Сделай Сам Свою Работу на 5

Медицина в Западной Европе в периоды раннего и развитого средневековья(V - ХУ вв.).

Становление первобытного общества и первобытного врачевания. (более 2 млн лет тому назад — ок. 40 тыс. лет тому назад) В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский. В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяется гоминидной триадой: 1)прямохождением, или бипедией; 2)свободной кистью с противопоставляющимся большим пальцем, способной к тонким трудовым операциям; 3)относительно крупным высокоразвитым мозгом.

Признаки гоминидной триады окончательно сформировались не одновременно, а на разных этапах эволюции. В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека— его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения. Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две основные стадии: эпоху древнейших людей — архантропов (ок. 2 млн лет тому назад — 300/200 тыс. лет тому назад) и эпоху древних людей — палеоантропов (неандертальцев) (ок. 300/200 тыс. лет тому назад — 40/35 тыс. лет тому назад). Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими и вели кочевой или полукочевой образ жизни. Они изготовляли простейшие орудия труда из камня, дерева и других природных материалов. Орудийная деятельность способствовала формированию у архантропов примитивной членораздельной речи, зачатков языка, развитию мышления и первобытного сознания. Зачатки гигиенических навыков стали формироваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных жилищ и применения огня. Однако на этом этапе истории еще не было погребений и связанных с ними религиозных представлений, культа умерших и магических действий. Это объясняется тем, что абстрактное мышление у архантропов было развито еще недостаточно. Люди неандертальского вида стали производить первые захоронения умерших. Появление захоронений свидетельствует о развитии у древних людей (периода перехода от первобытного человеческого стада к раннепервобытной родовой общине) начальных абстрактных представлений о посмертной жизни, культа умерших, обрядов — т. е. о формировании абстрактного мышления и окончательном выделении человека из животного царства как существа социального. Это подтверждается также значительным уменьшением каннибализма и более частыми находками скелетов тяжело больных древних людей, которые могли выжить. Так, в пещере Ла Шапель (на территории Франции) обнаружен скелет мужчины-палеоантропа, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой " (деформирующий артрит позвоночника, артрит нижней челюсти и перелом бедра). В пещере Шанидар обнаружено девять скелетов тяжело больных древних людей, захороненных в период от 70 до 44 тыс. лет тому назад. Археологические и палеопатологические исследования в пещере Шанидар, проводимые под руководством американского археолога Р. С. Солецки, представили также первые достоверные сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений. Среди них были тысячелистник, золототысячник, крестовник, эфедра, алтей из семейства мальвовых, растение рода Muscary из семейства лилейных и др. Все они были связаны в букетики и разложены на уровне торса и у основания стоп. Открытие «цветочных людей» было сделано в I960 г. Это первое и пока единственное достоверное свидетельство использования лекарственных растений древними гоминидами неандертальского вида.



2. Врачевание в период расцвета первобытного общества. (ок. 40 тыс. лет тому назад — X тысячелетие до н. а.) Расцвет первобытного общества начался в эпоху верхнего палеолита . К этому времени окончательно завершился процесс антропогенеза. Приспособление к разнообразным условиям окружающей среды в этот период шло параллельно с формированием современных рас (негроидной, европеоидной, монголоидной и австралоидной), а также многочисленных расовых типов. Развитие первобытного коллективизма, орудийной техники, изобретение лука и стрелы (XIV—VII тысячелетия до н. э.) обусловили дальнейший подъем производительных сил и совершенствование организации человеческого общества, т. е. социальных отношений. Ранняя родовая община охотников, собирателей и рыболовов (эпоха верхнего палеолита и частично мезолита) была вполне сформировавшимся человеческим обществом. Развитая (поздняя) родовая община земледельцев и скотоводов (мезолит, неолит) характеризуется прежде всего переходом от присваивающего хозяйства к производящему — земледелию (с IX—III тысячелетий до н. э.) и разведению домашних животных (с VIII—III тысячелетий до н. э.). Врачевание в этот период истории человечества развивалось в тесном взаимодействии как с рациональными, так и с иррациональными представлениями об окружающем мире. Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Богатый материал для их реконструкции дают исследования традиционной медицины синполитейных обществ аборигенов Австралии, Америки, Океании. Так, аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего континента, применяли для лечения нарушений пищеварения касторовое масло, эвкалиптовую смолу и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали глину. Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; применяли «шины» при переломах; умели делать кровопускания, используя колючки и шипы растений, рыбью чешую, каменные и костяные ножи. В Новой Гвинее, например, первобытные врачеватели синполитейных племен вскрывали вену при помощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натянутого лука. Однако эмпирические знания первобытного человека, полученные в результате практического опыта, были еще весьма ограниченными. Первобытный человек не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий, понимать явления окружавшей его природы. Его бессилие перед природой порождало фантастические представления об окружающем мире.. На этой почве уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания. Тотемизм — вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалипт). Фетишизм — вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Анимизм — вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Полагают, что эти. представления связаны с ранними формами культа умерших. Ритуалы, посвященные мертвым, встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке и Африке. Магия — вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый. Со временем развитие верований и усложнение ритуалов потребовали определенной специализации. Круг лиц, способных их усвоить, резко сужался, и культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее .умелыми общинниками. К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с XII тысячелетия до н. э. (мезолит). Первый трепанированный череп ископаемого человека на нашей планете был найден в Латинской Америке — в районе г. Куско (на территории Перу) в 1865 г. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на территории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70%) трепанации заканчивались успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по краям отверстий.

