Сделай Сам Свою Работу на 5

Факторы, влияющие на процессы восприятия и понимания





Существенно влияют на процесс познания половые различия. Женщины по сравнению с мужчинами точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения, достоинства и недостатки личности, эмоционально более предрасположены к проникновению во внутренний мир собеседника.

 

На точность восприятия и понимания влияет возраст. Подростки и юноши в первую очередь обращают внимание на физические данные и экспрессивные характеристики. По мере освоения психологических понятий и жизненного опыта они начинают разносторонне воспринимать и оценивать людей. Воспринимающий точнее определяет возраст лиц, который приближается к нему по годам, и чаше ошибается в случае большой разницы лет. С возрастом легче дифференцируются отрицательные эмоциональные состояния. Зрелые люди могут понять как подростков, так и престарелых.

 

Национальность. Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни, т. е. через сформировавшиеся у него этнические обычаи, традиции, привычки и пр. В этом просматривается «внутренняя структура личности», связанная с этнической субкультурой.



 

Темперамент. Некоторые характеристики темперамента влияют на процесс познания другого человека. Экспериментально было установлено, что чем выше экстравертированность воспринимающего, тем он точнее опознает экспрессивные характеристики и меньше принимает во внимание ситуацию, в которой находится. Интроверты же проявляют недоверие к экспрессивным характеристикам, они более точны в оценках воспринимающих и оперируют представлениями о наиболее вероятных состояниях объекта.

 

Социальный интеллект. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые развиты и имеют более высокий уровень социального интеллекта. Общее развитие личности предполагает владение богатой лексикой, включающей научные и бытовые психологические понятия, и позволяет успешнее оперировать ими при характеристике воспринимаемого человека.

Под социальным интеллектом понимают способность личности, основанную на специфике познавательных процессов, эмоциональном и социальном опыте, понимать самого себя, других людей и прогнозировать их поведение. Социальный интеллект имеет общую структурную базу как с когнитивным развитием, так и с эмоциональными основами нравственности.



 

Психическое состояние. Независимо от того, устал человек или, наоборот, отдохнул, сосредоточенный или рассеянный, — эти и другие психические состояния бессознательно сказываются на формировании образа воспринимаемого.

 

Состояние здоровья. Как свидетельствуют результаты исследований по психиатрии и медицинской психологии, состояние здоровья воспринимающего сказывается на процессе познания других людей.

 

Установки. Установка воспринимать других людей с определенной для данного человека позиции может быть устойчивой и колеблется в пределах от негативно-жесткой (эффект ожесточения) до мягкой и доброжелательной (эффект снисходительности) В силу этого в описание воспринимаемого привносятся эмоционально положительные или эмоционально отрицательные характеристики.

 

Ценностные ориентации связаны с мотивационно-потребностной сферой личности. Они ориентируют субъекта на восприятие и фиксацию значимых для него особенностей, причем часто это происходит неосознанно.

 

Профессиональная деятельность. Разные виды трудовой деятельности предполагают разный объем общения с людьми. Общественные профессии активно формируют социально-психологическую компетентность. Связь между профессией, опытом общения и межличностной перцепцией раскрыта во многих экспериментах.



 

Личностные особенности. Понимание себя и адекватная самооценка влияют на процесс познания других людей. Экспериментально установлено, что лица, уверенные и объективно относящиеся к себе, в большинстве случаев оценивают других людей как доброжелательных, расположенных к ним. Неуверенные же в себе люди часто воспринимают окружающих лиц как тяготеющих к холодности и не расположенных к ним. Люди, которые по психической организации являются более сложными и сенситивными, глубже и обстоятельнее описывают и оценивают воспринимаемые лица.

 

Проецирование. Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать. Психологи обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, предложенных им для оценки, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.

