Поставка товаров для государственных нужд.
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд – разновидность договора поставки. Этим договором оформляется закупка товаров, необходимых государству, в частности, необходимых для обеспечения нужд обороны и безопасности страны. Регулируется этот договор статьями Гражданского кодекса РФ, посвященными специально этому договору, а также статьями, посвященными договору поставки, и специальными законами: «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; «О государственном материальном резерве»; «О государственном оборонном заказе».
Общие положения о поставке применяются к данному договору, если правилами о нем не установлено иное.
Срок выполнения действий по заключению договора ограничен законом: он определен либо в 30, либо в 20 дней.
Цена товара - рыночная, финансирование поставок товара происходит за счет бюджетных средств и внебюджетных источников РФ.
Участниками договора этого типа являются:
· заказчик(в роли его выступают либо исполнительные органы власти, либо организации, уполномоченные ими);
· поставщик (в этой роли выступают предприниматели);
· получатель товара (покупатель).
Предметом договора являются вещи, определяемые родовыми признаками (только российского производства); потребность в заказываемых вещах выявляется из государственных программ; форма этого договора должна быть всегда только письменная; оформляется этот договор двумя документами:
· государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд – договором между заказчиком и поставщиком о передаче товара либо самому заказчику, либо указанному им получателю (покупателю);
· договором поставки для государственных или муниципальных нужд – договором между поставщиком и получателем (покупателем), заключаемым на основе контракта о передаче поставщиком товара покупателю. Промежуточным документом между ними является извещение заказчика покупателю о прикреплении его к поставщику.
В процедуре заключения договора поставки для государственных нужд можно выделить следующие этапы:
· определение государственных или муниципальных нужд в товарах определенного вида;
· выдача заказа на поставку товара заказчику;
· размещение заказчиком заказа (оно может происходить на конкурсах);
· заключение контракта между поставщиком и заказчиком;
· направление заказчиком получателю товара (покупателю) извещения о прикреплении его к определенному поставщику;
· заключение договора поставки между поставщиком и покупателем на основе извещения заказчика.
Нарушения, допущенные покупателем:
· невыборка товаров покупателем в обусловленный срок;
· непредставление покупателем отгрузочной накладной;
· неоднократная просрочка оплаты товаров покупателем.
Особенности ответственности сторон по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд:
· основанием наступления ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение договора;
· ответственность является полной и строится на основании положений гл. 25 Гражданского кодекса;
· формы ответственности: возмещение убытков (реального ущерба или упущенной выгоды) (ст. 15 Гражданского кодекса); взыскание договорной неустойки (пени, штрафа); взыскание уплаты процентов за пользование чужими деньгами в случае нарушения денежных обязательств (395, п. 4 ст. 487, ГК): отказ стороны от исполнения договора, возврат недоброкачественного или некомплектного товара, приобретение товара покупателем у другого лица в случае его недопоставки, принудительная оплата покупателем невыбранного товара и др.
Предусматривается повышенная ответственность сторон по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд:
· заказчик обязан возместить убытки, причиненные поставщику, в течение 30 дней со дня передачи товара (при невозмещении их поставщик вправе отказаться от договора), а также убытки, причиненные отказом от возмещения убытков, понесенных поставщиком при исполнении договора (ст. 533 Гражданского кодекса);
· поставщик обязан уплатить штраф в размере стоимости товара, определенной в проекте контракта, в случае необоснованного уклонения от заключения госконтракта на поставку товара для федеральных нужд (п. 2 ст. 5 ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и других законов), а в случае поставки недоброкачественных или некомплектных товаров уплатить штраф в размере 20 % стоимости забракованных товаров (п. 5 ст. 16 ФЗ «О государственном материальном резерве»).
Особенности содержания договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд:
· заказчик не может отказаться от заключения контракта с поставщиком, когда поставщик принял заказ;
· заказчик должен возместить убытки, возникшие у поставщика в ходе исполнения им договора, причем в 30-дневный срок;
· поставщик обязан передавать товар либо заказчику, либо покупателю;
· покупатель должен платить за поставленный товар в случаях, когда товар поступает непосредственно ему, при этом заказчик является поручителем и несет с покупателем солидарную ответственность по договору (ст. 534 ГК), а если товар поступает заказчику, оплачивать его должен последний.
9. Понятие и содержание договора контрактации
Договором контрактацииназывается договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать произведенную продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять и оплатить ее. Договор контрактации опосредует отношения по заготовке сельскохозяйственных продуктов и сырья, составляющих основу благосостояния любого общества. Его отграничение от других договоров купли-продажи проводится по субъектному составу и предмету договора.
Договор контрактации является:
1) консенсуальным – считается заключенным в момент достижения между сторонами соглашения в требуемой законом форме;
2) возмездным;
3) взаимным – наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора контрактации.
Продавец (производитель продукции) и заготовитель продукции (контрактант) – предприниматели, государство и граждане, не имеющие статуса предпринимателя, не могут участвовать в договоре контрактации в качестве продавца, при этом государственный орган может выступать в качестве заготовителя.
Предметомдоговора контрактации является любая продукция сельскохозяйственного производства (растениеводства, животноводства, звероводства, в том числе пушного, и т. д.).
Предмет договора контрактации не предназначен для личного, семейного, домашнего или иного подобного использования.
Существенными условиямидоговора контрактации являются срок и ассортимент. Цена договора контрактации не является существенным условием и определяется по общим правилам, предусмотренным для договора купли-продажи.
Форма договора– письменная.
Права и обязанности заготовителя:
1) принятие товара;
2) оплата товара;
3) обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения; 4) обязан обеспечить ее вывоз за пределы хозяйства производителя;
5) обязан оплатить приобретаемую сельскохозяйственную продукцию; 6) отвечает за нарушение условий договора на общих основаниях для предпринимателей; 7) заготовитель – государственный орган по договору закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд при нарушении условий договора отвечает только за вину;
8) при наличии определенных условий в договоре обязан вернуть производителю отходы переработки за соответствующую плату.
Права и обязанности производителя:
1) передача заготовителю произведенной продукции;
2) необходимость передать товар в согласованном ассортименте; 3) освобождение от ответственности за нарушение условий договора при наличии доказательств отсутствия вины.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|