В целом врачевание периода расцвета первобытного общества характеризуют: целенаправленное применение эмпирического опыта коллективного врачевания в социальной практике и совершенствование приемов рационального врачевания; дальнейшее развитие гигиенических навыков (одежда из шкур, устройство жилищ); в области оперативного врачевания — лечение ран средствами растительного, животного и минерального происхождения, шинирование, кровопускания, ритуальное обрезание, использование в качестве инструментов врачевания изделий из камня, кости, рыбьей чешуи и т. п., эмпирическое применение природных опьяняющих и наркотических средств в качестве обезболивающих; в области социальных отношений — дальнейшее развитие коллективного врачевания и зарождение лечебной магии на основе фантастических верований и превратного миросозерцания .

3. Врачевание в период разложения первобытного общества. (с 10 тысячелетия до н. э.) Разложение первобытно-общинного строя началось в X—V тысячелетиях до н. э. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархат и матриархат, которые развивались параллельно Патриархат был наиболее распространен. Он возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины, что приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным. Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытнообщинного строя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа. В период разложения первобытнообщинного строя отчетливо проявились различия в темпах исторического прогресса человечества в различных регионах земного шара. В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн. К числу оперативных методов врачевания, которые производились в синполитейных племенах, находившихся на стадии разложения первобытного общества, относятся также ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение. В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной организации, а следовательно, и к укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений. Это обусловило появление профессиональных служителей культа. Часто основным их занятием было врачевание. Формирование лечебной магии проходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые зародились на заре человеческой истории задолго до возникновения культовых обрядов. В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели—знахари. Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, более чем кто-либо из соплеменников, он посвящен в законы и обычаи племени, незыблемо хранит их и передает по наследству. Будучи тонким психологом, он прекрасно понимает свою аудиторию, которая беспредельно верит ему. Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени. Большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки. В современном мире оценка первобытного врачевания не однозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный' эмпирический, опыт ЯВИЛИСЬ одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и современной научной медицины. С другой стороны — иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания и тяжелых условий борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой;

4. Врачевание в Шумере. История и развитие медицинских знаний. (III тысячелетие до н. э.) С глубокой древности, земли Месопотамии населяли два народа: шумеры, которые занимали Южное Двуречье и около 3000 г. до н. э. создали первые в Месопотамии, города-государства, и их северные соседи — племена восточных семитов, которые со второй половины III тысячелетия до н. э. стали называться аккадцами. Расцвет шумеро-аккадской культуры приходится на вторую половину III тысячелетия до н. э. Территория Шумера составляла не более 15 тысяч квадратных километров. Население страны даже в эпоху расцвета не превышало одного миллиона человек (и по тем временам было достаточно многочисленным). Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и создали первую в истории человечества письменность — клинопись.В период формирования клинописи население Месопотамии говорило на двух языках: шумерском и восточно-семитском (аккадском). Древнейшие месопотамские тексты (2900—2500 гг. до н. э.) почти без исключения написаны на шумерском языке. Развитие медицинских знаний При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов— Ниппура (в 160 км от современного Багдада) в 1889 г. была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н. э. Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и т. д. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т. п. К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться. Одна из месопотамских табличек сохранила оттиск печати одного шумерского врачевателя. На ней изображены инструменты для врачевания и сосуды для лекарств. В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят (одной из причин этого обычая было предупреждение вшивости, т. ё. педикулеза). Достижения шумеров (их арифметика и геометрия, врачевание и сельское хозяйство, литература и искусство) послужили основой для дальнейшего развития знаний у народов Вавилонии, Ассирии и других государств региона.