 

Стереотипизация. Социальные стереотипы -- основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация -- главный механизм этого процесса. Социальный стереотип -- устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы; привычное представление о группе людей, о которой существует скудная информация. Любой стереотип является порождением определенной группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой группе. Трудность заключается в том, что видимым носителем того или иного стереотипа всегда является конкретный индивид. Поэтому при объяснении происхождения и функции стереотипа часто пытаются идти от изучения опыта человека, его знаний о предмете стереотипа, т.е. от его индивидуальных особенностей. Это приводит к неверным выводам о том, будто социальные стереотипы -- следствие ограниченного опыта, невежества.

 

 

Заключение

Деятельность государственных служащих невозможна без общения с деловыми партнерами и гражданами. В процессе делового общения государственных служащих каждый их деловых партнеров выступает одновременно и в качестве воспринимающего и в качестве воспринимаемого.

 

В государственной деятельности часто встречаются ситуации, которые требуют самопрезентации, умения целенаправленно формировать впечатления о себе. В ограниченных условиях времени и пространства необходимо предъявить специально организованную, продуманную, структурированную, краткую информацию о себе, таким образом, чтобы достигнуть поставленных целей.

 

Я считаю, что, поскольку в процессе восприятия формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, установках и культуре государственного служащего, необходимо создавать образ, который бы положительно воспринимался партнерами по службе, и для этого необходимо правильно предвидеть их реакцию на слова и поступки и построить в связи с этим свое поведение. Для этого, очевидно, нужно иметь верное представление о партнере и уметь взглянуть на ситуацию с его позиции. Важно учитывать характер, привычки, убеждения, интеллектуальный и культурный уровень собеседника, его образ жизни. Все это, составляя внутреннее содержание человека, проявляется внешне: в его манере одеваться, походке, позах, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса, интонации. Чтобы иметь верное представление о человеке, нужно, во-первых, уметь наблюдать, во-вторых- исключить возможные ошибки восприятия.

 

На мой взгляд, на государственной службе, так как для нее характерна определенная иерархия, большую роль играет ролевое общение, которое помогает людям создавать и поддерживать отношения, построенное на деловых, формально-социальных контактах. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, восприятии партнера и самовосприятии. Ролевые ожидания участников общения определяют, как будет воспринят партнер (какие качества и характеристики в нем будут замечены и приняты), как будет читаться его поведение и строиться собственное. Но такие ожидания не всегда оправданы.

 

Таким образом, оценивание будущего партнера необходимо нам для выбора стратегии предстоящего общения. Восприятие и понимание партнеров позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения, необходимые для успешной карьеры на государственной службе.

Список использованной литературы

 

1. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / Е.В. Андриенко. - М.: Академия, 2011.- 195 с.

 

2. Белинская Е.П. Социальная психология: хрестоматия / Е.П. Белинская, О.А. Тихомарицкая. -М:Академия, 2010. - 273 с.

 

3. Битянова М. Р. Социальная психология : учеб. пособие для вузов / М.Р. Битянова. - СПб.: Питер, 2010. - 368 c.

 

4. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для вузов / В.А. Горянина. М.: Академия, 2010. -211 с.

 

5. Журавлев, А.Л. Социальная психология : учеб. пособие для вузов /А. Л. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников.. - М.: Б.и., 2010. - 413 c.

 

6. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения/ В.Н. Лавриненко.- М: Азбуковник, 2008. - 240 с.

 

7. Леонтьев А.А. Психология общения: учеб. пособие для вузов / А.А. Леонтьев. – М.: Академия, 2005. – 368 с.

 

8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. - СПб.: ИГУП, 2011. -204 с.

 

9. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов.– М.: Владос, 2008. – 336 с.

 

10. Соснин В.А.Социальная психология: учебник / В.А.Соснин, Е.А. Красникова.- М.: Форум, 2004.- 194 с.

 

11. Станкин М.И. Психология общения: Курс лекций/ М.И. Станкин. -Воронеж: Модек, 2009. -104 с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.