от денежно-вещевых лотерей;

• поступления в бюджет сумм процентов банков за пользование временно свободными бюджетными средствами;

• поступления дивидендов (части прибыли) от субъектов предпринимательской деятельности, созданных с участием государственных предприятий и организаций;

• рентная плата;

• поступление средств от приватизации государственного имущества.

2. Административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи:

• сборы, взимаемые государственной автомобильной инспекцией;

• плата за пробирование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов;

• плата за предоставление услуг службой разрешительной системы органов внутренних дел;

• плата за аренду целостных имущественных комплексов государственных предприятий;

• государственная пошлина.

3. Поступления от штрафов и финансовых санкций:

• суммы, взысканные с виновных лиц за вред, причиненный предприятию, учреждению и организации;

• перечисление предпринимателями части стоимости нестандартной продукции, изготовленной из разрешения на отклонение от требований соответствующих стандартов качества, выданного государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации;

• административные штрафы и другие санкции;

• поступления штрафных санкций за нарушение правил пожарной безопасности;

• сборы, взимаемые инспекциями Комитета по надзору за охраной труда Украины.

4. Другие неналоговые поступления:

• поступления сумм кредиторской и депонентской задолженности предприятий, организаций и учреждений, по которым истек срок исковой давности;

• поступления средств от реализации избыточного вооружения военной и специальной техники, имущества, передачи в аренду основных фондов Вооруженных сил Украины и других военных формирований, а также за выполненные ими работы и оказанные услуги;

• поступления сумм превышения фактического фонда потребления над расчетным;

• поступления амортизационных отчислений для финансирования мероприятий структурной перестройки базовых отраслей национальной экономики.

Доходы от операций с капиталом

Доходы от операций с капиталом (реализация основного капитала, государственных запасов товаров, земли и нематериальных активов) формируются из поступлений от продажи основного капитала:

• поступления средств от реализации бесхозного имущества, имущества, которое по праву наследования перешло в собственность государства и сокровищ;

• поступления средств в государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Украины; государственных запасов товаров:

• поступления от продажи запасов материально-технических и сырьевых ресурсов для развертывания производства военной и другой промышленной продукции, оказания медицинской помощи;

• поступления от продажи запасов сырьевых, материально-технических и продовольственных ресурсов (стратегический резерв);

• поступления от продажи материально-технических ресурсов для выполнения первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Среди других доходов бюджетов от операций с капиталом предусмотрено возмещение расходов государственного бюджета Украины за отпущенные и неоплаченные в прошлые годы материальные ресурсы из государственного материального резерва, поступления от продажи земли и нематериальных активов и налоги на финансовые операции и операции с капиталом.

 

Официальные трансферты

Для бюджетной системы Украины, учитывая ее неравномерные природные ресурсы и экономический потенциал регионов, важное значение имеют трансферты.

Трансферты являются формой перераспределения доли средств, которые мобилизованы в доходах бюджетов различных уровней.

В составе трансфертов выделяются так называемые официальные трансферты: в основном это платежи из-за границы, например текущие поступления от секретариата ООН за украинский контингент. К другим трансфертам принадлежат распределительные налоги, специфические гранты целевого назначения, а также генеральные гранты, не обусловленные конкретными целями их расходования.

С целью сбалансирования бюджетов всех уровней осуществляется перечисление дотаций местным бюджетам из государственного бюджета Украины.

Такие средства перечисляются в республиканский бюджет Автономной Республики Крым, областных бюджетов и городского бюджета г. Севастополя согласно закону Украины о государственном бюджете на текущий год управлениями Государственного казначейства в Автономной Республике Крым, в областях и в г. Севастополе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.