5. Врачевание в Вавилонии и Ассирии. История и развитие медицинских знаний. (II тысячелетие — середина I тысячелетия до н. э.) Вавилонское царство достигло наивысшего расцвета и могущества во времена Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) — одного из наиболее выдающихся правителей древности, который объединил под своей властью разрозненные земли Двуречья и создал могущественное государство, включавшее всю Нижнюю и большую часть Верхней Месопотамии. Система знаний древних вавилонян (как и других народов древней Месопотамии) определялась прежде всего практической необходимостью. Математические методы вавилонян выдерживали сравнение с достижениями всех других современных им цивилизаций в течение трех тысячелетий, т. е. вплоть до эпохи эллинизма. Весь мир пользуется сегодня их делением круга на градусы, минуты и секунды. Солнечные часы и деление суток на 12 частей, предложенные вавилонянами, впоследствии были заимствованы греками. Вавилоняне считали, что земная жизнь является отражением небесной и воспринимали все явления общественной жизни и здоровье человека в единстве со всем окружающим миром. Могущественным соседом Вавилонии было Ассирийское царство. На протяжении веков в культуре и естественно- научных знаниях Ассирия придерживалась в основном вавилонских традиций. Это позволяет говорить о вавилоно-ассирийской культуре (и врачевании) как о едином целом..

Развитие врачевания Врачебные знания в древней Месопотамии издавна передавались устно. В старовавилонский период они все чаще стали записываться на глиняных табличках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по названиям пораженных частей тела. Их совокупность составляла своего рода «руководство», весьма ценное для врачевателей. К середине II тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту и ашипуту. Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразделить на три основные категории: 1. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний. 2. Связанные с явлениями природы и образом жизни. 3. Связанные с религиозными верованиями. Врачеватель - асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель - ашипу, напротив,— прежде всего со сверхъестественными силами: «рукой» конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами и т. п. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или «удара» в голову (описание которого напоминает инсульт). Определив болезнь и ее причину, ашипу до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный: «он умрет», «он не выздоровеет» и т. п. Благоприятный прогноз встречается реже: «он будет жить», «он вылечится», «его болезнь уйдет», «он поправится и будет жить». Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: «он выздоровеет», «его нужно лечить,». Прогноз «он умрет» в текстах асуту встречается редко. Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы, коренья, семена , овощи , листья и плоды деревьев , кедровый бальзам, минеральные средства , нефть, продукты животного происхождения и т. д. Родовспоможением занимались женщины. После смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т. е. кесаревым сечением) спасти живого младенца. Ни в одном медицинском тексте древней Месопотамии нет упоминания об оперативном лечении, об удалении зубов, прижизненной операции кесарева сечения или трепанации черепа, столь распространенной в других регионах земного шара.

Самым обширным памятником древней Месопотамии являются законы шестого вавилонского царя первой династии Хаммурапи. Они высечены на базальтовом столбе , который был обнаружен в 1901 г. при раскопках древнего г. Сузы (на территории современного Ирана). Законы Хаммурапи принадлежат к числу наиболее древних законодательств мира и ярко отражают общественные отношения периода раннего рабовладения на Востоке. Некоторые параграфы Законов касаются правовых аспектов деятельности врачевателей. В Месопотамии издавна существовали строгие гигиенические предписания. Однако сточные системы в городах долгое время не сооружались. Все нечистоты, как правило, выбрасывались на улицу. В Ассирии каналы для подачи воды и стока нечистот начали строить в столичных городах. Так, в Ниневии но времена Синанхериба был воздвигнут грандиозный водопровод длиной 18 км. Число свободно практикующих врачевателей в древней Месопотамии было невелико. Клинописные таблички свидетельствуют также и о некоторой врачебной специализации. На протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры.

 

 

6. Врачевание в древнем Египте. История и развитие медицинских знаний. (3 — 1 тысячелетия до н. э.) История древнего Египта насчитывает более трех тысячелетий: от конца IV тысячелетия до н. э. до 395 г. н, э., когда после распада Великой Римской империи древний Египет вошел в состав Византии. В истории врачевания древнего Египта выделяют три крупных периода: царский (XXX—IV вв. до н. э.), греко-римский (332 г. до н. э. — 395 г. н. э.) и византийский (395—638 гг.), который переходит в средние века. Неотъемлемой составной частью яркой и своеобразной культуры древнего Египта было врачевание. Оно возникло из практического опыта народа. Первые представления о строении человеческого тела (анатомия) египтяне получали из практики бальзамирования, которая также свидетельствовала и о достижениях в области химии. Познания древних египтян в области строения тела были достаточно высокими для своего времени.Уже в середине II тысячелетия до н. э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т. д. Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам. Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение злого духа умершего в тело заболевшего). Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. до н. э.). Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 м. Папирус содержит около 900 прописей лекарств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний. При составлении лекарств широко использовались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных. Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. Долина Нила была крупным очагом тяжелых глистных заболеваний - мочеполового и кишечного шистосомбзов. Эти болезни описаны под названием Ста в папирусах Эберса, Хёрста, Берлинском и Лондонском. В древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и оперативном лечении (хирургии) — хирургический папирус Эдвина Смита, датируемый XVI в. до н.э. Врачебная этика Египта того времени требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз: 1) «это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить». При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные лубки («шины») и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой. В древнем Египте издавна существовала профессия врачевателя зубов. Болезни зубов и десен описаны в папирусах Среднего и Нового царств. Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличием «червя, который - растет в зубе». Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов. В папирусе Эберса приведено 11 прописей таких лекарств, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов. Древние египтяне не. лечили кариозных зубов и не знали оперативного зубоврачевания. Большое значение в древнем Египте придавалось соблюдению традиционно установленных гигиенических требований и тесно связанному с ними предупреждению болезней. Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище. Передача медицинских знаний в древнем Египте была тесно связана с обучением сложному иероглифическому письму, которое осуществлялось в специальных школах писцов при храмах и высших школах писцов — «домах жизни». Поскольку знания носили главным образом прикладной характер, в школах обучали математике, архитектуре, ваянию, врачеванию, астрономии, а также тайнам культов и обрядов. Ученики изучали и переписывали древние папирусы, овладевали искусством каллиграфии и стилистики, постигали «правила прекрасной речи» (ораторского искусства). Вместе с тем медицинские знания продолжали передаваться и по наследству — от отца к сыну.

7. Санитарное дело периода хараппской цивилизации в древней ИНДИИ. Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название «хараппская». Расцвет хараппской культуры приходится на конец III — начало II тысячелетия до н. э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности. Во многих отношениях хараппская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода. Строительство хараппских городов по заранее разработанному плану. Один из них — Мохенджо-Даро — обнаружен на глубине 12 м и относится по меньшей мере к XXV в. до н. э. — времени, когда формировались цивилизации на о. Крит. Мохенджо-Даро занимал площадь около 2,5 квадратных километров; по подсчетам ученых, в нем жило 35—100. тыс. человек. В городе имелись мастерские, зернохранилище, платформа для помола зерна, санитарно-технические сооружения: колодцы, бани, бассейн, система канализации— древнейшие из известных в настоящее время. Самым замечательным из них является купальня. В ее центре размещался уникальный бассейн (возможно, культового назначения). Дно бассейна было покрыто битумом; его водонепроницаемость сохраняется более четырех тысячелетий. С обеих сторон в бассейн ведут две лестницы с площадками для купания. Вода в нем была проточной: поступая по одним трубам, она постоянно вытекала по другим. По всему периметру бассейн был окружен аркадой небольших комнат для омовений. Здесь же располагались две бани, которые, по мнению исследователей, нагревались горячим воздухом и использовались для культовых обрядов. В различных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным кирпичом. В больших домах строились собственные колодцы. Помещения, где они находились, были тщательно вымощены. Жилые дома в Мохенджо-Даро строились из обожженного кирпича, были двух- или трехэтажными, в высоту достигали 7,5 м и имели до 30 комнат. Окон на улицу не было. Очаг размещался в середине внутреннего двора. В каждом кирпичном доме имелась комната для омовений, которая представляла собой обычно небольшое квадратное или прямоугольное помещение с тщательно выложенным кирпичным полом, имевшим покатость к одному из углов. В этом углу помещался водосток. Тесная кладка кирпичей, которыми был вымощен пол, препятствовала просачиванию воды. Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот глубиной . Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было снимать при осмотре и чистке системы, чему придавалось особо важное значение. Это говорит о высокой культуре древней цивилизации долины Инда, которая сумела за две тысячи лет до римского водопровода создать наиболее совершенный образец санитарно-технического строительства древности.

Врачевание в ведийский период древней ИНДИИ. Очагом цивилизации на этом этапе истории древней Индии явилась р. Ганг на северо-востоке страны, где после прихода индо - иранских племен ариев сформировалось несколько государств. Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены. Указания на врачебные знания сохранились в «Ригведе» и «Атхарваведе». Записывать священные тексты начали в середине I тысячелетия до н. э. В «Ригведе» упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение. Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического врачевания — в ведийский период медицинские знания тесно переплетались с религиозными верованиями и магическими представлениями. Главными медицинскими божествами ведийского периода были: близнецы Ашвины — боги-врачеватели и хранители, Рудра — владыка лекарственных трав и покровитель охотников, а также высшие божества: Аг-ни — бог огня и возрождающейся жизни, Индра — символ небесного грома и податель дождя и Сурья — бог солнца. В обширной древнеиндийской мифологии были и злые демоны. ( асуры и ракшасы), которые (как полагали) приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. «Атхарваведа» отражает практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. Древние лекари так и назывались — бхишадж («изгоняющий бесов»). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменялись и представления о причинах болезней. В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия (варны): брахманы, кшатрии , вайшьи и шудры . Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст . Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие — парии (неприкасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах.

Врачевание классического периода древней ИНДИИ. (магадхско-маурийская и кушано-гуптская эпохи) В VI в. до н. э. древняя Индия вступила в период интенсивного, духовного и интеллектуального развития. Его характеризуют крупные достижения в различных областях знаний и создание выдающихся памятников древнеиндийской письменности. К началу нашей эры в древней Индии сложилась высокоразвитая система медицинских знаний. Искусство врачевания (санскрит аюрведа — учение о долгой жизни) высоко ценилось в древней Индии. Буддийские предания и тексты сохранили славу о чудесных целителях Дживаке, Чараке и Сушруте.

Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках : «Чарака-самхита» (датируется I—II вв. н. э.) и «Сушрута-самхита» (датируется IV в. н. э.). Более ранняя «Чарака-самхита» посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; элексиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность. «Сушрута-самхита» в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.

Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире. В классический период истории древней Индии врачеватели отошли от господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о причинах болезней. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды. Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, а болезнь — как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий. Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал: в первом периоде — незначительные боли; во втором — стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар, красноту и нарушение функции; в третьем — уменьшение припухлости и образование гноя. Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы. Тактика лечения в древней Индии, так же как и в других странах древнего мира, определялась прежде всего излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного. Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых — лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих — хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства. Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. Искусство оперативного лечения (хирургия) в древней Индии было самым высоким в древнем мире. Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей, лапаротомии, камнесечения, грыжесечения, пластические операции. В Индии издавна развивались гигиенические традиции. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте и опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье людей. Гигиенические традиции способствовали развитию медицинского дела. Медицина древней Индии была тесно связана с религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога. Она объединила в себе религиозную философию, морально-этическое учение и систему упражнений-поз (асаны). В классический период традиционная индийская медицина достигла апогея своего развития.

10. Врачевание в древнем Китае. Традиционная китайская медицина. (середина 2 тысячелетия до н. э.— 3 в. н. э.) Основные теоретические положения древней китайской медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение трех тысячелетий. Знания о строении человеческого тела начали накопляться в Китае в глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших (около II в. до н. э.), который связан с утверждением конфуцианства в качестве официальной религии. Представления о болезнях и их лечении в древнем Китае имели натурфилософскую основу. Здоровье "снималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий у син, а болезнь — как нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка — ян и синдром недостатка — инь. Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови, изложенное уже в самом древнем медицинском трактате Китая — «Иэй цзин» Врачеватели древнего Китая пришли к этим выводам эмпирическим путем. Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса; из них основными считались десять: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.